ВСН 34-91. 
Выбор оборудования для погружения свайныхэлементов

ВСН 34-91. Выбор оборудования для погружения свайныхэлементов
Правила производства и приемки работ на строительстве, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 

 

 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
РД 11-288-99 - Методика определения технического состояния кожухов доменных печей и воздухонагревателей

 

Предложения Сети:
Стоимость цемента: до 100 мешков 215 руб./меш. от 100 мешков 205 руб./меш.

 

 

Сварка ->  Строительные конструкции ->  ВСН 34-91 -> 

 

 

Запрещается применять свайные элементы без паспорта и не отвечающие требованиям проекта.

6.20. На торце или на боковой поверхности на расстоянии 0,5 м от торца свайного элемента должны быть нанесены предприятием-изготовителем несмываемой краской марка, дата изготовления и номер партии.

Подъемные петли железобетонных призматических свай и шпунтин, а также места строповки круглых полых свай и свай-оболочек, отмеченные несмываемой краской, должны находиться на расстоянии 0,2 их длины от концов без учета длины острия.

Места строповки железобетонных призматических свай и шпунтин для подъема за одно сечение на копер фиксируются металлическими штырями, заделанными в бетон при изготовлении, или несмываемой краской на круглых полых сваях и сваях-оболочках.

6.21. Секции наращиваемых круглых полых свай и свай-оболочек должны предварительно пройти контрольное стыкование между собой и с наконечником для проверки соосности всех элементов, плотности стыковых поверхностей и совпадения фланцевых отверстий.

При стыковании секций между собой и с наконечником или ножом необходимо соблюдать следующие условия:

а) отклонения размеров металлических стыковых фланцев и ножей должны находиться в пределах допусков, указанных в СНиП 3.02.01-87;

б) отклонение оси устанавливаемой секции от направления оси ранее установленной секции не должно превышать 2 мм на каждый метр длины секции;

в) поверхности стыкуемых фланцев должны плотно прилегать друг к другу; местные неплотности (зазоры) не должны быть более 1,5 мм.

6.22. Стыкование секций круглых полых свай и свай-оболочек диаметром до 2 м следует производить на горизонтальном стенде, оборудованном роликовыми опорами и механизмами для поворота секций вокруг оси. Сваи-оболочки диаметром 3 м целесообразно стыковать в вертикальном положении.

Секции, прошедшие контрольное стыкование, должны быть замаркированы и размечены масляной краской для правильного соединения их при погружении.

6.23. При наличии грузоподъемного, транспортного и погружающего оборудования, обеспечивающих доставку на место и погружение конструкций в укрупненном виде, целесообразно производить полное стыкование на стенде, руководствуясь при этом следующим:

а) прочность соединения секций на болтовых и сварных фланцевых стыках должна быть не меньше прочности железобетонного поперечного сечения сваи или сваи-оболочки между стыками при работе на продольную силу и на изгиб;

б) применение каких-либо податливых прокладок между фланцами запрещается;

в) гайки фланцево-болтовых соединений секций после затяжки должны быть приварены к болтам во избежание их ослабления в процессе погружения. Вследствие затруднений с контролем равномерности натяжения болтов суммарную прочность болтов необходимо назначить на 20-30% выше расчетной;

г) при наличии неплотностей или необходимости обеспечения водонепроницаемости соединения фланцы болтовых соединений следует обварить по периметру конструктивным швом;

д) соединение секций сваркой необходимо производить нижним швом с поворотом свай-оболочек вокруг оси. Сварку следует производить электросварочным полуавтоматом под флюсом или ручной дуговой сваркой электросварщиком высокой квалификации (не ниже 5 разряда). Сварка должна производиться по утвержденным техническим правилам для трубопроводов большого диаметра и высокого давления;

е) при стыковании секций путем сварки выпусков стержней двухсторонними накладками с целью снижения реактивных неравномерных напряжений от сварки и обеспечения необходимой прочности стыков на воздействие динамической нагрузки при погружении должна осуществляться следующая технология:

после выверки положения стыкуемых секций сварить четыре пары выпусков, расположенных во взаимно перпендикулярных диаметральных плоскостях;

скрепленные секции расклинить несколькими парами симметрично расположенных стальных клиньев;

продолжить сварочные работы, по возможности, двумя сварщиками, одновременно сваривая две пары диаметрально расположенных стержней;

после окончания стыкования всех стержней удалить клинья;

ж) сварные стыки между секциями перед заделкой их бетоном должны быть приняты и оформлены актом на скрытые работы. К акту должны быть приложены документы об испытания сварных образцов на прочность, относительное удлинение и ударную вязкость, данные о фактических параметрах сварного шва;

з) для омоноличивания, а также изоляции сварных стыков на выпусках рекомендуется применять бетон марки по прочности не менее 500 на быстротвердеющем цементе с укладкой в опалубку и уплотнением виброиглой или торкретированием по предварительно установленной в месте стыка стальной сетке с ячейкой 10-15 мм из проволоки диаметром 1-3 мм. С целью ускорения твердения бетона целесообразно использовать паропрогрев или электронагрев с постоянным увлажнением. Наложение на бетон противокоррозионной изоляции следует производить по достижении им прочности не менее 70% проектной;

и) стальные элементы фланцево-болтовых соединений и обечаек следует также защищать торкрет-бетоном или омоноличивать бетоном марки не ниже 400. При этом бетонную смесь или торкрет-бетон следует приготовлять с применением цементов и заполнителей, устойчивых против воздействия данной среды, и укладывать по предварительно установленной в месте стыка стальной сетке;

к) к моменту погружения или подъемно-транспортных операций бетон омоноличивания должен иметь прочность не менее марки бетона конструкции.

6.24. Противокоррозийное покрытие свайных элементов, если оно предусматривается проектом, рекомендуется наносить на заводе, и только в исключительных случаях, а также в зонах омоноличивания стыков - на строительной площадке с соблюдением указаний СНиП 3.04.03-85.

6.25. Разметку свайных элементов по длине выполняют несмываемой краской на видимой при погружении стороне свайного элемента.

На нижней части длины свайного элемента, которая в начале погружения будет находиться в воде, отметки наносят через метр, а выше: на сваях - через полметра, а на сваях-оболочках - через 20 см. Отметки метров обозначаются цифрами.

Все подъемно-транспортные операции со свайными элементами надлежит производить в соответствии с требованиями проекта производства работ с соблюдением мер предосторожности против появления трещин, нарушения противокоррозийных покрытий и возникновения прочих дефектов.

Отгрузку железобетонных свайных элементов с предприятия-изготовителя и подъемно-транспортные операции с железобетонными свайными элементами, изготовленными на строительстве, разрешается производить не ранее достижения бетоном проектной прочности.

Подъем свайных элементов, находящихся в горизонтальном или вертикальном положении, должен во всех случаях производиться при вертикальном положении грузоподъемного полиспаста.

Кантование свайных элементов, перемещение их волоком и сбрасывание с высоты не допускается.

Строповка свайных элементов при подъеме должна производиться в местах, предусмотренных проектом.

Строповка железобетонных свайных элементов, изготовленных в соответствии с требованиями ГОСТ 19804-0-78*, производится в двух точках за петли или петлевыми стропами с мягкими прокладками, обеспечивающими сохранность ребер, гребней, пазов и прочих выступающих конструктивных деталей.

Угол наклона стропов к горизонту должен быть не менее 60°.

Подъем свайных элементов, у которых величина отношения расстояния между точками строповки к размеру поперечного сечения в плоскости стропов более 30, а также свайных элементов, которые должны стропиться более чем в двух точках, необходимо производить с применением траверсы.

Все операции, связанные с переводом железобетонных свайных элементов из горизонтального положения в вертикальное, должны производиться плавно, без рывков и ударов, чтобы в них не могли возникнуть изгибающие моменты, превышающие допускаемые по трещинообразованию.

Свайные элементы, выполненные в соответствии с ГОСТ 19804.0-78*, разрешается стропить при переводе в вертикальное положение в одном сечении, расположенном на расстоянии 0,3 длины элемента от верхнего конца и обозначенном обычно штырем.

Перевод свайного элемента в вертикальное положение со строповкой за верхнюю петлю, расположенную на расстоянии 0,2 длины элемента от верхнего конца, разрешается производить только при использовании второго крюка крана грузоподъемностью не менее 50% веса свайного элемента для строповки свайного элемента за точку, отстоящую на 0,2 длины элемента от его нижнего конца, или при условиях, обеспечивающих свободный свес нижнего конца свайного элемента с понтона или подмостей на всем этапе подъема свайного элемента за верхнюю точку для свободного поворота его вокруг опоры, расположенной на расстоянии 0,2 длины элемента от его нижнего конца.

При многоточечной строповке длинных свайных элементов перевод из горизонтального положения в вертикальное должен осуществляться с помощью специальных траверс.

Для строповки свай-оболочек при подъеме их в вертикальное положение следует применять приспособления жесткой конструкции, прикрепляемые к фланцам или выпускам продольных стержней арматуры.

6.26. Транспортирование свайных элементов на суше разрешается осуществлять любыми средствами, обеспечивающими безопасность движения на путях перевозки и сохранность перевозимых элементов. В пределах акватории свайные элементы следует транспортировать на палубных баржах или плашкоутах, имеющих достаточную плавучесть, остойчивость и проверенных расчетом на восприятие сосредоточенных усилий от веса свайных элементов.

6.27. При наличии плавкранов грузоподъемностью, превышающей в 2 раза вес свайного элемента, допускается транспортировать свайный элемент на крюке крана в вертикальном положении по защищенной от волнения акватории.

При перевозке и складировании железобетонные сваи и сваи-оболочки диаметром до 2 м необходимо укладывать горизонтально на подкладки и прокладки, расположенные под подъемными петлями в одной вертикальной плоскости для всех рядов.

Прокладки должны иметь толщину на 2 см больше высоты петель и ширину не меньше 15 см. Подкладки и прокладки для круглых свай и свай-оболочек должны иметь выкружки того же радиуса.

Звенья свай-оболочек диаметром 3 м следует перевозить и хранить в вертикальном положении. На время перевозки на транспортных средствах их необходимо раскреплять оттяжками.

6.28. Места складирования запаса свайных элементов необходимо выбирать возможно ближе к копрам или кранам. Элементы следует укладывать в штабели с таким расчетом, чтобы не производить их перекантовки при строповке.

Количество рядов в штабелях по высоте должно быть не более:

4 рядов для призматических и полых круглых свай диаметром до 0,6 м;

2 рядов для полых круглых свай диаметром 0,6-0,8 м, таврового шпунта и свай-оболочек диаметром 1,2 м;

1 ряда для свай-оболочек диаметром более 1,2 м.

Расположение штабелей должно быть удобным для подъезда кранов и транспортных средств и производства погрузочно-разгрузочных операций.

 

Выбор оборудования для погружения свайных элементов

 

6.29. Способ погружения свайных элементов и применяемое оборудование должны соответствовать указаниям проектов организации строительства и производства работ для данного сооружения. Выбор погружающего оборудования следует производить, руководствуясь принятым методом производства работ, указаниями рабочих чертежей, местными техническими и природными условиями и указаниями настоящего раздела.

6.30. Забивной способ погружения при правильном подборе энергии удара и веса ударной части молота применим к любым видам свайных элементов в любых грунтовых условиях, за исключением скальных, крупнообломочных грунтов и грунтов, имеющих включения валунов и других крупных крепких инородных тел.

Выбор молота для забивки свайных элементов длиной до 25 м включительно следует производить в соответствии с указаниями СНиП 3.02.01-87 и Пособия к ним.

6.31. При одинаковой энергии удара для забивки железобетонных свайных элементов предпочтение следует отдавать молотам с большим весом ударной части и меньшей ударной скоростью, так как они создают более низкие напряжения в свайном элементе при забивке.

6.32. Выбор молота для забивки свай длиной более 25 м должен производиться проектной организацией при разработке проекта свайного фундамента с использованием специальных программ, алгоритмы которых основаны на волновой теории удара.

6.33. Для погружения в песчаные грунты стального шпунта, прокатных профилей в виде двутавровых балок и других стальных элементов с малой площадью поперечного сечения целесообразно применять вибромолоты, молоты двойного действия с повышенной частотой ударов и вибропогружатели. Последние также следует применять для погружения свай-оболочек.

6.34. Выбор типа вибропогружателя следует производить в соответствии с указаниями СНиП 3.02.01-87 и Пособия к нему.

6.35. Окончательным критерием правильности выбора погружающего механизма является успешное пробное погружение не менее трех свайных элементов в наиболее характерных пунктах данной площадки.

В случае тяжелых условий погружения (отказ при забивке менее 0,2 см или скорость вибропогружения менее 2 см/мин) необходимо осуществлять дополнительные облегчающие погружение мероприятия: лидерное бурение, подмыв, разработка грунта внутри полых свай и свай-оболочек и т.д.

6.36. Выбор копрового или грузоподъемного оборудования для подвески погружающего снаряда и производства подъемно-транспортных операций со свайными элементами обусловливается принятым в проекте методом производства работ (на плаву, с берега или с подмостей), видом погружающего снаряда и его весом, весом свайного элемента, необходимой полезной высотой подъема и местными условиями.

 

Примечание. Копровые установки применяют также и для работы с вибропогружателями, причем последние должны быть оборудованы специальными захватами или роликами.

 

Плавучие копры должны соответствовать требованиям Морского и Речного регистров СССР и иметь средства, обеспечивающие стабильное положение копра в период производства работ.

Плавучие копры, используемые в местах, подверженных волнению, должны быть оборудованы не менее чем шестью якорными устройствами: носовым, кормовым и четырьмя папильонажными, направленными примерно под углом 45° к направлению первых двух.

При работе в защищенных от волнения местах разрешается закреплять копры четырьмя якорями.

Каждое якорное устройство должно состоять из следующих элементов:

а) якоря, тип и вес которого определяются по правилам Морского (Речного) Регистра СССР в зависимости от типа судна, его характеристики и района плавания;

б) стального или пенькового каната или якорной цепи сечением, определяемым теми же правилами регистра, и длиною, обеспечивающей заброску якоря от судна на расстояние не менее 8 глубин воды у якоря;

в) механизма для навивки якорного каната грузоподъемностью, в 2,5 раза превышающей вес якоря;

г) буйка, прикрепленного канатом к якорю, предназначенного для обозначения места последнего.

6.37. Передвижение плавучего копра от забитой сваи к вновь забиваемой производится за счет подтягивания одних и ослабления других якорных цепей (канатов).

Рабочее положение плавучего копра следует закреплять натяжением всех якорных цепей (канатов).

Перекладка якорей в новое положение производится с помощью крана-якорницы грузоподъемностью, в 2,5 раза превышающей вес самого тяжелого якоря данного судна.

6.38. При отсутствии специализированных плавучих копров заводского изготовления допускается применение береговых копров, установленных на понтонах или баржах при работе на защищенных акваториях.

Переоборудование береговых копров в плавучие должно производиться по проектам, обоснованным расчетами грузоподъемности, остойчивости и удовлетворяющим другим требованиям, предъявляемым к плавучей конструкции.

6.39. Подача свайных элементов с баржи (понтона, шаланды) в направляющие стрелы плавучих копров (за исключением полноповоротных копров, для которых разрешается установка свайных элементов с помощью копровой свайной лебедки) должна производиться автономными кранами, которые могут устанавливаться на том же судне, где и копер, или плавучими кранами, располагающимися для этой цели между плавкопром и баржей со свайными элементами.

6.40. При вибропогружении свай-оболочек необходимо применять краны грузоподъемностью на 25% больше веса вибропогружателя с наголовником или веса свайного элемента (или его секции), если вес последнего больше веса вибропогружателя с наголовником. Высота крюка и вылет стрелы крана в этом случае должны обеспечивать возможность подъема вибропогружателя с наголовником на 1 м над головой ранее выставленной сваи или сваи-оболочки.

В случае отсутствия на строительстве стреловых кранов требуемой грузоподъемности допускается применение копров соответствующей грузоподъемности.

6.41. Для обеспечения необходимой точности погружения свайных элементов следует применять направляющие устройства, конструкция которых определяется видом сооружения, типом свайного элемента, местными условиями погружения и устанавливается проектом производства работ или разрабатывается проектной организацией, выполнившей проект свайного фундамента (см. п.6.2).

В качестве направляющих устройств могут быть использованы направляющие копровых стрел, одноярусные и многоярусные плавучие и навесные каркасы, специальные плавкондукторы и т.п.

Направляющие копровых стрел плавучих копров обеспечивают достаточную точность погружения вертикальных и наклонных свай при глубине воды до 10 м. При забивке наклонных свай на больших глубинах необходимо добавлять к направляющим копровой стрелы специальную подводную удлиняющую секцию длиной не менее 0,25 длины свайного элемента.

Для сокращения объема разбивочных работ и времени установки копра на новую позицию при работе с плавучим копром следует применять кондуктор, представляющий собой металлическую рамную конструкцию с количеством ячеек, равным числу свайных элементов в поперечном ряду сооружения. Кондуктор устанавливается на тыловой и кордонный свайные элементы, являющиеся маячными для данного поперечного ряда свайных элементов. Поперечные размеры ячеек в плане выполняются на 4-5 см большими поперечных размеров свайного элемента.

При погружении свайных элементов молотами с подвесных стрел и вибропогружателями на тросах (без направляющей стрелы крана или копра) необходимо применять направляющие каркасы и пространственные кондукторы. При этом база направляющих устройств в направлении погружения должна применяться по возможности большей, допустимой по условиям удобства производства работ, и составлять для вертикальных свайных элементов не менее двух диаметров элемента и не менее двух метров, а для наклонных свайных элементов не менее трех диаметров и не менее четырех метров.

6.42. Одноярусные направляющие каркасы могут применяться только для погружения вертикальных свайных элементов при условии, что центр тяжести установленного в ячейку свайного элемента находится ниже ее верха.

Одноярусные направляющие каркасы могут быть навесными и плавучими при массе свыше 30 т.

Для погружения наклонных и вертикальных свай-оболочек на водотоках со скоростью течения воды более 1 м/с необходимо применять двухъярусные и многоярусные каркасы.

Конструкция закрепления направляющих каркасов зависит от глубины и скорости течения воды, физико-механических свойств грунтов дна водоемов, необходимой точности погружения.

На защищенных от волнения акваториях при глубине воды свыше 12-15 м, скорости течения менее 1 м/с, отсутствии сильных ветров и массе свыше 30-50 т направляющие каркасы допускается размещать на плавучих средствах.

При скорости течения свыше 1 м/с и сильных ветрах направляющие каркасы следует после установки их в проектное положение по высоте и в плане закрепить за несколько погруженных свайных элементов, освободив от плавучих средств.

6.43. При применении направляющих каркасов в первую очередь следует погружать вертикальные свайные элементы, а затем наклонные.

 

Примечание. Предельная величина наклона свай-оболочек диаметром до 1,6 м не должна превышать 5:1. Сваи-оболочки диаметром более 1,6 м погружаются только в вертикальном положении.

 

При необходимости погружения большого количества свай-оболочек диаметром 1-2 м при глубине воды до 15 м на строительстве эстакад, пирсов и причалов в пределах одного бассейна на защищенной от волнения акватории следует применять специальные плавучие направляющие кондукторы, представляющие собой понтон с жестко прикрепленными к нему направляющими ячейками, которые выполняются в виде обойм, раскрывающихся гидроприводом.

Для облегчения установки, а также предохранения свай-оболочек от повреждения металлическими элементами в ячейках каркаса или кондуктора необходимо закреплять вертикальные направляющие из деревянных брусьев сечением не менее 12х18 см и в количестве не менее трех штук на ячейку.

Расстояние в свету между брусьями и сваей-оболочкой должно быть 2-3 см.

 

Погружение свайных элементов

 

6.44. Работы по погружению свайных элементов необходимо выполнять в соответствии со специально разработанными или типовыми, привязанными к местным условиям, технологическими картами производства работ, указаниями рабочих чертежей по производству работ с соблюдением требований техники безопасности на строительстве (см. п.6.5).

Запрещаются свайные работы с копрами и стреловыми кранами при скорости ветра более четырех баллов (7,4 м/с). Максимальная балльность волнения, при которой разрешается производство свайных работ, дается в зависимости от технических характеристик основной несущей машины (плавучего копра, плавучего крана, самоподъемной платформы) и других местных условий. Для плавучих копров она не должна превышать двух баллов (высота волны до 0,75 м), а самоподъемных платформ - 4 баллов (высота волны до 2 м).

Глубина акватории для работы плавучего крана или копра определяется согласно указаниям "Правил техники безопасности на морских судах" Министерства транспортного строительства, 1980 г.

Плавучие копры и краны должны быть надежно раскреплены во время производства работ, причем для плавучих копров и плавучих кранов, оборудованных навесной стрелой, максимальное смещение от первоначальной точки стояния должно быть не более 5 см и максимальное отклонение стрелы копра от вертикали при раскачивании - не более одного градуса.

Работы должны быть обеспечены необходимыми спасательными средствами.

6.45. Точность расположения копра или направляющей стрелы проверяют визированием по двум створам разбивочных знаков и по створам продольных и поперечных рядов свайных элементов, разбивку и закрепление которых на местности в свою очередь выполняют в соответствии с указаниями пп.6.10, 6.11. При применении плавучего копра на его палубе должны быть закреплены два визирных приспособления по борту со стороны копровой стрелы и два по оси, перпендикулярной первой.

6.46. Подъем и установку свайного элемента на стрелу копра или в направляющее устройство надлежит выполнять плавно, без рывков, пользуясь в необходимых случаях специальными мягкими (пеньковыми) оттяжками.

6.47. Перед началом погружения следует проверить правильность положения направляющего устройства и свайного элемента, а также надежность закрепления направляющего устройства и свайного элемента в нем для предотвращения отклонения последнего от заданного положения в процессе погружения.

6.48. В течение всего процесса погружения необходимо фиксировать ход погружения свайного элемента в грунт, т.е. количество ударов (для молотов одиночного действия и дизель-молотов) или время непрерывной работы агрегата (для молотов двойного действия, вибропогружателей и вибромолотов), затрачиваемое на каждый метр погружения свайного элемента. В конце погружения необходимо измерять отказ свайного элемента для сравнения его с расчетным отказом.

Величина отказа вычисляется как среднее арифметическое значение осадки свайного элемента от одного удара в 10 последних ударах в контрольном залоге при забивке молотом одиночного действия или дизель-молотом, как среднее значение глубины погружения сваи от одного удара в течение последней минуты залога для молотов двойного действия и как среднее значение осадки при работе вибропогружателя в течение последней минуты в контрольном залоге.

Величина контрольного залога принимается равной:

а) для молотов одиночного действия и дизель-молотов - 30 ударам;

б) для молотов двойного действия - 3 минутам;

в) для вибропогружателей и вибромолотов - 3 минутам.

6.49. Расчетный отказ для деревянных и железобетонных свай длиной до 25 м, погружаемых молотами, определяется в соответствии с указаниями СНиП 3.02.01-87.

Для железобетонных свай длиной свыше 25 м и стальных трубчатых свай расчетный отказ определяется по волновой теории удара с использованием специальных программ.

6.50. Свая и свая-оболочка должны погружаться до получения отказа не более расчетного и до проектной отметки или до пласта грунта, в который должны быть погружены их нижние концы.

Свайные элементы, недопогруженные до проектной отметки свыше допусков, указанных в п.6.90, и давшие на протяжении трех последовательных контрольных залогов отказ, равный или меньше расчетного, должны быть подвергнуты обследованию для выяснения причин, затрудняющих забивку. Дальнейшая забивка недопогруженных свайных элементов или замена их должна быть согласована с проектной организацией.

Свайные элементы, погруженные молотами и не давшие расчетного отказа, должны подвергаться контрольной добивке после "отдыха" в грунте в соответствии с ГОСТ 5686-78*. В случае, если отказ при контрольной добивке превышает расчетный отказ, проектная организация должна установить необходимость испытания свайных элементов статической нагрузкой и корректировки проекта свайного фундамента или соответствующей его части.

 

Забивка свайных элементов молотами

 

6.51. Все операции в период производства работ по погружению свайных элементов должны выполняться в строгом соответствии со специальной инструкцией на производство свайных работ, составляемой для конкретной сваебойной установки, с учетом технологических карт и требований техники безопасности.

6.52. Связь вертикальных свайных элементов с копровой стрелой в период забивки осуществляется посредством захвата головы свайного элемента, которая входит в выемку наголовника, снабженного пазами для продольного перемещения по направляющим.

При забивке вертикальных свайных элементов не допускается касание ими копровой стрелы или понтона. При забивке свайных элементов, особенно железобетонных, с наклоном 3:1 и круче допускается применение скользящих или роликовых опор в промежуточных точках по длине копровой стрелы с целью ликвидации возможного прогиба свайных элементов от собственного веса. С этой же целью следует наращивать копровую стрелу под воду при глубинах более 10 м.

При этом следует особо тщательно контролировать относительное положение свайного элемента и копровой стрелы и изменять положение последней в случае отклонения оси свайного элемента от первоначального направления для предотвращения его поломки от изгиба.

6.53. Все свайные элементы, за исключением деревянных, необходимо забивать с применением специальных наголовников.

Длина направляющих пазов наголовника должна быть не менее наибольшего размера поперечного сечения забиваемого свайного элемента, а величина свободного хода наголовника в направляющих стрелы должна быть в пределах 5-10 мм в любом поперечном направлении.

Наголовник должен иметь проушины или крюки для подвески его к стационарной части дизель-молота или ударной части паровоздушного молота для подъема наголовника совместно с молотом в верхнее положение перед установкой свайного элемента на место забивки.

Верхняя выемка наголовника выполняется круглой в плане и глубиной 100-150 мм при паровоздушных молотах и 200-300 мм при дизель-молотах. В верхнюю выемку вставляется верхний амортизатор.

Диаметр верхней выемки в наголовниках под трубчатый дизель-молот назначается больше диаметра шабота на 10-15 мм.

Верхний амортизатор следует изготовлять из обрезка ствола дерева твердой породы (дуб, бук, граб, комлевая часть сосны и лиственницы) с прямыми вертикально расположенными волокнами и строго перпендикулярными оси торцами.

Высота верхнего амортизатора назначается в пределах 150-250 мм для трубчатых дизель-молотов и 200-300 мм для паровоздушных молотов, причем в первом случае верхняя плоскость амортизатора должна быть не менее чем на 50 мм ниже верхней кромки бортов выемки наголовника для фиксации последним положения шабота молота. Для паровоздушных молотов, наоборот, амортизатор должен выступать над бортами верхней выемки наголовника на 100-200 мм. При работе с паровоздушными молотами верхний конец амортизатора укрепляют стальным кольцом (бугелем). В зависимости от типа применяемого паровоздушного молота в верхнем амортизаторе устраивают выемку глубиной 30-40 мм под шток или упорную лапу молота.