СО 34.21.530-99. 
Приложение 2

СО 34.21.530-99. Приложение 2
Методические указания по обследованию строительных конструкций производственных зданий и сооружений тепловых электростанций

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 

 

 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
ПБ 10-559-03 - Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог

 

 

 

Сварка ->  Строительные конструкции ->  СО 34.21.530-99 -> 

 

 

Вид испытания

Количество элементов

из одной партии

Количество проб (образцов)

из элемента

всего от партии элементов

Испытание на растяжение

2

1

2

Химический анализ

3

1

3

Ударная вязкость при:

 

 

 

+20°С

2

>3

>6

-20°С

2

>3

>6

Отпечатки по Бауману

2

1

2

 

При вырезке заготовок кислородным пламенем припуск на механическую обработку следует давать не менее одной толщины проката, но не менее 20 мм.

Места отбора проб должны располагаться на наименее напряженных участках элементов:

в нижних поясах ферм — на свободных горизонтальных полках в крайних нижних узлах при шарнирном расчетном опирании ферм или в наименее нагруженных панелях поясов при неразрезной схеме ферм;

в раскосах — на свободных полках в узлах;

на фасонках с минимально нагруженными раскосами;

на нижних поясах балок — на их приопорных участках;

в стенках балок — в их средней части;

в колоннах сплошного сечения — в средней части стенки.

Все образцы для механических испытаний вырезаются из сортового и фасованного проката — вдоль направления проката, а из листового и широкополосного — поперек направления проката.

Места отбора проб следует назначать вдали от мест с концентраторами напряжений, а последующее усиление этих мест следует производить с примыканием элементов усиления к основному металлу внахлест (примыкание; их встык должно быть исключено).

Примеры отбора проб металла из элементов стропильных ферм, балок, колонн представлены в приложении 7.

8.6. Качество стали оценивается по результатам комплексных испытаний с учетом зависимости между химическим составом и механическими свойствами.

О сопротивляемости хрупкому разрушению судят на основании сопоставления результатов дополнительных испытаний с нормами, регламентированными действующим СНиП для данной конструкции, а при необходимости также с данными СНиП, ГОСТ, ОСТ и технических условий на поставку стали, действующих на период возведения обследуемых конструкций. На основании данных химического анализа и требований [13] должна быть установлена марка стали.

 

9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ НАГРУЗОК, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

 

9.1. Для установления причин повреждений отдельных элементов металлоконструкций каркасов зданий и сооружений в некоторых случаях при обследовании требуется выявить фактические и прогнозируемые нагрузки, воздействия и условия эксплуатации.

9.2. При обследовании определяются:

нагрузки от собственной массы металлоконструкций (ферм, колонн, связей и т.д.), которые определяются по проектным данным или по натурным измерениям (при отсутствии проекта);

нагрузки от стационарного технологического оборудования, принимаемые в соответствии с технической документацией;

нагрузки от массы ограждающих конструкций стен и покрытия, опирающихся на каркас;

снеговые, ветровые и динамические нагрузки на конструкции, принимаемые по указаниям [3];

крановые нагрузки, принимаемые по заводским характеристикам крана, приведенным в паспортах;

нагрузки от массы людей, ремонтных материалов, пылевых отложений.

9.3. При обследовании учитываются:

неравномерные осадки фундаментов;

температурные воздействия;

воздействия агрессивной среды;

абразивный износ.

Кроме того, при обследовании учитываются состояние антикоррозионной защиты и загрязненность металлоконструкций, следы использования металлоконструкций в несвойственных им функциях.

 

10. ПОВЕРОЧНЫЕ РАСЧЕТЫ

 

10.1. Степень опасности дефектов и повреждений, таких, как отклонения металлических конструкций от проектного положения, деформации отдельных элементов, а также потери площади сечения элементов и соединений в результате коррозии, механического износа, наличия надрезов и вырезов и т.п., должна устанавливаться на основе поверочных расчетов в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов.

10.2. Расчетные схемы конструкций и их элементов устанавливаются в соответствии с их действующими условиями закрепления и имеющейся в натуре системой связи.

10.3. При обнаружении факторов, приводящих к перераспределению усилий в конструкциях (неравномерная осадка опор жесткой рамы, изменение способа заделки опорных узлов фермы или балки, изменение схемы решетки сквозных конструкций, образование дополнительной опоры после усиления конструкции и т.п.), всю систему необходимо пересчитать на перераспределение усилий от фактической деформации или по фактической схеме.

10.4. При наличии в технической документации на обследуемые конструкции расчетов, выполненных проектными организациями, проведение поверочных расчетов не обязательно, если состояние конкретных конструкций не требует введения в расчеты соответствующих коррективов и дополнений.

10.5. Оценку прочности элементов, ослабленных вырезкой кромок, коррозией, отверстиями и т.п., следует производить расчетом с учетом этих ослаблений.

10.6. При расчете конструкции, выполненной из разных материалов (например, в стальной ферме при испытании различных ее элементов получены характеристики сталей марок Ст3 и Ст5), следует принимать не средние значения механических характеристик, а наименьшие. В общем случае всегда рекомендуется при отсутствии достоверных данных о материале конструкции в поверочных расчетах принимать характеристики материалов с минимальными значениями, например, для стальных конструкций — сталь марки СтО с расчетным сопротивлением 170 МПа (1700 кгс/см2).

 

11. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

11.1. Анализ состояния металлических конструкций на основе материалов обследования включает в себя следующие основные положения:

выявление недопустимых дефектов и повреждений;

определение общего уровня напряженного состояния конструкций от действующих нагрузок по данным поверочных расчетов и выявление случаев перенапряжения несущих элементов конструкций;

оценку влияния дефектов и повреждений на несущую способность конструкций.

11.2. При анализе дефектов, обнаруженных при обследовании, следует прежде всего руководствоваться СНиП и ТУ на проектирование, изготовление и приемку соответствующих металлических конструкций и сооружений.

11.3. Следствием анализа состояния металлических конструкций является вывод о пригодности их к дальнейшей эксплуатации. При этом оценивается возможность восстановления пригодности конструкций к эксплуатации путем ликвидации выявленных дефектов и повреждений, а также усиления тех элементов и узлов, напряжения в которых превышают допустимые. Кроме того, определяются дефекты и повреждения, которые можно оставить без исправления.

11.4. Результаты работ по обследованию металлических конструкций и оценка пригодности их к дальнейшей эксплуатации оформляются в виде документа, включающего следующие материалы:

данные технической документации;

ведомости дефектов и повреждений;

результаты геодезических и других измерений конструкций;

данные по нагрузкам;

данные по режиму эксплуатации;

результаты анализа качества металла;

поверочные расчеты конструкций;

результаты анализа дефектов и повреждений, а также причин, вызывающих их;

выводы о состоянии конструкций и их пригодности к эксплуатации;

технические решения и рекомендации по исправлению дефектов и повреждений и усилению элементов конструкций.

11.5. Окончательное заключение о состоянии металлоконструкций и о возможности их дальнейшей эксплуатации составляется по совокупности результатов обследования.

 


12. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КАРКАСОВ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

 

12.1. При выполнении работ по обследованию несущих металлических конструкций каркасов зданий и сооружений следует руководствоваться СНиП, местными инструкциями и правилами техники безопасности.

12.2. Работы по обследованию металлоконструкций каркасов зданий и сооружений выполняются, как правило, не менее чем двумя специалистами.

12.3. Обследование выполняется с использованием лестниц, лесов, площадок мостовых кранов, автовышки при условии обеспечения безопасности.

12.4. Лица, проводящие обследование металлоконструкций, должны использовать необходимые защитные приспособления и спецодежду:

защитные каски во всех случаях;

предохранительные пояса при работах на высоте более 1,5 м;

спецодежду, которая не должна иметь болтающихся и свисающих частей во избежание зацепления с движущимися частями механизмов и токопроводящими элементами;

приспособления для защиты глаз и дыхательных путей:

маски, очки, респираторы, противогазы и т.д. в зависимости от опасных производственных факторов среды.

12.5. К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся:

зоны вблизи неизолированных токоведущих линий и электроустановок;

зоны перемещения кранов, машин и оборудования или их частей и рабочих органов;

зоны, где содержатся вредные вещества в концентрациях выше предельно допустимых, или действует шум интенсивностью выше предельно допустимой и др.

12.6. Инструменты, приборы и приспособления при выполнении обследований должны размещаться в сумке, перекинутой через плечо.

12.7. При использовании для освидетельствования конструкций грузоподъемных механизмов необходимо руководствоваться правилами и требованиями Госгортехнадзора России.

12.8. Выполнять верховые наружные обследования при температуре минус 20°C и ниже, атмосферных осадках, грозе и скорости ветра более 6 м/с не разрешается.

12.9. Все работы, связанные с установкой и подключением приборов, следует согласовывать с руководством цеха, в котором производится обследование.

 


Приложение 1

(справочное)

 

ВЕДОМОСТЬ ДЕФЕКТОВ СТРОПИЛЬНОЙ ФЕРМЫ

(ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ)

 

Схема стропильной фермы и нумерация узлов

 

 

Ось

Элемент или узел

Описание дефекта

3

1

Горизонтальная полка уголка нижнего пояса фермы потуга в двух местах;

в пределах фасонки f = 100 мм, l = 150 мм и

на расстоянии 600 мм f = 50 мм, l = 100 мм

7

3-5

Уголок нижнего пояса фермы со стороны оси погнут в плоскости и из плоскости фермы

7

3-8

В середине раскоса уголки погнуты из плоскости фермы; f = 100 мм; l = 2000 мм

8

6-8

 

 

Уголки верхнего пояса фермы погнуты в плоскости фермы;

f = 150 мм; l = 1500 мм

 


Приложение 2

 

ДОПУСТИМЫЕ РАЗМЕРЫ ХАРАКТЕРНЫХ ДЕФЕКТОВ И ПОВРЕЖДЕНИЙ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ПРИ ПРИЕМКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

п.п.

Дефект или повреждение

Эскиз

Допустимые размеры

Примечание

 

Сварные соединения

 

1

Трещины в швах или околошовной зоне всех видов и размеров

Не допускаются

Подлежат устранению во всех случаях

2

Непровары по сечению швов в соединениях, доступных сварке с двух сторон

а £ 0,05d, но не более 2 мм. Длина участка непровара должна быть не более 50 мм. Общая длина непроваренных участков допускается не более 200 мм на 1 м погонной длины шва. Расстояние между соседними непроваренными участками должно быть не менее 250 мм

Подлежат удалению на длину дефектного места плюс по 15 мм с каждой стороны и завариваются вновь

3

Непровары в корне шва в соединениях без накладок, доступных сварке только с одной стороны

а £ 0,05d, но не более 3 мм

 

4

Несплавления по кромкам, непровары в стыковых швах, а также непровары в швах на участках угловых и тавровых соединений, где проектом предусмотрено сквозное проплавление

Не допускаются

 

5

Неполномерность или наплывы шва при ручной и полуавтоматической сварке:

углового

стыкового

От расчетной высоты шва:

 

 

 

h = +2 мм

а = +3 мм

Необходимость устранения дефекта выявляется поверочным расчетом с учетом фактических размеров шва

6

Чрезмерное усиление валика шва

d £ 0,2 hш

 

 

 

d £ 0,2 d или не более 4 мм при d > 20 мм

 

7

Подрезы основного металла

а £ 0,5 мм при 4 £ d £ 10 мм;

а £ 1,0 мм при d > 10 мм

Указанные дефекты должны быть устранены, если они являются очагами возникновения трещин

8

Подрезы основного металла вдоль усилия и местные подрезы (до 25% длины шва) поперек направления усилия

 

в швах данной или подобной конструкции, работающей в аналогичных условиях в данном цехе

9

Подрезы поперек направления усилия

 

а £ 0,5 мм при d £ 20 мм;

а £ 1 мм при d > 20 мм

 

10

Отдельные шлаковые или газовые включения (поры) либо скопление их

а - не более 10% толщины свариваемого металла, но не более 3 мм

Участки швов, где имеются шлаковые включения, газовые поры, наличие которых недопустимо

 

 

а - не более 2 мм в количестве не более 6 дефектов на участке шва длиной 400 мм или не более одной группы этих же дефектов на этой же длине. Расстояние между дефектами должно быть не менее 10 мм

или ограничено, удаляются на длину дефектного места плюс по 15 мм с каждой стороны и завариваются вновь

11

Шлаковые включения или поры, расположенные цепочкой вдоль шва

Суммарная длина

а £ 200 мм на 1 м погонной длины сварного шва

 

12

Шлаковые включения или поры, образующие сплошную линию вдоль шва

 

Не допускаются

 

13

Скопление газовых пор и шлаковых включений на отдельных участках шва

 

Не более 5 шт. на 1 см2 площади шва при диаметре одного дефектам £ 1,5 мм

 

14

Суммарное значение непровара шлаковых включений и пор, расположенных отдельно или цепочкой при:

 

 

То же

 

двусторонней сварке

 

Не более 10% толщины свариваемого металла, но не более 2 мм

 

 

односторонней сварке без подкладок

 

15% толщины свариваемого металла,  но не более 3 мм

 

15

Резкие переходы от основного к наплавленному металлу, наплывы, натеки, сужения, кратеры и прерывы шва

Не допускаются

Все обнаруженные кратеры, прерывы и сужения швов должны завариваться с предварительной тщательной подготовкой (зачисткой) поверхности

 

Болтовые и заклепочные соединения

 

16

Отсутствие болта или проворачивание его от руки (кроме монтажных)

 

Не допускается

Следует установить новый болт или подтянуть существующий

17

Отсутствие заклепки, отсутствие головки или проворачивание ее от руки

 

Не допускается

Следует установить новую заклепку или болт

18

Дрожание или перемещение головки заклепки под ударами контрольного молотка массой 300-400 г

 

Не допускается

Дефектные заклепки подлежат замене на новые заклепки или болты

19

Смещение осей заклепочных рисок в решетчатых конструкциях от нормативных

 

< 3 мм

Необходимость устранения дефекта определяется поверочным расчетом с учетом фактических отклонений

20

Неплотное прилегание головки к склепываемому пакету

Щуп толщиной 0,2 мм не должен проходить вглубь под головку более чем на 3 мм

При отсутствии дрожания и проворачивания заклепок, а также других повреждений в конструкциях указанные дефекты могут быть оставлены без исправления

21

Смещение головки с оси стержня

а £ 0,1

То же

22

Зарубка металла обжимкой

а £ 0,5 мм

-»-

23

Зарубка головки заклепки

 

h £ 2,0 мм (h - глубина зарубки)

-»-

24

Неплотное заполнение потайной заклепки по диаметру

а £ 0,1 d

-»-

25

Неплотность склепываемого пакета

Щуп толщиной 0,3 мм не должен проходить вглубь между склепанными деталями более чем на 20 мм (вне зоны расположения заклепок)

Неплотности склепываемого пакета рекомендуется инъецировать полимерными композициями или другими материалами, препятствующими развитию коррозии

 

Элементы конструкций

 

26

Трещины в основном металле элементов конструкций

 

Не допускаются

 

27

Стрелка прогиба (кривизна) между точками закрепления участков сжатого пояса из плоскости фермы, ригеля или балки

 но не более 15 мм

Устранение прогибов диктуется эстетическими соображениями или условиями нормальной эксплуатации

28

Стрелка прогиба отдельного сжатого элемента

 но не более 15 мм

То же

29

Винтообразность элементов

 

0,001/(l - длина элемента), но не более 10 мм [0,005l, но не более 20 мм]

Повреждения устраняются в случаях, когда они препятствуют

30

Перекос полок элементов таврового и двутаврового сечений:

в стыках и местах примыканий

в остальных местах

 

 

 

 

а £ 0,005 в [а £ 0,01 в]

 

а £ 0,01 в [а £ 0,02 в]

нормальной эксплуатации конструкций: нарушают опирание и примыкание других элементов, ухудшают положение

31

Грибовидность полок элементов тавровых и двутавровых сечений:

в стыках и местах примыканий

в остальных местах

 

 

 

 

 

а £ 0,005 в [а £ 0,01 в]

 

а £ 0,01 в [а £ 0,02 в]

подкранового рельса и др.

32

Выпучивание стенки сплошной балки:

в сжатой зоне

в растянутой зоне

 

 

а £ 0,003 h

[а £ 0,01 h]

Необходимость устранения дефекта при а > 0,01 h устанавливается расчетом. При этом учитывается только неповрежденная часть сечения, которая должна быть меньше 75% первоначальной площади Необходимость устранения дефекта определяется условиями эксплуатации

33

Местные погнутости (вмятины):

в сжатой зоне

 

 

а £ 0,1 d

[а £ 0,2 d]

Необходимость устранения дефекта при а > 0,2d  устанавливается расчетом, при этом учитывается только неповрежденная часть сечения, которая должна быть меньше 75% первоначальной площади

 

в растянутой зоне

 

Необходимость устранения дефекта определяется условиями эксплуатации

34

Погнутость узловых фасонок:

при наличии трещин

в случае примыкания сжатого элемента с напряжением в ней более половины расчетного сопротивления

в остальных случаях

Не допускаются

tg a £ 0,01

[tg a £ 0,1]

 

 

 

 

 

 

tg a £ 0,01

[tg a £ 0,2]

При больших углах перегиба фасонок указанный дефект может быть оставлен при условии установки связей или элементов жесткости, препятствующих увеличению угла перегибов фасонки

 

Взаимное расположение конструкций

 

35

Отклонение отметок опорных узлов ферм, ригелей:

для бескаркасных зданий

для зданий с мостовыми кранами

 

 

 

а £ ±20 мм

[a £ ±40 мм]

а £ ±15 мм

[а £ ±30 мм]

Необходимость устранения дефектов устанавливается на основе поверочных расчетов и условий эксплуатации

36

Отклонение расстояний между осями ферм по верхнему поясу

а - в £ ±15 мм

[а - в £ ±20 мм]

 

37

Отклонение стропильных ферм от вертикальной плоскости:

на опоре

в середине пролета

а £ 5 мм [а £ 10 мм]

а £ 10 мм [а £ 15 мм]

 

38

Отклонение расстояний между прогонами и между балками для установки опор транспортера

a = ±5 мм

[a = ±10 мм]

[a - расстояние между прогонами по проекту)

Необходимость устранения дефектов устанавливается на основе поверочных расчетов и условий эксплуатации

39

Отклонение отметки опорной поверхности колонн и опор

а £ ±5 мм

[а £ ±7 мм]

Значения указанных отклонений могут быть допущены при условии выполнения требований в отношении подкрановых путей, отмеченных в пп. 43-49 данного приложения

40

Смещение осей колонн и опор относительно разбивочных осей (в нижнем сечении)

 

в £ ±5 мм

[в £ ±10 мм]

 

41

Отклонение оси колонны и опоры от вертикали в верхнем сечении при высоте, м:

до 15

более 15

 

 

 

 

с £ 15 мм [с £ ±20 мм], но не более 35 мм

с £ 0,001 Н [с £ 0,0015 Н], но не более 50 мм

 

42

Стрела прогиба (кривизна):

 

 

 

 

колонны

 

1/750Н, но не более 15 мм [1/500Н, но не более 25 мм]

 

 

опоры

 

1/750 длины элемента между точками закрепления, но не более 15 мм

 

43

Отклонения расстояний между осями подкрановых рельсов одного пролета

l = ±10 мм

[l = ±15 мм]

Устраняется рихтовкой подкрановых балок и крановых рельсов в соответствии с проектом

44

Разность отметок головки подкрановых рельсов в одном разрезе пролета здания:

на колоннах

в пролете

 

в £ 15 мм [в = 0,01 значения пролета, но не более 40 мм]

в £ 20 мм [в = 0,01 значения пролета, но не более 40 мм]

То же

45

Разность отметок подкрановых рельсов на соседних колоннах

а £ 10 мм [a £ 20 мм]

-»-

46

Отклонение оси подкранового рельса от прямой

в - кривизна

а = ±15 мм

[a = ±20 мм]

в = ±2 мм [в = ±3 мм]

-»-

47

Смещение оси подкранового рельса с оси подкрановой балки при стальных подкрановых балках

a £ ±15 мм

[а £ ±30 мм]

Устраняется рихтовкой подкрановых балок и крановых рельсов в соответствии с проектом

48

Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте

a = 2 мм

[a = 3 мм]

Устраняется заменой изношенных рельсов

49

Зазоры в стыках подкрановых рельсов

a =4 мм

[а не более 12 мм]

Устраняются рихтовкой рельса

50

Износ головки рельса: горизонтальный (а)

вертикальный (в)

а = 0,10 В [а = 0,15 В]

в = 0,10 Н [в = 0,15 Н]

В и Н - соответственно первоначальная ширина и высота головки рельса

Устраняется заменой рельсов

 

Примечание. Значения в квадратных скобках - допустимые размеры дефектов и повреждений металлических конструкций при эксплуатации.

 


Приложение 3

 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРОГИБЫ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИЙ