РД 31.31.55-93. 
ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

РД 31.31.55-93. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Инструкция по проектированию морских причальных и берегоукрепительных сооружений

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 
 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
ОСТН-600-93 - Отраслевые строительно-технологические нормы на монтаж сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения

 

 

 

Сварка ->  Строительные конструкции ->  РД 31.31.55-93 -> 

 

 

Таблица 13.2.

 

0,15

0,22

0,29

0,36

K1

1,0

1,1

1,2

1,3

 

Промежуточные значения К1 определяются линейной интерполяцией.

13.34. Глубину размыва наброски d1 рекомендуется определять по формуле

 

,                                            (13.7)

 

Пологость откоса сtgj от расчетного уровня воды до глубины d1 рекомендуется определять в зависимости от ширины переформирования наброски на уровне дна bcal,2, определяемого по формуле

 

bcal,2 = К2 bcal,1,                                                         (13.8)

 

где К2 - коэффициент, определяемый по табл. 13.3 в зависимости от глубины перед сооружением d.

 

Таблица 13.3.

 

d

2h1%

3h1%

4h1%

5h1%

6h1%

(7-8)h1%

К2

1,20

0,80

0,60

0,35

0,25

0,23

 

Промежуточные значения определяются линейной интерполяцией.

 

 

Черт. 13.2. Схема к расчету наброски из несортированного камня бед планировки откосов

1 - первоначальный профиль; 2 - фактический профиль размыва; 3 - расчетный профиль размыва

 

14. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ

 

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

14.1. Проектирование портовых сооружений в сейсмических районах следует производить в соответствии с требованиями СНиП II-7-81, СНиП 2.06.01-86 и указаний настоящего раздела.

14.2. При проектировании причальных сооружений следует предусматривать мероприятия, способствующие повышению их сейсмостойкости. Для гравитационных сооружений необходимо предусматривать устройства, препятствующие сдвигу сооружения по основанию ("зуб", упор и т.д.).

В сооружениях массивовой кладки следует использовать фасонные в поперечном сечении сооружения блоки или монолитную железобетонную обвязочную балку (шпонку) в верхнем курсе массивов.

В сооружениях эстакадного типа рекомендуется предусматривать пластические поглотители энергии колебаний (устройства типа диагональных связей между сваями эстакады), гасители колебаний или сейсмоизоляцию плиты верхнего строения.

14.3. Для засыпки за стенку рекомендуется применять однородный песчано-гравийный грунт или камень. Не рекомендуется устройство засыпок путем намыва. Следует предусматривать послойную засыпку грунта за стенку при обязательном уплотнении каждого отсыпанного слоя.

14.4. При замене слабого грунта в основании больверка необходимо, чтобы грунт замены располагался на плотные подстилающие или закрепленные грунты.

14.5. В заанкеренных подпорных стенках с целью повышения сейсмостойкости анкерной плиты (анкерной стенки) перед ее лицевой гранью рекомендуется устраивать плотное грунтовое ядро из крупнообломочных или песчаных грунтов.

14.6. Конструкции сопряжения анкерных тяг с сооружениями и анкерными опорами должны исключать возникновение изгибающих моментов в анкерах. Крепление концов анкерных тяг рекомендуется выполнять шарнирными.

14.7. В пределах секции сооружения длина тяг и марка стали должны быть идентичны.

При возведении сооружения рекомендуется обеспечить одинаковое предварительное напряжение анкерных тяг.

На анкерных тягах рекомендуется постановка специальных элементов, обеспечивающих выравнивание усилий в анкерах в процессе эксплуатации сооружения.

14.8. Сборные элементы верхнего строения и балочные элементы крановых путей должны иметь жесткие соединения, исключающие возможность сдвига в любом направлении. Узлы соединения должны тщательно омоноличиваться (черт. 14.1).

14.9. Во избежание увеличения сейсмических нагрузок на сооружения рекомендуется располагать склады, производственные корпуса и другие объекты порта в тыловой части причала на расстоянии не менее 2,5Н, где Н - высота причала.

14.10. Крановые пути за стенками рекомендуется устраивать на свайных фундаментах с передачей нагрузок на глубинные слои основания.

14.11. Антисейсмические швы в протяженных сооружениях целесообразно совмещать с температурно-осадочными швами. Ширину антисейсмических швов в сооружениях эстакадного типа следует назначать по результатам расчета и принимать не менее 40 мм.

Антисейсмические швы в плитах покрытий верхнего строения должны закрываться компенсаторами или нательниками из оцинкованной стали, алюминия или пластмассы, не препятствующих их взаимному перемещению.

Швы между секциями заполняются упругими прокладками, не препятствующими горизонтальным смещениям секций. В качестве прокладок следует применять ленты из пенопласта, губчатой резины и других упругих материалов.

 

 

Черт. 14.1. Омоноличивание сборных плит покрытия

1- шпонка; 2 - каркас; 3 - бетон марки М400 на легком заполнителе; 4 - полки плит покрытия; 5 - цементно-бетонное покрытие

 

 

Черт. 14.2. Конструкция связи между секциями причала

1 - стержень; 2 - труба; 3 - бетон омоноличивания; 4 - анкерующая арматура; 5 - сборный ригель

 

Целесообразность соединения секций эстакад между собой специальными связями, препятствующими относительному сдвигу секций в направлении, перпендикулярном продольной оси сооружения, устанавливается по результатам сопоставления расчетов на основные сочетания нагрузок с учетом сил навала судов и на особое сочетание нагрузок с учетом сейсмических сил. При этом конструкция связей должна исключать возможность их хрупкого разрушения при сейсмических колебаниях.

Рекомендуемая конструкция связей между секциями показана на черт. 14.2.

14.12. В конструкциях свайных набережных и оторочек, эстакада и тыловое сопряжение должны соединяться между собой свободно опертыми и скользящими по одной из опор перекидными плитами, обеспечивающими раздельную работу эстакады и тылового сопряжения.

14.13. В качестве опор сооружений эстакадного типа рекомендуется применять сваи из стальных труб либо предварительно напряженных центрифугированных железобетонных оболочек. При проектировании предварительно напряженных железобетонных свай-оболочек и ригелей необходимо, чтобы предельный изгибающий момент из условия прочности превышал не менее чем на 25% изгибающий момент из условия трещиностойкости.

14.14. Сваи необходимо погружать до глубины залегания грунтов, структура которых не нарушается при сейсмическом воздействии.

14.15. Верхние концы свай должны быть жестко заделаны в ригель при ригельной конструкции верхнего строения и в плиту при плитной конструкции.

Для придания большей жесткости омоноличивания стыкам ригелей со сваями необходимо применять безусадочный цемент, предусматривать мероприятия, препятствующие усадке бетона омоноличивания.

Узлы соединения железобетонных ригелей с железобетонными сваями-оболочками должны быть усилены применением сборных сеток, спиралей или замкнутых хомутов с учетом знакопеременных нагрузок.

14.16. Горизонтальную жесткость сооружений эстакадного типа в поперечном и продольном направлениях при необходимости следует увеличивать применением наклонных свай, либо введением диагональных связей.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАСЧЕТА

 

14.17. Расчеты причальных сооружений, возводимых в районах с расчетной сейсмичностью 7 баллов и более, должны включать: оценку сейсмичности площадки строительства, формирование динамической расчетной схемы сооружения (приложение 9 рекомендуемое);

определение сейсмических нагрузок, действующих на сооружение при сейсмическом воздействии;

определение усилий в конструктивных элементах сооружения от сейсмических нагрузок при его колебаниях по главным формам, а для распорного сооружения - и от сейсмического давления грунта;

проверки прочности элементов конструкции и устойчивости сооружения на особое сочетание нагрузок в соответствии с перечнем предельных состояний первой группы (рекомендуемое приложение 10).

14.18. Сейсмичность площадки строительства следует устанавливать в соответствии с районированием по СНиП II-7-81, а также в зависимости от структуры и физико-механических свойств грунтов основания сооружения.

При этом к грунтам основания в расчетной схеме следует относить:

для сооружений распорного типа - грунты, расположенные ниже границы динамической расчетной схемы, для свайных пирсов и набережных грунты, расположенные ниже уровня действия максимальных изгибающих моментов в сваях в грунте.

14.19. Расчеты причальных сооружений следует выполнять на горизонтальное сейсмическое воздействие перпендикулярно продольной оси сооружения, а для эстакад - еще и совпадающее с продольной осью.

14.20. Расчетами определяются сейсмические нагрузки от масс сооружения, обусловленные его инерционностью, при этом необходимо учитывать массы конструктивных элементов сооружения, массы полезных грузов на причале, присоединенные массы воды и приведенные к уровню ростверка массы свай, а также для распорных сооружений массы грунта, окружающего конструкцию, с учетом его водонасыщенности.

14.21. Расчетная сейсмическая нагрузка, действующая на К-ю массу (или к-ю степень свободы) по динамической расчетной схеме, сформированной в соответствии с приложением 9, и соответствующая i-му тону собственных колебаний сооружения, определяется по формуле

 

Ski = K1 K2 Ky mK g A bi hKi,                                                 (14.1)

 

где K1 - коэффициент, учитывающий допускаемые повреждения сооружения, K1=0,25;

K2 - коэффициент, учитывающий конструктивные особенности сооружения, для морских причальных сооружений K2=1,0;

Ky - коэффициент диссипации для причальных сооружений распорного типа при сейсмичности 7 и 8 баллов равен 0,7; при сейсмичности 9 баллов равен 0,65; для причальных сооружений эстакадного типа равен 1,2 при любой сейсмичности, а для сооружений с энергопоглотителями определяется дополнительными экспериментальными исследованиями;

mK - коэффициент инерции для "к"-й массы (или "к"-й степени свободы) равен: расчетной массе Мк для перемещения VК или моменту инерции масс qк для углов поворота aК т и т×м2;

g - ускорение свободного падения, м/с2;

А - коэффициент сейсмичности, равен 0,1; 0,2; 0,4 при расчетной сейсмичности 7, 8, 9 баллов соответственно;

bi - коэффициент динамичности, соответствующий 1-му тону собственных колебаний, принимается согласно СНиП II-7-81;

hKi. - коэффициент, зависящий от формы деформации сооружения при его собственных колебаниях по i-му тону.

 

Примечание.

При определении расчетного веса (или массы Мк и момента инерции масс qк), сосредоточенного в "к"-й точке расчетной схемы, а также эксплуатационной нагрузки следует принимать коэффициент надежности g1=1, при этом расчетную эксплуатационную нагрузку следует учитывать с коэффициентом сочетания 0,8.

 

14.22. Для причальных сооружений коэффициент формы следует определять по формуле

 

,                                                     (14.2)

 

где ХKi - относительное обобщенное перемещение сооружения в направлении k-й степени свободы (смещение V или угол поворота a) при его собственных колебаниях по i-му тону;

k - текущий номер степени свободы динамической расчетной схемы (k=1,2,...n);

n3 - число степеней свободы, совпадающих с направлением сейсмического воздействия (число степеней свободы, характеризующих перемещения);

n - общее число степеней свободы динамической расчетной схемы, включая и перемещения, и углы поворота.

 

14.23. Для сооружений распорного типа следует учитывать не менее пяти форм собственных колебаний, для сооружений эстакадного типа - не менее 2r форм, где r - количество секций в цепочке расчетной схемы причала.

14.24. В динамических задачах при определении периодов и форм собственных колебаний, сейсмических нагрузок и усилий от них в элементах сооружений следует использовать программы автоматизированных расчетов: для сооружений, динамические расчетные схемы которых составлены по МКЭ (см. рекомендуемое приложение 9), предлагается программа ЛИРА (ППП АПЖБК); для сооружений эстакадного типа с динамической расчетной схемой в виде цепочки жестких дисков - программа PIRS.

14.25. Сейсмические боковое давление грунта на стену следует определять в соответствии с теорией предельного равновесия.

При этом интенсивность горизонтальных составляющих активного и пассивного боковых давлений грунта следует определять по формулам

 

;                                      (14.3)

 

;                                      (14.4)

 

где Ран, Ррн - интенсивность горизонтальных составляющих соответственно активного и пассивного давлений несвязного грунта, кН/м2;

Рас, Ррс - интенсивность горизонтальных составляющих соответственно активного и пассивного давлений, обусловленная связностью грунта, кН/м2;

Аэа, Аэр - эффективные коэффициенты сейсмичности соответственно для зон активного и пассивного давлений грунта;

eа, eр - углы отклонения от вертикали равнодействующей сил веса и сейсмической силы, град;

j - угол внутреннего трения грунта, град;

 

, ea = arctgAэа,                                  (14.5)

 

, eр = arctgAэр,                                 (14.6)

 

где nа, np - количество учитываемых масс, расположенных соответственно в призмах распора и выпора (отпора) грунта;

v - количество учитываемых форм свободных колебаний сооружения;

GK,взв - расчетный вес в "к"-й точке с учётом взвешивающего воздействия воды, кН, gf=1;

 

14.26. Расчетные флуктуационные усилия в элементах конструкции либо перемещения узлов, возникающие при землетрясении в результате действия сейсмических нагрузок, следует определять по формуле

 

,                                                          (14.7)

 

где Nфi - флуктуационное (изменяющееся по направлению при землетрясении) усилие в рассматриваемом сечении конструкции от действия сейсмической нагрузки, определяемой по формуле (14.1), кН и кН×м.

 

14.27. Для распорных сооружений расчетные усилия в элементах конструкции следует определять от совместного действия на подпорную стенку сейсмического остаточного давления грунта и сейсмических нагрузок по формуле

 

N = Nост + Nф,                                                            (14.8)

 

где Nост - расчетное усилие (остаточное) в рассматриваемом сечении от действия сейсмического остаточного давления грунта, интенсивность которого определяется по формулам (14.3) и (14.4), кН и кН×м.

 

14.28. Расчет общей устойчивости причальных сооружений следует производить согласно указаниям раздела 6 настоящей инструкции, причем горизонтальная сейсмическая сила Sj, обусловленная массой тj, сдвигаемого j-го участка сооружения, учитывается как дополнительная статическая сила и определяется по формуле

 

,                                                            (14.9)

где

 

,                                                   (14.10)

 

nу - количество сосредоточенных масс в динамической расчетной схеме, охватываемых сдвигаемой зоной сооружения, границы которой определяются на основании расчета устойчивости сооружения без учета сейсмического воздействия.

 

14.29. Слабые по сейсмическим свойствам грунты в основании (в соответствии с указаниями СНиП II-7-81 отнесенные к III категории) следует проверять на способность сопротивления грунта сдвигу при сейсмическом воздействии.

Предельная сила сопротивления грунта должна быть больше сдвигающей сейсмической силы

 

;                                                      (14.11)

 

где G - расчетный вес сдвигаемого грунта, кН;

j - расчетный угол внутреннего трения грунта основания, град.

 

При нарушении условия (14.11) рекомендуется удалять слабый грунт с заменой его на крупнообломочный или песчаный крупнозернистый, либо закреплять его.

Следует также закреплять либо заменять структурно неустойчивые на динамические воздействия водонасыщенные грунты (способные к разжижению рыхлые пески независимо от влажности и крупности и слабые пылевато-глинистые (илистые) грунты).

Возможность нарушения структуры несвязных грунтов проверяется согласно Методическим рекомендациям по определению динамических свойств грунтов, скальных пород и местных строительных материалов.

14.30. При замене слабого грунта в основании лицевой стенки больверка отпор от отсыпанной призмы следует определять как наименьший из расчетов: либо пассивного давления с использованием формулы (14.4), либо сопротивления сдвигу призмы замененного грунта (см. черт. 14.3) по формуле (14.12).

 

 

Черт. 14.3. Сопротивление сдвигу призмы замененного грунта при сейсмическом воздействии

 

,                                         (14.12)

 

где  - сила сопротивления сдвигу прямоугольного элемента, кН;

 

 = G1 (tgj - Aэр),                                                     (14.13)

 

 - сила сопротивления сдвигу треугольного элемента, кН,

 

 = G2 [tg (q + j) - Aэр)],                                                 (14.14)

 

d - угол трения материала отсыпки по плоскости восприятия отпора лицевой стенкой, град;

j - угол внутреннего трения грунта основания, град,

С - сцепление грунта основания, кН/м2;

b - ширина прямоугольного элемента;

G2 и G2 - вес соответственно прямоугольного и треугольного элементов призмы замененного грунта, кН;

q - угол наклона откоса котлована, который следует назначать меньшим угла выпора грунта основания при сейсмическом воздействии.

 


Приложение 1

(справочное)

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ОБЩЕСОЮЗНЫХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В НАСТОЯЩЕЙ ИНСТРУКЦИИ

 

Шифр документа

Наименование документа

1. СНиП 2.06.01-86

Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования

2. СНиП 1.02.01-85

Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений

3. СНиП 2.06.08-87

Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений

4. СНиП 2.03.11-85

Защита строительных конструкций от коррозии

5. СНиП 2.03.01-84

Бетонные и железобетонные конструкции

6. СНиП 11-23-81

Стальные конструкции

7. СНиП 2.06.04-82*

Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)

8. СНиП 2.02.02-85

Основания гидротехнических сооружений

9. СНиП 11-25-80

Деревянные конструкции

10. СНиП 2.02.01-83

Основания зданий и сооружений

11. СНиП 2.02.03-85

Свайные фундаменты

12. СНиП 1.02.07-87

Инженерные изыскания для строительства

13. СНиП 2.05.03-84

Мосты и трубы

14. СНиП 2.01.07-85

Нагрузки и воздействия

15. СНиП 3.07.02-87

Гидротехнические морские и речные транспортные сооружения

16. СНиП II-7-81

Строительство в сейсмических районах

17. СНиП 2.06.05-84

Плотины из грунтовых материалов

18. СНиП 12.06.07-87

Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения

19. СНиП II-18-76

Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах

20. СНиП 3.03.01-87

Несущие и ограждающие конструкции

21. СНиП 2.03.04-84

Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур

22. СНиП 2.02.01-83

Основания зданий и сооружений

23. СНиП 2.01.01-82

Строительные климатология и геофизика

24. К СНиП 2.02.02-83

Пособие по проектированию оснований зданий и сооружений (НИИОСП им. Герсеванова)

25. К СНиП 3.07.02-87

Пособие по производству и приемке работ на строительство новых, реконструкцию и расширение действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений (ЦНИИС)

26. К СНиП 2.06.04-82*

Пособие "Нагрузки и воздействия ветровых »волн на гидротехнические сооружения" (ВНИИГ им. Веденеева)

27. ВСН 5-84

Минморфлот

Применение природного камня в морском гидротехническом строительстве

28. ВСН 3-80

Минморфлот

ВСН 311-81

Минмонтажспецстрой СССР

Инструкция по проектированию морских причальных сооружений

29. ТУ 21-20-18-80

Цемент напрягающий. Технические условия. Ассоциация стройматериалов

30. ТУ 14-2-879-89

Прокат стальной горячекатаный шпунтовых свай типа Ларсен Технические условия Министерство металлургии СССР

31. ГОСТ 26633-85

Бетон тяжелый. Технические условия

32. ГОСТ 10268-80

Бетон тяжелый. Технические требования к заполнителям

33. ГОСТ 22266-76*

Цементы сульфатостойкие. Технические условия

34. ГОСТ 23732-79

Вода для бетонов и растворов. Технические условия

35. ГОСТ 380-88

Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

36. ГОСТ 6713-75*

Прокат низколегированный конструкционный для мостостроения. Технические условия

37. ГОСТ 19281-89

Сталь низколегированная сортовая и фасонная. Технические условия

38. ГОСТ 10704-76*

Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент

39. ГОСТ 19282-73*

Сталь низколегированная толстолистовая универсальная. Технические условия

40. ГОСТ 10706-76*

Трубы стальные электросварные прямошовные. Технические требования

41. ГОСТ 2590-88

Прокат стальной горячекатаный круглый. Сортамент

42. ГОСТ 977-88

Отливки из конструкционной нелегированной и легированной стали. Общие технические условия

43. ГОСТ 1412-85

Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки

44. ГОСТ 8267-82

Щебень из природного камня для строительных работ. Технические условия

45. ГОСТ 8268-82

Гравий для строительных работ. Технические условия

46. ГОСТ 10260-82

Щебень из гравия для строительных работ. Технические условия

47 ГОСТ 9463-88

Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия

48. ГОСТ 8486-86*

Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия

49. ГОСТ 17424-72*

Тумбы швартовные морские. Технические условия

50. ГОСТ 20522-75

Грунты. Метод статистической обработки результатов определения характеристик

51. ГОСТ 5686-78*

Сваи. Методы полевых испытаний

52. ГОСТ 24586-81

Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости мерзлых грунтов

53. ГОСТ 9238-83

Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520(1524)мм

54. ГОСТ 10884-81*

Сталь арматурная термомеханически и термически упрочненная периодического профиля. Технические условия

55. ГОСТ 10922-84

Арматурные изделия и закладные детали сварные для железобетонных конструкций. Технические требования и методы испытаний

56. ГОСТ 14098-85

Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкция и размеры

57. РД 31.35.01-80

Рекомендации по антикоррозионной защите морских портовых сооружений, предназначенных для перегрузки химических грузов

58. РД 31.44.01-84

Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских портов

59. РД 31.31.37-78

Нормы технологического проектирования морских портов

60. РД 31.35.06-81

Руководство по установлению норм эксплуатационных нагрузок на причальные сооружения распорного типа путем их испытание опытными статическими огрузками

61. РТМ 31.30.13-77

Руководство по расчету морских гидротехнических сооружений из оболочек большого диаметра

62. РД 31.31.49-88

Руководство по проектированию оснований под рельсовые пути кранов и перегружателей из сборных балок, уложенных на грунт

63. РД 31.31.27-31

Руководство по проектированию морских причальных сооружений

64. РД 31.31.43-86

Указание по проектированию подпричального откоса и тылового сопряжения набережных-эстакад, подверженных интенсивному волнению

65. РД 31.35.10-86

Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий

66. РТМ 31.30.16-78

Указания по проектированию больверков с учетом перемещений и деформаций элементов

67. РД 31.31.52-89

Временная инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледяных причальных сооружений

68. РД 31.33.07-86

Руководство по расчету воздействий волн цунами на портовые сооружения, акватории и территории

69. ПДД

Правила дорожного движения, МВД СССР

70. РД 31.82.01-79

Требования безопасности труда, которые должны учитываться при проектировании морских портов

71. ЦНИИС

Минтрансстроя 1986 г.

Методические рекомендации по расчету и проектированию причальных сооружений из оболочек большого диаметра

72. П-01-72.Л.

Энергия, 1972 г.

Методические рекомендации по определению динамических свойств грунтов, скальных пород и местных строительных материалов

 


Приложение 2

(рекомендуемое)

 

 

 

 

 

 

 

 

    Рейтинг@Mail.ru   Каталог популярных сайтов           
Разместить сайт в каталоге
Разместить статью в каталоге