Пособие по контролю мостов. 
Таблица 37.

Пособие по контролю мостов. Таблица 37.
Контроль качества на строительстве мостов. Пособие для инженерно-технических работников мостостроительных организаций

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 

 

 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
СНИП 2.04.02-84 - Водоснабжение наружные сети и сооружения

 

 

 

Сварка ->  Строительные конструкции ->  Пособие по контролю мостов -> 

 

 

Таблица 37.

 

Категория

швов, сварных соединений

Типы швов сварных соединений, входящих в данную категорию

Технологический дефект в шве сварного соединения

Поры наружные и внутренние, шлаковые включения

Подрезы поперек усилий

Подрезы вдоль усилий

I

1. Поперечные и продольные стыковые швы растянутых поясов сплошных балок

2. Поперечные и продольные стыковые швы растянутых элементов ферм

3. Угловые швы, прикрепляющие основные детали и элементы конструкции и работающие на отрыв (при растяжении или изгибе)

Поры или шлаковые включения диаметром более 2 % толщины металла и более 1 мм не допускаются в крайних четвертях ширины стыкового шва (поз. 1, 2, 7) и в соединениях, перечисленных в поз. 4, 5, 6.

 

В остальной зоне стыковых швов (поз. 1, 2, 7) и в соединениях, указанных в поз. 3 допускаются единичные дефекты диаметром не более 1 мм для металла толщиной до 25 мм и не более 4% толщины для металла

Без исправления не допускаются подрезы глубиной до 0,5 мм на металле толщиной до 20 мм и глубиной не более 3 % толщины на металле толщиной более 20 мм, а также местные подрезы длиной до 20 % длины шва при глубине подреза не более 6 % толщины металла. Разрешается исправлять зачисткой без предварительной заварки подреза

Без исправления не допускаются. При наличии их глубиной до 1 мм на металле толщиной до 20 мм и глубиной не более 6 % толщины на металле толщиной более 20 мм можно устранять зачисткой. Подрезы глубиной не более 1 мм, расположенные непосредственно на ребрах жесткости, к которым не присоединяются элементы поперечной конструкции пролетного строения, можно оставлять без исправления

 

 

толщиной более 25 мм в количестве не более четырех дефектов на участке шва длиной 400 мм. Расстояние между дефектами не менее 45 мм.

Подрезы большей величины, чем указано выше, следует заваривать с последующей зачисткой; при заварке подреза независимо от способа сварки должно быть обеспечено выполнение требований табл. 32, п. 6

 

4. Концевые участки (длиной 100 мм) стыковых и угловых швов, прикрепляющих к растянутым элементам ферм и растянутым поясам сплошных балок узловые фасонки или расположенные вдоль усилия фасонки связей.

5. Концевые участки (длиной 100 мм) угловых поясных и соединительных швов в местах обрыва одной из частей, сечения сплошных балок (стенки или пояса) в растянутой зоне и растянутых элементов ферм.

6. Концевые участки (длиной 100 мм) угловых косых швов, прикрепляющих концы накладных компенсаторов или обрываемых в пролете листов пакетов растянутых поясов сплошных балок.

7. Концевые участки поперечных стыковых швов стенки балок на протяжении 40 % высоты растянутой зоны, но не менее 200 мм, считая от растянутого пояса.

 

 

 

II

8. Угловые поясные швы растянутых поясов сплошных балок (кроме швов по поз. 5)

9. Угловые соединительные швы растянутых элементов ферм (кроме швов по поз. 5)

10. Угловые соединительные швы пакетов растянутых поясов сплошных балок (кроме швов по поз. 6)

11. Поперечные стыковые швы стенок балок в растянутой зоне на участке протяжением 40 % ее высоты, примыкающем к концевому участку (см. поз. 7)

Допускаются единичные дефекты диаметром не более 1,5 мм в количестве не более пять дефектов на участке шва длиной 400 мм. Расстояние между дефектами не менее 15 мм.

Без исправления не допускаются. Имеющиеся подрезы устраняются зачисткой или заваркой с последующей зачисткой согласно указаниям для швов 1-й категории.

Допускаются глубиной не более 1 мм при ширине не менее 2 мм и плавном очертании. Подрезы большей глубины или неплавного очертания устраняются зачисткой или заваркой с последующей зачисткой согласно указаниям для 1-й категории.

 

12. Продольные стыковые швы стенок балок расположенные в растянутой зоне в пределах 80% ее высоты, считая от растянутого пояса.

13. а) Концевые участки (длиной 100 мм) угловых швов, прикрепляющих горизонтальные фасонки связей к стенкам балок в растянутый зоне в пределах 40 % ее высоты, считая от растянутого пояса.

б) Стыковые и угловые швы (за исключением концевых участков, см. поз. 5), прикрепляющие к растянутым поясам сплошных балок узловые фасонки или расположенные вдоль усилия фасонки связей, а в неразрезных сталежелезобетонных пролетных строениях — упоры.

Допускаются единичные дефекты диаметром не более 1,5 мм в количестве не более пять дефектов на участке шва длиной 400 мм. Расстояние между дефектами не менее 15 мм.

Без исправления не допускаются. Имеющиеся подрезы устраняются зачисткой или заваркой с последующей зачисткой согласно указаниям для швов 1-й категории.

Допускаются глубиной не более 1 мм при ширине не менее 2 мм и плавном очертании. Подрезы большей глубины или неплавного очертания устраняются зачисткой или заваркой с последующей зачисткой согласно указаниям для швов 1-й категории.

III

14. Поперечные и продольные стыковые швы сжатых поясов сплошных балок

15. Поперечные и продольные стыковые швы стенок на участке за вычетом поз. 7 и 11.

16. Продольные стыковые швы стенок балок, расположенные в пределах части высоты балки, остающейся за вычетом поз. 12.

17. Стыковые и угловые швы, прикрепляющие к сжатым элементам ферм и сжатым поясам сплошных балок узловые фасонки или расположенные вдоль усилия фасонки связей, а в сталежелезобетонных пролетных строениях — упоры

18. Угловые поясные швы сжатых поясов сплошных балок

19. Угловые соединительные швы сжатых элементов ферм

20. Угловые соединительные швы пакетов сжатых поясов сплошных балок

21. Угловые швы, прикрепляющие горизонтальные фасонки связей к стенкам балок (за исключением швов, указанных в п. 13 а)

22. Угловые швы, прикрепляющие вертикальные и горизонтальные ребра жесткости, диафрагмы, а также расположенные поперек усилия в элементе, поясе или стенке сплошной балки фасонки связей

23. Угловые швы, прикрепляющие элементы связей к фасонкам и ребрам жесткости

Допускаются единичные дефекты диаметром не более 2 мм в количестве не более 6 дефектов на участке шва длиной 400 мм. Расстояние между дефектами не менее 10 мм.

Согласно указаниям для швов II категории.

Согласно указаниям для швов II категории.

 

Примечания:     1. Категории швов сварных соединений сжато-вытянутых элементов зон конструкций — те же, что и растянутых.

2. В конструкциях с ортотропной плитой на швы ее сварных соединений распространяются требования, предъявленные к поясам балок.

3. Ортотропная плита железнодорожного проезда, включенная в работу главных ферм, также относится к элементам ферм.

4. Под шириной стыкового шва понимается расстояние между линиями сплавления металла шва с основным металлом на поверхности детали.

 

 

(Ш-18-75, табл. 41)

 

8.53. Методы и нормы контроля сварных соединений стальных конструкций мостов приведены в табл. 38.

 

Таблица 38.

 

Методы контроля

Нормы контроля для швов сварных соединений категорий

I

II

III

1. Систематическая проверка выполнения заданного технологического процесса сборки и сварки

100 % швов

100 % швов

100 % швов

2. Наружный осмотр и промер швов

100 % длины швов

100 % длины швов

100 % длины швов

3. Ультразвуковая дефектоскопия

100 % отнесенной к I кат. длины каждого стыкового и углового шва

100 % отнесенной ко II кат. длины стыковых и угловых швов по поз. 13а табл. 37; 100 % длины каждого второго стыкового шва II категории по поз. 11 табл. 37 и 50 % длины каждого стыкового шва II кат. по поз. 12 табл. 37 (швы выбираются контролирующим органом). При выявлении дефектов, выходящих за пределы допусков, контролю подлежат 100 % стыковых швов по поз. 11*, 12 табл. 37.

100 % длины каждого третьего стыкового шва I кат. по поз. 14, 15 табл. 37 (швы выбираются контролирующим органом). Если при этом качество более чем 10 % проверенных стыков признано неудов-летворительным, то производится дополнительный контроль такого количества стыков, чтобы общий объем проверенных ультразвуковой дефектоскопией швов составлял 50 %. Если и при дополнительном контроле выявляются стыковые швы неудовлетворитель-ного качества, то контролю подлежат 100 % стыковых швов данной категории

4 Просвечивание проникающими излучениями

Швы, результаты проверки которых ультразвуковой дефектоскопией требуют уточнения

 

 

5. Металлографические исследования макрошлифов на торцах стыковых швов.

100 % стыковых швов по поз. 1, 2 табл. 37. за исключением стыковых швов внутренних листов элементов коробчатого сечения.

 

По два макрошлифа на каждом стыковом шве по поз. 14, 15, табл. 37, в котором при контроле ультразвуковой дефектоскопией выявлены дефекты. Если при осмотре макрошлифов обнаружены недопустимые дефекты, то осматриваются еще два макрошлифа на данном элементе.

Если на дополнительных макрошлифах обнаруживаются недопустимые дефекты, то осматриваются макрошлифы на всех стыковых швах данного элемента.

_________

* Нормы контроля действуют для швов по поз. 11 и в случае, если недопустимые дефекты обнаружены в швах по поз. 7 табл. 37.

 

 

(III-18-75, табл. 42)

 

8.54. При контроле внешним осмотром следует проверить наличие номера или знака сварщика, выполнившего данный шов.

(РМ 12, п. 17.4.6)

 

8.55. Качество стыковых швов контролируют также по макрошлифам на торцах швов после удаления выводных технологических планок и зачистки кромки.

Качество стыковых швов по торцевым макрошлифам проверяется на поясах главных балок в цельносварных и комбинированных стыках, а также стыках горизонтальных листов опорных диафрагм, поперечных стыках, вставок продольных ребер ребристых плит.

(РМ 12, п. 17.4.2)

 

8.56. Контроль качества швов сварных соединений конструкций неразрушающими методами следует производить после исправления недопустимых дефектов, обнаруженных внешним осмотром.

(3.03.01-87, п. 8.59)

 

8.57. Контроль УЗД должен осуществляться до удаления выводных планок посте подготовки поверхности соединений к контролю.

(РМ 12, п. 17.4.3)

 

8.58. Исправление дефектных сварных швов производится методом сварки, предусмотренным рабочими чертежами КМ. В отдельных случаях по согласованию с представителем института, оказывающего научно-техническую помощь по монтажной сварке, и технического отдела Мостоотряда (Мостопоезда) допускается заварка вскрытого механическим путем (вырезка тонкими шлифовальными дисками и др.) дефектного участка, сваренного автоматом или полуавтоматом, ручной сваркой.

Исправление дефектного участка более двух раз допускается в исключительных случаях после установления причин возникновения данного дефекта. В этом случае в дополнение к применяемым методам контроля сварных швов проверяется качество исходных материалов с помощью химического или спектрального анализа и испытаний механических свойств сварного соединения и металла шва. При проверке необходимо применять материалы, использованные при сварке дефектных швов, и выполнять контрольные образцы по той же технологи.

(РМ 12, п. 17.4.5)

 

8.59. Сварные соединения, контролируемые при отрицательной температуре окружающего воздуха следует просушивать нагревом до полного удаления замерзшей воды.

(3.03.01-87, п. 8.67)

 

8.60. Механические испытания контрольных образцов проводят при наличии требований в чертежах КМ и показателем прочности, пластичности и вязкости металла шва и зоны термического влияния сварного соединения.

Число контрольных образцов при механических испытаниях должно быть не менее:

на статическое растяжение стыкового соединения — 2,

на статическое растяжение металла, шва стыкового, углового и таврового соединений — по 3,

на статический изгиб стыкового соединения — 2,

на ударный изгиб металла шва и зоны термического влияния стыкового соединения — 3,

тип образца и места надрезов должны быть указаны в чертежах КМ,

на твердость (НВ) металла шва и зоны термического влияния сварного соединения низколегированной стали (не менее, чем в четырех точках) — 1.

(3.03.01-87, п. 8.68)

 

8.61. Механическую обработку сварных соединений производят в соответствии с ВСН 188-78. Контроль качества производится визуальным осмотром.

При контроле в соответствии с ВСН 188-78 проверяют: выполнение обработки во всех зонах, оговоренных проектом; соответствие форм и качества обработки; чистоту поверхности металла в зоне обработки; радиусы переходов; отсутствие на обработанной поверхности рисок, расположенных поперек направления усилий, действующих в элементе при его работе; отсутствие в зоне обработки ослабления сечения, превышающего установленный нормами допуск; отсутствие острых кромок и заусениц, а также поверхностных ожогов металла.

Увеличение зоны обработки и радиусов перехода не является браковочным признаком.

(РМ 12, пп. 17.5.1 и 17.5.2)

 

8.62. Приемочный контроль выполненных сварных стыковых соединений арматуры должен предусматривать внешний осмотр и комплекс испытаний, проводимых в соответствии с ГОСТ 10922-90 и ГОСТ 23858-79.

Объем партии сварных соединений выпусков арматуры устанавливается теми же стандартами. Бетонирование конструкции до получения результатов оценки качества сварных соединений не разрешается.

(3.03.01-87, п. 8.77)

 

8.63. Подварку допускаемых к исправлению дефектов следует производить электродами диаметром 4 мм после зачистки места дефекта абразивным инструментом и предварительного подогрева стыка до 200-250°С.

(3.03.01-87, п. 8.78)

 

8.64. Сварные стыковые соединения арматуры, не удовлетворяющие требованиям ГОСТ 10922-90 и ГОСТ 23858-79 необходимо вырезать. На место вырезанного стыка следует вварить промежуточную вставку длиной не менее 80 мм с последующим ультразвуковым контролем двух выполненных сварных соединений.

(3.03.01-87, п. 8.79)

 

8.65. Результате механических испытаний сварных стыковых соединений арматуры заносятся и контрольную карту (приложение 67).

8.66. Сварные стыковые соединения при монтаже сборных железобетонных конструкций перед замоноличиванием стыков должны быть приняты с оформлением приемки актом (приложение 68).

8.67. Во всех случаях обнаружения дефектов в сварных швах работники технического надзора совместно с руководителями сварочных работ на основе данных контроля должны установить причины возникновения дефектов, разработать мероприятия по ремонту швов и проследить в дальнейшем, чтобы появление подобных дефектов не повторялось.

(РМ 12, п. 17.4.7).

 

8.68. Смонтированные конструкции стальных пролетных строений со сварными соединениями до загружения их строительными и эксплуатационными нагрузками должны быть приняты в порядке, предусмотренном п. 6.50 «Пособия».

 

Глава 9

Сооружения деревянных мостов

 

9.1. Правила и рекомендации, изложенные в настоящей главе «Пособия» распространяются на производственный контроль качества при строительстве деревянных мостов под железную и автомобильную дороги.

9.2. В деревянных мостах, как правило, следует применять элементы заводского изготовления, а элементы железнодорожных мостов и элементы всех мостов с клеевыми соединениями — только заводского изготовления.

(2.05.03-84*, п. 6.1)

 

9.3. Конструкции, изделия и материалы, применяемые при возведении деревянных конструкций, должны отвечать требованиям соответствующих норм, стандартов, технических условий и рабочих чертежей.

(3.03.01-87, п. 1.6)

 

9.4. Деревянные конструкции должны поставляться предприятием-изготовителем комплектно с элементами соединений. К комплекту должны быть приложены: документ о качестве (паспорт на конструкцию или изделие, спецификация, инструкция по сборке, акты на выполненную защитную обработку).

9.5. При приемке (входном контроле) поступающих на строительство сборных деревянных конструкций должно быть установлено: сопоставление конструкций требованиям норм и проекта, комплектность поставляемых конструкций, наличие технической документации, маркировки и клейма предприятия-изготовителя, отсутствие в элементах деформации и повреждений.

9.6. При приемке клееных деревянных конструкций следует также учитывать требования ГОСТ 20850-84.

Конструкции, имеющие или получившие при транспортировании и хранении дефекты и повреждения, устранение которых в условиях стройплощадки не допускается (например, расслоение клеевых соединений, сквозные трещины и т.д.), запрещается монтировать до заключения проектной организации-разработчика. В заключении выносится решение о возможности применения, необходимости усиления поврежденных конструкций или замене их новыми.

(3.03.01-87, п. 5.1)

 

9.7. Приемку с входным контролем по СНиП 3.01.01-85*, сортировку и обмер лесоматериалов следует производить с учетом породы древесины и вида лесоматериалов согласно требованиям ГОСТ 2292-88*, ГОСТ 6564-84*, ГОСТ 3808.1-80*, ГОСТ 6782.2-75*, ГОСТ 9014.0-75* и ГОСТ 6782.1-75*, естественную сушку — по ГОСТ 3808.1-80* и ГОСТ 6782.2-75*, хранение — по ГОСТ 9014.0-75*.

(3.06.04-91, п. 8.4)

 

9.8. Параметр допустимой шероховатости поверхности элементов из пиломатериалов, в том числе предназначенных для покраски, должен соответствовать требованиям ГОСТ 7016-82*.

(3.06.04-91, п. 8.5)

 

9.9. Для деревянных конструкций мостов следует применять древесину сосны, ели, лиственницы, пихты, удовлетворяющим требованиям ГОСТ 9463-88* и ГОСТ 8486-86*Е растянутые и изгибаемые элементы пролетных строений и мостовые брусья должны выполняться из древесины первого сорта. Остальные элементы конструкций мостов могут быть выполнены из древесины 2 сорта.

9.10. Допуски, характеризующие точность изготовления и сборки деревянных конструкций, следует определять по ГОСТ 21779-82. Остальные отклонения не должны превышать допустимых отклонений по СНиП 3.06.04-91, таб. 27.

9.11. Деревянные конструкции и их элементы при хранении должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков и солнечной радиации. Элементы в штабелях должны опираться на неповреждающие древесину прокладки между элементами и грунтовым основанием не менее 20 см.

Клееные главные балки пролетных строений следует хранить в положении, соответствующем рабочему положению их в конструкции.

(3.06.04-91, п. 8.10)