Пособие по контролю мостов. 
Глава 2

Пособие по контролю мостов. Глава 2
Контроль качества на строительстве мостов. Пособие для инженерно-технических работников мостостроительных организаций

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 

 

 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
РД 558-97 - Руководящий документ по технологии сварки труб при производстве ремонтно-восстановительных работ на газопроводах

 

 

 

Сварка ->  Строительные конструкции ->  Пособие по контролю мостов -> 

 

 

Глава 2

Геодезические работы

 

2.1. Геодезические работы в строительстве следует выполнять в объеме и с точностью, обеспечивающими при размещении и возведении объектов строительства соответствие геометрических параметров проектной документации, требованиям строительных норм, правил и Государственных стандартов.

(3.01.03-84, п. 1.1)

 

2.2. Геодезические работы при строительстве мостов осуществляются в соответствии с «Положением о геодезической службе строительно-монтажных организаций», утвержденным Госстроем СССР 14.12.81 г. № 213, с учетом особенностей применения «Положения» к специфике деятельности геодезической службы в мостостроении.

2.3. До начала строительно-монтажных работ заказчик обязан создать геодезическую разбивочную основу для строительства моста и передать подрядчику техническую документацию на нее и закрепленные на местности знаками пункты этой основы.

2.4. Геодезическая разбивочная основа для строительства моста должна включать:

а) пункты мостовой триангуляции, трилатерации или линейно-угловых сетей (для мостов длиной более 300 м, вантовых мостов, мостов на кривой, а также мостов с высотой опор более 15 м);

б) высотные реперы (марки);

в) пункты, закрепляющие продольную ось моста;

г) пункты, закрепляющие вспомогательную ось, параллельную главной оси, в случае строительства моста, перекрывающего пойменные участки длиной более 100 м, при строительстве моста в сложных условиях (природных или связанных с существующей застройкой участка работ) и в случае, если пункты основы могут быть повреждены в процессе строительства;

д) ось трассы на подходах к мосту — в случае, если подходы входят в состав проекта моста;

е) оси пойменных опор моста длиной более 100 м, вантового моста, моста на кривых и моста с опорами высотой более 15 м.

(3.06.04-91, п. 2.1)

2.5. В геодезическую разбивочную основу должны быть включены также пункты, с которых можно производить разбивку центров опор и контроль за их положением в процессе строительства.

(3.06.04-91, п. 2.2)

2.6. Геодезические разбивочные работы и пооперационный геодезический контроль при строительства мостов длиной более 300 м, вантовых мостов, мостов на кривых, а также мостов с опорами высотой более 15 м следует выполнять по проекту производства геодезических работ (ППГР), разработанному генеральной проектной организацией в составе рабочей документации на строительство моста.

Для остальных мостов решения по геодезическим работам, включая схемы размещения пунктов для выполнения геодезических построений и измерений, а также указания о соблюдении необходимой точности и технических средствах геодезического контроля выполнения строительно-монтажных работ должны содержаться в проекте производства работ.

2.7. Приемку геодезической разбивочной основы для строительства следует оформлять актом (приложение 6).

(3.01.03-84, п. 2.14)

 

2.8. К акту приемки геодезической разбивочной основы должен быть приложен схематический план мостового перехода с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.

Для мостов длиной более 300 м, вантовых мостов, мостов на кривых, а также мостов с высотой опор более 15 м к акту приемки геодезической разбивочной основы следует прилагать разбивочный план мостового перехода, включающий пункты плановой высотной геодезической основы с указанием всех данных выполнения разбивочных работ.

(3.06.04-91, п. 2.6)

 

2.9. Нормативные требования к геодезическим работам при строительстве мостов приведены в табл. 1.

2.10. Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).

(3.01.03-84, п. 2.15)

 

2.11. Геодезические разбивочные работы в процессе сооружения мостов, разбивки и закрепления осей временных подъездных дорог, развитие (при необходимости) геодезической разбивочной основы на мостах длиной менее 300 м, или зеркалом водотока менее 100 м, а также пооперационный контроль строительно-монтажных работ должны выполняться подрядчиком. Исходными данными для разбивочных работ являются координаты и высоты пунктов геодезической разбивочной основы, принятой от заказчика.

(3.06.04-91, п. 2.7)

 

2.12. В процессе возведения сооружений строительно-монтажной организацией следует проводить геодезический контроль точности геометрических параметров сооружений, который является обязательной составной частью производственного контроля качества.

Этот контроль заключается в:

а) геодезической (инструментальной) проверке соответствия положения элементов конструкций и частей сооружений проектным требованиям в процессе их монтажа и временного закрепления (при операционном контроле);

б) исполнительной геодезической съемке планового и высотного положения элементов, конструкций и частей сооружений при приемочном контроле.

(3.01.03-84, пп. 4.1 и 4.2)

 

2.13. Результаты геодезической (инструментальной) проверки при операционном контроле должны быть зафиксированы в общем журнале работ.

(3.01.03-84, п. 4.8)

 

2.14. Перечень ответственных конструкций и частей сооружений, подлежащих исполнительной геодезической съемке при выполнении приемочного контроля должен быть определен проектной организацией.

(3.01.03-84, п. 4.4)

 

2.15. По результатам исполнительной геодезической съемки элементов, конструкций и частей сооружений следует составлять исполнительные схемы (пример такой схемы для планового расположения свай приведен в приложении 14 к главе СНиП 3.01.03-84).

2.16. Погрешность измерений в процессе геодезического контроля точности геометрических параметров сооружений должна быть не более 0,2 величины отклонений, допускаемых строительными нормами и правилами, государственными стандартами или проектной документацией.            

В случае строительства по проектной документации, содержащей допуски на изготовление и возведение конструкций сооружений, не предусмотренные стандартами, нормами и правилами, необходимую точность измерений надлежит определять специальным расчетом, выполняемым в проекте производства геодезических работ.

(3.01.03-84, п. 4.7)

 

2.17. При строительстве моста выполненные геодезические работы должна контролировать строительная организация на следующих этапах:

а) до начала работ по сооружению моста в соответствии с п. 2.4 настоящего «Пособия»;

б) после разбивки опор (до возведения фундамента опор) (акт по форме приложения 7);

в) после возведения фундаментов (до начала работ по возведению тела опор) (акт по форме приложения 8);

г) в процессе возведения тела опор в соответствии с ППГР (акт по форме приложения 8);

д) после возведения опор и разбивки осей подферменных площадок (акт по форме приложения 8);

е) после установки пролетного строения на опорные части (акт по форме приложения 9).

(3.06.04-91, п. 2.8)

 

2.18. Геодезический контроль при выполнении работ по монтажу бетонных, железобетонных и стальных конструкций осуществляется в соответствии с указаниями гл. 6 и 7 «Пособия».

2.19. После завершения работ по сооружению моста для сопоставления фактических данных с проектными выполняют контрольные геодезические работы (измеряют длину моста, определяют отклонения от проектной оси, производят продольное нивелирование по головке рельса или проезжей части, нивелируют опоры моста и выполняют нивелирные и обмерные работы регуляционных и берего-укрепительных сооружений (табл. 1).

(РМ 6, п. 4.18)

 

2.20. Строительная организация проводит систематические наблюдения (два раза в год летом и зимой) за построенными опорами и пролетными строениями до сдачи моста в эксплуатацию. Деформации пролетных строений и осадки опор моста определяют высокоточными приборами по особой программе.

(РМ 6, п. 4.19)

 

 

Таблица 1.

Технические требования, объем и способы контроля

геодезической разбивочной основы

 

 

Технические требования

Контроль

Метод или способ контроля

1.

Число пунктов геодезической разбивочной основы для мостов длиной более 300 м, вантовых мостов, мостов на -кривой, мостов с опорами высотой более 15 м, а также при зеркале водотока более 100 м принимается в соответствии с проектом геодезической разбивочной основы ППГР

Каждого пункта

Измерительный (геодезические измерения при приемке геодезической разбивочной основы)

2.

Число реперов и пунктов плановой геодезической разбивочной основы, закрепляющих продольную ось моста, принимается для:

труб и мостов длиной до 50 м — 1

репер и не менее 2 пунктов на продольной оси моста (трубы);

Каждого репера

и пункта

То же

 

мостов длиной от 50 до 300 м — по 1 реперу и не менее 2 пунктов на каждом берегу;

То же

То же

 

мостов длиной более 300 м, вантовых мостов, мостов на кривой и мостов с опорами высотой более 15 м — по 2 репера и не менее 2 пунктов на каждом берегу;

Каждого репера

и пункта

Измерительный (геодезические измерения при приемке геодезической разбивочной основы)

 

трасс подходов — не менее 1 репера и 2 пунктов на 1 км трассы

То же

То же

3.

Средние квадратические ошибки определения принимаются, мм:

координат пунктов плановой геодезической основы — 6

Всех пунктов плановой геодезической основы

Измерительный (уравнение плановой геодезической основы)

 

отметок реперов на берегах и опорах:

постоянных — 3, временных — 5

Всех реперов

Измерительный (геометрическое или тригонометрическое нивелирование с использованием электронных тахеометров

 

Примечания: 1. На мостах длиной более 100 м, вантовых мостах, мостах на кривых и мостах с опорами высотой более 15 м пункты плановой геодезической основы следует устанавливать с железобетонными центрами и устройствами для принудительного центрирования геодезического прибора. На остальных мостах, трубах и на трассе подходов допускается закреплять пункты плановой геодезической разбивочной основы деревянными столбами. 2. При расположении трассы подхода на кривой должны быть закреплены: начало и конец кривой, биссектриса и вершина угла поворота трассы. 3. Реперы следует устанавливать на расстоянии не более 80 м от оси, но за пределами земляного полотна, резервов, водоотводов и т.п. 4. Для наблюдения за перемещением и деформацией опор моста, если это предусмотрено ППГР; необходимо предусмотреть фиксацию центра каждой опоры на стальной закладной детали.

 

 

 

Глава 3

Специальные вспомогательные сооружения  и  устройства для строительства мостов

 

3.1. Правила и рекомендации, изложенные в настоящей главе, распространяются на контроль качества и приемку специальных вспомогательных сооружений и устройств, необходимых для возведения основных конструкций мостов (приложение 10).

3.2. В деревянных конструкциях специальных вспомогательных сооружений следует применять древесину, удовлетворяющую требованиям ГОСТ 2695-83, ГОСТ 8486-66, ГОСТ 9462-71* и ГОСТ 9463-72*, и в том числе:

3.2.1. В прогонах и пакетах подкрановых эстакад и рабочих мостков — древесину хвойных пород, удовлетворяющую требованиям ко второму сорту.

3.2.2. В элементах прочих несущих конструкций — древесину хвойных и лиственных пород, соответствующую требованиям ко второму сорту.

3.2.3. В элементах вспомогательного назначения, повреждение которых не нарушает целостности несущих конструкций, — древесину хвойных и лиственных пород третьего сорта.

3.2.4. В элементах деревянной опалубки — по указаниям гл. 5 «Пособия», принимая требования к качеству древесины основных несущих элементов, — по подпункту 3.2.2 и прочих элементов — по подпункту 3.2.3 настоящего пункта.

Примечание. В конструкциях тепляков, утепленной опалубки, настилов, тротуаров, ограждений допускается использовать кругляк толщиной 4—7 см (жерди) и подтоварник.

(ВСН 136-78, доп. 1, п. 95)

 

3.3. Влажность древесины для изготовления конструкций, работающих с полным использованием расчетных сопротивлений, либо требующих особо тщательного изготовления и плотной пригонки (опалубка, инвентарные конструкции), должна быть не более 25 %, а для окрашиваемых конструкций не более 20 %. Влажность клееных конструкций принимается по СНиП П-25-80. В остальных случаях влажность древесины не ограничивается.

3.4. Материалы для изготовления или устройства бетонных или железобетонных конструкций специальных вспомогательных сооружений и устройств должны соответствовать требованиям рабочей документации, главы СНиП 2.05.03-84* и гл. 5 «Пособия».

3.5. Марки и категории стали, а также группы прочности стали (только для проката по ТУ М-1-3028-80) в зависимости от климатического района строительства должны соответствовать требованиям рабочей документации специальных вспомогательных сооружений и устройств и п. 10.2 ВСН 136-78 с изменениями, изложенными в приложении 7 Сборника изменений и дополнений № 1 к ВСН 136-78 (Минтрансстрой, 1984 г.)

3.6. Поступающие на строительство инвентарные конструкций для производства работ по сооружению мостов (МИК-С, МИК-П, понтоны типа КС и др.) должны сопровождаться документом о качестве установленной формы (паспорт, сертификат) на каждый комплект этих конструкций.

При входном контроле инвентарных конструкций необходимо подвергать их внешнему осмотру и замерам. Проверяется комплектность, состояние металлоконструкций, отсутствие (или наличие) в указанных документах сведений о качестве изделий, отклонений от проекта и т.д.

Результаты входного контроля оформляются актами или записями в Общем журнале работ.

При несоответствии данных документа о качестве и результатов входного контроля инвентарные конструкции могут быть использованы по согласованию с проектной организацией с учетом фактического их состояния.

3.7. Каждый понтон, применяемый в плашкоутах плавучих опор (систем) и других специальных вспомогательных сооружений до его использования должен быть освидетельствован и испытан на герметичность воздухом с избыточным давлением 0,5 кг/см2. При испытании проверяются: наличие пропусков воздуха, остаточных деформаций и потеря давления в конце испытания в размере, установленном техническими условиями на испытание понтонов.

Результаты освидетельствования и проверки на герметичность заносятся в паспорт, прилагаемый изготовителем к каждому понтону, а при отсутствии паспорта — в журнал освидетельствования и испытаний понтонов.

3.8. Предусмотренные проектом испытания специальные вспомогательные сооружения и устройства должны быть произведены в соответствии с программой до их загружения.

СВСиУ перед эксплуатацией должны быть осмотрены и приняты специальной комиссией, на что должен быть составлен акт (приложение 11). Перечень СВСиУ, подлежащих приемке, приводится в проекте.

Состояние СВСиУ следует систематически контролировать. Осмотр и освидетельствование СВСиУ необходимо производить перед их загруженном и после прохода паводка.

(3.06.04-91, пп. 3.21 — 3.23)

 

3.9. При приемке проверяется соответствие применяемых материалов и изделий требованиям соответствующих глав СНиП, действующих ГОСТов, рабочей документации и настоящей главы «Пособия».

К участию в рабочем комиссии следует привлекать представителей проектных организаций и заказчика.

Приемка работ производится на основании:

а) рабочих чертежей соответствующих конструкций вспомогательных сооружений и устройств;

б) актов освидетельствования и промежуточной приемки скрытых работ и отдельных конструктивных элементов специальных, вспомогательных сооружений и устройств, например, погружения свай, устройства лежневых оснований, плашкоутов, плавучих опор для перевозки пролетных строений и др.;

в) данных проверки качества примененных материалов, изделий и состояния инвентарных металлических конструкций;

г) результатов испытаний герметичности понтонов, прочности плавучих опор и работоспособности устройств для их балластировки, а также всех других испытаний, предусмотренных проектом;

д) исполнительных схем и чертежей, составленных по результатам исполнительной геодезической съемки;

е) общего и специального журналов работ, журналы авторского надзора и т.п.

3.10. Технические требования, которые необходимо выполнять при возведении и эксплуатации СВСиУ и проверять при операционном контроле, а также объем и способы контроля приведены в табл. 2.

 

Таблица 2.

 

 

Технические требования

Контроль

Метод или способ контроля

1.

Отклонения от проектного положения, мм:

 

 

 

30 — для стальных конструкций в плане

Каждой конструкции

Измерительный (измерение линейных замеров)

 

0,0025 — по вертикали от высоты для различных конструкций

То же

То же

 

по табл. 27 СНиП 3.06.04-91 — для деревянных конструкций

То же

То же

 

по табл. 5 СНиП 3.06.04-91 — для свайных фундаментов

То же

То же

2.

Отклонение отметок деревянных и стальных конструкций 50 мм

То же

Измерительный (нивелирование)

3.

Отклонение очертаний подмостей и кружал +20; –10 мм

То же

То же

4.

Параллельность нижних накаточных путей 25 мм

То же

Измерительный (измерение с интервалом 2 м)

5.

Разность отметок, мм:

плоскостей катания отдельных ниток — 1

То же

То же, с интервалом 1 м

 

двух точек катания — 2

То же

Тоже

 

Разность диаметров стальных катков на одной опоре 0,3 мм

Каждого катка

Измерительный

 

(3.06.04-91 п. 3.24)