МДС 12-11.2002. 
МДС12-11.2002

МДС 12-11.2002. МДС12-11.2002
Методическое пособие к СНиП 12-03-2001

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 

 

 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
СНИП III-18-75 - Металлические конструкции

 

 

 

Сварка ->  Строительные конструкции ->  МДС 12-11.2002 -> 

 

 

 

МДС 12-11.2002

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

к СНиП 12-03-2001

«Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»

для проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов в строительстве

 

 

В Методическом пособии содержатся контрольные вопросы и ответы для обучения и проверки знаний требований СНиП 12-03-2001 руководящих работников и специалистов, занятых в строительстве.

Контрольные вопросы и ответы на них систематизированы применительно к требованиям СНиП 12-03-2001, а также законодательных актов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства России, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Минтруда России и Госстроя России) и органов государственного надзора и контроля (Федеральная инспекция труда, Госгортехнадзор России) (по состоянию на 01.02.2002 г.), а также других действующих нормативных актов, утвержденных ранее общесоюзными министерствами и ведомствами и необходимых при решении вопросов охраны труда на всех уровнях. В ответах на вопросы учтены также требования Трудового кодекса, утвержденного Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

Методическое пособие предназначено для использования организациями строительного комплекса в целях повышения качества подготовки при обучении и проверке знаний по охране труда руководящих работников и специалистов, состоящих в штате этих организаций, а также при проведении общественного контроля за решением вопросов охраны труда профсоюзными работниками и активистами.

 

Одобрено и рекомендовано для включения в состав комплекта изданий Госстроя России по охране труда решением Экспертного совета по охране труда Госстроя России (протокол от 15 марта 2002 г. № 4).

 

 

Содержание

Введение

Тема 1. Общие положения охраны труда

Тема 2. Организация работы по охране труда

Тема 3. Организация производственных территорий, участков работ и рабочих мест

Тема 4. Требования безопасности при эксплуатации строительных машин, транспортных средств, производственного оборудования, технологической оснастки и инструмента

Тема 5. Требования безопасности при производстве транспортных и погрузочно-разгрузочных работ

Тема 6. Требования безопасности при производстве огневых работ (сварочных и газопламенных)

Приложение А Указатель правильных ответов по вопросам самоконтроля

Приложение Б Рекомендации по составлению билетов для проверки знаний заместителей руководителей организации, руководителей и работников службы охрны труда, руководящих работников и специалистов, членов совместных комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда в организациях

  

ВВЕДЕНИЕ

 

В данном Методическом пособии рассматриваются требования охраны труда, изложенные в СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

СНиП 12-03-2001 является базовым документом издаваемого Госстроем России комплекта документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, обязательные для применения в строительстве, которые должны быть в каждом производственном подразделении организации и предоставляться работникам для самоподготовки. СНиП 12-03-2001 регламентирует основные положения управления охраной труда в организациях отрасли, а также общие требования организационно-технического обеспечения безопасности труда в процессе строительной деятельности.

СНиП 12-03-2001 взаимосвязан с основными законодательными и иными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также с действующими в настоящее время другими нормативными документами по охране и безопасности труда.

В соответствии с этим в данном Методическом пособии приведен круг вопросов, рассматриваемых СНиПом и взаимосвязанными с ним нормативными актами, включая новый Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ и введенный в действие с 1 февраля 2002 г., а также новый Кодекс об административных правонарушениях.

Использование Методического пособия позволяет глубже изучить нормативные требования охраны труда и правильно организовать проверку знаний.

При подготовке Методического пособия ставилась задача акцентировать внимание на изучении основных требований охраны труда. При этом следует обратить внимание на правильность и четкость постановки вопросов для получения точных и четких ответов в рамках конкретных статей законодательных актов или иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

Данное Методическое пособие рекомендуется использовать также в качестве учебного пособия при обучении учащихся техникумов и студентов вузов и переподготовке специалистов строительных профессий по специальности охрана труда.

 

ТЕМА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

 

1.1 Законодательные и нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, и ответственность за нарушение их требований

 

1.1.1 Что следует считать нормативным правовым актом?

В соответствии с постановлением Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-11ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» нормативным правовым актом является «письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм».

1.1.2 Что следует считать официальным изданием?

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об обязательном экземпляре документов» от 19 декабря 1994 года официальными изданиями являются «произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной или судебной власти, носящие законодательный, нормативный, директивный или информационный характер».

1.1.3 Что устанавливается государственными нормативными требованиями охраны труда, порядок их разработки и применения?

В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, «государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.».

1.1.4 Требованиями каких видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, следует руководствоваться при организации и производстве работ в строительстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии?

Пунктом 4.1 СНиП 12-03-2001 установлено, что в соответствии с перечнем видов нормативных правовых актов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» при организации и выполнении работ в строительном производстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии должны соблюдаться государственные нормативные требования следующих нормативных правовых актов:

а) строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству;

б) межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти;

в) государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда, утвержденные Госстандартом России или Госстроем России;

г) правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности;

д) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, утвержденные Минздравом России.

1.1.5 Кем принят и введен в действие и согласован СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»?

Право устанавливать и осуществлять техническую политику в области строительства принадлежит только Госстрою России в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства России от 24 ноября 1999 г. № 1289.

СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. № 80.

В соответствии с требованиями статьи 3в постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» проект СНиП 12-03-2001, разработанный Госстроем России, перед принятием и введением в действие Госстроем России был согласован с Минтрудом России и Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) после одобрения проекта этого документа отраслевым профсоюзным органом Российской Федерации.

Проект данного нормативного правового акта был согласован не с отраслевым профсоюзом России, а с ФНПР в связи с тем, что строительные работы выполняются также рядом строительных организаций, подведомственных другим министерствам и ведомствам нестроительного профиля.

1.1.6 Какие нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации?

В соответствии с пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. № 1009, государственной регистрации Минюстом России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

1.1.7 Какие правовые преимущества имеют нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России или имеющие официальное определение Минюста России, что они не подлежат государственной регистрации?

Нормативные правовые акты (в том числе СНиП 12-03-2001), прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России или имеющие официальное определение Минюста, что они не подлежат государственной регистрации, по сравнению в нормативными правовыми актами, не прошедшими государственную регистрацию в Минюсте России или не имеющие официальное определение Минюста, что они не подлежат государственной регистрации, имеют следующие правовые преимущества:

1) имеют право на публикацию в официальных изданиях Минюста, для обязательного применения при рассмотрении дел в органах суда и прокуратуры и других органов, связанных с применением государственных нормативных требований по охране труда, установленных этими нормативными правовыми актами;

2) приобретают статус нормативного правового документа, обязательного для исполнения при выполнении видов работ, на которые распространяются государственные нормативные требования по охране труда этих нормативно-правовых актов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы;

3) являются обязательными при осуществлении видов деятельности, предусмотренных данными нормативными правовыми актами, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

1.1.8 На какие виды производственной деятельности независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы распространяется действие СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»?

В соответствии с разделом 1 (область применения) действие СНиП 12-03-2001 распространяется «на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (далее — строительное производство), производство строительных материалов (далее — промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (далее — строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы».

1.1.9 Каковы роль и значение нормативных требований по охране труда, принятых Конвенциями Международной организации труда и ратифицированных Российской Федерацией?

Статьей 2 (п.4) Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» установлено, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом, то применяются правила международного договора». Что касается Конвенций Международной организации труда, то они после ратификации приобретают официальный статус Международного договора, и, следовательно, действие указанной выше статьи распространяется и на ратифицированные Конвенции МОТ.

1.1.10 В каких случаях следует применять нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации?

В соответствии с требованиями п.4.2 СНиП 12-03-2001 в случаях применения методов работ, материалов, конструкций, машин, инструмента, инвентаря, технологической оснастки, оборудования и транспортных средств, по которым требования безопасного производства работ не предусмотрены настоящими нормами и правилами, следует применять соответствующие нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации.

1.1.11 Какие нормативные документы, направленные на улучшение условий и охраны труда, профилактику производственного травматизма и обеспечение контроля за соблюдением норм и правил охраны труда разрабатываются на уровне организации, предприятия?

В соответствии с требованиями п. 5.4 СНиП 12-03-2001 представители работодателей и работников организаций в соответствии с законодательством принимают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые должны определяться при заключении коллективных договоров и соглашений по охране труда в соответствии с законодательством и рекомендациями Минтруда России.

Кроме того, в соответствии с требованиями п. 5.9 СНиП 12-03-2001 в организациях должны в установленном порядке разрабатываться, соответственно оформляться, тиражироваться и храниться следующие виды производственно-отраслевых нормативных документов по охране и безопасности труда:

- стандарты предприятий (организаций) по безопасности труда, разрабатываемые на основе рекомендаций Госстроя России;

- инструкции по охране труда для работников организаций, разработанные на основе Типовых отраслевых инструкций по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, и с учетом рекомендаций Минтруда России.

В соответствии с п. 4.3 СНиП 12-03-2001 требования охраны и безопасности труда, содержащиеся в производственно-отраслевых нормативных документах организаций (стандарты предприятий по безопасности труда, инструкции по охране труда работников организаций), должны соответствовать обязательным положениям СНиП 12-03-2001 и других нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

1.1.12 Что включается в понятие «законодательство Российской Федерации об охране труда»?

Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации- предусмотрено, что «законодательство Российской Федерации об охране труд» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

1.1.13 Какое определение установлено законодательством для термина «охрана труда»?

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, термин «охрана труда» определяется как «система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».

Данное определение полностью приведено в приложении Б «Термины и их определения» СНиП 12-03-2001, так как в этом нормативном правовом документе термин «охрана труда» постоянно применяется.

1.1.14 Какое определение установлено законодательством для термина «рабочее место»?

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, термин «рабочее место» определяется как «место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя».

1.1.15 Какое определение установлено законодательством для термина «работодатель»?

В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, термин «работодатель» определяется как «физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры».

1.1.16 Какое определение установлено законодательством для термина «работник»?

В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, термин «работник» определяется как «физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем».

1.1.17 Какие виды ответственности несут участники строительства (заказчики, проектировщики, подрядчики, поставщики, а также производители строительных материалов и конструкций, изготовители строительной техники и производственного оборудования) за нарушения требований нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда?

В соответствии с п. 4.4 СНиП 12-03-2001 за нарушения требований нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, участники строительства несут установленную законодательством ответственность.

Статьей 419 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, установлено, что «лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».

1.1.18 На какие организации возлагается обязанность по обеспечению технически исправного состояния машин, инструмента, технологической оснастки, средств коллективной защиты работающих?

В соответствии с п. 4.5 ч.1 СНиП 12-03-2001 обязанность по обеспечению технически исправного состояния машин, инструмента, технологической оснастки, средств коллективной защиты работающих возлагается на организации, на балансе которых они находятся.

1.1.19 Какая организация должна обеспечить выполнение требований безопасного производства работ с применением машин?

В соответствии с п. 4.5 ч.2 СНиП 12-03-2001 выполнение требований безопасного производства работ с применением машин должны обеспечить организации, осуществляющие производство работ с применением машин.

1.1.20 Какая мера административной ответственности (наложение штрафа) установлена за нарушение должностным лицом законодательства о труде и законодательства об охране труда?

Статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., № 195-ФЗ установлено, что:

«1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.».

1.1.21 Какая мера уголовной ответственности установлена за нарушения правил охраны труда, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжелые последствия?

В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, введен в действие с 1 января 1997 г.) установлено, что «нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

 

1.2 Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

 

1.2.1 Каким органам предоставлено право осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда в строительном комплексе Российской Федерации?

В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом».

1.2.2 Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, «Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.».

1.2.3 Какие права предоставлены государственному инспектору для исполнения своих обязанностей?

В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, «государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве».

1.2.4. Какие права предоставлены профессиональным союзам и иным уполномоченным работниками представительным органам для осуществления общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда?

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, «Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.».

 

1.3 Опасные и вредные производственные факторы и их классификация

 

1.3.1 Что следует считать опасным производственным фактором?

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, опасный производственный фактор — это «производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме».

1.3.2 Что следует считать вредным производственным фактором?

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, вредный производственный фактор — это «производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию».

1.3.3 Что следует относить к опасным зонам?

В соответствии с п. 4.8 СНиП 12-03-2001 к опасным зонам следует относить зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.

1.3.4 Какие виды опасных зон могут быть на строительном объекте?

В соответствии с п. 4.9 СНиП 12-03-2001 опасные зоны подразделяются на зоны постоянно действующих опасных производственных факторов и зоны потенциально опасных производственных факторов.

1.3.5 Какие опасные зоны на стройплощадке относиться к зонам постоянно действующих опасных производственных факторов?

В соответствии с п. 4.9 СНиП 12-03-2001 к зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся:

- места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;

- места вблизи от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более;

- места, где возможно превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

1.3.6 Какие опасные зоны на стройплощадке относятся к зонам потенциально опасных производственных факторов?

В соответствии с п. 4.9 СНиП 12-03-2001 к зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить:

- участки территории вблизи строящегося здания (сооружения);

- этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;

- зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;

- места, над которыми происходит перемещение грузов кранами.

1.3.7 Каким образом следует определять границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строящегося здания?

В соответствии с требованиями п.4.9 и приложения Г (п.Г.1) СНиП 12-03-2001 границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строящегося здания, принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно таблице Г.1.

1.3.8 Каким образом следует определять границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током?

В соответствии с требованиями п.4.9 и приложения Г (п.Г.2) СНиП 12-03-2001 границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током, устанавливаются согласно таблице Г.2.

 

Таблица Г.1.

 

Высота возможного

падения груза (предмета), м

Минимальное расстояние отлета груза (предмета), м

перемещаемого краном

падающего с здания

До 10

4

3,5

» 20

7

5

» 70

10

7

» 120

15

10

» 200

20

15

» 300

25

20

» 450

30

25

ПримечаниеПри промежуточных значениях высоты возможного падения груза (предмета) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции.

 

Таблица Г.2.