РД 153-34.0-04.185-2003 стр.2 Рис. 1.

 

 

 

Рис. 1.

 

4.1.4. Резка заготовок деталей должна производиться на ножницах, зубчатых пилах, абразивными кругами, автоматами и полуавтоматами термической резки и ручными газовыми резаками.

4.1.5. Резка металлов из стали должна производиться по технологии, исключающей возможность образования трещин или ухудшение качества металла на кромках, а также в зоне термического влияния.

Кромки деталей под сварку после термической резки должны быть очищены от залива, шлака, брызг и наплывов металла.

Неровности не должны превышать:

при машинной резке — 1 мм;

при ручной термической резке — 2 мм.

4.1.6. Кромки деталей после резки на ножницах не должны иметь заусенцев и трещин. Завалы кромок должны быть не более указанных ниже значений:

при толщине проката от 5 до 16 мм — 2 мм;

при толщине проката свыше 16 мм — 3 мм.

4.1.7. Кромки деталей под сварку могут быть обработаны любым способом, обеспечивающим получение заданных форм, размеров и шероховатости поверхности, указанных в рабочих чертежах.

4.1.8. Поверхность разреза несущих элементов металлоконструкций, не подлежащих сварке, должна быть обработана любым способом, шероховатость должна быть Ra £ 50 мкм.

При механической обработке движение рабочего органа инструмента должно быть таким, чтобы оставшиеся риски были направлены вдоль кромки элемента.

4.1.9. Правка проката в холодном состоянии должна производиться на вальцах и прессах с применением скоб. Мелкие заготовки из листовой и полосовой стали допускается подвергать правке на плите через гладилку.

4.1.10. Выправленная сталь не должна иметь трещин, вмятин, выпучин. Искривления листовой и профильной стали, прошедшей правку, не должны превышать величин, указанных в табл. 1.

 

Таблица 1.

 

Допустимые величины искривления листовой  и профильной стали, прошедшей правку

 

Профиль стали

Показатели отклонений

Допуски форм

Широкополосая и листовая; угловая

Отклонения от плоскостности полок

1/1000 длины, но не более 10 мм

Отклонения от прямолинейности полок

1/1000 длины, но не более 10 мм

Отклонения от перпендикулярности полок

Не более 1 мм на 100 мм ширины полки

Местное отклонение от плоскостности полок

Не допускается

 

4.1.11. Радиус кривизны деталей в расчетных элементах при правке и гибке в холодном состоянии не должен быть меньше, а стрела прогиба не должна быть больше значений, указанных в табл. 2.

 

Таблица 2.

 

Допустимая кривизна деталей и стрела прогиба  при правке и гибке в холодном состоянии

 

Профиль проката

Эскиз

Изгиб относительно оси

При гибке

При правке

r

f

r

f

мм

Лист, универсальная полоса

Волнистость

25S

L2

200S

50S

L2

400S

Лист, универсальная полоса

Серповидность

L2

800B

Уголок

х — х

45B

L2

350B

90B

L2

720B

у — у

45В1

L2

350В1

90В1

L2

720В1

Швеллер

х — х

25h

L2

200h

50h

L2

400h

у — у

45B

L2

360B

90B

L2

720B

Двутавр

х — х

25h

L2

200h

50h

L2

400h

у — у

25B

L2

200B

50B

L2

400B

Труба

30d

L2

240h

60d

L2

480d

 

При меньшем радиусе кривизны или большей стреле прогиба правка и гибка должны производиться в горячем состоянии.

4.1.12. Правка проката наплавкой валиков не разрешается.

4.1.13. Гибка деталей листовых решетчатых конструкций без нагрева с радиусом менее приведенных в табл. 2 разрешается на угол не более 30°.

4.1.14. Ударные воздействия на углеродистую и низколегированную сталь, а также резка ее на ножницах и продавливание в ней отверстий, при температуре ниже минус 25 °С запрещается.

4.1.15. Заготовки элементов металлоконструкций с расслоениями и трещинами на поверхности реза не допускаются.

4.1.16. Припуски на усадку металла при сварке и вырезке заготовок, если они не указаны в чертежах или технологической документации, должны составлять для полос и листов — 0,1 мм толщины свариваемых деталей на каждый стык, а для других сечений приниматься в соответствии с табл. 3.

 

Таблица 3.

 

Припуски на усадку металла при сварке и вырезке заготовок

 

Тип конструкции

Характеристика конструкции

Припуск на усадку при сварке

Составного сечения

с сплошной стенкой

Высота сечения до 400 мм

Для стыковых швов — 1 мм на каждый стык

Высота сечения более 400 мм

Для стыковых швов — 1,5 мм на каждый стык

Площадь сечения до 800 см2

По 0,5 мм на каждую пару привариваемых ребер

Площадь сечения более 800 см2

По 1 мм на каждую пару привариваемых ребер

Фермы крана, секции башни, стрелы, гуськи

Для стыковых швов — 1 мм на каждый стык

 

4.1.17. Детали стальных конструкций, торцы которых подлежат фрезерованию, должны иметь припуск

от 5 до 6 мм на каждый фрезеруемый торец.

4.1.18. При отсутствии требований в чертежах, сборка должна обеспечивать точность линейных размеров готовой сборочной единицы по 16 квалитету:

для размеров до 3150 мм — ГОСТ 25346;

для размеров свыше 3150 мм — ГОСТ 25348.

4.1.19. Диаметры отверстий под болты в деталях стальных конструкций должны быть выполнены сверлением или продавливанием.

Сверление или рассверливание монтажных отверстий должно производиться после полной сварки элементов, составляющих монтажные сборочные единицы.

Рассверливание отверстий при общей сборке следует производить после окончания сборки, при этом должна быть обеспечена правильность геометрической формы отверстий и их расположение в пределах допуска.

Допускается сверление и рассверливание монтажных отверстий до полной сварки монтажных узлов, если технологический процесс сварки и применяемая оснастка обеспечивают сохранение взаимного расположения монтажных отверстий.

4.1.20. Номинальные диаметры отверстий для болтов нормальной точности, включая и высокопрочные, должны соответствовать требованиям ГОСТ 11284.

 

4.2. Конструкции из труб

 

4.2.1. Трубы не должны иметь кривизны, превышающей 1/1000 длины детали и 4 мм для труб диаметром до 200 мм, 6 мм для труб диаметром свыше 200 мм.

4.2.2. Правку термически упрочненных труб на прессах следует производить в холодном состоянии. Трубы горячекатаные или нормализованные допускается править с нагревом газопламенной горелкой по технологии предприятия-изготовителя машины, гарантирующей сохранение качества стали.

4.2.3. Обработка деталей из труб давлением (гибка, сплющивание, вальцовка концов, высадка и др.) должна исключать коробление, появление трещин и надрывов, а также исключать закалку. При гибке труб допускается овальность в местах гиба до 15 % наружного диаметра.

4.2.4. Сплющивание концов труб следует производить только в горячем состоянии. В виде исключения допускается холодное сплющивание углеродистых горячекатаных труб, если при этом отсутствуют излом, расслоение, надрывы, трещины, видимые вооруженным глазом. Нагрев труб при сплющивании должен производиться по технологии предприятия-изготовителя машины, гарантирующей сохранение качества стали.

4.2.5. Сплющивание следует проводить призматическими матрицами трапецеидального сечения с уклоном боковых граней около 1:4…1:6 и радиусом сопряжения рабочих плоскостей не менее 5 мм в соответствии с рис. 2.

4.2.6. Снятие внутренних напряжений в электросварных трубах не требуется.

Продольный сварной шов трубы должен располагаться в пределах средней трети ширины лопатки В.

Длина лопатки h должна быть не меньше толщины стенки трубы в соответствии с рис. 3.

                                        

Рис. 2.                                                                                      Рис. 3

 

4.2.7. Обработка концов деталей из труб должна производиться газопламенной резкой, различными механическими способами, а также рубкой специальными штампами, с соблюдением требований п. 4.2.4.

4.2.8. После гибки труб в горячем состоянии их внутренняя поверхность должна быть очищена от наполнителя и пригара.

 

4.3. Сборка и подготовка к сварке

 

4.3.1. Сборка стальных конструкций грузоподъемного оборудования под сварку должна производиться в кондукторах или на стендах, обеспечивающих необходимую точность сборки, в строгом соответствии с утвержденным технологическим процессом завода-изготовителя и настоящим стандартом предприятия.

4.3.2. Технологическая оснастка для сборки элементов под сварку должна периодически проверяться ОТК в соответствии с нормативно-технической документацией предприятия-изготовителя.

4.3.3. Сборка конструкций должна производиться из выправленных деталей и сборочных единиц, очищенных от грязи, ржавчины, масла и со снятыми заусенцами.

4.3.4. При отсутствии требований в чертежах, сборка должна обеспечивать точность линейных размеров готовой сборочной единицы для длин до 3150 мм по 16 квалитету в соответствии с ГОСТ 25346 и для длин свыше 3150 мм по 16 квалитету в соответствии с ГОСТ 25348.

4.3.5. Конструкции и элементы, подлежащие сварке, должны быть установлены так, чтобы обеспечить возможность наложения нижних швов. Применение вертикальных и потолочных швов допускается только в тех случаях, когда конструкция по своим габаритам не может быть установлена в нужном положении, и если это предусмотрено технологическим процессом.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *