ТУ 24.22.188-04. 
С ПРИМЕНЕНИЕМ СВАРКИ

ТУ 24.22.188-04. С ПРИМЕНЕНИЕМ СВАРКИ
Технические условия на ремонт, изготовление (отдельных элементов), реконструкцию и монтаж грузоподъемных кранов с применением сварки

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 

 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
РД 51-31323949-38-98 - Руководящий документ по технологии сварки технологических трубопроводов компрессорных станций из теплоустойчивых и высоколегированных сталей.

 

 

 

Сварка ->  Подъемно-транспортное оборудование ->  ТУ 24.22.188-04 -> 

 

 

ТУ 24.22.188-04

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

НА РЕМОНТ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ

(ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ),

РЕКОНСТРУКЦИЮ И МОНТАЖ

ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

С ПРИМЕНЕНИЕМ СВАРКИ

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.                  Общие положения

2.                  Обследование и осмотр металлоконструкций кранов .

3.                  Ремонтная документация

4.                  Изготовление новых элементов металлоконструкций .

4.1.            Конструкционные и сварочные материалы

4.2.            Правка проката и гибка заготовок

4.3.            Разметка

4.4.            Резка проката и обработка кромок

4.5.            Сборка и подготовка металлоконструкций к сварке .

4.6.            Сварка.

5. Ремонт основных элементов металлоконструкций крана

5.1.            Ремонт пролетных балок

5.2.            Ремонт концевых балок

5.3.            Ремонт узла сопряжения пролетных и концевых балок

5.4.            Ремонт элементов с трещинами

5.5.            Допуски на отремонтированные металлоконструкции  

5.6.            Контроль качества изготовления металлоконструкций

6. Правила приемки и регистрации проведенного ремонта

7. Грунтовка, окраска и маркировка

8. Хранение

9. Транспортирование

10. Методы испытаний

11. Монтаж металлоконструкций кранов

12. Техника безопасности

13. Перечень нормативно-технической документации, использованной при разработке ТУ

14. Лист регистрации изменений ТУ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

1. Выявление повреждений элементов металлоконструкций и отбор проб для исследования металла

2. Варианты ремонта и реконструкции металлоконструкций кранов с технологическими картами (принципиальные решения)

3.Технологический процесс ремонта металлоконструкций мостового крана грузоподъемностью 5 тонн пролетом 29 м.

4. Технологический процесс на ремонт концевых балок.

5.Инструкция на производство сварочных работ при ремонте, изготовлении и реконструкции крановых металлоконструкций

6.Конструктивно-технологические рекомендации по ремонту ездовых балок и опор двутаврового и таврового сечений однобалочных опорных и подвесных мостовых и козловых кранов

7. Типовые технологические указания (основы) сварки ванно-дуговым способом стыков крановых рельсов.

8. Рекомендации по конструктивно-технологическому выполнению узла нижнего пояса главных балок в месте перехода горизонтального в наклонный участок мостовых электрических кранов грузоподъемностью до 50 тонн.

9. Ремонт механизмов грузоподъемных кранов

10. Монтаж грузоподъемных кранов

11. Комплект техдокументации восстановления грузовых крюков

12.         Болтовые и заклепочные соединения

13.         Тепловая и комбинированная виды правки

14.         Варианты сварных конструкций клиновой втулки крепления канатов

15. Методические указания по применению ультразвукового контроля качества сварных соединений и сплошности металла (конструкций) при производстве, ремонте и замере толщин металлоконструкций

16. РД 24.090.52-90 "Подъемно-транспортные машины. Материалы для сварных металлических конструкций"

17. РД 24.090.97-98 "Оборудование подъемно-транспортное. Требования к изготовлению, ремонту и реконструкции металлоконструкций грузоподъемных кранов"

18. РЦ 24.090.100-99 "Оборудование подъемно-транспортное. Указания по проведению входного контроля качества конструкционных сталей и сварочных материалов для изготовления, ремонта, реконструкции и монтажа металлоконструкций грузоподъемных кранов"

 

 

 

 

 

Настоящие Технические условия распространяются на металлоконструкции кранов мостового типа, самоходные стреловые, железнодорожные, эксплуатирующихся в климатических, районах с умеренным климатом (катег.1, 2, 3) по ГОСТ 15150 и устанавливают основные технические требования к производству их ремонта, реконструкции, изготовлению отдельных элементов и монтажу.

Настоящие технические условия действуют совместно с технической документацией завода-изготовителя и техническими требованиями ГОСТ, ОСТ, РД, ТУ на конкретные виды машин.

Технические условия являются руководством для работ, входящих в объем текущего и капитального ремонтов действующего Положения о планово-предупредительном ремонте грузоподъемных машин, аварийные случаи-отказы, и работ по результатам обследования машин, выработавших нормативный срок.

В разработке использованы запатентованные и находящиеся в Роспатенте прогрессивные технические решения ВНИИПТМАШ.

Все права охраняются в соответствии с законами РФ. Перепечатка и размножение данного материала без согласия ВНИИПТМАШ запрещены.

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Технические условия разработаны в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора РФ, РД 10-08, ПУЭ, ПТЭ и ПТБ,
ГОСТ 2.601, ГОСТ 2.602, ГОСТ 7890, ГОСТ 27584, РД 24.090.97, РД 24.090.52 и устанавливают основные требования и указания к дефектации и ремонту металлоконструкций кранов мостового типа, конструкционным и сварочным материалам, применяемым при ремонте, реконструкции, изготовлении и монтаже, а также к заготовкам, сборке, сварке, отделке, приемке, испытаниям и технике безопасности при проведении указанных работ.

1.2. Для производства ремонта крановых металлоконструкций, специализированная организация должна иметь лицензию на выполнение данного вида работ в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999г.(далее Правил ...).

1.2.           Ремонт, изготовление, реконструкция и монтаж должны производиться в полном соответствии с рабочими чертежами и технологическими процессами. Все отступления оформляются и согласовываются с авторами конструкторской документации или головным институтом по краностроению. Элементы металлоконструкций кранов должны быть изготовлены из сталей, марки и категории которых указаны в рабочих чертежах. Замена марок сталей должна быть согласована с разработчиком.

1.3. Ремонтом или реконструкцией крана должны быть восстановлены первоначальная несущая способность конструкции, элемента, сборочной единицы (прочность, жесткость, устойчивость).

1.4. К сварочным работам при ремонте, изготовлении отдельных узлов металлоконструкций кранов должны допускаться сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с "Правилами аттестации сварщиков", утвержденными Госгортехнадзором России.

 

 

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ И ОСМОТР МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ КРАНОВ И ПОДГОТОВКА РЕМОНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

 

2.1.            Грузоподъемные краны, которые должны ремонтироваться в соответствии с графиком ППР, подвергаются осмотру, краны аварийные и проработавшие свой нормативный срок - обследованию.

2.2.            Обследование и осмотр кранов проводится в соответствии с Методическими указаниями по проведению обследования кранов с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации, разработанных ВНИИПТМАШ, комиссией, образуемой организацией-владельцем крана, если она имеет лицензию на проведение данного вида работ, или совместно с другой специализированной организацией, имеющей разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора, и прошедшей аттестацию в его инженерно-консультативных центрах.

2.3. Основные работы, проводимые при обследовании:

-        ознакомление с технической и эксплуатационной документацией крана (паспорт, ремонтные и крановые журналы, инструкция по монтаж и эксплуатации), чертежи (эскизы) модернизации, расчеты;

-        внешний осмотр крана, механизмов и электрооборудования;

-        проверка состояния основных несущих элементов конструкции, сварных соединений.

2.4. Состав документации, необходимой для ремонта кранов: - паспорт крана, в котором должны содержаться сведения о переустановках крана, проведенных технических освидетельствований, ремонтах и реконструкциях (включая чертежи, по которым проводились ремонты и реконструкции). В случае проведения сварочных работ, пас порт должен содержать сведения о материале вновь изготовленных элементов, сварочных электродах и о выполнявшем работу сварщике (сварщиках);

- справки с указанием сведений о характере работы, выполняемой краном, среднего и максимального груза, количество перерабатываемого груза в год, а для кранов режимов "Т" и "ВТ" (6К, 7К и 8К) - также с начала эксплуатации. Также необходимы сведения о действительном режиме работы, окружающей среде, месте установки крана.

Если в паспорте крана отсутствуют сведения о материалах несущих элементов, следует определить их химический состав и ударную вязкость лабораторным путем. Перед определением химического состава необходим тщательный осмотр элементов с выявлением расслоений, трещин, подрезов. Пробы надо брать в кол-ве до 30 грамм:

-       для сплошностенчатых конструкций из верхнего нижнего поясов и вертикальной стенки;

-       для ферменных конструкций из верхнего и нижнего поясов главной фермы, опорных раскосов и 2-х средних раскосов.

Места взятия проб указаны в Приложении 1.

Стружка для анализа может быть получена пневмозубилом с кромки элемента, либо засверливанием отверстия. В случае, если стружка берется зубилом, то место взятия пробы обрабатывается шлифмашинкой, обеспечивая плавную линию кромки.

В стержнях пробу берут на расстоянии не менее удвоенного поперечного размера элемента от окончания фасонки, сварного шва. Расстояние от кромки отверстия до кромки элемента должно быть не менее 15...30 мм. Для клепаных конструкций диаметр сверления должен быть не более 0,8 диаметра заклепки. Для сварных конструкций диаметр сверления 8-10 мм. Проба должна быть упакована и замаркирована. На отобранные пробы составляется ведомость с указанием крана, элемента, профиля. Отбор проб для определения химического анализа; проводится в соответствии с ГОСТ 7565. Химический анализ стали производится по ГОСТ 22.536.0 - 22.536.12. Результаты химического анализа заносят в ведомость. Допускается определение химического состава стали методом фотоэлектрического спектрального анализа по ГОСТ 18895.

Перед отбором стружки поверхность элемента зачищается до металлического блеска. Засверловка для взятия стружки производится на всю толщину металла. После засверливания отверстие не заваривается, в необходимых случаях используется для обеспечения скапливающейся влаги (дренажа).

Допускается определение фактического химического состава другими способами физического контроля.

2.5.             Представляется эскиз (чертеж) металлоконструкции с указанием основных габаритных размеров, мест ремонта, величины общих деформаций и расположения местных дефектов и т.п. В случае необходимости поверочного расчета эскиз или чертеж должен содержать геометрические размеры и конструктивное выполнение основных несущих элементов металлоконструкций.

2.6.             При обследовании металлоконструкций внешним осмотром выявляются следующие дефекты:

- трещины в основном металле, сварных швах и околошовной зоне (применение лупы 8-10-кратного увеличения);

-           дефекты болтовых и заклепочных соединений (применение простукивания молотком);

-           местные механические повреждения (разрывы, вмятины, вырубки-, изломы);

-           коррозионные повреждения.

2.7. Поиск трещин при осмотре (обследовании) металлоконструкций проводить при помощи методов капиллярной дефектоскопии, переносных дефектоскопов и др. Внешними признаками наличия трещин могут являться: подтеки, ржавчина, выходящая на поверхность металла и шелушение краски.

Для уточнения наличия (границ) трещин, возможно, использовать следующий метод: хорошо заточенным зубилом следует вдоль предполагаемой трещины снимать небольшую стружку, разделение стружки свидетельствует о наличии трещины.

Для определения остаточной толщины металла (вследствие коррозии) применять акустический вид контроля по ГОСТ 20415 и ГОСТ 14782.

2.8.             При проведении обследований, ремонтных работ, технических освидетельствований и испытаний крана необходимо соблюдать правила техники безопасности в полном соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", "СНиП III-4-80" и нормативных технических документов, действующих на данном предприятии.

2.9.             Результаты обследования оформляются актом, содержащим общую характеристику состояния крана и заключение по его дальнейшему восстановлению или списанию, утвержденным главным инженером предприятия-владельца крана.

При необходимости, акт может содержать перечень мероприятий по усилению элементов крана, ремонту, реконструкции по устранению выявленных дефектов, замене элементов и сборочных единиц, сроках выполнения указанных мероприятий.

Для решения отдельных спорных вопросов о возможности дальнейшего использования крана, комиссия может привлечь компетентных специалистов, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации и, прежде всего, ВНИИПТМАШ для выполнения работ (рас чет, усиление, испытание и т.д.).

 

 

 

3. РЕМОНТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

3.1. Металлоконструкции кранов должны ремонтироваться по конструкторской документации, разработанной специализированной организацией, имеющей разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России.

Конструкторская документация на ремонт должна разрабатываться с учетом действующих ГОСТов, ОСТов, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и настоящих ТУ, а также Правил техники безопасности и производственной санитарии на - промышленных предприятиях.

Конструкторская документация должна включать ремонтные рабочие чертежи и, при необходимости, описание последовательности работ и выполнения ответственных операций. Отступления от ремонтной конструкторской документации могут производиться только при наличии письменного разрешения организации - разработчика. При этом все изменения и отступления должны регистрироваться.

Предприятие, производящее ремонт или реконструкцию грузоподъемных кранов, и имеющее разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора на производство этих работ, должно иметь технические условия, содержащие указания о применяемых металлах и сварочных материалах, способах контроля качества сварки, о нормах браковки сварных соединений и порядке приемки отдельных узлов и готовых изделий, а также о порядке оформления документации.

Предприятие, производящее ремонт или реконструкцию крана, при необходимости, составляет пооперационные технологические карты ремонтных работ на основании ремонтной конструкторской документации и в соответствии с имеющимися на данном предприятии производственными мощностями и оборудованием. Технологические карты утверждает руководитель предприятия, производящего ремонт или реконструкцию крана.

Контроль за соблюдением ремонтной технической документации, требований настоящего ТУ и технологии производства ремонтных работ должен осуществляться службой местного технического надзора или ОТК предприятия, производящего ремонтные работы.

Объем и порядок хранения отчетной документации по ремонту должен соответствовать требованиям, изложенным в ст.3.2.4 Правил Госгортехнадзора России.

3.2.          На ремонтных чертежах должны быть указаны:

-      поврежденные участки, подлежащие ремонту или замене;

-     материалы, применяемые при замене;

-      деформированные элементы и участки элементов, подлежащие исправлению (правками способы правки);

-     типы сварных соединений и способы их выполнения;

-     виды обработки сварных швов после сварки;

-     способы и нормы контроля сварных соединений (места, подлежащие контролю (проверке) физическими способами, количество механических испытаний и т.п.);

-     допускаемые отклонения от номинальных размеров.

 

3.3.          Отступления от ремонтной документации допускаются только при наличии письменного разрешения организации, РАЗРАБОТАВШЕЙ ДОКУМЕНТАЦИЮ. При этом, все изменения должны регистрироваться в контрольном экземпляре документации.

3.4.          Контроль за выполнением ремонтных работ, предусмотренных настоящими ТУ, осуществляется соответствующими службами предприятия (организации), производившего ремонт, и включает в себя:

- контроль за соблюдением требований ремонтной документации и настоящих ТУ;

-лабораторный входной контроль качества применяемых материалов и соответствие их сертификатам (ГОСТ, ОСТ, ТУ);

- контроль соответствия заготовок и деталей размерам и допускам, в том числе после окончательной сборки и сварки;

- контроль сборки под сварку;

- контроль квалификации сварщиков и качества сварных соединений и сварочного оборудования;

- контроль технологической дисциплины (соблюдение режима сварки)

 

 

 

4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

 

4.1. Конструкционные и сварочные материалы.

4.1.1. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденными Госгортехнадзором России, РД 24.090.97

и РД 24.090.52. Основными факторами, определяющими выбор конструкционных и сварочных материалов для элементов сварных металлических конструкций кранов, являются обеспечение надежности работы крана, нижняя и верхняя температуры окружающего воздуха при их эксплуатации, степень нагруженности элементов и коррозионная агрессивность окружающей атмосферы.

 4.1.2. Дифференцированный выбор конструкционных и сварочных материалов в сочетании с рациональными конструктивными и технологическими решениями обеспечивает несущую способность и долговечность, оптимальную технологичность металлоконструкций грузоподъемных кранов с учетом вышеуказанных факторов.

4.1.3.                 В таблице 4.1. регламентированы стали, применяемые для изготовления сварных конструкций грузоподъемных кранов исполнения "У" категорий размещения 1, 2 и 3 по ГОСТ 15150.

4.1.4.                 В условиях среднеагрессивной атмосферы (по классификации СНиП II-28-76), для металлоконструкций кранов допускается применение стали с добавкой меди, повышающей её коррозионную стойкость (в марочное обозначение сталей входит буква "Д", например - 09Г2СД).

4.1.5.                 В сварных соединениях несущих элементов металлоконструкций кранов всех типов допускается сочетание углеродистых сталей с низколегированными, при этом температура эксплуатации кранов выбирается по углеродистой стали.

4.1.6.                 Сварочные материалы, применяемые для сварки несущих конструкций кранов, должны обеспечивать механические свойства металла шва и сварного соединения (предел прочности, предел текучести, относительное удлинение, угол изгиба, ударную вязкость) не ниже нижнего предела указанных свойств основного металла конструкции, установленного для данной марки стали Государственным стандартом или техническими условиями.

4.1.7.             Сварочные материалы, рекомендуемые для ручной, полуавтоматической сварки в защитных газах и механизированной – под флюсом, определяются с учетом рационального сочетания свойств свариваемых марок сталей и назначения конструкции, представлены в табл. 4.2.

4.1.8.             Допускается применение других сварочных материалов, обеспечивающих получение механических свойств наплавленного металла и сварного соединения, не снижающих несущую способность сварного соединения и металлоконструкции в целом по согласованию с ВНИИПТМАШ.


Таблица 4.l. Стали для изготовления, ремонта и реконструкции грузоподъемных кранов

 

 


Продолжение табл. 4.1.


Продолжение табл. 4.1.

 

 


Продолжение табл. 4.1.

 

 


 


Продолжение табл. 4.1.


 


а) Применять для металлоконструкций кранов режимных групп 1К...5К по ТОСТ 25546.


б) При заказе указывать уровень предела текучести 380 Н/мм2.


в) Применять при обеспечении значений в ударной вязкости при минус 20°С и после механического старения на образцах типа 1 по
ГОСТ 9454 не менее 29 Дж/см2в) Применять при обеспечении значений в ударной вязкости при минус 20°С и после механического старения на образцах типа 1 по
(3 кгс-м/см2в) Применять при обеспечении значений в ударной вязкости при минус 20°С и после механического старения на образцах типа 1 по
), на образцах типа 3 не менее 34 Дж/см2в) Применять при обеспечении значений в ударной вязкости при минус 20°С и после механического старения на образцах типа 1 по
(3,5 кгс-м/см2).в) Применять при обеспечении значений в ударной вязкости при минус 20°С и после механического старения на образцах типа 1 по


г) Применять в термообработанном состоянии.


д) Применять при обеспечении значений ударной вязкости при минус 40°С и после механического старения на образцах типа 1 по
ГОСТ 9454 не менее 29 Дж/см2д) Применять при обеспечении значений ударной вязкости при минус 40°С и после механического старения на образцах типа 1 по
(3 кгс-м/см2д) Применять при обеспечении значений ударной вязкости при минус 40°С и после механического старения на образцах типа 1 по
), на образцах типа 3 не менее 34 Дж/см2д) Применять при обеспечении значений ударной вязкости при минус 40°С и после механического старения на образцах типа 1 по
(3,5 кгс-м/см2).д) Применять при обеспечении значений ударной вязкости при минус 40°С и после механического старения на образцах типа 1 по

 

 

 

 

 

 

           
Разместить сайт в каталоге
Разместить статью в каталоге