РД 22-326-97. 
Название документа

РД 22-326-97. Название документа
Краны стреловые самоходные и краны-манипуляторы капитальный ремонт общие технические условия

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 
 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
РД 10-33-93 - Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации

 

 

 

Сварка ->  Подъемно-транспортное оборудование ->  РД 22-326-97 -> 

 

 

РД 22-326-97

 

КРАНЫ СТРЕЛОВЫЕ САМОХОДНЫЕ

И КРАНЫ-МАНИПУЛЯТОРЫ

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 

 

 

 

 

ВЗАМЕН РД 22-322-94 в части стреловых самоходных кранов общего назначения и кранов-манипуляторов.

 

 

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Настоящий нормативный документ (далее РД) распространяется на стреловые самоходные краны общего назначения по ГОСТ 22827-85 и краны-манипуляторы (далее краны), в т. ч. краны зарубежного производства, подлежащие восстановительному ремонту.

Настоящий РД предназначен для организаций, занимающихся ремонтом или эксплуатацией кранов.

 

 

2. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Обозначение документа, на который дана ссылка в РД

Название документа

Номер пункта, подпункта РД, приложения к РД

ГОСТ 2.602-68

ЕСКД. Ремонтные документы.

3.2, 8.2

ГОСТ 183-74**

Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия.

7.2.17

ГОСТ 1497-84*

Металлы. Методы испытания на растяжение.

6.2.8

ГОСТ 1759.0-87

Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия.

6.2.2

ГОСТ 5264-80

Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.

6.5.3, 6.8.6, 6.7.1.1 

ГОСТ 6996-75

Сварные соединения. Методы определения механических свойств.

П.1.3.4, 6.8.11

ГОСТ 7512-82

Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод.

6.8.8

ГОСТ 8713-70

Сварка под флюсом. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.

6.5.3, 6.8.6

ГОСТ 9109-81

Грунтовка ФЛ-03К и ФЛ-03Ж. Технические условия.

6.10.6

ГОСТ 11533-75

Автоматическая и полуавтоматическая дуговая сварка под флюсом. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.

6.5.3, 6.8.6

ГОСТ 11534-75

Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.

6.5.3, 6.8.6

ГОСТ 13568-75*

Цепи приводные роликовые и втулочные. Общие технические условия.

7.2.16

ГОСТ 14771-76

Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.

6.5.3, 6.8.6

ГОСТ 14776-79

Дуговая сварка. Соединения сварные точечные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.

6.8.6

ГОСТ 14782-86

Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые.

6.8.8

ГОСТ 15164-78

Электрошлаковая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.

6.8.6

ГОСТ 15878-79

Контактная сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.

6.8.6

ГОСТ 16037-80

Соединения сварные стальных трубопроводов. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.

6.8.6

ГОСТ 22762-77

Металлы и сплавы. Метод измерения твердости на пределе текучести вдавливанием шара.

6.2.9

ГОСТ 22827-85

Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия.

1, 6.10.3

ГОСТ 23518-79

Дуговая сварка в защитных газах. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.

6.8.6

ОСТ 22-7-73

Строительные, дорожные, коммунальные машины и оборудование. Общие технические условия на капитальный ремонт изделий

1

ПБ-10-14-92

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

3.1, 4.3, 6.6.1, 6.8.11, 7.2.14, 9.7, 10.2

РД 24.225.03-90

Краны стреловые самоходные. Металлические конструкции. Нормы расчета.

6.9.14

РД 10-08-92

Инструкция по подзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений.

4.1

РД 22-16-96

Машины грузоподъемные. Выбор материалов для изготовления, ремонта и реконструкции сварных стальных конструкций.

6.2.1, 6.2.4, П.1.3.3

РД 22-207-88

Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы на изготовление.

6.3.3, 6.4.2, 6.5.10

РД 22-319-92

Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 2. Краны стреловые самоходные общего назначения

6.3.1, 6.6.2, П.1.1.1

РТМ 22-53-77

Строительные, дорожные, коммунальные машины и оборудование. Методика разработки документов для капитального ремонта

7.3.11

 

 

 

 

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

3.1. В РД применяются термины и определения, принятые в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов". *

___________________

* Далее по тексту - Правила

 

3.2. Дополнительно используются следующие термины и определения.

Ремонтные документы - документы, содержащие данные для проведения ремонтных работ на специализированных предприятиях и приемки крана после ремонта (протокол технического освидетельствования, акт сдачи-приемки в ремонт, ведомость дефектов, журнал входного контроля, акт проверки электродов, технические условия, карты техпроцессов, чертежи, разработанные специализированной организацией, журнал учета готовой продукции, акт сдачи-приемки из ремонта). Комплектность и правила составления ремонтных документов принимаются по ГОСТ 2.602-68.

Полнокомплектный ремонт - ремонт, выполняемый для устранения дефектов, отмеченных в акте обследования крана с целью продления его срока службы.

Неремонтопригодные элементы или узлы - поврежденные элементы или узлы, которые должны быть заменены, т.к. их ремонт нецелесообразен.

Усиление элемента или узла - добавление дополнительных элементов или креплений с целью уменьшения напряжения в усиляемом элементе или узле при эксплуатации крана.

Сборочная единица - изделие, составные части которого подлежат соединению между собою на предприятии-изготовителе сборочными операциями (свинчиванием, сочленением, сваркой, развальцовкой и т.д.).

Деталь - изделие, изготовленное из однородного по марке и наименованию материала без применения сборочных операций.

 

4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

4.1. Организация, выполняющая ремонт, должна иметь лицензию на право ремонта, выданную Госгортехнадзором РФ (региональным органом) в соответствии с РД-10-08-92.

4.2. Ремонт должен выполняться по рабочей документации завода-изготовителя или по документации, разработанной организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора на проектирование кранов.

4.3. Отремонтированные краны должны соответствовать требованиям Правил, рабочей документации на ремонтируемые элементы и настоящего РД. В необходимых случаях на отремонтированных кранах, в случае неполного восстановления работоспособности отдельного узла или крана в целом, грузовые характеристики могут быть снижены (см. п. 10.8).

4.4. Квалификация рабочих всех специальностей, занятых на работах по ремонту кранов, должна соответствовать квалификации, указанной в технологической карте на данный вид работ.

4.5. К сварочным работам при ремонте и изготовлении ответственных металлоконструкций, включая приварку перил, лестниц, ограждений, ребер жесткости и других элементов кранов, должны допускаются только сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с "Правилами аттестации сварщиков", и имеющие соответствующие удостоверения. Сварка при помощи полуавтоматов должна производиться сварщиками, прошедшими специальное обучение, сдавшими установленные испытания и получившими соответствующие удостоверения.

4.6. Оценка повреждений элементов крана производится согласно приложению 1, а также с учетом опыта эксплуатации кранов.

4.7. Отступления от ремонтной технической документации могут допускаться только при наличии письменного разрешения организации, разработавшей ремонтную документацию. При этом все изменения и отступления должны регистрироваться в журнале изменений.

Контроль за соблюдением требований РД, ремонтной технической документации и технологического процесса должен осуществляться ОТК предприятия, выполняющего ремонт.

 

 

6. РЕМОНТ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

 

6.1. Конструктивные требования.

6.1.1. Основные требования, которые необходимо соблюдать при разработке конструктивных решений для ремонта крановых металлоконструкций:

а) в результате ремонта не должны быть ухудшены прочность и пространственная жесткость конструкции (не следует изменять пространственную компоновку металлоконструкции удалением отдельных стержней, ребер жесткости и т.п. без замены);

б) принятая схема восстановления узла должна обеспечивать плавную передачу усилий от восстанавливаемых элементов на усиливающие элементы;

в) для снижения трудоемкости необходимо стремиться к тому, чтобы сечения новых элементов состояли из наименьшего числа частей. Поэтому, где это возможно, следует применять прокатные и гнутые профили, а не составные части;

г) подобранные сечения должны обеспечить надежную работу конструкции, в том числе требования по прочности, жесткости, местной устойчивости (размеры свесов, отгибов) и неискажаемости сечения (установка в необходимых случаях ребер, диафрагм и т. п.);

д) при усилении или замене отдельных элементов металлоконструкций следует стремиться к тому, чтобы не увеличивался существующий эксцентриситет приложения сил в узлах;

е) запрещается применять комбинированные соединения, в которых часть усилий воспринимается сварными швами, а часть - болтами; при замене болтового соединения на сварное параметры сварных швов определяются расчетами;

ж) вертикальные и особенно потолочные швы следует применять лишь в крайних случаях;

з) все вырезы в металле следует выполнять без резких переходов. Вырезы в углах перехода необходимо выполнять радиусом не менее 3t, где t - толщина металла;

и) не принимать решений, затрудняющих проведение мероприятий по антикоррозионной защите, в особенности ведущих к щелевой коррозии или образованию замкнутых полостей, применяя в необходимых случаях герметизацию щелей и отверстия для слива конденсата;

к) назначать места обрыва элементов усиления из условия работы неусиленных сечений при действии расчетных нагрузок в упругой стадии, не допуская резких концентраторов напряжений в указанных местах;

л) учитывать допустимость увеличения габаритов конструкции;

м) обеспечивать технологичность производства работ по ремонту, в частности, доступность сварки, возможность сверления отверстий, закручивания болтов и т.п.

6.1.2. Ремонт конструкций с использованием способов (схем), впервые внедряемых в производство или впервые осваиваемых ремонтной организацией, должно производиться при авторском надзоре. Необходимость авторского надзора может быть указана в проектной документации, там же могут быть даны указания об обязательном участии авторов проекта в отработке технологии работ и (или) ее опытной проверке.

6.1.3. Для устранения дефектов и повреждений в виде трещин в основном металле или сварных швах в проекте ремонта могут быть предусмотрены такие способы:

а) заварка трещин;

б) замена дефектных мест;

в) усиление конструктивного элемента.

При выборе способа устранения дефекта или повреждения необходимо иметь в виду, что заварка трещин не препятствует образованию новых хрупких или усталостных трещин, если не устранена основная причина их появления.

В качестве мер, препятствующих повторному возникновению трещин после их заварки, следует применять:

а) элементы усиления, изменяющие силовые потоки в зонах охрупчивания металла (места появления хрупких трещин), например, в форме накладок, представляющих собой "энергетический мостик";

б) усиление сварных швов и другие мероприятия, снижающие напряжения в зоне усталостных трещин.

 

6.2. Материалы.

6.2.1. Для ремонта и изготовления элементов крановых металлоконструкций должны применяться стали согласно РД 22-16-96.

6.2.2. Болты и гайки болтовых соединений должны изготовляться из углеродистых сталей по ГОСТ 1759.0-87.

6.2.3. Прокатная сталь, поступающая в производство, должна иметь сертификат завода-поставщика, удостоверяющий ее качество, в соответствии с требованиями п. 6.2.1 настоящего РД, и должна быть тщательно осмотрена с целью предупреждения попадания в производство проката с трещинами, волосовинами, закатами, шлаковыми включениями, расслоениями листа и прочими дефектами.

6.2.4. Для сварных соединений в зависимости от способов сварки должны применяться материалы, указанные в РД 22-16-96.

Качество и марки сварочных материалов должны удостоверяться сертификатами заводов-поставщиков или паспортом.

6.2.5. Если в одном соединении применены стали разных марок, то механические свойства наплавленного металла должны соответствовать свойствам стали с наибольшим пределом прочности.

6.2.6. Замена марок стали и отступления от дополнительных гарантий для сталей, предусмотренных проектом, должны быть согласованы с организацией, разработавшей чертежи.

6.2.7. Применение стали, электродов, сварочной проволоки, флюсов и метизов в случаях:

– когда отсутствуют сертификаты или паспорта;

– когда имеются недостаточные данные об их качестве при наличии сертификата или паспорта;

– когда обнаружены повреждения, которые могли быть вызваны низким качеством материала конструкций и соединений - разрешается только после проведения в необходимом объеме установленных ГОСТами лабораторных исследований и испытаний и выявления качества всех материалов, их марок и соответствия действующим стандартам, техническим условиям и требованиям проекта.

6.2.8. При исследовании и испытании металла следует определять следующие характеристики:

– химический состав с выявлением содержания элементов, предусмотренных государственными стандартами или техническими условиями на сталь;

– предел текучести, временное сопротивление и относительное удлинение при испытаниях на растяжение (рекомендуется проводить их с построением диаграммы работы стали) по ГОСТ 1497-84*;

– ударную вязкость для температур, соответствующих температурному исполнению, и после механического старения в соответствии с государственными стандартами или техническими условиями на сталь.

6.2.9. Механические свойства стали допускается определять и другими методами, обеспечивающими надежность результатов, соответствующую испытаниям на растяжение.

При оценке прочностных свойств стали без отбора образцов (по твердости в соответствии с ГОСТ 22762-77, по срезу резьбы и т. п.) для каждого вида профиля (лист, уголок, швеллер и т.п.) проводятся контрольные испытания не менее трех образцов с определением предела текучести и временного сопротивления по стандартной методике. По результатам контрольных испытаний выполняется корректировка зависимостей между пределом текучести (временным сопротивлением) и параметрами, измеряемыми при испытаниях без отбора образцов (глубиной или диаметром отпечатка, по срезу резьбы и т. п.).

 

6.3. Правка деформированных элементов.

6.3.1. Правка применяется в тех случаях, когда фактические отклонения от проектной формы (от прямолинейности или от плоскостности) отдельных элементов и узлов металлоконструкций превышают величины, указанные в рабочей документации на соответствующие узлы крановых металлоконструкций, а при их отсутствии - величины, приведенные в РД 10-112-2-97.

6.3.2. Исправление деформированных элементов металлических конструкций, получивших остаточные деформации изгиба, необходимо вести способами холодной или горячей правки. Когда она допустима, холодную правку необходимо предпочитать горячей.

6.3.3. Холодная правка должна осуществляться на вальцах, прессах, или с помощью других устройств, обеспечивающих плавность приложения нагрузок, и лишь в отдельных случаях (при правке мелких деталей) допускается на плите через гладилку. Поверхность стали после правки не должна иметь вмятин, забоин и других повреждений.

Наибольшие искривления элементов, подлежащих холодной правке на вальцах и прессах, принимаются как для правки проката по РД 22-207-88.

6.3.4. Правка деформированных элементов путем наплавки валиковых швов не допускается.

6.3.5. При отрицательных температурах холодная правка не должна применяться.

6.3.6. Горячая правка проката из углеродистой стали должна производиться при нагреве ее до 700...800°C, а низколегированной стали - до 900...1100°С (от красного до оранжевого цвета каления) и прекращаться при температуре не ниже 700 °С (вишневый цвет каления). При этом перегревы, общие или местные, не допускаются.

 

 

 

 

 

 

 

           
Разместить сайт в каталоге
Разместить статью в каталоге