РД 22-28-36-01. 
7. МЕТОДИКАПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

РД 22-28-36-01. 7. МЕТОДИКАПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
Краны грузоподъемные. Типовые программы и методики испытаний

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 
 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
РД 24.942.02-90 - Электрошлаковая сварка химнефтеаппаратуры из низколегированных и теплоустойчивых сталей

 

 

 

Сварка ->  Подъемно-транспортное оборудование ->  РД 22-28-36-01 -> 

 

 

___________

*1 Приводится ссылка на пункт методики по настоящему РД.

*2 Проводятся с перегрузкой 40%.

*3 Проводятся с перегрузкой 25% без совмещения операций.

 

6.4. Последовательность этапов работ, указанных в табл. 4, может быть изменена по усмотрению комиссии. Если программой испытаний предусмотрено проведение испытаний при монтаже и перевозке, допускается начинать испытания соответственно с перевозки и/или монтажа крана.

6.5. Перевозка крана в процессе испытаний должна проводиться только для кранов, выполненных в мобильном исполнении (с перевозкой в сборе или в максимально укрупненном виде), предусмотренном Инструкцией по монтажу крана.

6.6. С целью ускорения работ часть этапов может быть выполнена заранее, но не позже определенного срока, оговоренного в РПМ.

6.7. При периодических испытаниях допускается часть этапов испытаний (монтаж и перебазировку) проводить в условиях эксплуатации на других кранах, изготовленных после предыдущих периодических испытаний.

6.8. В отдельных случаях при необходимости проверки прочности и надежности крана (при приемочных, квалификационных, периодических или типовых испытаниях) по усмотрению комиссии проводятся инструментальные и/или эксплуатационные испытания крана. Эти испытания проводятся на полигоне или в условиях эксплуатации по отдельным методикам, согласованным с СКТБ БК.

6.9. При проведении технического освидетельствования программа работ по табл. 4 предусматривает объем работ, соответствующий полному освидетельствованию. При частичном техническом освидетельствовании выполняются только работы по разделам 1, 2, 3, 6, 7.4 и 8 табл. 4.

 

7. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

 

7.1 Рассмотрение технической документации

 

Для испытаний должна быть предъявлена техническая документация в объеме, определенном общей программой, приведенной в табл. 4 настоящего РД.

7.1.1. Рассмотрение рабочих программ и методик проводится с целью определения требований и этапов испытаний конкретного крана.

7.1.2. Рассмотрение технического задания (ТЗ) или документа, его заменяющего, проводится с целью сопоставления требований ТЗ с параметрами и техническими требованиями, заложенными в проект и рабочую конструкторскую документацию на кран, а также с целью оценки выполнения требований и уровня выполнения отдельных этапов работ, записанных в техзадании.

7.1.3. Рабочие чертежи крана должны быть рассмотрены на соответствие требованиям: технического задания, стандартов и другой нормативной документации (в том числе правил Госгортехнадзора, Правил устройства электроустановок, ГОСТ 13556). Проверка чертежей должна проводиться также на соответствие стандартам ЕСКД. Производится проверка ремонтопригодности крана, возможности замены запасных частей без применения промышленной технологии, наличия или определения необходимости в разработке ремонтной документации.

Одновременно оценивается взаимозаменяемость узлов, которая может быть проверена при сборке узлов.

7.1.4. Эксплуатационная документация (паспорт, руководство по эксплуатации, инструкция по монтажу) должна быть рассмотрена на соответствие ГОСТ 2.601, ГОСТ 13556 и РД 22-226-94.

При проверке паспорта крана особое внимание должно быть обращено на соответствие назначения крана реальным условиям эксплуатации, на правильность оформления данных по материалам, из которых изготовлен кран (в том числе и по материалу болтов крепления опорно-поворотного устройства); данных о комплекте поставки с указанием упаковочных мест и их количества (включая запасные части в соответствии с требованиями п. 2.9 ГОСТ 13556); свидетельства о приемке с соответствующими подписями и печатью.

При рассмотрении эксплуатационной документации оцениваются климатические, ветровые и сейсмические зоны использования и категории размещения крана и его оборудования и соответствие этих зон и категорий размещения реальным условиям места эксплуатации крана.

7.1.5. Акт приемочных испытаний рассматривается только при проведении квалификационных, периодических и типовых испытаний с целью проверки полноты выполнения (устранения) отмеченных в акте недостатков и рекомендаций приемочной комиссии.

7.1.6. Проект технических условий (ТУ) на изготовление крана представляется на предварительные, приемочные и квалификационные испытания, в процессе которых ТУ уточняются с помощью представителей заинтересованных организаций и согласовываются в установленном порядке. После приемочных или квалификационных испытаний и принятия крана на серийное производство проект ТУ становится утвержденным рабочим документом.

7.1.7. При проведении квалификационных испытаний при постановке на производство предприятие-изготовитель (дублер) может представить либо ТУ основного предприятия-изготовителя (если новую для себя продукцию он будет изготавливать по этим ТУ) или проект новых собственных ТУ, по которым предприятие-дублер будет изготавливать новые для него краны.

7.1.8. Акты испытаний отдельных узлов крана, если такие испытания предусматривались рабочей программой и методикой испытаний, представляются комиссиям при предварительных, приемочных, квалификационных и в необходимых случаях при периодических и/или типовых испытаниях. Если испытания узлов отдельно не проводились, узлы испытываются в составе крана.

7.1.9. Содержание Ведомостей отклонений..., дефектов и изменений..., предусмотренных рабочими программами предварительных и приемочных испытаний, одобренные и согласованные соответствующими комиссиями при испытаниях, должно быть учтено в рабочих чертежах для серийных кранов. При последующих испытаниях ведомости рассматриваются с целью проверки выполненных в них записей на испытываемом кране.

7.1.10. Акт приемки крана ОТК должен подтвердить, что кран изготовлен в соответствии с техническими нормами, прошел испытания и признан годным к эксплуатации.

7.1.11. Акты предыдущих периодических и/или типовых испытаний должны быть рассмотрены с целью проверки выполнения рекомендаций по устранению недостатков, изложенных в этих актах. Этот пункт требуется выполнять, если производятся повторные периодические, либо новые типовые испытания.

7.1.12. При рассмотрении проекта кранового рельсового пути (установки крана) одновременно должны быть рассмотрены:

акт сдачи-приемки пути в эксплуатацию;

акт освидетельствования скрытых работ (см. приложения Г и Д РД 22-28-35-99);

акт нивелировки, который должен подтвердить, что рельсовый путь соответствует требованиям РД 22-28-35—99;

протоколы измерения сопротивления растеканию тока заземляющей системы должны подтверждать соответствие кранового пути требованиям Правил устройства электроустановок и РД 22-28-35-99.

7.1.13. Материалы инструментальных и/или эксплуатационных испытаний (если они проводились), а также журнал учета поступающих сообщений-рекламаций от потребителя рассматриваются с целью учета имеющихся в них замечаний в представленной на рассмотрение конструкторской документации.

7.1.14. Отчет о патентных исследованиях позволяет комиссии оценить технический уровень и конкурентоспособность осваиваемого изделия.

7.1.15. При рассмотрении лицензий (разрешений) на проектирование (у организации-разработчика проекта) и на изготовление (у предприятия-изготовителя) оценивается срок действия лицензии (разрешения) и соответствие выполненных работ условиям действия лицензии (разрешения).

7.1.16. При проведении технического освидетельствования требуется представление большого числа документов, характеризующих техническое состояния крана, крановых путей, правильность установки (монтажа) крана на площадке, систему технического обслуживания и надзора за кранами.

Подробно эти документы рассмотрены в приложении Б.

7.1.17. При приемо-сдаточных испытаниях требуется оценить наличие технологического процесса, технологических карт, технических условий, в соответствии с которыми должны проводиться эти испытания согласно п. 3.2 ГОСТ 13556.

 

7.2 Осмотр и оценка качества изготовления и технического состояния узлов крана, кранового пути

 

7.2.1. При визуальном осмотре должно быть выявлено наличие предусмотренных проектом узлов, а также должны быть проверены:

металлоконструкции на предмет выявления возможных трещин, дефектов сварных швов, отклонений от заданной геометрической формы (погнутости, вмятины, вздутия), нарушения слоя окраски, коррозии и др.;

механизмы и канатно-блочные системы в части выявления трещин в рамах механизмов, ходовых колесах, блоках, износа колес, осей и зубчатых передач, ослабления болтовых соединений или отсутствия части болтов, неудовлетворительной балансировки шкивов, течи смазочного материала или его отсутствия, недопустимых дефектов канатов, креплений механизмов, выявления неработоспособности шарнирных соединений, зазоров между ограждениями канатных блоков и т.п.;

тормоза, которые должны быть защищены от прямого попадания атмосферных осадков, а их ограждения должны быть прочно закреплены и иметь откидную (быстросъемную) конструкцию;

элементы электро- и гидрооборудования. В процессе осмотра необходимо обращать особое внимание на наличие внешних дефектов, износ и сколы у щеток, слабую затяжку электрических соединений, отсутствие «растворов» и «провалов» контакторов, слабую затяжку болтовых соединений, нечеткость включения рубильника, отсутствие необходимых приборов и аппаратов, отсутствие пломб на приборах безопасности, наличие нагара и коррозии на контактах, отсутствие предохранителей, нечеткость фиксаций командо-контроллеров по позициям, неисправность вспомогательных устройств (светильников, прожекторов, печей, звукового сигнала), а также на возможные несоответствия установленного гидрооборудования паспортным данным, отсутствие повреждений и разрывов трубопроводов, отсутствие пломб и др.;

приборы и устройства безопасности, включая проверку их наличия в соответствии с требованиями Правил и паспортными данными (в том числе приборы защиты от обрыва любой из трех фаз), их работу, исправность нулевой защиты, анемометра и всех видов блокировок;

крановый путь, с целью выявления соответствия пути требованиям РД 22-28-35—99, в том числе правильности установки и исправности тупиковых упоров и копиров, износа и состояния рельсов, величины зазоров в стыке и других неисправностей;

плиты противовеса, балласта и контрольные грузы, которые должны быть промаркированы и на них должна быть указана их масса. Плиты противовеса и балласта должны иметь металлическую окантовку и не иметь сколов.

При визуальном осмотре также проверяются:

наличие строповочных проушин на механизмах и узлах;

доступность сливных пробок редукторов;

наличие клейм на металлоконструкциях и маркировочных таблиц на кране и механизмах.

Внешний осмотр проводят при дневном свете.

7.2.1.1. Проверка качества изготовления и состояния узлов крана проводится в соответствии с требованиями Правил, ГОСТ 13556.

Проверка сварных швов проводится визуально (а при необходимости и с помощью лупы с 8—10-кратным увеличением). В подозрительных местах возможно применение одного из методов неразрушающего контроля (чаще ультразвукового контроля) по ГОСТ 14782, РД 22-205-88 или ГОСТ 7512 и др.

В сварных швах не допускаются следующие дефекты:

непараллельность, неперпендикулярность и смещение кромок соединяемых элементов;

трещины всех видов и направлений;

наплывы, подрезы, прожоги, незаваренные кратеры, непровары, пористость и др.

7.2.1.2. Проверка болтовых соединений заключается в проверке наличия всех болтов и устройств от их самоотвинчивания, плотности соединения и затяжки болтов. Контроль затяжки проводится путем выборочного опробования ключом отдельных болтов.

Устройство от самоотвинчивания не должно допускать откручивания гайки, болта на угол более L/20 градусов (где L длина болта до гайки в мм).

7.2.1.3. Проверка крепления ОПУ проводится аналогично с проверкой болтовых соединений (см. п. 7.2.1.2), но контроль затяжки должен проводиться с помощью динамометрического ключа. Материал болтов должен соответствовать данным технической документации.

При техническом освидетельствовании при наличии 1-2 оборванных болтов или недостаточной затяжке 2 болтов производится контроль затяжки всех болтов. При обрыве более 2-х болтов производится замена всех болтов соединения.

7.2.1.4. Проверка уплотнений (их наличие, надежность крепления) должна проводиться визуально по отсутствию течи смазочного материала и по их внешнему состоянию.

7.2.1.5. Состояние окраски контролируется визуально на ее соответствие требованиям ГОСТ 9.032, а наличие предупредительной окраски на выступающих частях крана — требованиям ГОСТ 12.2.058.

7.2.2. Проверка наличия перечисленного в п. 2.2 табл. 4 оборудования: проходов, площадок, ограждений (в том числе у блоков), электрических схем (на дверцах электрошкафов), перемычек, маркировочных трубок, прожекторов, проводов и надежных способов их соединения, переходных мостиков (на приставных кранах) должна проводиться при визуальном осмотре смонтированного крана. Доступ в кабину должен быть удобным и соответствовать требованиям нормативных документов. Настил площадок и проходов должен исключать скольжение ног. Также должна быть оценена возможность доступа верхолазов-монтажников к труднодоступным узлам (блоки оголовка, головки стрелы, распорки) для их ремонта.

При проверке следует руководствоваться требованиями ГОСТ 13556, в том числе и на соответствие наличия запчастей, крепежных деталей и инструмента.

7.2.3. Оценка качества изготовления кабины проводится визуально.

7.2.3.1. При визуальном осмотре кабины крановщика должно быть проверено отсутствие в ней пускорегулирующих резисторов, защитной панели и щелей в соответствии с требованиями ГОСТ 13556.

7.2.3.2. Должно быть также проверено удобство и расположение оборудования в кабине (рычагов управления и контрольно-сигнальной аппаратуры — в зоне видимости крановщика) в соответствии с требованиями ГОСТ 13556. Крановщик должен иметь возможность наблюдения за грузом во всем диапазоне его передвижения, не вставая с сиденья.

7.2.3.3. Проверка возможности очистки стекол кабины и надежность их крепления должны производиться пробной очисткой и надавливанием на стекла, а проверка регулирования кресла по высоте — подъемом и опусканием сиденья. Для очистки (мытья) стекол кабины снаружи допускается применение щетки с длинной ручкой. Верхнее стекло фонаря, примыкающее к крыше кабины, может очищаться с крыши.

Усилие надавливания на стекла кабины должно определяться, исходя из расчетного давления ветра нерабочего состояния на высоте расположения кабины. Нагрузка должна прикладываться перпендикулярно к поверхности стекла и равномерно распределяться за счет жесткого щита и эластичной прокладки.

 

7.3 Проверка отклонений от правильной геометрической формы может производиться либо на собранном кране (без нагрузки на кране), либо на отдельных элементах, принятых ОТК предприятия-изготовителя

 

7.3.1. Проверка стрелы прогиба DН оси башни должна проводиться при вертикально или горизонтально расположенной башне с помощью натянутой вдоль оси башни струны и измерений расстояний до нее от основных поясов башни (в положении, исключающем прогиб от собственной массы). Измерения должны проводиться в 2-х плоскостях. Определение DН на смонтированном кране допускается проводить с помощью теодолита. Отклонения не должны превышать величины ± Н /1000 мм.

7.3.2. Неперпендикулярность оси башни к плоскости или оси шарнира ее основания, должна измеряться при помощи теодолита, установленного по оси либо поперек кранового пути в вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения крана, и рейки, закрепленной на оголовке башни на уровне шарнира стрелы. Замеры должны производиться два раза — при положении стрелы вдоль путей в противоположные стороны и два — со стрелой поперек путей также в противоположные стороны. При определении неперпендикулярности, которая не должна превышать 1/500 рад, должен учитываться действительный уклон крановых путей.

Допускается проводить эти измерения на стапеле при горизонтальной башне.

7.3.3. Стрела прогиба DL оси стрелы должна замеряться аналогично замерам стрелы прогиба оси башни. Отклонение не должно быть более L/1000 мм.

7.3.4. Неперпендикулярность оси стрелы к оси ее шарнира должна проверяться либо на кране путем опускания стрелы вдоль башни и замера несимметричного расположения ее головки по отношению к поясам башни, либо отдельно на стапеле с помощью струн, одна из которых должна располагаться по оси шарниров, вторая — по оси стрелы. Отклонение не должно превышать 1/500 рад.

7.3.5. Разность диагоналей поперечного сечения башни и 4-гранной стрелы должна проверяться с помощью мерной ленты. Отклонение в местах болтовых стыков башни или стрелы не должно превышать ± В/1000 мм, а в других сечениях ± В/250, где В — наибольшая сторона замеряемого сечения (по осям).

Измерения отдельных секций (если они проводятся на демонтированном кране) следует проводить при посадке на штыри шаблона (стенда).

7.3.6. Стрела прогиба оси пояса или раскоса башни, стрелы между узлами должна проверяться с помощью струны или линейки. Проверка производится независимо от положения как башни, так и стрелы крана. Проверке подвергаются узлы, вызывающие сомнение после визуального осмотра. Стрела прогиба не должна превышать L/750, где L — расстояние между узлами.

7.3.7. Проверка непараллельности верхней плоскости опорно-поворотного устройства общей опорной плоскости ходовых колес для кранов с поворотной башней для упрощения замеров должна проводиться до сборки крана (до установки поворотной платформы на ходовую раму). Допускается устанавливать ходовую раму с ходовыми тележками (колесами) на специальный стенд.

Измерения должны проводиться с помощью нивелира и реек, устанавливаемых поочередно на рельсах рядом с каждой тележкой (для получения базовой опорной плоскости) и в четырех точках поверхности круга напротив этих тележек (для определения его плоскости). Отклонения от непараллельности двух полученных плоскостей не должны превышать 1/1000 рад.

7.3.8. Проверка отклонения опорной плоскости одной из опор ходовой рамы, грузовой тележки должна проводиться на выверенном горизонтальном участке пути или стапеле (стенде). Вертикальный зазор между опорными шайбами одного из шкворней тележек и между верхней опорной поверхностью ходовой рамы (при флюгерной конструкции рамы) или между одним из колес (катков) и рельсом (при жесткой конструкции рамы) не должен превышать В/1000, где В — база.

7.3.9. Проверка ступеней лестниц по ширине, шагу, диаметру должна проводиться с помощью линейки. Отклонение по шагу не должно превышать ±3 мм для ступеней внутри одной секции лестницы и ±8 мм в стыках секций лестниц: отклонение по диаметру (толщине) ступеней — 4 мм. Ширина лестниц должна соответствовать требованиям Правил.

7.3.10. Измерение отклонений размеров в кабине должно выполняться с помощью линейки. Проходы для доступа в кабину должны быть (в свету) не менее 0,5 м по ширине и 1,8 м по высоте. Величина перемещения кресла вдоль оси кабины должна быть не менее 600 мм, площадь пола кабины — не менее 2 м2. При определении площади ширина измеряется между боковыми стенками у пола, а длина — от задней стенки до внутренней поверхности передней части фонаря.

7.3.11. Проверка отклонений от требований водозащищенности (влагонепроницаемости) должна проводиться при положительной температуре путем обливания закрытой кабины струей воды из пожарного ствола с расстояния 4-5 м. Струя воды должна быть направлена последовательно на каждую стенку, фонарь и крышу кабины сверху под углом от 0 до 45° к вертикали. Обливание кабины должно производиться не менее, чем по 1 мин на каждую поверхность кабины. Давление воды у наконечника — 100 кПа (1 кгс/см2) скорость подачи (расход) воды — 100±5 л/мин.

После испытаний подтеки на внутренней поверхности обшивки, потолке и полу кабины не допускаются.

7.3.12. Проверку отклонений от требований к подъемнику крановщика (пп. 2.6.1—2.6.19 ГОСТ 13556), установленному на кране с высотой расположения кабины выше 55 м, следует проводить путем пробных пусков и испытаний на холостом ходу и под рабочей нагрузкой (от привода или вручную) со срабатыванием ловителей.

Испытания подъемника крановщика проводятся непосредственно на кране по отдельной программе и методике, согласованной с СКТБ БК и составленной с учетом требований ГОСТ 13556.

 

7.4 Проверка работоспособности узлов крана без нагрузки

 

7.4.1. Для проверки работы механизмов кран, подготовленный к испытаниям, должен быть опробован вхолостую без нагрузки путем последовательного включения механизмов рабочих движений. Каждый механизм должен проработать по 30 мин: по 15 мин в каждую сторону.

При этом должны быть проверены: плотность прилегания колодок к тормозному шкиву (не менее 75% площади), отсутствие излишнего проскальзывания шкива при торможении; правильность укладки при намотке канатов на барабаны лебедок и кабеля на кабельный барабан (при наличии последнего). Для проверки работы механизма передвижения обязательно должен быть проверен проход тележек через рельсовый стык.

При наличии криволинейного участка пути кран должен заезжать и выезжать с этого участка на прямолинейный участок пути.

7.4.2. При проверке канатно-блочной системы необходимо обращать внимание на отсутствие закручивания и перетирания канатов, задевания их за металлоконструкции, ограждения блоков и за другие канаты, на наличие зазоров между ребордами блоков и ограждениями. Проверка проводится при работе всех механизмов.

7.4.3. Проверка работы цепей освещения (в том числе ремонтного), отопления, сигнализации (в том числе с выносного пульта) и др. должна производиться путем включения соответствующих выключателей, рубильников и кнопок. При этом не должно быть отказов включаемых приборов.

7.4.4. После опробования механизмов должна проверяться работа ограничителей рабочих движений.

Проверка должна проводиться в два этапа: предварительная, когда при подходе исполнительного органа (ходовая тележка, грузовая тележка, крюковая подвеска, стрела) к ограничителю, механизм должен быть переключен на пониженную скорость (если она предусмотрена) и окончательная, когда рабочий орган должен подходить к ограничителю с максимальной скоростью.

После остановки механизма между исполнительным органом и соответствующим упором должно оставаться необходимое по технической документации расстояние. Обратное включение механизма должно быть четким и безотказным.

 

7.5 Испытание крана под нагрузкой 30—50% от номинальной

 

7.5.1. Целью этих испытаний является предварительная обтяжка канатов, проверка работы механизмов под нагрузкой.

Эти испытания должны проводиться аналогично испытаниям без нагрузки по п. 4 табл. 4.

Для кранов с переменной грузоподъемностью нагрузка должна выбираться исходя из номинальной нагрузки при максимальном вылете.

 

7.6 Проверка работоспособности крана с номинальным грузом, измерение параметров

 

7.6.1. Испытания механизмов подъема и передвижения крана проводятся с грузом равным максимальной грузоподъемности, а механизмов поворота и изменения вылета с грузом, соответствующим грузоподъемности на максимальном вылете. Должно быть проведено не менее 3 циклов без совмещения операций: подъем (опускание) на полную высоту подъема, поворот на ±360°, изменение вылета в обе стороны на полный диапазон изменения вылета, передвижение на всю длину пути в обе стороны. Если крановый путь имеет криволинейный участок, кран должен дважды заехать (съехать) на этот участок пути. При этом кран должен двигаться плавно, без рывков.

При этом требования к работоспособности механизмов должны соответствовать п. 7.4.1 настоящей методики.

7.6.2. Проверка работы канатно-блочных систем под нагрузкой проводится аналогично с п. 7.4.2, по которому проверка проводится без груза.

 

7.7 Измерение параметров крана

 

7.7.1. Проверку параметров грузовой характеристики крана проводят путем их измерения и сопоставления с требованиями конструкторской документации и/или технических условий на кран.

7.7.1.1. Проверка величин вылета, высоты подъема, глубины опускания и заднего габарита должна проводиться без нагрузки на крюке с помощью мерной струны.

Величина вылета и высоты подъема должны определяться как средняя величина между величинами, измеренными при двух противоположных положениях стрелы.

7.7.1.2. Проверка скоростей рабочих движений в установившемся режиме должна проводиться с помощью мерной ленты и секундомера.

Скорость подъема легких грузов должна измеряться в случае наличия такого параметра в паспортных данных крана. При этом величина поднимаемого груза должна соответствовать данным, записанным в паспорте.

Скорость плавной посадки (опускания) груза измеряют при опускании груза максимальной массы с высоты подъема не более 2 м.

Скорость передвижения грузовой тележки и изменения вылета следует проводить с грузом на крюке, соответствующим грузоподъемности на максимальном вылете.

Скорость передвижения крана определяется с грузом, соответствующим максимальной грузоподъемности.

7.7.1.3. Частота вращения крана определяется как средняя величина при повороте крана в обе стороны с рабочим грузом на крюке, соответствующим максимальному вылету.

7.7.1.4. Замеры по пп. 7.7.1.1—7.7.1.3 проводятся не менее 3-х раз.

7.7.1.5. Грузоподъемность является расчетной величиной и ее значение проверяют во время статических и динамических испытаний. Грузовой момент может также являться расчетной величиной и его значение определяют как наибольшее значение произведения грузоподъемности на соответствующий вылет для двух случаев: на максимальном вылете и при вылете, соответствующем максимальной грузоподъемности.

7.7.1.6. Проверка колеи К должна проводиться с помощью мерной ленты или рулетки. Замеры могут производиться между центрами отверстий на торцах шкворней ходовых тележек после снятия колпаков или фланцев. Отклонения не должны превышать величину ±К/1000 мм.

7.7.2. Масса крана, противовеса, балласта и контрольных грузов определяется взвешиванием их на автомобильных или вагонных весах или других устройствах, обеспечивающих точность взвешивания 1%. Измерения массы следует производить с учетом требований нормативных документов (в частности МИ ЗАО РИКЦ-3).

При ТОс контролируется масса противовеса и балласта как сумма масс отдельных плит согласно записанным на них значениям.

7.7.3. Проверка горизонтального перемещения груза при изменении вылета производится у кранов с грузовым моментом до 400 тм, оборудованных подъемной основной стрелой с двукратным полиспастом. Значение вертикального перемещения груза рекомендуется определять при стреле вдоль (поперек) пути с номинальным грузом, соответствующим максимальному вылету. Вертикальное перемещение груза для базовых моделей кранов с грузовым моментом до 400 тм (при работе с двукратным полиспастом) не должно превышать 10% от значения максимального вылета.

7.7.4. Испытания ограничителя грузоподъемности должны производиться с перегрузкой 10% от номинальной на двух вылетах: максимальном и минимальном. Для кранов с переменной грузоподъемностью испытания должны проводиться дополнительно на вылете, соответствующем максимальной грузоподъемности.

Ограничитель должен позволять поднимать рабочие грузы, равные 100% от паспортной грузоподъемности, и срабатывать при подъеме грузов с перегрузкой 10% (15% — для кранов с грузовым моментом до 20 тм).

После проверки ограничителя при подъеме груза должны быть проведены испытания ограничителя и при изменении вылета с рабочим грузом.

Ограничитель должен срабатывать при увеличении вылета на 10% (15%) от паспортной величины.

 

7.8 Испытания крана с перегрузкой

 

7.8.1. Статические испытания проводятся с перегрузкой 25% от паспортной грузоподъемности (при испытании опытных/головных образцов — с перегрузкой 40%). Кран устанавливается в положение, отвечающее наименьшей расчетной устойчивости крана, и груз приподнимается на высоту 100—200 мм. Если в течение 10 мин груз не опустится на землю, а на кране не будет обнаружено трещин, деформаций или других повреждений, кран считается выдержавшим испытания. У крана с переменной грузоподъемностью испытания проводятся при максимальном вылете и вылете, соответствующем максимальной грузоподъемности. При техническом освидетельствовании допускается проводить испытания с максимальной грузоподъемностью и/или с максимальным грузовым моментом.

Если кран имеет различные исполнения (по вылету, высоте башни и др.), результаты испытаний одного исполнения могут быть распространены и на другие исполнения, создающие меньшие нагрузки на основные узлы крана, чем при испытываемом исполнении.

7.8.2. Динамические испытания проводятся с перегрузкой 10% от паспортной грузоподъемности на максимальном вылете и вылете, соответствующем максимальной грузоподъемности, с совмещением операций рабочих движений, предусмотренным паспортом крана. При испытании опытных/головных образцов испытания проводятся с перегрузкой 25% без совмещения операций.

При техническом освидетельствовании допускается проводить испытания с перегрузкой 10% от грузоподъемности на максимальном вылете.

При динамических испытаниях производится не менее 3-х рабочих циклов, включающих подъем на половину рабочей высоты подъема крюка с последующим опусканием, поворот в обоих направлениях на угол не менее 180—270°, изменение вылета (в обоих направлениях) на величину равную 50% от диапазона изменения вылета и передвижение на 10 м в обоих направлениях.

У крана, оборудованного двумя механизмами подъема, должен быть испытан каждый механизм.

При испытаниях должна обеспечиваться плавность включения и выключения механизмов.

 

7.9 Проверка эргономических показателей, инструментальные и эксплуатационные испытания

 

7.9.1. Оценка вибраций в кабине крановщика должна проводиться с учетом требований РД 22-32—80, ГОСТ 12.1.012 и ГОСТ 12.4.012 с помощью специальной аппаратуры.

Виброскорость должна измеряться в трех взаимно перпендикулярных направлениях: на полу кабины у ступней ног сидящего машиниста и на сиденье. При измерении локальной вибрации объектом испытаний являются рукоятки рычагов управления. Датчики приборов должны закрепляться к полу кабины с помощью жесткого резьбового соединения, а на сиденье — к металлической пластине размером примерно 400x200 мм толщиной 4—6 мм, уложенной на сиденье под сидящего машиниста. При этом металлические части сиденья и пластины с датчиками не должны иметь непосредственного контакта. Крепление вибродатчиков следует производить с использованием фиксаторов, прилагаемых к виброизмерительной аппаратуре.

Перед измерениями должны быть выявлены 2 механизма, дающие максимальный уровень вибрации. Виброскорости, полученные от совместной работы указанных механизмов, не должны превышать допустимых санитарных норм.

7.9.2. Уровни шума должны замеряться в кабине и на окружающей площадке (внешний шум).

Уровень шума в кабине должен замеряться около головы сидящего крановщика на расстоянии 100 мм от уха в соответствии с РД 22-20—79. Уровень шума, производимого краном, должен измеряться дважды: при закрытых и открытых окнах при двух любых одновременно работающих механизмах.

Внешний шум должен замеряться на площадке длиной не менее 20 м, шириной не менее 15 м с симметричным расположением двух контрольных точек на расстоянии 7,5 м (для передвижных кранов — от оси движения ходовых колес, для стационарных — от вертикальной оси вращения крана) на высоте 1,2 м от уровня стоянки.

Уровни шума определяются в соответствии с требованиями РД 22-20-79.

7.9.3. Проверка освещенности рабочих поверхностей кнопок и рукоятки управления, крюковой подвески и крановых путей производится в темное время суток при включенном плафоне общего освещения кабины и штатных прожекторов освещения на кране и на объекте. Мощность лампы плафона в кабине и прожекторов должна приниматься по указаниям эксплуатационной документации. Освещенность на рабочих поверхностях рукояток (кнопок) должна быть не менее 20 лк, на крюковой подвеске и путях — 10 лк.

7.9.4. Усилия на органах управления (рукоятках, педалях) проверяют либо на кране, на отдельном кресло-пульте или в кабине.

Усилия на рукоятках измеряют динамометром в точке, находящейся в середине рукоятки рычага, перпендикулярно к линии, соединяющей рукоятку с осью вращения рычага.

Усилия на педалях управления измеряют динамометром в центре площадки в направлении, перпендикуляром к площадке педали.

Усилия на органах управления не должны превышать 50 Н на рычагах и 100 Н на педалях.

7.9.5. При оценке микроклимата в кабине необходимо провести испытания теплоизоляционных свойств кабины на кране (либо в морозильной камере) при температуре окружающего воздуха минус 18—22 °С

Перед началом испытания путем открывания окон и двери должна быть получена температура внутри кабины одинаковая с наружной. После этого двери и окна кабины должны быть закрыты и включены нагревательные приборы на максимальную мощность. При этом в кабине должно находиться не более двух человек. Температура воздуха в средней части кабины на высоте 1 м от пола должна стать положительной не позднее чем через 30 минут.

После нагрева воздуха в кабине в той же точке до плюс 15—20 °С, отопители должны быть выключены. Через 30 минут в полностью закрытой кабине температура воздуха в указанной точке должна быть не менее плюс 5—10 °С.

Испытание может не проводиться при наличии материалов проверки кабин той же конструкции в эксплуатационных условиях.

В процессе испытаний скорость ветра вне кабины должна быть в пределах 3—10 м/сек.

7.9.6. Оценка прочности конструкции и показателей надежности крана может быть осуществлена экспериментальным или расчетно-экспериментальным методом согласно ГОСТ 27.410, либо произведена в процессе инструментальных испытаний и опытной эксплуатации кранов установочной серии. Эти работы могут быть проведены по усмотрению приемочной или квалификационной комиссии по отдельным методикам, учитывающим конструктивные особенности тех или иных кранов, разрабатываемых или согласовываемых СКТБ БК.

Ресурс крана определяют по показаниям счетчика работы грузовой лебедки в соответствии с системой коэффициентов Ki, приведенной в приложении 4 ГОСТ 13556, либо по данным регистратора параметров (при его наличии).

 

7.10 Монтаж (демонтаж) крана

 

7.10.1. Проверка безопасности производства работ должна проводиться путем наблюдения за операциями демонтажа (монтажа) крана. При этом проводимые работы должны выполняться в соответствии с Инструкцией по монтажу крана (ИМ) и не противоречить правилам по технике безопасности.

Монтаж крана (стыковку узлов) во время испытаний следует выполнять инструментом, входящим в комплект крана и который используется при монтаже в условиях эксплуатации.

7.10.2. Проверка удобства производства монтажных операций разборки и погрузки или приведения в транспортное положение должна проводиться также путем наблюдения за этим работами. При этом должно быть проверено: имеется ли доступ ко всем монтажным соединениям, надежно ли закрепляются узлы крана в транспортном положении, безопасность кантовки и строповки узлов и т.п.

7.10.3. Проведение хронометража при демонтаже (монтаже) крана и приведении его в транспортное положение должно осуществляться пооперационно с указанием количества занятых рабочих и фиксацией оперативного времени на эти операции.

 

7.11 Перевозка мобильного крана по автомобильным дорогам на подкатных тележках

 

7.11.1. Замеры транспортных габаритов крана должны проводиться с помощью мерной ленты, отвеса и уровня. При этом кран в транспортном положении (вместе с тягачом) должен быть установлен на горизонтальной площадке с твердым покрытием. Нагрузка на колесо транспортной тележки должна определяться взвешиванием на весах или других устройствах, обеспечивающих точность взвешивания до ±1%.

Определение нагрузок на колесо подкатной тележки допускается проверять теоретическим расчетом.

7.11.2. Проверка возможности прохождения крана по поворотам улиц (дорог) должна проводиться в соответствии с технической документацией на кран. При этом должны проверяться рекомендованная ширина проезжей части и радиус поворота.

7.11.3. Проверка безопасности транспортировки должна проводиться во время движения по автомобильным дорогам с покрытием и без покрытия. Трасса длиной не менее 20 км должна иметь спуски и подъемы с уклонами, близкими к указанным в технической документации крана. При этом должны быть проверены: надежность тормозов и сцепки с тягачом, наличие сигнализации и устойчивость в поперечном направлении при поворотах. При этих испытаниях должно быть проверено соответствие транспортирования кранов, как крупных тяжеловесных грузов и автопоездов, требованиям Правил дорожного движения.

При проверке вписывания в повороты на перекрестках выявляют работоспособность безопасной рукоятки на вращение и торможение в прямом и обратном направлениях.

 

8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

 

8.1. К моменту проведения испытаний должна быть подготовлена испытательная площадка, которая должна отвечать требованиям нормативных документов (в том числе СНиП 12-03) и эксплуатационной документации на кран.

На испытательной площадке должен быть выполнен участок кранового рельсового пути с поперечным и продольным уклонами, не превышающими 0,004 и упругой просадкой рельсов в месте испытаний не более 3 мм (для технического освидетельствования 0,010 и 5 соответственно), если в эксплуатационной документации не указаны более жесткие требования.

Рельсовый путь должен соответствовать требованиям РД 22-28-35—99. Длина рельсового пути должна выбираться из условия перемещения по нему крана с рабочей скоростью в течение не менее 1 мин. Путь должен быть укомплектован тупиковыми упорами и выключающими копирами (линейками).

8.2. К испытаниям должен быть подготовлен набор контрольных грузов, позволяющий создать нагрузки на кран, отвечающие требованиям Программы испытаний. Все контрольные грузы должны быть пронумерованы и иметь надписи с указанием их массы.

8.3. При проведении предварительных, приемочных и квалификационных испытаний испытательная площадка и контрольные грузы должны быть аттестованы в соответствии с требованиями нормативных документов (и в частности МИ 124-93 ГИЦ СКТБ БК и МИ 104-90 ГИЦ СКТБ БК).

8.4. Подводящая электросеть должна обеспечить постоянство напряжения (с отступлениями от номинального не более чем на +10; -5%) на период проведения испытаний.

8.5. При проверке перевозки крана должна быть выбрана трасса для проведения испытаний. Длина трассы при перевозке должна быть не менее 20 км и включать участок с покрытием и без покрытия, а также спуски и подъемы в пределах уклонов, предусмотренных Инструкцией по монтажу крана.

8.6. К испытаниям можно приступать только после проверки готовности мест проведения испытаний (с точки зрения выполнения требований безопасности) и назначения ответственных специалистов.

 

9. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

 

9.1. Применяемые средства измерений должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.513, иметь документ об их поверке по ГОСТ 8.002 и ГОСТ 8.513 и должны обеспечивать точность измерений в соответствии с ГОСТ 29266.

9.2. Рекомендуемый перечень средств измерений и требований к ним приведен в табл. 5.

9.3. Контрольные грузы должны приниматься с полем допуска, не превышающим трехкратного поля допуска используемых приборов.

9.4. Средства измерений, не указанные в табл. 5 и допуски которых не устанавливаются, должны иметь погрешность не более 2,5%.

9.5. При измерении параметров крана их значения принимаются как среднеарифметические по 3 замерам.

9.6. При проведении замеров параметров допустимая погрешность измерений не должна выходить за пределы:

±0,3% — при определении высоты подъема,

±0,5% —                  » »                      вылета, глубины опускания, колеи и базы,

 заднего габарита,

±1% — при определении скорости подъема груза,

 скорости передвижения грузовой тележки (изменения вылета),

 скорости передвижения крана, частоты вращения крана.

 

 

 

 

 

 

 

 

           
Разместить сайт в каталоге
Разместить статью в каталоге