РД 10-117-95 стр.1 Вид грунта

 

РД 10-117-95

 

Требования к устройству

и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов

 

 

 

 

1. Общие положения

 

1.1. "Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов"*1 обязательны для министерств, ведомств, объединений, организаций и предприятий независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

_____

*1 "Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов" далее по тексту — Требования.

 

1.2. Настоящие Требования регламентируют порядок и нормы проектирования, устройства и эксплуатации рельсовых путей козловых кранов с вертикальной нагрузкой от колеса на рельс до 325 кН по ГОСТ 27584 групп режима работы от 1К до 8К по ГОСТ 25546.

 

1.3. Настоящие Требования распространяются на рельсовые пути с деревянными и железобетонными полушпалами, а также на пути с продольными железобетонными подрельсовыми опорными элементами (плиты, балки и монолитные железобетонные основания).

 

1.4. Выполнение настоящих Требований обязательно при проектирование рельсовых путей козловых кранов независимо от их конструктивных особенностей.

 

1.5. Порядок надзора за устройством и эксплуатацией рельсовых путей осуществляется в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-14-92)*1, утвержденными Госгортехнадзором России 30.12.92.

_____

*1 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов далее по тексту — Правила по кранам.

 

1.6. Разработку проекта конструкции рельсового пути и его элементов, устройство рельсовых путей, а также контроль качества устройства рельсового пути и его состояния в период эксплуатации может осуществлять организация, имеющая соответствующую государственную лицензию.

Опытная эксплуатация новых конструкций элементов рельсовых путей допускается по специальному согласованию с головной организацией (см. приложение 1).

 

1.7. Разработку нормативной документации на рельсовые пути козловых кранов могут осуществлять только головные организации.

 

1.8. Определения основных терминов, используемых в тексте настоящих Требований, даны в приложении 2.

Перечень нормативной документации, на которую имеются ссылки в Требованиях, приведен в приложении 3.

 

1.9. Реконструкция рельсового пути должна выполняться по специальному проекту.

 

1.10. Проект реконструкции необходимо разрабатывать в соответствии с настоящими Требованиями.

 

1.11. Проект конструкции (реконструкции) рельсового пути должен разрабатываться на основе классификации рельсового пути, принятой в настоящих Требованиях и определяемой в соответствии с приложением 4.

 

 

2. Основные параметры и размеры

 

2.1. В состав рельсового пути козлового крана входит: нижнее строение, верхнее строение, путевое оборудование (см. приложение 2).

 

2.2. План и поперечный профиль рельсового пути с обозначениями элементов дан в приложении 5. Основные параметры и размеры рельсовых путей козловых кранов для одного из возможных вариантов его исполнения приведены в приложении 6.

  

2.3. Протяженность рельсового пути следует принимать исходя из условий обслуживания краном всей рабочей зоны, предусмотренной проектом производства (технологической картой) работ.

 

2.4. Минимальное расстояние от выступающих частей здания, штабелей грузов или других предметов до оси ближайшего рельса следует принимать с учетом выступающих частей крана в соответствии с Правилами по кранам.

 

2.5. Минимальная ширина плеча балластной призмы (см. приложение 5) должна быть не менее 200 мм.

 

2.6. Минимальная ширина плеча земляного полотна (см. приложение 5) должна быть не менее 400 мм.

 

2.7. Минимальная длина земляного полотна (L) определяется по формуле, мм:

 

,

 

где   В — база крана, мм;

h — требуемая высота балласта под подрельсовыми опорными элементами, мм;

4200 — константа, включающая ширину плеча балластной призмы и земляного полотна при завершении рельсовых нитей и расстояния для установки упоров, мм.

 

2.8. Минимальная ширина земляного полотна (В) под однорельсовой ниткой определяется по формуле, мм:

 

,

где    — размер подрельсового опорного элемента поперек рельсового пути, мм;

1200 — константа, включающая ширину плеч балластной призмы и земляного полотна, мм.

 

2.9. Минимальная ширина балластной призмы () определяется по формуле, мм:

,

 

где   400 — константа, включающая две ширины плеча балластной призмы, мм.

 

2.10. Требуемую высоту балласта под подрельсовыми опорными элементами определяют расчетным путем в соответствии с указаниями, изложенными в разделе 3 настоящих Требований.

 

2.11. Минимальная длина рельсового пути () определяется по формуле, мм:

 

,

 

где    — длина тормозного пути, мм;

500 — расстояние от тупикового упора до конца рельса или середины последней полушпалы, мм.

 

 

3. Технические требования

 

3.1. Общие требования

 

3.1.1. Рельсовый путь козлового крана должен устраиваться в соответствии с нормами, регламентируемыми настоящими Требованиями, Правилами по кранам, Правилами устройства электроустановок, нормативно-технической и конструкторской документации, согласованной и утвержденной в установленном порядке.

 

3.1.2. Проект конструкции рельсового пути должен разрабатываться с учетом геологического состояния грунтов и результатов геодезической съемки основной площадки, а также классификации рельсового пути, определяемой в соответствии с приложением 4.

 

3.1.3. Допуски и предельные величины отклонения параметров при устройстве и эксплуатации рельсового пути в зависимости от класса точности рельсового пути следует принимать в соответствии с приложением 7.

 

Проект рельсового пути должен содержать:

– прочностной расчет рельсового пути и его элементов;

– техническую документацию на элементы путевого оборудования;

– генеральный план;

– проект производства (технологическую карту) работ с использованием козлового крана;

– проект заземления;

– план организации водоотвода с основной площадки;

– продольный профиль по осям рельсовых нитей;

– поперечный профиль характерных сечений (выемка, нулевое место, насыпь).

 

3.1.4. Рельсовый путь устраивается по специальному проекту с учетом настоящих Требований и дополнительных данных, вытекающих из конкретных условий эксплуатации крана:

– в местностях с карстовыми явлениями;

– в районах вечномерзлых грунтов;

– непосредственно на конструкциях (стены, эстакады и т.д.);

– при наледях.

 

3.1.5. Допускается устройство по специальному проекту переезда через рельсовый путь для наземного транспорта.

 

3.1.6. Все земляные работы, связанные с прокладкой подземных коммуникаций, должны быть закончены к началу возведения земляного полотна рельсового пути.

 

3.1.7. Для обеспечения контроля планово-высотного положения элементов рельсового пути в процессе устройства и эксплуатации рельсовый путь должен быть оборудован геодезической основой (репер, створные линии и т.д.) — рис. П.8.1, П.8.2 приложения 8.

 

3.1.8. Подрельсовые опорные элементы в соответствии с настоящими Требованиями следует применять в рельсовых путях кранов с вертикальной нагрузкой от колеса на рельс:

– деревянные полушпалы — до 260 кН;

– железобетонные полушпалы — до 325 кН;

– продольные железобетонные элементы (блоки, монолитные ленты) — до 325 кН и более.

 

3.2. Требования к определению расчетных параметров рельсового пути

 

3.2.1. Мощность верхнего строения рельсового пути (тип рельсов, тип подрельсового опорного элемента, вид балластного материала, расстояние между осями полушпал, а также требуемая высота балласта под опорными элементами) следует определять методом расчета исходя из допускаемых напряжений в элементах рельсового пути в зависимости от класса нагружения рельсового пути.

 

3.2.2. Допускаемые напряжения в элементах рельсового пути, принимаемые в расчетах, должны отвечать требованиям приложения 9.

 

3.2.3. Железобетонные подрельсовые опорные элементы (полушпалы и продольные балки) рассчитываются в соответствии с требованиями СНиП 2.03.01.

 

3.2.4. Размер подрельсового опорного элемента поперек рельсового пути должен быть не менее:

– деревянных полушпал — 1300 мм;

– железобетонных полушпал — 1000 мм;

– продольного железобетонного элемента (балки) — 800 мм;

– монолитной железобетонной ленты — 400 мм.

Длина продольной железобетонной балки должна быть не менее 6230 мм.

 

3.2.5. Расстояние по осям полушпал в расчетах следует принимать не менее 500 мм и не более 1000 мм.

 

3.2.6. Расстояние по осям промежуточных скреплений на продольных железобетонных подрельсовых элементах следует принимать с учетом конструктивного решения:

– при точечных опорах рельса — 500-1000 мм;

– при сплошном опирании — не более 1500 мм.

 

3.2.7. Нагрузки от колеса на рельс рассчитываются с учетом:

– веса крана;

– веса грузовой тележки с грузозахватным органом;

– положения грузовой тележки в пролете;

– веса груза;

– силы инерции;

– ветровой нагрузки;

– силы перекоса и горизонтальных поперечных нагрузок.

 

3.2.8. Расчет рельсового пути должен выполняться с учетом упругой податливости его элементов и сложного сопротивления (вертикальный, горизонтальный изгиб и кручение).

 

3.2.9. Расчет рельсового пути при разработке проекта конструкции (реконструкции) должен включать проверку прочности его элементов, устойчивости положения рельсового пути в поперечном направлении, а также определение допустимой упругой просадки рельсового пути для этапов контроля до обкатки, после обкатки и после года эксплуатации с занесением этих величин в паспорт рельсового пути. Параметры допустимой упругой просадки рельсового пути не должны превышать значений, приведенных в табл. П.9.7 приложения 9.

 

3.2.10. При наличии подземных сооружений, расположенных под земляным полотном рельсового пути крана, должен быть выполнен расчет силы раздавливания этих сооружений и при необходимости разработан специальный проект их перекрытия.

 

3.3. Требования к нижнему строению рельсового пути

 

3.3.1. В состав нижнего строения пути входят земляное полотно и водоотвод. Каждая рельсовая нить размещается на самостоятельном земляном полотне.

 

3.3.2. Площадку под земляное полотно до начала его возведения следует очистить от строительного мусора, посторонних предметов и растительного слоя, а в зимнее время — от снега и льда.

 

3.3.3. До начала возведения земляного полотна необходимо установить на местности разбивочные знаки (оси рельсового пути и нитей, высотные отметки — реперы и полосы отвода).

 

3.3.4. Допускается возводить земляное полотно полностью из основного или из насыпного грунта, а также из смешанного — насыпного и основного грунтов с откосами в месте примыкания насыпного грунта 1:1,5. В последнем случае насыпной грунт должен быть песчаным или однородным с основным грунтом.

 

3.3.5. Насыпной грунт следует укладывать слоями с обязательным послойным уплотнением. Способ уплотнения и толщина уплотняемого слоя определяются в зависимости от вида грунта, его естественной плотности, а также от вида, типа применяемых грунтоуплотняющих машин и оборудования (см. табл. 3.1).

 

3.3.6. Уплотнение земляного полотна рекомендуется производить при оптимальной влажности грунта (см. табл. 3.2).

 

Таблица 3.1.

Уплотнение насыпного грунта

Вид грунта

Способ уплотнения

Тип уплотняющей машины и оборудования

Число проходов

Толщина уплотняемого слоя, мм

Легкий и тяжелый суглинок, супесь, другие связанные грунты

Укатка

Самходные катки статического действия, масса 6-10 т

6-10

150-300

Песок с примесью щебня, гравия, несвязанные и мало связаныне грунты с содержанием глинистых фракций до 60%

Вибрация

Самоходыне катки статического действия, масса 6-10т

3-4

до 150

Все виды связанных грунтов в местах примыкания и в зимнее время

Трамбование

Электротрамбовки или навесные ударные трамбовки

100-200

 

Таблица 3.2.

Оптимальная влажность грунта

 

Вид грунта

Оптимальная влажность, %

Песок

8-12

Супесь

9-15

Суглинок

12-18

Тяжелый суглинок

15-22

Пылеватый суглинок

17-23

Глина

18-25

 

Если влажность грунта отличается от оптимальной, то необходимо принять меры по его доувлажнению или осушению.

Влажность грунта определяется по ГОСТ 5180.

 

3.3.7. Поверхностные воды с земляного полотна должны отводиться с помощью продольных водоотводных канав, которые необходимо устраивать на всю длину земляного полотна каждой из рельсовых нитей.

Водоотводные каналы с уклоном дна не менее 0,003 следует располагать по обеим сторонам земляного полотна и включать в общую систему водоотвода площадки установки крана.

 

3.3.8. Отметки верха земляного полотна каждой рельсовой нити необходимо проверять с интервалом не более 6,0 м.

Результаты проверки заносятся в паспорт рельсового пути.

 

3.3.9. Для возведения насыпного земляного полотна должны использоваться, как правило, местные грунты и прежде всего имеющиеся технологические отходы металлургических, горнодобывающих и других производств, отвечающие требованиям, предъявляемым к грунтам земляного полотна.

 

3.3.10. При возведении земляного полотна на слабых основаниях, водо-насыщенных глинистых, лессовых и других просадочных грунтах минимальное возвышение бровки насыпи над уровнем длительного (более 20 дней) стояния поверхностных вод или над уровнем грунтовых вод (в зависимости от вида грунтов земляного полотна и глубины сезонного промерзания) следует принимать согласно табл. 3.3.

 

3.3.11. При возведении земляного полотна из недренирующих грунтов на местности с постоянным избыточным увлажнением нижняя часть насыпи должна быть устроена из водостойких грунтов (песок, песчано-гравийная смесь и т.п.) толщиной не менее 200 мм, а на отметке выше горизонта расчетного подтопления на 300 мм следует устраивать капилляропрерывающий слой толщиной не менее 150 мм из гравия или щебня.

 

3.3.12. При возведении земляного полотна из насыпного грунта не допускается:

– применять грунт с примесью строительного мусора, древесных отходов, гниющих или подверженных набуханию включений, льда, снега, дерна;

– применять недренирующий грунт (глину, суглинок) в смеси с дренирующим;

– прикрывать слой высокодренирующего грунта грунтом с меньшей дренирующей способностью;

– укладывать мерзлый грунт, а также талый в смеси с мерзлым;

– возводить полотно во время интенсивного снегопада без принятия мер по защите насыпного грунта от включений снега;

– уплотнять грунты поливкой водой в зимнее время.

 

Таблица 3.3.

Необходимое возвышение бровки полотна над уровнем поверхностных и грунтовых вод

 

Грунты земляного полотна

Минимальная величина возвышения бровки земляного полотна над уровнем грунтовых вод или длительного (более 20 дней) стояния поверхностных вод при глубине промерзания, м

1,0

1,5

2,0

2,5 и более

Дренирующие грунты

0,40

0,70

0,90

1,00

Недренирующие грунты:

мелкие, пылеватые, пески и супески

0,70

1,00

1,20

1,35

Суглинки и глины

0,80

1,20

1,35

1,70

 

3.3.13. Плотность (объемный вес скелета) грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна соответствовать значениям, приведенным в табл. П.9.5 приложения 9.

Коэффициент уплотнения насыпного грунта земляного полотна должен соответствовать значениям, приведенным в табл. П.9.6 приложения 9.

Грунт земляного полотна необходимо доуплотнять, если полученные значения менее приведенных в указанной таблице.

 

3.3.14. Если в процессе уплотнения не достигнута требуемая плотность грунта, то подготовка земляного полотна должна проводиться по специальному проекту, согласованному с головной организацией.

 

3.3.15. Проверку плотности грунта земляного полотна следует производить с интервалом не реже 6,0 м по ГОСТ 19912, ГОСТ 2006 или другим методом, обеспечивающим получение требуемой точности результата. Результаты проверки плотности грунта заносятся в паспорт рельсового пути.

 

3.3.16. Продольный уклон земляного полотна должен быть в пределах 0,002-0,005, а на длине 10 м не должен превышать 0,01.

Поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008-0,01.

Земляное полотно должно иметь двускатный профиль, допускается и односкатный.

Земляное полотно, сложенное из дренирующего или скального грунта, допускается выполнять горизонтальным.

 

3.3.17. Превышение земляного полотна одной рельсовой нити над другим в одном поперечном сечении рельсового пути не должно быть более 100 мм.

 

3.3.18. Поперечный профиль водоотводных канав должен быть трапецеидальной формы, глубиной не менее 350 мм и шириной по дну не менее 250 мм с откосами при песчаных и супесчаных грунтах 1:1,5, при остальных грунтах 1:1. В скальных грунтах допускается устраивать водоотводные канавы треугольной формы глубиной не менее 250 мм с откосами 1:0,2.

В условиях повышенной влагонасыщенности грунта сечение водоотводных канав разрешается увеличивать.

 

3.3.19. Допускается засыпка водоотвода высокодренирующим материалом (щебнем, гравием, крупнозернистым песком и т.п.).

 

3.3.20. В песчаных грунтах районов с жарким климатом водоотводы земляного полотна можно не устраивать.

 

3.3.21. Все вышеперечисленные показатели, характеризующие земляное полотно, заносятся в паспорт рельсового пути.

 

3.3.22. До начала работ по устройству верхнего строения пути заезд машин и механизмов на подготовленное земляное полотно запрещается.

 

3.4. Требования к верхнему строению рельсового пути

 

3.4.1. В состав верхнего строения пути входят: балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.

 

3.4.2. Геометрические параметры, размеры и условные обозначения отдельных элементов верхнего строения приведены в приложении 10.

 

3.4.3. Балластная призма должна обеспечивать стабильное положение рельсовых нитей и передавать от подрельсовых опор давление на земляное полотно.

 

3.4.4. Высота балластной призмы должна определяться исходя из расчета на основе допускаемых напряжений в элементах верхнего строения (см.приложение 9). В одном из вариантов исполнения верхнего строения его размеры и параметры могут быть приняты в соответствии с приложением 6.

Минимальная высота балластной призмы должна быть не менее 100 мм.

 

3.4.5. В качестве балласта рельсовых путей следует применять щебень из природного камня по ГОСТ 7392, гравий или гравийно-песчаную смесь, крупный или мелкозернистый песок по ГОСТ 7394, а также гранулированные и доменные шлаки, гранулометрический состав которых приведен в таблице П.9.9 приложения 9.

Использование металлургических шлаков не рекомендуется.

 

3.4.6. Подрельсовые опорные элементы могут выполняться в виде полушпал, балок, плит различного типа, рам и монолитных железобетонных оснований.

 

3.4.7. В качестве подрельсовых опорных элементов при устройстве верхнего строения используются деревянные полушпалы, изготовленные путем распиливания на две равные части деревянных шпал железных дорог широкой колеи по ГОСТ 78, а также железобетонные полушпалы, балки и монолитные ленты, изготовленные по соответствующим техническим условиям. Основные размеры деревянных и железобетонных полушпал и балок приведены на рис. П.10.1-П.10.4 и в табл. П.10.1 приложения 10.

 

3.4.8. Допускается изготавливать полушпалы из брусьев по ГОСТ 8486, из бревен с отесанными поверхностями шириной, равной ширине стандартных полушпал из древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, лиственницы и кедра), а также из березы.

 

3.4.9. Полушпалы, изготовленные из древесины, рекомендуется пропитывать антисептиком "Уранит".

 

3.4.10. Для рельсовых путей должны применяться новые рельсы Р43 по ГОСТ 7173, Р50 по ГОСТ 7174, Р65 по ГОСТ 8161 и Р75 по ГОСТ 15210 или старогодные рельсы I и II групп годности в соответствии с классификацией "Технических указаний об использовании старогодных рельсов на железных дорогах широкой колеи".

 

3.4.11. Соединение рельсов между собой обеспечивается стыковыми скреплениями. В стыковых скреплениях должны использоваться шестидырные или четырехдырные стыковые накладки.

 

3.4.12. Рельсы должны стыковаться между собой двумя двухголовыми стыковыми накладками по ГОСТ 19128 и ГОСТ 8193 с помощью болтов по ГОСТ 11530, шайб по ГОСТ 11532.

 

3.4.13. Для прикрепления рельсов к подрельсовым опорным элементам применяются промежуточные скрепления, состоящие из подкладок, прижимов и прикрепителей.

 

3.4.14. Под рельсы на деревянные полушпалы следует устанавливать плоские металлические подкладки с отверствиями для путевых шурупов или костылей.

Подкладки необходимо располагать попеременно: то внутрь, то наружу одним отверстием по отношению к оси рельсовых нитей.

 

3.4.15. Конструкции промежуточных скреплений рельсового пути с деревянными полушпалами должны соответствовать рис. П.10.5 приложения 10.

 

3.4.16. Промежуточные скрепления, предназначенные для крепления рельса к железобетонным подрельсовым опорным элементам, могут применяться как разъемного (рис. П.10.6 приложения 10), так и неразъемного (рис. П.10.7 приложения 10) типа.

 

3.4.17. До начала отсыпки балластного материала на подготовленном земляном полотне устанавливается ось рельсовой нити, которая закрепляется выносными знаками.

 

3.4.18. В балластном материале не допускается наличие примесей, загрязнения и засорения.

 

3.4.19. Работы по устройству песчаных балластных призм в зимнее время должны быть организованы таким образом, чтобы балласт был доставлен, уложен и уплотнен до его смерзания (табл. 3.4).

 

3.4.20. Перед устройством балластной призмы необходимо определить гранулометрический состав балластных материалов.

Результаты проверки заносятся в паспорт рельсового пути.

 

3.4.21. Боковые стороны балластной призмы должны иметь откос 1:1,2-1,5 при устройстве ее из гранулированного и доменного шлаков, 1:1-1,5 — из щебня и гравия.

 

3.4.22. При устройстве путей в ветровых районах 4 и 5 категорий по ГОСТ 1451 боковые стороны балластного слоя из гранулированного шлака должны быть ограждены или укреплены невыветриваемым балластным материалом.

 

Таблица 3.4.

Время смерзания балластного материала

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *