ПУБЭ ФУНИКУЛЕРОВ стр.2 2.8. Сигнализация, связь и электрическаячасть
ПУБЭ ФУНИКУЛЕРОВ. 
2.8. Сигнализация, связь и электрическаячасть

ПУБЭ ФУНИКУЛЕРОВ. 2.8. Сигнализация, связь и электрическаячасть
Правила устройства и безопасной эксплуатации фуникулеров (наклонных подъемников)

 

 

ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Статьи Сборник ресурсов  
 

 

Случайно выбранные документы:
ПБ 10-611-03 - Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)

 

 

 

 

 

 

При проектировании фуникулера разрывное усилие каната принимается по ГОСТу.

 

2.7.4. Применение стальных канатов диаметром менее 18 мм не допускается.

 

2.7.5. Узел крепления каната к вагону должен иметь запас прочности не менее запаса прочности самого каната в соответствии с п. 2.7.3.

Крепление канатов к вагону осуществляется с помощью зажимов. Зажимы должны иметь такую конструкцию, при которой исключается возможность повреждения и выскальзывания каната.

Количество зажимов должно быть определено при проектировании фуникулера, но не менее трех.

Могут быть применены и другие способы крепления каната к вагону при условии согласования их с Госгортехнадзором России.

 

2.7.6. Сращивание канатов не допускается.

 

 

2.8. Сигнализация, связь и электрическая часть

 

2.8.1. Между пунктом управления должна быть предусмотрена непрерывная связь с проводниками вагонов и машинным помещением.

 

2.8.2. Электрооборудование фуникулера должно отвечать требованиям ПУЭ.

 

2.8.3. Электроснабжение фуникулера должно относиться ко второй категории.

 

2.8.4. Эксплуатация электрооборудования должна производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

 

2.8.5. Молниезащита станций и сооружений должна быть выполнена в соответствии с Указаниями по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений.

 

Сооружения фуникулера относятся к III категории по молниезащите.

 

2.8.6. Электрическое освещение должно соответствовать требованиям ПУЭ и СНиП.

 

2.8.7. Фуникулер должен быть оборудован предпусковой сигнализацией.

 

2.8.8. При неисправности сигнализации или связи работа фуникулера не допускается.

 

2.8.9. При применении троллеев для питания освещения и механизмов, установленных в вагоне, троллеи должны быть защищены от случайного прикосновения людей или находиться под напряжением, не превышающим 36 В.

 

2.8.10. В машинном отделении должна быть вывешена принципиальная схема фуникулера и привода.

 

2.8.11. На фуникулере должны быть предусмотрены концевые выключатели, срабатывающие при переходе вагоном уровня верхней или нижней посадочных платформ, но не менее 200 мм до соприкосновения вагона с буферами.

Концевой выключатель должен размыкать цепь главного тока электродвигателя или (и) цепь управления.

 

 

3. Эксплуатация

 

3.1. Организация обслуживания

 

3.1.1. Владелец фуникулера должен получить разрешение (лицензию) на эксплуатацию фуникулера в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

 

3.1.2. Владелец фуникулера должен обеспечить постоянное содержание его в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания.

В этих целях должны быть:

а) назначен приказом из числа инженерно-технических работников ответственный за исправное состояние и безопасное действие фуникулера, прошедший в установленном Госгортехнадзором России порядке проверку знаний настоящих Правил;

б) назначен обслуживающий персонал, имеющий удостоверения на право обслуживания фуникулера. Персонал, на который возложены обязанности по обслуживанию, должен вести наблюдение за работой и состоянием оборудования путем его осмотров и проверок, результаты осмотров и проверок должны записываться в сменный журнал;

в) создана ремонтная служба и установлен порядок профилактических осмотров и ремонтов;

г) обеспечено проведение технических освидетельствований фуникулера в установленные сроки;

д) обеспечен порядок и периодичность проверки знаний руководящими инженерно-техническими работниками Правил, норм и инструкций по технике безопасности в соответствии с "Типовым положением о порядке проверки знаний и правил, норм и инструкций по технике безопасности";

е) организована периодическая проверка знаний обслуживающим персоналом инструкций по эксплуатации и безопасному обслуживанию фуникулера;

ж) обеспечены Правилами и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации фуникулера инженерно-технические работники, а обслуживающий персонал - инструкциями.

 

3.1.3. Ответственность за исправное состояние и безопасное действие фуникулера должна быть возложена приказом на инженерно-технического работника, которому подчинен персонал, обслуживающий фуникулер. Номер и дата приказа назначения ответственного лица должны быть записаны в паспорт фуникулера.

На время отпуска, командировок, болезни или в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей возлагается приказом на другого ИТР, прошедшего проверку знаний Правил.

 

3.1.4. Ответственный за исправное состояние и безопасное действие фуникулера должен обеспечить:

а) содержание фуникулера в исправном состоянии;

б) обслуживание фуникулера обученным и аттестованным персоналом;

в) выполнение обслуживающим персоналом инструкций по эксплуатации и безопасному обслуживанию фуникулера;

г) проведение своевременных ремонтов и подготовку фуникулера к техническому освидетельствованию;

д) обслуживающий персонал - инструкциями, а также периодическую проверку его знаний;

е) своевременное устранение выявленных неисправностей.

 

3.1.5. Ответственный за исправное состояние и безопасное действие фуникулера обязан:

а) организовать ежедневный осмотр фуникулера до пуска его в работу в рабочем состоянии;

б) ежедневно проверять записи в сменном журнале с подписью в нем;

в) проводить работу с персоналом по повышению его квалификации;

г) организовать и контролировать проведение технического освидетельствования фуникулера;

д) хранить паспорт фуникулера и инструкции завода-изготовителя по его монтажу и эксплуатации.

 

3.1.6. При выявлении неисправностей, а также нарушений настоящих Правил и инструкции по эксплуатации фуникулера, ответственный за исправное состояние и безопасное действие должен принять меры по устранению этих неисправностей или нарушений, а в случае необходимости - остановить фуникулер.

 

 

 

 

3.2. Требования к содержанию и обслуживанию

 

3.2.1. К обслуживанию фуникулера могут быть допущены лица, не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение по соответствующей программе, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания фуникулера.

 

3.2.2. Обучение и аттестация персонала, обслуживающего фуникулер должны проводиться в учебных заведениях, а также на курсах, специально создаваемых предприятиями-владельцами фуникулера, имеющими соответственное разрешение Госгортехнадзора России; индивидуальная подготовка персонала не допускается.

 

3.2.3. Лицам, сдавшим экзамены, должны быть выданы удостоверения за подписью председателя и членов комиссии.

В работе по аттестации операторов фуникулеров должен участвовать инспектор Госгортехнадзора России. О дне проведения экзаменов местный орган Госгортехнадзора Россия должен быть уведомлен не позднее, чем за 5 дней.

 

3.2.4. Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала должна проводиться не реже 1 раза в 12 месяцев, ИТР 1 раз в 3 года. Внеочередная проверка знаний проводится:

а) в случае внесения изменений в инструкцию по эксплуатации и обслуживанию фуникулера;

б) по требованию инспектора Госгортехнадзора России;

в) после аварии или происшедшего несчастного случая.

При перерыве в работе со специальности более 12 месяцев обслуживающий персонал после проверки знаний должен перед допуском к самостоятельной работе пройти стажировку для восстановления практических навыков.

Результаты проверки знаний обслуживающего персонала оформляются протоколом за подписью председателя и членов комиссии с отметкой в удостоверении.

 

3.2.5. Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию должен оформляться приказом по предприятию. Владелец может привлекать для обслуживания фуникулера специализированные организации.

 

3.2.6. На фуникулере должна быть следующая документация:

а) паспорт фуникулера;

б) комплект чертежей быстроизнашивающихся деталей и узлов оборудования;

в) принципиальная электрическая схема;

г) инструкция по эксплуатации фуникулера;

д) должностные и производственные инструкции;

е) журнал осмотра фуникулера;

ж) журнал ремонта фуникулера;

з) правила перевозки пассажиров;

и) журнал учета работы фуникулера и передачи смен;

к) инструкция по осмотру канатов *1

_____

*1 Инструкция по осмотру канатов должна разрабатываться предприятием (организацией) на основе действующих нормативных документов и утверждаться главным инженером.

График осмотра и ремонта составляется владельцем фуникулера в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

 

3.2.7. Станции должны иметь противопожарные средства согласно требованиям противопожарных норм.

 

3.2.8. Фуникулер должен эксплуатироваться в соответствии с настоящими Правилами и инструкцией по эксплуатации.

 

3.2.9. Пуск фуникулера должен производиться с пульта управления. Проводники всех вагонов должны давать сигналы оператору об окончании посадки и готовности к движению. Перед пуском должен подаваться предупредительный звуковой сигнал.

 

3.2.10. Правила перевозки пассажиров должны быть вывешены в пунктах посадки пассажиров.

 

3.2.11. Эксплуатация фуникулера запрещается при:

а) отсутствии обученного и аттестованного обслуживающего персонала;

б) неисправности оборудования, приборов безопасности или электрических блокировок;

в) неисправности сигнализации и связи;

г) отсутствии лица, ответственного за исправное состояние и безопасное действие фуникулера.

 

4. Регистрация и техническое освидетельствование

 

4.1. Регистрация

 

4.1.1. Вновь построенный или реконструированный*1 фуникулер до пуска в эксплуатацию должен быть зарегистрирован в органах Госгортехнадзора России (ведомственной инспекции).

_____

*1 Под реконструкцией подразумевается замена вагонов, привода или путей.

 

4.1.2. Перед регистрацией фуникулер должен быть принят государственной приемочной комиссией, в соответствии с требованиями СНиП 3.01.04-87. В состав комиссии должен быть включен инспектор Госгортехнадзора России.

Комиссии должны быть представлены следующие документы:

а) паспорт фуникулера (приложение 3);

б) сертификаты на канаты и свидетельство об испытании канатов;

в) паспорта и акты испытаний оборудования и паспорта-сертификаты на металлоконструкцию;

г) акты на скрытые работы для зданий и сооружений;

д) акты на анкеровку канатов в муфтах;

е) акт на взвешивание контргруза тягового каната;

к) акт на сварочные работы;

з) акт испытаний подвижного состава и ловителей;

и) акты приемо-сдаточных испытаний электрооборудования в соответствии с ПУЭ и СНиП;

к) акт испытания фуникулера при проектных нагрузке и скорости в течение не менее
6 циклов;

л) исполнительные чертежи плана и профиля путей с поперечными разрезами;

м) чертежи станций;

н) сборочные чертежи оборудования;

о) кинематическая схема и сборочный чертеж ловительного устройства вагона;

п) принципиальные монтажные схемы силовых цепей и цепей управления.

Государственной комиссии должны быть представлены документы, подтверждающие организацию надзора, содержания и обслуживания фуникулера в соответствии с настоящими Правилами и инструкцией по эксплуатации.

 

4.1.3. Фуникулер должен быть зарегистрирован в органах Госгортехнадзора России (ведомственной инспекции) по письменному заявлению руководства организации-владельца фуникулера на балансе которой он находится.

При регистрации представляются паспорт фуникулера, акт приемки государственной приемочной комиссией, инструкция по эксплуатации, а также документация в соответствии с п. 4.1.2.

Орган Госгортехнадзора России рассматривает представленную документацию, в паспорте на фуникулер ставит штамп о регистрации, прошнуровывает, пломбирует документы, делает запись о разрешении эксплуатации фуникулера и возвращает их владельцу. Отказ в регистрации сообщается владельцу в письменном виде с указанием причин отказа.

 

4.1.4. После реконструкции или передачи другому владельцу фуникулер подлежит перерегистрации.

При перерегистрации фуникулера после реконструкция оформляется новый паспорт.

 

4.1.5. Фуникулер подлежит снятию с регистрации в органах Госгортехнадзора России при его списании.

Снятие с регистрации фуникулера производится органами Госгортехнадзора России по письменному заявлению руководства организации-владельца и представления акта о его списании.

 

4.2. Техническое освидетельствование

 

4.2.1. Фуникулер, находящийся в эксплуатации, должен подвергаться периодическому техническому освидетельствованию не реже одного раза в 12 месяцев, а также после капитального ремонта фуникулера, аварии или реконструкции.

 

4.2.2. Техническое освидетельствование фуникулера производится организацией, в ведении которой он находится и возлагается на лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие фуникулера, владелец фуникулера для производства технического освидетельствования может привлечь специализированную организацию.

 

4.2.3. При техническом освидетельствовании фуникулер подвергается осмотру, статическому и динамическому испытаниям.

 

4.2.3.1. При осмотре фуникулера необходимо проверить состояние путей, канатов и их крепления, оборудования, механизмов и их узлов, вагонов, ловителей, несущих металлоконструкций и всех сооружений.

Во время осмотра устанавливается степень износа ответственных элементов.

 

4.2.3.2. Статическое испытание вагонов фуникулера проводят двойной нагрузкой по отношению к номинальной грузоподъемности в течение 10 минут.

После статического испытания вагонов производится осмотр всех его узлов.

 

4.2.3.3. Динамическое испытание фуникулера проводится в соответствии с инструкцией по эксплуатации фуникулера и имеет целью проверку: работы ловителей вагонов, рабочего и аварийного тормозов в самых неблагоприятных сочетаниях загрузки; надежности оцепления тягового каната с приводным шкивом; действия ограничителя скорости, буферных устройств, центробежного выключателя, выключающих устройств, командоаппарата и аварийных кнопок.

Работу (испытание) ловителей вагонов проводят в соответствии с инструкцией по испытанию ловителей вагонов (приложение 2).

 

4.2.4. Результаты технического освидетельствования записываются в паспорт фуникулера с указанием даты следующего освидетельствования.

Разрешение на эксплуатацию фуникулера выдает лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие фуникулера, о чем делается запись в паспорте после записи результатов технического освидетельствования.

 

 

5. Ответственность за нарушение "правил..."

 

5.1. Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми должностными лицами, инженерно-техническими работниками, занятыми проектированием, изготовлением, монтажом, ремонтом, реконструкцией и эксплуатацией фуникулеров.

 

5.2. За конструктивные решения, прочность конструкций, выбор материалов, качество изготовления, монтаж, ремонт, реконструкцию, а также за соответствие фуникулера требованиям настоящих Правил, стандартам и другой нормативно-технической документации отвечает организация (предприятие), выполнившая соответствующие работы.

 

5.3. Должностные лица, инженерно-технические работники предприятия и организации, допустившие нарушение настоящих Правил, несут личную ответственность, независимо от того, привело ли нарушение к аварии (несчастному случаю). Эти лица также отвечают за нарушение Правил, допущенных их подчиненными.

 

5.4. Выдача должностными лицами указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных им лиц нарушать правила и инструкции по технике безопасности, самовольное возобновление работ, остановленных органами Госгортехнадзора России (ведомственной инспекцией), а также непринятие мер по устранению нарушений Правил и инструкций, которые допускаются рабочими или другими подчиненными лицами в присутствии должностных лиц, являются грубейшими нарушениями настоящих Правил.

В зависимости от характера нарушений и их последствий, все указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Рабочие, допустившие нарушение инструкций, несут ответственность в установленном порядке.

 

6. Порядок расследования аварий и несчастных случаев

 

6.1. Расследование аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией зарегистрированных в органах Госгортехнадзора России фуникулеров, должно проводиться в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

 

6.2. При возникновении аварии или несчастного случая владелец фуникулера обязан немедленно уведомить орган Госгортехнадзора России, и обеспечить сохранность всей обстановки аварии или несчастного случая до прибытия инспектора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Уведомление о несчастном случае должно также посылаться в организации согласно действующему положению о расследовании несчастных случаев, связанных с производством.

 


Приложение 1

 

Нормы браковки стальных канатов

 

Тяговые канаты должны быть забракованы:

 

а) если число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната равно или более указанного в табл. 1.

 

Таблица 1.

 

Первоначальный коэффициент запаса прочности каната на растяжение

Конструкция канатов

6х9 = 114 + 1 ОС

6х37 = 222 + ОС

крестовой свивки

односторонней свивки

крестовой свивки

односторонней свивки

число обрывов проволок на длине одного шага свивки, при котором канат должен быть забракован

От 8 до 9

7

4

12

6

Свыше 9

8

4

13

7

 

б) при наличии узлов, выпучин, вмятин и других повреждений;

 

в) при износе или коррозии, достигшей 40 % и более первоначального диаметра проволок.

 

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии число обрывов проволок на шаге свивки, при котором канат необходимо забраковать, должно определяться в соответствии с табл. 2.

 

Таблица 2.

 

Поверхностный износ или коррозия проволок по диаметру, %

10

15

20

25

30 и более

% уменьшения числа обрывов проволок от норм, указанных в табл. 1

15

25

30

40

50

 

 


Приложение 2

 

Инструкция по испытанию ловителей вагонов фуникулера и аварийного тормоза привода

 

1. Статическое испытание ловителей

 

1.1. Вагон загружается грузами на 200 %.

 

1.2. На самом крутом участке загруженный вагон затормаживается ловителем ручным приводом. Второй незагруженный вагон и привод расторможены. Выдерживается 10 мин. Движение загруженного вагона не допускается.

 

1.3. Незагруженный вагон затормаживается ловителем ручным приводом. Загруженный вагон и привод расторможены. Выдерживается 10 мин. Движение заторможенного вагона не допускается.

 

1.4. Привод затормаживается. Вагоны расторможены. Выдерживается 10 мин. Движение вагонов не допускается. (Проверка сцепления тягового каната с канатоведущим шкивом или барабаном.)

 

2. Динамическое испытание ловителей

 

2.1. При движении порожнего вагона вниз включают ловители. Вагон должен остановиться.

 

2.2. Вагон загружается грузами на 110 % при испытании на максимальном уклоне. Если испытание проводится не на самом крутом участке, перегруз определяется расчетом, чтобы компенсировать недостаточность уклона.

 

2.3. Вагон разгоняется до номинальной скорости и по команде проверяющего включаются ловители. Замеряется путь и время торможения.

 

2.4. Вагон разгоняется до номинальной скорости, привод отключается. Вагон разгоняется до срабатывания ограничителя скорости в вагоне и включения ловителей. Замеряется путь и время торможения.

 

2.5. По п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 (приложение 2) испытываются ловители другого вагона.

 

3. Испытание аварийного тормоза привода

 

3.1. Вагон загружается по п. 2.2 (приложение 2).

 

3.2. Вагон разгоняется приводом до номинальной скорости и по команде проверяющего оператор из пульта управления фуникулера включает аварийный тормоз. Замеряется путь и время торможения. Ловители вагонов при этом не должны включаться.

 

3.3. Путем изменения передаточного числа в передаче: привод-прибор контроля скорости, проверяется срабатывание аварийного тормоза на приводе. Этим проверяется срабатывание прибора ограничения скорости.

 

 


Приложение 3

 

Фуникулер изготовлен на

основании разрешения N ___________________________

выданного «___» _________________________ 19_____ г.

 

_________________________________________________________________________________

(наименование органа Госгортехнадзора, выдавшего разрешение)

 

ФОРМА ПАСПОРТА ФУНИКУЛЕРА

 

Регистрационный номер N _________________________________________________________

 

_________________________________________________________________________________

(организация-владелец фуникулера)

 

_________________________________________________________________________________

(назначение фуникулера)

 

_________________________________________________________________________________

 

_________________________________________________________________________________

 

1. Техническая характеристика фуникулера

 

1.1. Тип фуникулера

 

1.2. Скорость движения вагонов, м/с

 

1.3. Величина ускорения, замедления и разгона вагона при нормальной работе, м/с2

 

1.4. Величина ускорения, замедления при аварийном торможении и расчетный путь торможения,

1.5. Величина ускорения, замедления при срабатывании ловителя и путь торможения,

 

1.6. Вагоны:

1) тип

2) количество, шт.

3) вместимость, чел.

4) собственная масса, т

5) грузоподъемность, т

6) тип ловителя вагона.

 

1.7. Длина пути, м.

 

1.8. Ширина колеи, мм.

При изготовлении элементов фуникулера на нескольких предприятиях ответственность за качество изготовления фуникулера в целом, соответствие его настоящим Правилам несет предприятие, поставившее фуникулер. Это предприятие оформляет паспорт фуникулера.

1.9. Наибольший угол наклона профиля пути, град.

 

1.10. Наименьший угол наклона профиля пути, град.

 

1.11. Превышение верхней посадочной площадки над нижней, м.

 

1.12. Количество промежуточных площадок посадки, шт.

 

1.13. Характеристика привода