ПБ 10-559-03 стр.3 2.9. Привод, тормоза искорости движения подвижного состава

 

При наличии в кресле подножек они должны быть жестко соединены с поперечиной.

 

2.8.21. При работе дороги предохранительная поперечина, а также колпак полуоткрытого кресла должны надежно удерживаться в конечных положениях от самопроизвольного перемещения.

 

2.8.22. Для предохранения сидений порожних открытых кресел от атмосферных осадков сиденья должны выполняться откидными в сторону спинки либо спинки должны откидываться на сиденья.

 

 

2.9. Привод, тормоза и скорости движения подвижного состава

 

2.9.1. Привод ППКД должен иметь основной и резервный (аварийный) двигатели с независимыми источниками питания.

Резервный двигатель используется только при аварийных ситуациях и профилактических работах на дороге.

Привод БКД может иметь только один двигатель.

 

2.9.2. При работе резервного двигателя скорость движения подвижного состава должна быть такой, чтобы возможно было всех пассажиров, находящихся на линии, доставить на станции не более чем за 1,5 часа с начала выхода из строя основного двигателя.

 

2.9.3. Привод дороги должен обеспечить проведение ревизии несущего, несуще-тягового и тягового канатов на всей их протяженности со скоростью не более 0,5 м/с.

 

2.9.4. Коэффициент запаса надежности сцепления тягового и несущее-тягового канатов с приводным шкивом должен быть не менее 1,25 при наиболее неблагоприятных условиях загрузки дороги (с учетом сил инерции при пуске и торможении) и определяется по формулам:

при тяговом режиме работы привода

;

при тормозном режиме работы привода

 

,

 где            — натяжение набегающей ветви каната, Н;

— натяжение сбегающей ветви каната, Н;

 — коэффициент сцепления каната с футеровкой шкива при наиболее неблагоприятных условиях работы (смазанный минеральным маслом канат, мокрая футеровка);

 — угол обхвата шкива канатом, рад;

 — коэффициент запаса надежности сцепления, =1,25.

 

2.9.5. Привод ППКД должен быть снабжен двумя автоматически действующими колодочными, дисково-колодочными или дисковыми тормозами нормально-замкнутого типа:

– рабочим — на валу двигателя;

– аварийным — на ободе приводного шкива.

При совмещении функций рабочего и аварийного тормозов в одной конструкции она должна иметь два самостоятельных устройства для наложения тормозного момента в нормальном и аварийном режимах и должна воздействовать на обод приводного шкива.

 

2.9.6. Привод БКД должен иметь один тормоз, предотвращающий самопроизвольный обратный ход дороги. Вместо тормоза допускается применение в этих целях автоматически действующего стопорного устройства или самотормозящего редуктора.

 

2.9.7. Контроль скорости вращения приводного шкива должен осуществляться тахогенератором или другими средствами, обеспечивающими необходимую точность контроля.

 

2.9.8. На дорогах с самоторможением при скорости до 3 м/с установка аварийного тормоза и средств контроля скорости не обязательна.

 

2.9.9. Каждый тормоз (рабочий, аварийный) должен развивать тормозной момент не менее 1,25 статического момента, приходящего с дороги при наиболее тяжелых условиях ее загрузки, на соответствующую поверхность воздействия.

 

2.9.10. На приводе ПКД должна быть предусмотрена блокировка против превышения номинальной скорости на 15%.

 

2.9.11. Привод должен обеспечить пуск дороги, как порожней, так и загруженной с ускорением не более 0,4 м/с2.

 

 

2.10. Опоры, станции и их оборудование

2.10.1. В металлоконструкциях опор закрытого профиля должна быть исключена возможность попадания атмосферных осадков. Кроме того, они должны иметь дренажные отверстия.

 

2.10.2. Опоры должны быть снабжены кронштейнами для подвески грузоподъемных устройств, иметь огражденные площадки для обслуживания башмаков или роликовых балансиров и иметь лестницы для выхода на оголовок опоры.

 

2.10.3. Опоры кольцевых дорог должны иметь лестницы шириной не менее 400 мм и шагом ступенек не более 300 мм. На опорах высотой свыше 15 м лестницы должны иметь ограждающие дуги. Дуги должны располагаться на расстоянии не более 800 мм друг от друга и соединяться между собой не менее чем тремя продольными полосами. Расстояние от лестницы до дуги должно быть в пределах 700-800 мм при радиусе дуги 350-400 мм. На головках опор должен быть обеспечен безопасный проход спасателей со спасательными средствами.

 

2.10.4. Опоры маятниковых дорог высотой до 30 м должны иметь вертикальные или маршевые лестницы, а опоры высотой свыше 30 м — маршевые лестницы. Лестницы должны иметь площадки через каждые 8-12 м высоты. Ширина лестниц должна быть не менее
500 мм и шагом ступеней не более 300 мм. Наклонные лестницы должны снабжаться перилами. На опорах должны устанавливаться площадки с ограждением для выхода из вагона на опору обслуживающего персонала. Ширина площадок должна быть не менее
500 м.

 

2.10.5. Опоры должны быть пронумерованы.

 

2.10.6. Размеры дверей машинного помещения должны быть такими, чтобы можно было пронести наиболее крупные неразъемные элементы оборудования; в необходимых случаях для переноса крупных деталей должны предусматриваться специальные проемы.

 

2.10.7. В машинном помещении, над основным оборудованием, должны быть предусмотрены подъемные механизмы.

На открытых станциях установка таких средств не обязательна.

 

2.10.8. Привод, электрооборудование и измерительная аппаратура должны быть защищены от атмосферного воздействия.

 

2.10.9. Пульт (щит) управления ППКД с рабочим местом для машиниста-оператора должен размещаться в закрытом помещении, в месте наилучшей видимости площадок посадки-высадки пассажиров и прилегающей трассы дороги.

 

2.10.10. Расстояние от стен машинного помещения до привода и другого оборудования ППКД, требующего обслуживания, а также проходы между оборудованием должны быть не менее 0,8 м. В необходимых случаях должны устраиваться площадки и лестницы.

К механизмам, электро- и гидрооборудованию, устройствам безопасности, требующим обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ.

 

2.10.11. Все вращающиеся части оборудования дороги, а также двигающиеся канаты, находящиеся на высоте менее 2,5 м, должны быть ограждены.

 

2.10.12. На платформах станций должны располагаться выносные пульты (колонки) управления, используемые дежурными по станциям. На этих пультах должны располагаться средства остановки дороги и сигнализации.

 

2.10.13. Станции ППКД должны быть оснащены противопожарными средствами в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности Российской Федерации.

 

2.10.14. Площадки посадки и высадки пассажиров на станциях и подходы к ним должны быть выполнены так, чтобы исключалось скольжение ног (кроме дорог, предназначенных для пассажиров с лыжами на ногах). При расположении площадок выше уровня земли они должны снабжаться перилами высотой не менее 1 м и сплошным ограждением по низу на высоту не менее 0,1 м. Посадочные площадки в местах, где не могут быть установлены перила, должны снабжаться сетками, предохраняющими людей от падения.

 

 

 

 

2.11. Сигнализация и связь

 

2.11.1. На ППКД должна быть предусмотрена устойчивая радио- или телефонная связь между станциями.

 

2.11.2. ППКД должна быть обеспечена громкоговорящей трансляцией, для чего на линейных опорах и станциях должны быть установлены в необходимом количестве передающие и приемные устройства.

 

 

2.12. Приборы и устройства безопасности

 

2.12.1. На станции либо опоре ППКД, подверженной наибольшему воздействию ветра, должен быть установлен анеморумбометр или анемометр, подающий сигнал о скорости ветра на пульт управления.

При повышении скорости ветра до максимально допустимой, указанной в паспорте дороги, должен подаваться звуковой сигнал и дорога должна быть остановлена.

 

2.12.2. Приводы ППКД должны иметь блокировку, исключающую возможность пуска дороги в работу от резервного двигателя при включенном основном двигателе, и наоборот.

 

2.12.3. Приводы ППКД, оснащенные гидродвигателями, должны быть снабжены блокировочными устройствами, останавливающими гидронасос с одновременным наложением аварийного тормоза при нештатном падении давления в питающей гидросистеме.

 

2.12.4. На кольцевых ППКД и БКД не допускается объезд пассажирами и лыжниками станционных шкивов.

 

 

2.13. Электрооборудование

 

2.13.1. Напряжение от основного источника питания к приводу КД должно подаваться через вводное устройство с ручным приводом. В качестве вводного устройства может использоваться выключатель, оборудованный ручным приводом.

При этом включение должно осуществляться вручную.

 

2.13.2. Вводное устройство должно отключать питание и полностью снимать напряжение с электрических цепей, за исключением:

– освещения пульта управления ППКД;

– переговорной связи.

Для отключения указанных выше цепей должны быть предусмотрены отдельные выключатели.

 

2.13.3. По степени надежности электроснабжения ППКД относятся ко II категории и должны иметь два независимых источника электропитания — основного и резервного электродвигателей привода. Вместо резервного электродвигателя может применяться двигатель внутреннего сгорания.

Время подключения резервного двигателя не должно превышать 45 мин.

 

2.13.4. По степени надежности электроснабжения БКД относятся к III категории.

 

2.13.5. Канаты, подвижной состав, все металлические части станций и опор должны быть заземлены.

Для заземления несуще-тягового каната и подвижного состава могут использоваться футеровки балансирных роликов и ходовых колес из токопроводящего материала либо установка отдельных металлических роликов и ходовых колес. Если тяговый канат используется в качестве токопровода в цепях сигнализации и управления, то необходима его изоляция от земли. В этом случае должна быть предусмотрена установка разрядников для этого каната.

 

2.13.6. По молниезащите сооружения ПКД относятся к III категории.

 

2.13.7. Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров в темное время суток, должны быть оборудованы внутренним и наружным освещением, станции и опоры дорог, работающих в темное время суток, должны быть оборудованы светильниками.

 

 

2.14. Трасса канатной дороги

 

2.14.1. Максимальный угол наклона несущего и несуще-тягового каната на ППКД не должен превышать 45°.

 

2.14.2. Максимальный угол наклона тягового каната БКД не должен (как и угол наклона буксировочной лыжной дорожки) превышать:

30° — на БКД с одноместными буксировочными устройствами;

26° — на БКД с двухместными буксировочными устройствами.

 

2.14.3. Максимальный угол наклона тягового каната БКД с отцепляемыми на станциях буксировочными устройствами должен выбираться из условия недопущения самопроизвольного смещения по канату свободно висящих незагруженных буксировочных устройств.

 

2.14.4. ПКД в плане между станциями должна быть прямолинейна. Отклонение каната на опоре в плане допускается не более 30’.

 

2.14.5. Трасса БКД в плане может быть непрямолинейной на участках, где установлены горизонтально или наклонно расположенные отклоняющие шкивы, блоки или ролики.

 

2.14.6. Все пересечения ПКД или параллельное следование с ней железных дорог, линий электропередачи, рек, каналов и других водных препятствий, шоссе, прокладка дороги над сооружениями, а также установка опор и станций ПКД вблизи аэродрома должны быть согласованы в установленном порядке.

Прохождение трассы ПКД над территорией школ, детских садов, ясель и других детских учреждений не допускается.

 

2.14.7. Пересечения БКД с лыжными трассами, вьючными тропами и зимними дорогами на одном уровне не допускаются.

Допускаются пересечения на разных уровнях при условии сооружения мостиков. При этом лыжная трасса на мостиках должна иметь сплошное ограждение в виде стенки высотой не менее 1 м от снежного покрытия.

 

2.14.8. Ко всем сооружениям ППКД должны быть предусмотрены подходы либо подъезды в соответствии с проектом дороги.

 

2.14.9. Расстояние по вертикали от низшей точки подвижного состава или любого каната ППКД до земли должно быть не менее:

а) 3,0 м — с учетом снегового покрова в тех местах, где возможно присутствие людей;

б) 2,0 м — с учетом снегового покрова в тех местах, где исключается присутствие людей.

При подходе к станциям эта высота должна быть уменьшена до расстояния, указанного ниже для конкретного типа ППКД. Зона, в которой это расстояние меньше указанного выше, должна быть ограждена.

 

2.14.10. Расстояние по вертикали от низшей точки подвижного состава или любого каната ППКД должно быть не менее:

1,5 м — до верха деревьев;

2,0 м — до высшей точки здания или сооружения, находящегося под трассой ППКД, а также до верха железнодорожного, автодорожного или судоходного габарита.

 

2.14.11. При определении низших точек дороги к расчетной величине статического провеса должна добавляться составляющая, учитывающая динамический характер нагрузок при ее работе. За указанную составляющую принимается наибольшая из следующих величин:

5% наибольшего провеса несущего каната в данной точке;

10% наибольшего провеса тягового или несуще-тягового каната в данной точке.

 

2.14.12. Приближение строений или естественных препятствий к внешним габаритам ППКД допускается на расстояние не менее 1,0 м и 2 м — для БКД.

При определении габаритов ППКД должны учитываться отклонения, провесы канатов и подвижного состава под действием ветровой нагрузки при работе дороги, а также провесы и отклонения несущих, несуще-тяговых, тяговых и других канатов при остановленной дороге и воздействии нормативной ветровой нагрузки в месте размещения ППКД.

 

 

 

III. ИЗГОТОВЛЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РЕМОНТ, МОНТАЖ И ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

 

3.1. Изготовление, реконструкция, ремонт

 

3.1.1. Изготовление, реконструкция и ремонт ПКД должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Правил и на основании нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.

Для выполнения этих работ необходимо иметь систему качества, аттестованную в установленном порядке.

 

3.1.2. При изготовлении отдельно металлоконструкций опор, приводов, приборов и устройств безопасности, а также другого оборудования они должны быть снабжены паспортом, техническим описанием и инструкцией по эксплуатации, утвержденными в установленном порядке. Паспорт канатной дороги в целом должен составляться на основании паспортов или заменяющих их документов отдельных элементов канатной дороги.

 

3.1.3. Организация, выполняющая монтаж, реконструкцию и ремонт канатной дороги, должна иметь технические условия на данный вид работ, в которых указаны ремонтные и сварочные материалы, способы контроля и нормы браковки сварных соединений, а также порядок приемки готовых изделий и оформления документации по реконструкции или ремонту ПКД.

 

3.1.4. Реконструкция, повлекшая за собой изменение конструкции отдельных элементов или паспортных характеристик канатной дороги, должна выполняться по согласованию с предприятием-изготовителем (разработчиком проекта) или другой специализированной организацией. При этом организация, выполняющая реконструкцию ПКД, должна подготовить новый паспорт канатной дороги в соответствии с характером проведенной работы.

 

 

3.2. Монтаж и приемка в эксплуатацию

 

3.2.1. Монтаж ПКД должен выполняться в соответствии с проектом производства работ (ППР) и инструкцией по монтажу, разработанной заводом-изготовителем или специализированной организацией.

Допускается в качестве ППР использовать типовые схемы монтажа канатных дорог с привязкой их к местным условиям монтажа. В ППР должны быть отражены решения по монтажу металлоконструкций, механического и электрического оборудования, канатов, по безопасному ведению работ.

Монтаж канатной дороги выполняется специализированной организацией.

 

3.2.2. Контроль качества работ по монтажу всей канатной дороги в целом и сборке отдельных узлов должен возлагаться на лицо, ответственное за технический контроль в организации, осуществляющей монтаж.

 

3.2.3. После окончания работ по монтажу канатной дороги на ней должны находиться следующие документы:

– паспорт ПКД;

– сертификат на канаты, а для канатов, подлежащих испытанию на канатно-испытательной станции, свидетельство об испытании канатов;

– акты заделки канатов в муфты;

– акт на счалку каната;

– акт замера провеса несущего каната;

– акт на взвешивание противовеса;

– акт испытания подвижного состава;

– акты о закреплении металлоконструкций станций и опор на фундаментах;

– акты приемки фундаментов и опорных конструкций;

– акты на скрытые работы;

– акты испытаний гидравлических систем;

– акт испытания оборудования вхолостую.

 

3.2.4. По окончании монтажа, до предъявления ПКД приемочной комиссии, производится комплексное опробование по инструкции, разработанной специализированной проектной организацией.

 

3.2.5. Перед сдачей канатной дороги в эксплуатацию выполняется проверка готовности к эксплуатации. При этом выполняются пробный пуск, общий и функциональный контроль отдельных частей и их взаимодействие с другими деталями.

 

3.2.6. При комплексном опробовании канатную дорогу испытывают по времени, при этом проверяются все виды привода на всех режимах работы дороги.

Минимальное время обкатки при опробовании на номинальной скорости составляет:

5 ч — для буксировочных канатных дорог;

10 ч — для остальных дорог.

 

3.2.7. По завершении комплексного опробования и выполнения всех необходимых пусконаладочных работ канатная дорога сдается приемочной комиссии с учетом региональных инструкций.

 

IV. ЭКСПЛУАТАЦИЯ КАНАТНОЙ ДОРОГИ

 

4.1. Регистрация

 

4.1.1. Канатные дороги подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора России до пуска в работу, а впоследствии — занесению в государственный реестр.

 

4.1.2. Регистрация канатных дорог должна производиться по письменному заявлению организации, эксплуатирующей канатную дорогу. Для регистрации должен быть представлен паспорт канатной дороги.

В заявлении должны быть указаны сведения о специалистах и обслуживающем персонале, обученных и прошедших проверку знаний в объеме настоящих Правил и инструкции. При отсутствии необходимых специалистов, обслуживающих канатную дорогу, должен быть представлен договор со специализированной организацией на проведение обслуживания.

 

4.1.3. При регистрации канатных дорог должны быть представлены заключение экспертизы промышленной безопасности проекта и разрешение Госгортехнадзора России на применение оборудования канатной дороги.

 

4.1.4. Канатные дороги подлежат перерегистрации в следующих случаях:

– после реконструкции;

– в случае передачи канатной дороги другому владельцу.

 

4.1.5. При регистрации канатной дороги после реконструкции должен быть представлен паспорт дороги с приложением основных материалов проекта реконструкции.

 

4.1.6. Канатные дороги подлежат снятию с регистрации в органах Госгортехнадзора России в следующих случаях:

– при ее списании;

– при передаче ее другому владельцу.

Снятие с регистрации канатной дороги должно производиться органами Госгортехнадзора России по письменному заявлению владельца. К заявлению должны быть приложены паспорт дороги, акт о списании или передаче ее другому владельцу. В паспорте должна быть сделана запись о причине снятия канатной дороги с регистрации.

 

4.2. Организация эксплуатации

 

4.2.1. Эксплуатация канатной дороги должна осуществляться на основании настоящих Правил и в соответствии с инструкцией по эксплуатации, составленной предприятием-изготовителем или организацией, разработавшей проект дороги.

 

4.2.2. Владелец канатной дороги должен получить разрешение на эксплуатацию канатной дороги в порядке, установленном Госгортехнадзором России. Территориальный орган Госгортехнадзора России, в который была передана на рассмотрение документация, при наличии положительного решения делает запись в паспорте канатной дороги о разрешении эксплуатации дороги.

При отрицательном решении владельцу дороги должно быть сообщено об отказе в разрешении эксплуатации в письменном виде с указанием причин отказа, со ссылками на соответствующие статьи нормативных документов и настоящих Правил.

 

4.2.3. На канатной дороге должна быть следующая документация:

– паспорт канатной дороги (приложения 6, 7);

– план и профиль дороги;

– комплект чертежей быстроизнашивающихся деталей и узлов оборудования, монтажная электрическая схема силовых цепей и цепей управления, сигнализации и связи;

– инструкция по счалке канатов и заливке муфт;

– инструкция по эксплуатации канатной дороги;

– правила перевозки пассажиров;

– должностные и производственные инструкции;

– график осмотра и ремонта оборудования и конструкций канатной дороги;

– журнал осмотра и ремонта канатной дороги;

– вахтенный журнал (приложение 8).

 

4.2.4. При выявлении неисправностей, а также нарушений настоящих Правил и инструкции по эксплуатации канатной дороги лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие, должен принять меры по устранению этих неисправностей или нарушений, а в случае необходимости — остановить дорогу.

Эксплуатация ПКД не допускается при:

– отсутствии разрешения на эксплуатацию от органов Госгортехнадзора России;

– истекшем сроке технического освидетельствования;

– невыполнении регламентных работ;

– неисправности приборов и устройств безопасности, сигнализации и связи, а также защитных сооружений;

– наличии трещин в ответственных местах оборудования или металлоконструкций;

– недопустимом износе канатов;

– неисправности тормозов;

– отсутствии персонала, прошедшего аттестацию в установленном порядке, для ее обслуживания;

– невыполнении предписаний органов Госгортехнадзора России;

– неблагоприятных погодных условиях, оговоренных в паспорте и руководстве по эксплуатации канатной дороги.

 

4.2.5. Перед началом работы дорога должна быть опробована вхолостую. Осмотр и опробование дороги должны проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации.

К перевозке пассажиров разрешается приступать только при отсутствии неисправностей и нарушений в работе дороги.

 

4.2.6. Ежедневный контроль эксплуатации перед началом перевозки пассажиров должен производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

 

4.2.7. При остановке канатной дороги из-за возникновения чрезвычайных обстоятельств (например, буря, гроза, образование наледи, сход лавины, разряд молнии) перед возобновлением работы необходимо выполнить соответствующий контроль готовности канатной дороги к работе и контрольный пуск согласно инструкции по эксплуатации канатной дороги.

Результаты проведения ежедневного контроля и контрольного пуска заносятся в вахтенный журнал.

При контрольном пуске перевозка пассажиров запрещена.

 

4.2.8. Работу канатной дороги необходимо контролировать в соответствии с инструкцией по эксплуатации канатной дороги.

 

4.3. Требования к персоналу

 

4.3.1. Владелец обязан обеспечить содержание КД в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации соответствующего обслуживания, ремонта, производственного контроля и технического освидетельствования.

В этих целях должны быть:

а) назначен начальник канатной дороги (технический директор), ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ПКД;

б) назначены машинисты-операторы канатной дороги, слесари по обслуживанию и ремонту канатной дороги (слесарь-обходчик), электромеханики, проводники и спасатели (если это предусмотрено проектом) и дежурные по станции;

в) организована спасательная служба на основании договоров со специализированной организацией либо из числа обслуживающего персонала КД, обученного ведению спасательных работ;

г) установлен порядок технического обслуживания и ремонта, обеспечивающий содержание канатной дороги в исправном состоянии;

д) разработан порядок проведения подготовки, аттестации и проверки знаний специалистов и персонала, обслуживающих канатную дорогу;

е) разработаны должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала и обеспечено снабжение специалистов настоящими Правилами, нормативно-технической документацией и должностными инструкциями, а обслуживающего персонала — производственными инструкциями;

ж) обеспечено выполнение специалистами и обслуживающим персоналом своих обязанностей согласно инструкции.

При наличии у владельца нескольких канатных дорог для руководства ими может быть назначен один начальник (технический директор).

 

4.3.2. На должность начальника или зам. начальника канатной дороги назначается специалист, имеющий высшее или среднее техническое образование и общий стаж работы в качестве ИТР не менее 3 лет. При отсутствии опыта работы на канатных дорогах специалист должен пройти стажировку на действующей канатной дороге в течение не менее 3 мес.

 

4.3.3. Аттестация руководителей и специалистов канатной дороги, а также членов аттестационной комиссии предприятия производится в соответствии с Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России.

 

4.3.4. Для управления и обслуживания ПКД владелец должен назначить обслуживающий персонал согласно п.4.3.1 "б".

Количество лиц обслуживающего персонала определяется проектом канатной дороги и должно быть достаточным для обеспечения регламентных работ по обеспечению безопасной эксплуатации ПКД.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *