ПБ 10-558-03 стр.6 7.2. При превышении загрузки кабины лифта на10% и более номинальной…

 

________________

* Минимум для лифта на одного человека.

** Минимум для лифта на двух человек.

*** После 2500 кг добавлять 0,16 мна каждые последующие 100 кг.

 

7.2. При превышении загрузки кабины лифта на 10% и более номинальной грузоподъемности должна быть исключена возможность пуска лифта из кабины или с этажных площадок от кнопок управления лифтом. В режиме "Управление из машинного помещения" должна быть обеспечена возможность пуска лифта при нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность на 25%.

7.3. Вместимость кабины определяется по числу пассажиров в соответствии с табл.2 или делением величины номинальной грузоподъемности лифта на 75 с округлением полученного результата до ближайшего целого числа, где 75 кг — принятый вес одного пассажира.

 

Таблица 2.

 

Число пассажиров

Полезная минимальная площадь кабины, м 2

1

0,28

2

0,49

3

0,60

4

0,79

5

0,98

6

1,17

7

1,31

8

1,45

9

1,59

10

1,73

11

1,87

12

2,01

13

2,15

14

2,29

15

2,43

16

2,57

17

2,71

18

2,85

19

2,99

20

3,13

После 20 пассажиров добавлять 0,115 м 2 на каждого последующего пассажира.

 

 

 

 

8. ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЛИФТОВ

 

8.1. Разрешение на применение лифтов (далее — Разрешение) выдается изготовителю либо его официальному представителю (поставщику) на основании положительных результатов приемочных испытаний образца лифта и заключения экспертизы на соответствие лифта настоящим Правилам.

Допускается выдача разрешения на применение предприятию, комплектующему лифты из компонентов, имеющих подтверждение их соответствия требованиям настоящих Правил.

Разрешение выдается на единичный лифт, партию лифтов, либо на тип (модель) лифтов. Допускается выдавать одно разрешение на типоразмерный ряд лифтов при условии соблюдения единого конструкторского подхода, используемых материалов и технологий при их изготовлении.

8.2. Для проведения приемочных испытаний Заявитель представляет в орган Госгортехнадзора России следующую техническую документацию:

а) техническое задание на разработку лифта;

б) программу и методику приемочных испытаний образца лифта;

в) технические условия на изготовление опытного образца;

г) протокол о результатах проведения предварительных (заводских) либо сертификационных испытаний;

д) инструкцию по монтажу;

е) руководство по эксплуатации, включающее:

– методику проведения контрольных испытаний (проверок) лифта;

– условия и требования безопасной эксплуатации лифта, порядок технического обслуживания, ремонта, технического диагностирования лифта;

– методику безопасной эвакуации пассажиров из кабины, остановившейся между этажами;

– перечень быстро изнашиваемых деталей;

ж) образец паспорта лифта;

з) монтажный чертеж;

и) принципиальную электрическую схему с перечнем элементов схемы и электрическую схему соединений.

8.3. На основании проверки комплектности представленных документов орган Госгортехнадзора России принимает решение о возможности проведения приемочных испытаний.

При положительном решении Заявитель приказом назначает комиссию для проведения приемочных испытаний.

В состав комиссии входит представитель органа Госгортехнадзора России.

8.4. Приемочные испытания опытного образца лифта проводятся по месту его изготовления (комплектации) на аттестованных испытательных стендах. По согласованию с органом Госгортехнадзора России допускается проведение испытаний лифта на объекте его установки.

Результаты приемочных испытаний отражаются в протоколе (акте).

При несоответствии отдельных конструкций лифта требованиям настоящих Правил Заявитель представляет рекомендации по проведению дополнительных мероприятий, обеспечивающих безопасность применения лифтов, и положительное заключение экспертизы о возможности применения этих конструкций.

8.5. Разрешение на применение лифтов иностранного производства выдается Госгортехнадзором России в общем порядке. Заявитель представляет техническую документацию на русском языке.

8.6. Орган Госгортехнадзора России, выдавший Разрешение на применение лифтов, вправе приостановить его действие, если в процессе эксплуатации на лифте будут документально установлены недостатки или несогласованное изменение конструкции лифта, влияющее на безопасность пользователей, обслуживающего персонала и других людей.

Решение о восстановлении действия Разрешения принимается на основании результатов рассмотрения документации Заявителя с доказательствами устранения недостатков.

8.7. При изменении конструкции устройств безопасности и составных частей лифта выдается новое Разрешение на применение лифта. При этом испытания лифта, по согласованию с органом Госгортехнадзора России, могут проводиться по сокращенной программе с обязательным испытанием измененных конструкций.

 

 

9. МОНТАЖ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

 

9.1. Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, модернизации лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов осуществляется организациями, специализирующимися на выполнении соответствующих работ (далее — специализированными организациями), располагающими техническими средствами и квалифицированными специалистами. В целях информирования потребителей услуг, вышеуказанных видов деятельности об организациях, обеспечивающих высокое качество, проводится добровольная аккредитация этих организаций. Порядок проведения аккредитации устанавливается Госгортехнадзором России.

9.2. Деятельность по техническому диагностированию и обследованию лифтов, а также систем диспетчерского контроля осуществляется экспертными организациями, имеющими лицензию на экспертизу промышленной безопасности, выданную Госгортехнадзором России.

 

 

10. РЕГИСТРАЦИЯ И ВВОД ЛИФТА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

 

10.1. Регистрация объектов, на которых эксплуатируются лифты, проводится в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 N 1371 *.

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5938.

 

10.2. Ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в следующем порядке:

10.2.1. После окончания монтажа и пусконаладочных работ лифт подвергается полному техническому освидетельствованию.

Полное техническое освидетельствование проводит экспертная организация на основании заявки организации, смонтировавшей лифт (далее — монтажной организации), в присутствии ее представителя и представителя генподрядной строительной организации.

При полном техническом освидетельствовании лифт подвергается визуальному и измерительному контролю, проверке на функционирование во всех режимах и испытаниям в соответствии с разделом 11 настоящих Правил.

При полном техническом освидетельствовании проверяется наличие документации, поставляемой с лифтом, а также "Акта на скрытые работы" и протоколов:

– измерения сопротивления изоляции электрооборудования и электрических сетей лифта;

– проверки наличия цепи между заземленной электроустановкой и элементами заземленной установки;

– проверки срабатывания защиты при системе питания электроустановок напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью.

При выявленном несоответствии лифта, в том числе строительной части, а также комплекта технической документации требованиям настоящих Правил выявленные несоответствия устраняются организацией, допустившей нарушение, после чего проводится проверка устранения выявленных несоответствий.

Результаты освидетельствования отражаются в "Акте полного технического освидетельствования лифта" (приложение 3) и паспорте лифта, заверяются подписью и штампом специалиста экспертной организации.

10.2.2. Эксплуатирующая организация осуществляет мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации лифта в соответствии с разделом 12 настоящих Правил и организует комиссию по приемке лифта в следующем составе:

– председатель комиссии — уполномоченный представитель эксплуатирующей организации;

– члены комиссии:

– представитель монтажной организации;

– специалист, ответственный за техническое обслуживание лифта;

– представитель генподрядной строительной организации;

– инспектор Госгортехнадзора России;

– представитель Заказчика (при наличии).

10.2.3. Эксплуатирующая организация не менее чем за пять дней уведомляет организации, представители которых включены в состав комиссии по приемке лифта, о дате работы комиссии.

10.2.4. Комиссии по приемке лифта предъявляется "Акт полного технического освидетельствования лифта" и документы по организации безопасной эксплуатации лифта:

– Положение об организации и осуществлении производственного контроля;

– Договор о страховании ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на лифте;

– приказы о назначении специалистов и допуске обслуживающего персонала в соответствии с разделом 12 настоящих Правил;

– документы, подтверждающие аттестацию специалистов и обслуживающего персонала.

10.2.5. Комиссия проверяет представленные документы, проводит контрольный осмотр лифта.

10.2.6. Результаты работы комиссии отражаются в "Акте приемки лифта в эксплуатацию" (приложение 4).

10.2.7. На основании "Акта технического освидетельствования" и положительных результатов работы комиссии по приемке лифта инспектор Госгортехнадзора России делает запись о разрешении на ввод лифта в эксплуатацию в паспорте лифта с указанием срока следующего освидетельствования.

10.3. Ввод лифта в эксплуатацию не допускается, если при приемке будет выявлено:

– наличие нарушений настоящих Правил, влияющих на безопасную эксплуатацию лифта, которые не могут быть устранены при проведении приемки лифта;

– отсутствие аттестованных специалистов и обслуживающего персонала.

Эксплуатирующая организация обеспечивает устранение нарушений, после чего проводится приемка лифта в порядке, установленном п.10.2.5 настоящих Правил.

10.4. При передаче лифта другому владельцу или арендатору производится перерегистрация лифта в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

Снятие с регистрации производится при демонтаже лифта.

 

 

11. ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛИФТОВ

 

11.1. Техническое диагностирование проводится с целью установить техническое состояние лифта.

В техническое диагностирование входят полное, периодическое и частичное техническое освидетельствование лифта.

11.2. Вновь установленный лифт до ввода в эксплуатацию подвергается полному техническому освидетельствованию.

Полное техническое освидетельствование проводится с целью установить, что:

а) лифт соответствуют паспортным данным и настоящим Правилам;

б) лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;

в) комплект документации, поставляемый с лифтом, соответствует настоящим Правилам.

При полном техническом освидетельствовании:

– проверяется соответствие лифтового оборудования сведениям, указанным в паспорте лифта;

– проводится визуальный и измерительный контроль установки лифта и ее соответствие монтажному чертежу и настоящим Правилам;

– проверяется функционирование лифта во всех режимах в соответствии с Руководством по эксплуатации;

– проводятся испытания;

– проверяется наличие документации, поставляемой с лифтом, и документации по п.10.2.1.

11.3. В течение всего срока эксплуатации лифт подвергается периодическому техническому освидетельствованию не реже одного раза в 12 календарных месяцев.

Периодическое техническое освидетельствование проводится с целью установить, что:

а) лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;

б) организация эксплуатации лифта соответствует настоящим Правилам.

При периодическом техническом освидетельствовании:

– проводится визуальный и измерительный контроль установки лифтового оборудования, за исключением размеров, неизменяемых в процессе эксплуатации;

– проверяется функционирование лифта во всех режимах;

– проводятся испытания;

– проверяется соответствие организации эксплуатации лифта настоящим Правилам.

11.4. После капитального ремонта (замены) или установки лифтового оборудования лифт подвергается частичному техническому освидетельствованию.

Частичное техническое освидетельствование проводится с целью установить, что замененное, вновь установленное или отремонтированное лифтовое оборудование находится в исправном состоянии, обеспечивающем безопасную работу лифта.

Лифт подвергается частичному техническому освидетельствованию после:

– замены или установки устройств безопасности;

– замены или ремонта редуктора, канатоведущего шкива, тормозного устройства, тяговых канатов;

– изменения принципиальной электрической схемы;

– замены шкафа (устройства) управления.

При частичном техническом освидетельствовании:

– проверяется соответствие установленного, замененного или отремонтированного лифтового оборудования паспортным данным;

– проводится визуальный и измерительный контроль установленного оборудования;

– проводятся испытания и (или) проверка установленных, замененных или отремонтированных устройств безопасности и оборудования в объеме периодического технического освидетельствования.

 

 

11.5. Визуальный и измерительный контроль установки лифтового оборудования

 

При визуальном и измерительном контроле проводится проверка соответствия лифтового оборудования паспортным данным и его установки размерам, регламентированным настоящими Правилами и монтажным чертежом.

 

 

11.6. Проверка лифта

 

При проверке контролируется работа лифта во всех режимах, предусмотренных принципиальной электрической схемой, а также работа:

– лебедки;

– дверей шахты, кабины и привода дверей;

– устройств безопасности, за исключением проверяемых при испытаниях;

– сигнализации, связи, диспетчерского контроля, освещения, а также контролируется точность остановки кабины на этажных площадках.

 

 

11.7. Испытания лифта

 

Испытаниям подвергаются:

– ограничитель скорости;

– ловители;

– буфера;

– тормозная система;

– электропривод;

– канатоведущий шкив;

– защитное зануление (заземление), изоляция электрических сетей и электрооборудования, защита в сетях с глухозаземленной нейтралью.

 

11.7.1. Испытания ограничителя скорости

При испытаниях ограничителя скорости проводится проверка его срабатывания при увеличении скорости вращения в пределах, регламентированных настоящими Правилами, и приведение в действие ловителей.

 

11.7.2. Испытание ловителей

При испытании ловителей проверяется их срабатывание, остановка и удержание на направляющих движущейся кабины (противовеса, уравновешивающего устройства кабины).

Ловители, приводимые в действие от ограничителя скорости и устройства, срабатывающего от обрыва или слабины тяговых элементов, испытываются от каждого из этих устройств.

Испытание ловителей кабины при полном техническом освидетельствовании и после их замены проводится при нахождении в кабине груза, масса которого:

– превышает номинальную грузоподъемность лифта на 25% для ловителей плавного торможения;

– равна номинальной грузоподъемности для ловителей мгновенного действия или ловителей мгновенного действия с амортизацией.

При периодическом техническом освидетельствовании испытание ловителей проводится при незагруженной кабине.

Испытание ловителей противовеса и уравновешивающего устройства кабины проводится при незагруженной кабине.

Ловители испытываются при рабочей скорости лифта. Допускается при периодическом техническом освидетельствовании у лифтов с номинальной скоростью более 1,0 м/с проводить испытание при пониженной скорости, но не менее 1,0 м/с.

 

11.7.3. Испытание буферов

Испытание энергонакопительных буферов кабины при полном техническом освидетельствовании и после их замены проводится при нахождении в кабине груза, масса которого равна номинальной грузоподъемности лифта. Кабина опускается на буфера на рабочей скорости.

Испытание энергонакопительных буферов, буферов с амортизированным обратным ходом кабины и противовеса при периодическом техническом освидетельствовании не требуется. Проводится визуальный и измерительный контроль их состояния и соответствие регламентированных размеров монтажному чертежу.

Испытание энергонакопительных буферов кабины с амортизированным обратным ходом и энергорассеивающих буферов при полном техническом освидетельствовании и после их замены проводится при нахождении в кабине груза, масса которого равна номинальной грузоподъемности на рабочей скорости или на скорости, для которой был рассчитан ход буферов, в случае применения буферов с укороченным ходом.

Испытание энергорассеивающих буферов при периодическом техническом освидетельствовании проводится при незагруженной кабине при скорости не более 0,71 м/с.

 

11.7.4. Испытание тормозной системы

Испытание тормозной системы при полном техническом освидетельствовании и после ее замены проводится посредством отключения питания электродвигателя и тормоза при движении кабины вниз на рабочей скорости кабины с грузом, масса которого на 25% превышает номинальную грузоподъемность лифта. Тормоз должен остановить привод. При этом ускорение замедления кабины не должно превышать 9,81 м/с 2.

Испытание тормозной системы при периодическом техническом освидетельствовании проводится посредством отключения питания электродвигателя и тормоза при движении незагруженной кабины вверх. Тормоз должен остановить привод.

11.7.5. После проведения испытания ловителей, буферов и тормозной системы должны быть визуально проконтролированы детали подвески кабины, уравновешивающего устройства кабины и противовеса, ловители и буфера на отсутствие повреждений.

11.7.6. Электропривод лифта при питании электродвигателя от управляемого преобразователя испытывается на надежность электрического торможения (удержания), если оно предусмотрено конструкцией лифта.

Испытание электрического торможения (удержания) проводится при нахождении незагруженной кабины на уровне верхней посадочной площадки с разомкнутым тормозом в течение 3 минут. Допускается автоматическое перемещение кабины в пределах уровня точности остановки (нивелировка) с последующим ее удерживанием.

 

11.7.7. Испытание канатоведущего шкива и барабана трения

11.7.7.1. Испытание сцепления канатов с канатоведущим шкивом или барабаном трения при полном техническом освидетельствовании проводится при спуске находящейся в нижней части шахты кабины с грузом, масса которого на 25% превышает номинальную грузоподъемность лифта. При этом на нижнем этаже должна происходить полная остановка кабины до ее соприкосновения с буферами.

 

Испытание сцепления при периодическом техническом освидетельствовании проводится при подъеме находящейся в верхней части шахты незагруженной кабины. При этом должна происходить полная остановка кабины в зоне точной остановки верхнего этажа.

11.7.7.2. Испытание невозможности подъема незагруженной кабины при нахождении противовеса на сжатом буфере проводится при незамкнутом тормозе перемещением кабины вверх вручную от штурвала или от электродвигателя на пониженной скорости. При этом не должен происходить подъем (подтягивание) кабины.

11.7.8. Испытание защитного зануления (заземления), изоляции электрических сетей и электрооборудования, защиты в сетях с глухозаземленной нейтралью проводится после монтажа, модернизации, при проведении обследования лифта, отработавшего установленный срок службы, а также при эксплуатации — периодически в установленные сроки.

11.8. Лифт, модернизированный в процессе эксплуатации, подвергается техническому освидетельствованию в объеме периодического с проверкой комплекта документации по модернизации, проведением визуального и измерительного контроля установки замененного оборудования.

Незаменяемые металлоконструкции составных частей лифта (кабины, противовеса, подлебедочной рамы, закладных деталей крепления направляющих и др.) подвергаются обследованию с применением неразрушающих методов контроля. При положительных результатах освидетельствования и обследования устанавливается новый срок службы лифта.

11.9. Лифт, отработавший срок службы, установленный в нормативной, конструкторской и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, подвергается обследованию с целью определения возможности продления срока его безопасной эксплуатации.

11.10. При обследовании лифт подвергается:

– визуальному и измерительному контролю;

– проверке работы лифта во всех режимах;

– определению состояния лифтового оборудования с выявлением дефектов, неисправностей, степени износа, коррозии;

– испытаниям устройств безопасности;

– обследованию металлоконструкций с применением неразрушающих методов контроля;

– испытаниям защитного зануления (заземления), сопротивления изоляции электрических сетей и электрооборудования, проверке срабатывания защиты в сетях с глухозаземленной нейтралью.

На основании результатов обследования лифта и анализа условий его эксплуатации проводятся работы по определению остаточного ресурса оборудования и возможности продления срока безопасной эксплуатации лифта.

Работа по продлению срока безопасной эксплуатации лифта проводится до достижения им нормативно установленного срока. Допускается совмещать в пределах одного года работы по обследованию лифта с работами по техническому освидетельствованию.

 

 

11.11. Оформление результатов технического диагностирования и обследования лифта

 

11.11.1. Результаты технического диагностирования лифта отражаются в паспорте лифта, а также при:

– полном освидетельствовании в "Акте полного технического освидетельствования лифта" (приложение 3);

– периодическом освидетельствовании в "Акте периодического технического освидетельствования лифта" (приложение 5).

11.11.2. Результаты обследования лифта, отработавшего нормативный срок службы, отражаются в "Заключении экспертизы промышленной безопасности о возможности продления срока безопасной эксплуатации лифта".

 

 

12. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛИФТА

 

12.1. Эксплуатирующая организация (Владелец лифта*) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.

________________

* Владелец лифта — собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации.

 

Для этих целей эксплуатирующая организация обеспечивает:

– соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

– укомплектованность штата работников, связанных с эксплуатацией лифтов;

– допуск к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющим медицинских противопоказаний к указанной работе;

– проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

– наличие нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ;

– производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

– проведение технического диагностирования, обследования лифтов и вывод лифтов из эксплуатации при истечении установленного срока эксплуатации;

– предотвращение проникновения в помещения лифта посторонних лиц;

– выполнение предписаний Госгортехнадзора России и его должностных лиц, отдаваемых ими в соответствии с полномочиями;

– приостановление эксплуатации лифта самостоятельно или по предписанию органов Госгортехнадзора России и должностных лиц в случае угрозы жизни людей;

– мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии и несчастных случаев на лифте, содействие государственным органам, участие в техническом расследовании причин аварий и несчастных случаев на лифте, а также принимает меры по устранению указанных причин и их профилактике;

– анализ причин возникновения инцидента на лифте, принятие мер по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

– меры по защите жизни и здоровья работников, связанных с эксплуатацией лифтов;

– своевременное информирование соответствующих органов государственной власти об аварии и несчастном случае на лифте;

– учет аварий, инцидентов и несчастных случаев на лифте;

– представление в орган Госгортехнадзора России информации о количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев, причинах их возникновения и принятых мерах;

– страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в случае аварии на лифте на весь срок эксплуатации.

 

 

12.2. Обслуживание и система планово-предупредительных ремонтов лифта

 

12.2.1. Обслуживание лифта осуществляется лифтером и включает в себя проведение ежесменных осмотров лифта.

Осмотры лифтов, оборудованных диспетчерским контролем за их работой, могут проводиться с иной цикличностью, согласованной с органом Госгортехнадзора России.

12.2.2. Система планово-предупредительных ремонтов включает в себя:

а) систему технического обслуживания, состоящую из:

– периодических осмотров;

– текущих ремонтов;

– аварийно-технического обслуживания;

б) систему восстановления ресурса лифта, состоящую из:

– капитального ремонта (замены оборудования);

– модернизации при эксплуатации.

12.2.3. Для технического обслуживания, капитального ремонта и модернизации эксплуатирующая организация может привлекать специализированную организацию.

В этом случае в договоре между ними определяются обязанности и ответственность сторон с учетом пп.12.1, 12.2.2.

12.3. Эксплуатирующая организация и (или) специализированная организация обеспечивают укомплектованность штата работников, исходя из необходимости выполнения объема работ, предусмотренного руководством по эксплуатации, и с учетом местных условий эксплуатации.

12.4. Руководители, специалисты и члены аттестационных комиссий эксплуатирующих и специализированных организаций проходят подготовку и аттестацию по промышленной безопасности в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

Указанные лица должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.

 

 

12.5. Обучение и аттестация обслуживающего персонала

 

12.5.1. Обучение и аттестация электромехаников, лифтеров и диспетчеров производятся в профессиональных учебных заведениях и других организациях, располагающих базой для теоретического и практического обучения, необходимым числом штатных специалистов (преподавателей), аттестованных в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

Участие представителя органа Госгортехнадзора России в работе комиссии при аттестации электромехаников обязательно. Аттестация лифтеров и диспетчеров может проводиться комиссией без участия представителя органа Госгортехнадзора России.

Результаты аттестации отражаются в протоколе. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения.

12.5.2. Периодическая проверка знаний электромехаников, лифтеров, диспетчеров проводится не реже одного раза в 12 месяцев аттестационной комиссией организации, в штате которой они числятся, или комиссией организации, осуществляющей обучение. Внеочередная проверка знаний проводится:

– при переходе на другое место работы;

– по требованию инспектора Госгортехнадзора России.

Периодическая и внеочередная проверка знаний проводится в объеме производственной инструкции.

Результаты проверки знаний оформляются протоколом с отметкой в удостоверении.

12.5.3. Обслуживающий персонал проходит подготовку и проверку знаний по электробезопасности в объеме не ниже следующих квалификационных групп:

– электромеханики, допущенные к самостоятельной работе, — III группа;

– лифтеры и диспетчеры — II группа.

Проверка знаний проводится в срок не более одного месяца при приеме на работу и периодически в сроки не реже одного раза в 12 месяцев.

Результаты проверки отражаются в журнале (протоколе). Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения установленного образца.

12.6. Документы, подтверждающие аттестацию и проверку знаний работников организаций, предъявляются инспектору Госгортехнадзора России и специалисту экспертной организации в установленных настоящими Правилами случаях.

12.7. Возложение функций по организации эксплуатации и (или) технического обслуживания лифтов на специалистов осуществляется приказом.

12.8. Допуск к самостоятельной работе электромехаников, лифтеров, диспетчеров осуществляется приказом при наличии у них удостоверения об аттестации.

На электромехаников и лифтеров возлагается выполнение соответствующих работ на закрепленных за ними лифтах.

На диспетчеров возлагается выполнение работ по диспетчерскому контролю за работой лифтов, подключенных к определенному диспетчерскому пункту.

12.9. Эксплуатирующая организация и (или) специализированная организация выдают специалистам, электромеханикам, лифтерам, диспетчерам документы, относящиеся к их основной деятельности:

– специалисту выдаются настоящие Правила и должностная инструкция;

– электромеханику, лифтеру, диспетчеру выдаются производственная инструкция и инструкция по технике безопасности при выполнении соответствующих работ.

12.10. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.99 N 263 "Об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте"* эксплуатирующая организация и (или) специализированная организация разрабатывают Положение о производственном контроле с учетом местных условий эксплуатации.

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст.1305.

 

Положение о производственном контроле утверждается руководителем организации и согласовывается с органом Госгортехнадзора России.

Для осуществления производственного контроля назначается ответственный работник, аттестованный в установленном порядке.

12.11. В кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже вывешиваются Правила пользования лифтом, а также табличка с указанием номера телефона для связи с обслуживающим персоналом и аварийной службой.

12.12. При передаче лифта новому владельцу или арендатору ему передается паспорт лифта.

Новый владелец или арендатор обеспечивает эксплуатацию лифта в соответствии с настоящими Правилами, вносит в паспорт все необходимые изменения, связанные с передачей лифта, и уведомляет орган Госгортехнадзора России о принятии лифта и обеспечении его безопасной эксплуатации.

 

 

13. ДИСПЕТЧЕРСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ ЛИФТА

 

13.1. Необходимость оборудования лифтов диспетчерским контролем определяется эксплуатирующей организацией.

Для диспетчерского контроля за работой лифтов могут применяться как многофункциональные диспетчерские комплексы, так и специализированные диспетчерские пульты, прошедшие экспертизу промышленной безопасности и разрешенные к применению в установленном порядке.

13.2. Проектирование и изготовление, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, реконструкция и замена оборудования диспетчерского контроля осуществляются организациями, располагающими техническими средствами и квалифицированными специалистами.

13.3. Организация, эксплуатирующая оборудование диспетчерского контроля, обеспечивает его содержание в исправном состоянии путем организации надлежащего обслуживания и ремонта. Для этих целей она может заключить договор со специализированной организацией.

13.4. Оборудование диспетчерского контроля за работой лифтов после монтажа, реконструкции и периодически, при эксплуатации, подвергается проверке на функционирование в объеме, определенном эксплуатационной документацией изготовителя.

13.5. Оборудование диспетчерского контроля за работой лифта может содержать устройство для дистанционного отключения лифта с диспетчерского пункта. Дистанционное включение лифта с диспетчерского пункта не допускается.

13.6. Диспетчерский контроль за работой лифта обеспечивает:

– двухстороннюю переговорную связь между диспетчерским пунктом и кабиной, диспетчерским пунктом и машинным помещением, а также звуковую сигнализацию о вызове диспетчера на связь;

– сигнализацию об открытии дверей шахты при отсутствии кабины на этаже;

– сигнализацию об открытии дверей машинного и блочного помещений или шкафов управления при их расположении вне машинного помещения (для лифтов без машинного помещения);

– сигнализацию о срабатывании цепи безопасности лифта;

– идентификацию поступающей сигнализации (с какого лифта и какой сигнал).

Диспетчерским контролем может быть предусмотрена дополнительная сигнализация о состоянии лифта.

13.7. Энергоснабжение оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов осуществляется независимо от энергоснабжения лифта. При прекращении энергоснабжения оборудования диспетчерского контроля должно быть обеспечено функционирование двухсторонней связи между кабиной и диспетчерским пунктом не менее 1 часа.

 

 

14. ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

 

14.1. При авариях лифтов, зарегистрированных в органах Госгортехнадзора России, и несчастных случаях, произошедших при их эксплуатации, эксплуатирующая организация обязана своевременно сообщить об этом в соответствующие органы в установленном порядке и обеспечить сохранность всей обстановки аварии или несчастного случая до прибытия представителя органов Госгортехнадзора России, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

14.2. Техническое расследование причин аварии проводится в соответствии с Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 N 40*.

________________

* Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 02.07.99 г., регистрационный номер 1819.

 

14.3. Расследование несчастных случаев осуществляется в порядке, установленном Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 N 279*.

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст.1595.

 

 

15. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

15.1. Нормативные технические документы, устанавливающие требования к лифтам и их эксплуатации, действуют в части, не противоречащей настоящим Правилам, и подлежат приведению в соответствие с настоящими Правилами.

15.2. Допускается не производить переоборудование действующих лифтов, а также лифтов, изготовленных до введения настоящих Правил и соответствующих Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденным Госгортехнадзором России 11.02.92 г.

15.3. Установка лифтов в существующих зданиях*, а также модернизация лифтов в зданиях, где не могут быть выполнены требования настоящих Правил к строительной части, допускается при выполнении требований приложения 12 настоящих Правил.

________________

* Существующие здания — здания, находящиеся в эксплуатации на момент принятия решения об установке в него лифта. Установка лифтов при реконструкции здания производится в соответствии с настоящими Правилами.

 

15.4. Допускается применение в конструкции лифта и его составных частей принципиально новых технических решений, не охваченных требованиями настоящих Правил. В этом случае обеспечение необходимого уровня безопасности должно быть подтверждено в установленном порядке.

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

 

ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Башмак — устройство, обеспечивающее положение узлов лифта относительно направляющих.

Блок отклоняющий (отводной, направляющий) — устройство, отклоняющее канат в требуемом направлении.

Блочное помещение — отдельное помещение для установки блоков.

Буфер — устройство для амортизации и остановки движущейся кабины (противовеса) при переходе крайних рабочих положений.

Ввод в эксплуатацию — событие, фиксирующее готовность лифта к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке.

Вводное устройство — электротехническое устройство, основное назначение которого состоит в подаче и снятии напряжения с питающих линий на вводе в лифт.

Вид управления — совокупность способов подачи команд управления при использовании лифта по назначению.

Внутреннее управление — вид управления, при котором команды управления на пуск лифта подаются только из кабины.

Гибкий тяговый элемент — элемент (канат, цепь, ремень), на котором подвешена кабина (противовес) и предназначенный для передачи тягового усилия.

Групповое управление — система управления совместной работой двух и более лифтов.

Команда управления — команда в систему управления, подаваемая пассажиром, пользующимся лифтом, или обслуживающим персоналом, или формируемая самой системой управления.

Лебедка — электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для создания тягового усилия, обеспечивающего движение кабины лифта.

Лебедка барабанная — лебедка, у которой тяговое усилие создается за счет жесткого крепления тяговых элементов к барабану и их трения с барабаном.

Лебедка со шкивом или барабаном трения — лебедка, у которой тяговое усилие создается за счет трения тяговых элементов со шкивом или барабаном.

Лебедка со звездочкой — лебедка, у которой тяговое усилие создается за счет зацепления звездочки с тяговой цепью.

Лифт — стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.

Лифтовое оборудование — отдельные узлы, механизмы и устройства, входящие в состав лифта.

Ловители — устройство безопасности, предназначенное для остановки и удержания кабины (противовеса) на направляющих при превышении рабочей скорости или обрыве тяговых элементов.

Ловители плавного торможения — ловители, содержащие упругий элемент (пружина и т.п.), деформация которого определяет величину усилия, действующего на тормозной орган (клин, колодка и т.п.).

Ловители резкого торможения — ловители, не содержащие упругого элемента.

Машинное помещение — отдельное помещение для размещения оборудования лифтов.

Многослойное стекло — пакет из двух и более слоев стекла, скрепленных посредством полимерной пленки.

Монтажный чертеж — чертеж, согласно которому устанавливается и монтируется оборудование лифта.

Наружное управление — вид управления, при котором команда управления на пуск лифта подается только с этажных площадок.

Номинальная грузоподъемность — наибольшая масса груза, для транспортировки которого предназначен лифт.

Номинальная скорость — скорость движения кабины, на которую рассчитано оборудование лифта.

Одиночное управление — система управления работой одного лифта.

Полезная площадь пола кабины — площадь пола кабины, ограниченная внутренними поверхностями стен и дверью (дверьми) кабины (за вычетом площади, перекрываемой одной из створок распашных дверей и поручней).

Приямок — часть шахты лифта, расположенная ниже уровня крайней нижней этажной площадки.

Рабочая скорость — фактическая скорость движения кабины лифта, которая может отличаться от номинальной в пределах 15%.

Рабочее освещение кабины — электрическое стационарное освещение, обеспечивающее нормированную освещенность кабины.

Режимы управления — совокупность функциональных возможностей работы лифта, обеспечиваемых системой управления.

Система управления — совокупность устройств управления, обеспечивающих работу лифта.

Смешанное управление — вид управления, при котором команда управления на пуск лифта подается как из кабины, так и с этажных площадок.

Собирательное управление — смешанное управление, при котором после регистрации одной команды управления могут быть зарегистрированы и последующие, при этом выполнение команд управления происходит в соответствии с заданной программой.

Специализированная по лифтам организация — организация, располагающая техническими средствами и квалифицированными специалистами для осуществления соответствующего вида деятельности.

Техническое обслуживание — комплекс операций (работ), выполняемых по поддержанию исправности и работоспособности лифта.

Точность остановки кабины (точность остановки) — расстояние по вертикали между уровнем пола кабины и уровнем этажной площадки после автоматической остановки кабины.

Устройство безопасности — техническое устройство для обеспечения безопасного пользования лифтом.

Цепь безопасности — электрическая цепь, содержащая электрические устройства безопасности.

Цепь главного тока электродвигателя — электрическая цепь, содержащая элементы, предназначенные для передачи электрической энергии электродвигателю.

Цепь силовая — электрическая цепь, содержащая элементы, функциональное назначение которых состоит в производстве или передаче части электрической энергии, ее распределении, преобразовании в электрическую энергию с другими значениями параметров.

Цепь управления — электрическая цепь, содержащая элементы, функциональное назначение которых состоит в приведении в действие электрооборудования и (или) отдельных электрических устройств или в изменении их параметров.

Шахта — пространство, в котором перемещается кабина, противовес и (или) уравновешивающее устройство кабины.

Электрическое устройство безопасности — электрическое устройство для обеспечения безопасного пользования лифтом.

Экспертная организация — организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *