ПБ 10-558-03. 
6.4. Электрические устройстваи цепи безопасности

ПБ 10-558-03. 6.4. Электрические устройстваи цепи безопасности
Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 
 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
ПБ 10-575-03 - Правила устройства и безопасной эксплуатации электрических котлов и электрокотельных

 

 

 

Сварка ->  Подъемно-транспортное оборудование ->  ПБ 10-558-03 -> 

 

 

6.3.17. При верхнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной, машинным помещением и нижней этажной площадкой или приямком, а при нижнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной, машинным и блочным помещениями должна быть предусмотрена ремонтная телефонная или другая двухсторонняя связь. При отсутствии машинного помещения такая связь предусматривается между местом установки устройства управления и кабиной, приямком (нижней этажной площадкой), блочным помещением.

6.3.18. Система управления лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом или барабаном трения, должна отключать привод, если:

а) кабина не приходит в движение после подачи команды на пуск;

б) кабина или противовес были остановлены во время движения, что вызвало проскальзывание тяговых элементов на канатоведущем шкиве или барабане трения в течение 45 с или времени, необходимом для прохождения всего пути перемещения кабины плюс 10 с, но не менее 20 с.

Возврат в режим "Нормальная работа" не должен осуществляться автоматически.

6.3.19. На одной из этажных площадок допускается установка переключателей ручного действия для осуществления обслуживающим персоналом операций по изменению режима работы лифта (лифтов).

Эти устройства должны быть недоступны для посторонних лиц.

6.3.20. Лифты должны быть оборудованы устройством, размыкающим цепь безопасности при несанкционированном открытии дверей шахты в режиме "Нормальная работа".

Возврат в режим "Нормальная работа" не должен осуществляться автоматически.

 

 

 

6.4. Электрические устройства и цепи безопасности

 

6.4.1. Срабатывание электрического устройства безопасности должно предотвращать пуск электродвигателя главного привода или вызывать его остановку.

Электрические устройства безопасности должны быть включены в цепь безопасности, за исключением концевого выключателя, действующего в цепи главного тока электродвигателя.

6.4.2. В состав электрического устройства безопасности могут входить:

а) один или несколько контактов безопасности, соответствующих требованиям п.6.4.5 и отключающих питание контакторов включения электродвигателя главного привода и тормоза лифта по п.6.4.1;

б) электрические цепи безопасности, соответствующие требованиям, указанным в приложении 7, и состоящие из следующих деталей или их сочетаний:

– одного или несколько контактов безопасности по п.6.4.5, напрямую не отключающие питание контакторов включения электродвигателя главного привода и тормоза лифта;

– иные контакты, не предусмотренные п.6.4.5;

– электронные компоненты, указанные в приложении 7.

Выходной сигнал, поступающий от электрического устройства безопасности, не должен изменяться при воздействии внешнего сигнала, поступающего от другого электрического устройства, размещенного в этой же цепи.

Электрические цепи, предназначенные для регистрации или задержки сигналов, искрогашения, даже в случае неисправности не должны препятствовать или задерживать размыкание цепи безопасности при срабатывании электрических устройств безопасности.

Для контактов безопасности должна быть предусмотрена изоляция на напряжение:

250 В - при степени защиты корпуса не менее IP4X;

500 В - при степени защиты корпуса менее IP4X.

6.4.3. Совмещение в электрическом устройстве безопасности функций устройства безопасности и рабочего устройства с использованием гальванически связанных контактов не допускается.

6.4.4. Для передачи выходного сигнала в электрических устройствах безопасности должны быть применены аппараты с контактным разрывом электрической цепи. Применение магнитоуправляемых контактов (герконов) не допускается.

6.4.5. Срабатывание контакта безопасности должно происходить за счет его принудительного размыкания. При этом должны разделяться даже спаянные между собой контакты.

6.4.6. Допускается подключение к электрической цепи безопасности устройств для сбора информации. Применяемые для сбора информации устройства должны отвечать требованиям к электрическим цепям безопасности п.6.4.2. Не допускается включение параллельно электрическим контактам устройств безопасности каких-либо других электротехнических устройств или их шунтирование, за исключением случаев, приведенных в пп.6.3.11, 6.3.14, 6.4.12, 6.4.13, 6.4.19, 6.4.21.

После переключения лифта в "Нормальную работу" из режимов, указанных в пп.6.3.12, 6.3.13, 6.4.19, движение кабины должно быть возможно только после размыкания цепей, шунтирующих контакты электрических устройств безопасности, и восстановления их действия в системе управления.

Допускается параллельно контактам выключателей безопасности включать элементы для искрогашения или улучшения коммутации. Такие элементы должны соответствовать требованиям п.6.4.2 к электрическим цепям безопасности.

6.4.7. К электрическим устройствам безопасности в лифтах относятся устройства:

– контроля перехода кабиной лифта крайних этажных площадок (концевые выключатели) (п.6.4.9);

– контроля закрытия двери шахты (п.6.4.12);

– контроля натяжения ремней (п.6.4.14);

– контроля запирания автоматического замка двери шахты (п.6.4.15);

– контроля закрытия створки двери шахты, не оборудованной замком (п.6.4.16);

– контроля закрытия двери шахты для технического обслуживания оборудования, аварийной двери или смотрового люка в шахте (п.6.4.17);

– контроля закрытия двери кабины (п.6.4.18);

– контроля запирания замка аварийной двери или люка кабины (п.6.4.19);

– контроля срабатывания ограничителя скорости кабины (п.6.4.20);

– контроля возврата ограничителя скорости кабины в исходное положение (п.6.4.21);

– для остановки лифта (выключатель, кнопка "Стоп") (6.4.22);

– контроля срабатывания ловителей (п.6.4.23);

– контроля обрыва или относительного перемещения тяговых элементов (п.6.4.24);

– контроля обрыва или вытяжки каната ограничителя скорости (п.6.4.25);

– контроля натяжения уравновешивающих канатов (п.6.4.26);

– контроля срабатывания устройства, ограничивающего подскок натяжного устройства уравновешивающих канатов (п.6.4.27);

– контроля положения съемного устройства для ручного перемещения кабины (положения съемного штурвала) (п.6.4.28);

– контроля возвращения в исходное положение буфера энергорассеивающего типа (п.6.4.29);

– отключения цепей управления из шахты (п.6.4.30);

– отключения цепей управления из блочного помещения (п.6.4.31);

– контроля положения площадки обслуживания (п.6.4.32);

– контроля положения блокировочного устройства (п.6.4.33).

6.4.8. Срабатывание концевого выключателя должно происходить при:

а) переходе кабиной лифта уровня крайней нижней этажной площадки, но до соприкосновения кабины с ее буферами (упорами);

б) переходе кабиной лифта, оборудованного в нижней части шахты буфером (упором) для взаимодействия с противовесом, уровня крайней верхней этажной площадки, но до соприкосновения противовеса с этим буфером (упором);

в) переходе кабиной лифта, оборудованного уравновешивающим грузом, уровня крайней верхней этажной площадки не более чем на 0,2 м. При размещении буфера на кабине концевой выключатель должен сработать до соприкосновения буфера с соответствующим упором в шахте.

При нахождении кабины (противовеса) на сжатых буферах контакты концевого выключателя должны быть разомкнуты. После срабатывания концевого выключателя лифт не должен автоматически возвращаться в режим "Нормальная работа".

6.4.9. Концевые выключатели должны размыкать цепи питания двигателя и тормоза согласно п.6.4.5. Допускается включение концевых выключателей в цепь безопасности в случаях, указанных в п.6.4.11.

В лифтах с лебедкой с канатоведущим шкивом или барабаном трения допускается отключать электрическую цепь питания катушек двух контакторов, включенных в цепь питания электродвигателя главного привода, электрическим устройством безопасности по п.6.4.5.

Срабатывание концевого выключателя в лифтах с регулируемым приводом постоянного или переменного тока должно вызывать остановку лифта за минимальное для данной системы управления время.

6.4.10. При установке концевого выключателя в цепи управления лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом или барабаном трения, должно быть предусмотрено двойное прерывание электрической цепи главного тока электродвигателя двумя независимыми электромагнитными аппаратами. Контакты этих электромагнитных аппаратов должны быть включены последовательно в цепь главного тока электродвигателя; при этом допускается одно прерывание цепи главного тока осуществлять бесконтактным устройством (при соблюдении требований п.6.2.3 "в", "г").

Если при остановке привода один из электромагнитных аппаратов или бесконтактное устройство не прервали цепь главного тока электродвигателя, возможность дальнейшего перемещения кабины лифта должна быть предотвращена не позднее следующего изменения направления движения.

6.4.11. Допускается установка концевых выключателей в цепь безопасности лифта, оборудованного барабанной лебедкой или лебедкой со звездочкой. В этом случае должно устанавливаться не менее двух концевых выключателей, действующих в каждом из направлений движения кабины и приводимых в действие независимыми элементами.

Концевые выключатели должны действовать на отдельные электромагнитные аппараты цепи управления, обеспечивающие двойное прерывание электрической цепи главного тока электродвигателя. Если при остановившейся кабине один из электромагнитных аппаратов не прервал цепь главного тока, возможность дальнейшего перемещения кабины лифта должна быть предотвращена не позднее следующего изменения направления движения. Аналогичное включение двух концевых выключателей в цепи управления должно быть выполнено также у лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом или барабаном трения, когда вес тяговых элементов таков, что не происходит проскальзывание тяговых элементов на шкиве (барабане) при посадке противовеса (кабины) на буфер (упор).

6.4.12. Электрическое устройство безопасности, контролирующее по п.5.1.14 закрытие дверей шахты, должно размыкать по п.6.4.5 цепь безопасности; движение кабины должно быть исключено, если хотя бы одна из створок дверей шахты не закрыта, за исключением случаев, указанных в пп.5.1.13.1, 6.3.14.

6.4.13. Для обеспечения трогания кабины с уровня этажной площадки при незапертом автоматическом замке двери шахты по п.5.1.13.1 допускается шунтирование контактов электрического устройства безопасности, контролирующего запирание автоматического замка при нахождении кабины в пределах ± 0,2 м от уровня этажной площадки.

6.4.14. Электрическое устройство безопасности, контролирующее натяжение ремней по п.5.3.7, должно размыкать цепь безопасности при ослаблении натяжения ремней.

6.4.15. Электрические устройства безопасности, контролирующие по п.5.1.13.3 запирание автоматических замков дверей шахты, должны размыкать цепь безопасности при незапертых дверях.

6.4.16. Электрическое устройство безопасности, контролирующее по п.5.1.15 закрытие непосредственно не связанных и не запираемых створок двери шахты, должно размыкать цепь безопасности при открытой любой одной створки двери шахты.

6.4.17. Электрическое устройство безопасности по п.5.1.16.5, контролирующее закрытие двери для технического обслуживания оборудования, аварийной двери или смотрового люка, должно размыкать цепь безопасности при их открытии.

6.4.18. Электрическое устройство безопасности, по п.5.4.8.10 контролирующее закрытие двери кабины, должно размыкать цепь безопасности при ее открытии.

6.4.19. Электрическое устройство безопасности, по п.5.4.11 контролирующее запирание аварийной двери или люка кабины, должно размыкать цепь безопасности при их отпирании.

Возврат в режим "Нормальная работа" не должен осуществляться автоматически.

В режиме "Перевозка пожарных подразделений" допускается шунтирование электрического устройства безопасности, контролирующего люк кабины.

6.4.20. Электрическое устройство безопасности, контролирующее по п.5.7.8 срабатывание ограничителя скорости, должно размыкать цепь безопасности до достижения движущейся вниз кабиной скорости, при которой происходит срабатывание ограничителя скорости. У лифта с номинальной скоростью не более 1,0 м/с допускается размыкание цепи управления при срабатывании ограничителя скорости.

6.4.21. Электрическое устройство безопасности, контролирующее по п.5.7.9 возврат ограничителя скорости в исходное состояние, должно размыкать цепь безопасности при невозвращении ограничителя скорости в исходное состояние. Допускается шунтировать указанное устройство при управлении лифтом из машинного помещения или с устройства по п.4.4.6 для снятия кабины (противовеса) с ловителей.

6.4.22. Устройства на крыше кабины, в машинном помещении или на устройстве по п.4.4.6 для остановки лифта должны размыкать цепь безопасности при ручном воздействии на них.

Срабатывание устройства должно отменить все команды управления, за исключением вызовов у лифта с собирательным управлением при парной и групповой работе. После остановки кабины движение может быть возобновлено только после отмены действия этого устройства и подачи новой команды управления.

6.4.23. Электрическое устройство безопасности, контролирующее по п.5.6.8 срабатывание ловителей, должно размыкать цепь безопасности при срабатывании ловителей.

6.4.24. Электрическое устройство безопасности, контролирующее по п.5.9.8.3 обрыв или относительное перемещение (ослабление) тяговых элементов, должно размыкать цепь безопасности при обрыве или относительном перемещении (ослаблении) тяговых элементов.

6.4.25. Электрическое устройство безопасности, контролирующее по п.5.7.6.4 обрыв или вытяжку каната ограничителя скорости, должно размыкать цепь безопасности при обрыве или вытяжке каната более регламентированной величины.

6.4.26. Электрическое устройство безопасности, контролирующее по п.5.9.9 натяжение уравновешивающих канатов, должно размыкать цепь безопасности при ослаблении натяжения.

6.4.27. Электрическое устройство безопасности, контролирующее по п.5.9.9 подскок натяжного устройства уравновешивающих канатов, должно размыкать цепь безопасности при срабатывании ограничивающего подскок устройства.

6.4.28. Электрическое устройство безопасности, контролирующее положение съемного штурвала по п.5.3.10, должно размыкать цепь безопасности при установке штурвала на лебедку.

6.4.29. Электрическое устройство безопасности, контролирующее возврат в исходное положение буфера энергорассеивающего типа по п.5.8.4.3, должно размыкать цепь безопасности, если буфер не возвращается в исходное положение более чем на 0,05 м.

6.4.30. Электрическое устройство (устройства) безопасности, устанавливаемое в шахте по п.3.12.5, должно быть несамовозвратным и размыкать цепь безопасности от ручного воздействия.

6.4.31. Электрическое устройство безопасности, устанавливаемое в блочном помещении по п.4.3.15, должно быть несамовозвратным и размыкать цепь безопасности от ручного воздействия.

6.4.32. Электрическое устройство безопасности, контролирующее положение площадки по п.4.4.9, должно размыкать цепь безопасности при выводе ее из исходного (нерабочего) состояния.

6.4.33. Электрическое устройство безопасности, контролирующее положение блокировочного устройства по пп.4.4.7 и 4.4.8, должно размыкать цепь безопасности при приведении в действие устройства.

6.4.34. В приложении 7 приведены неисправности электронного оборудования лифта и условия, при которых их нельзя исключать.

6.4.35. Возможность неразмыкания контактов можно не принимать во внимание при использовании контактов безопасности, соответствующих п.6.4.5.

6.4.36. Цепи безопасности должны строиться согласно требованиям блок-схемы на рис.6.

 

 

 

 

Рис.6. Блок-схема оценки электрических схем безопасности

 ________________

* При обнаружении различий в состоянии каналов лифт должен быть остановлен.

 

6.4.37. Электрические цепи безопасности, в состав которых входят электронные детали, считаются электрическими устройствами безопасности и должны быть проверены согласно требованиям приложения 6.

 

6.5. Электропроводка и электрооборудование

 

6.5.1. Изолированные проводники цепей управления, освещения, сигнализации, силовых и др., с напряжением не более 460 В, относящиеся к одному лифту, допускается прокладывать совместно (в одном пучке, одной трубе, одном коробе, одном кабеле и т.п.) при условии, что изоляция каждого из этих проводников рассчитана на самое высокое напряжение.

6.5.2. Присоединительные зажимы электрических машин, аппаратов и клеммных наборов должны соответствовать типу и сечению применяемого провода (кабеля).

Если после размыкания одного или нескольких главных выключателей некоторые клеммы остаются под напряжением, то они должны быть отделены от клемм, не находящихся под напряжением, а при напряжении на них более 50 В они должны быть промаркированы.

6.5.3. Электрическое оборудование лифта должно быть снабжено необходимыми символами и (или) обозначениями, облегчающими его наладку и обслуживание в соответствии со стандартами.

Контакторы, реле, плавкие предохранители и клеммные наборы цепей, идущих к панелям управления, должны быть промаркированы в соответствии с электрической схемой. Необходимые данные предохранителя, такие как его номинал и тип, должны быть указаны или на самом предохранителе или на его патроне.

Провода, подходящие к зажимам клеммных наборов, а также к зажимам электрооборудования, должны иметь маркировку. Допускается осуществлять маркировку проводов цветом.

6.5.4. Для защиты от механических повреждений защитная оболочка кабелей и проводов должна полностью заходить в корпус выключателей или других устройств или же должна заканчиваться соответствующим уплотнением.

Закрытые каркасы дверей кабины и шахты лифта могут рассматриваться в качестве кожухов электрических устройств; однако при наличии опасности механического повреждения вследствие перемещения деталей или острых кромок самого каркаса провода, подключаемые к устройствам безопасности, должны иметь механическую защиту.

6.5.5. Конструкция и размещение электрических разъемов и других съемных электрических устройств, устанавливаемых в электрические цепи безопасности, должны исключать возможность их неправильной установки, если неправильное подключение таких устройств может привести к опасным сбоям в работе лифта или если их удаление производится без помощи инструмента.

 

 

6.6. Освещение и розетки питания

 

6.6.1. Питание электрического освещения кабины, шахты и пространства для размещения оборудования лифта, а также розеток для подключения инструмента может быть осуществлено от осветительной сети здания (сооружения).

6.6.2. Освещение кабины может быть включено (отключено) автоматически и (или) выключателем ручного действия.

В лифте, оборудованном устройством контроля загрузки кабины, допускается при отсутствии пассажиров в кабине и при закрытых дверях автоматическое отключение освещения кабины.

В лифте, не имеющем устройства контроля загрузки кабины, допускается автоматическое отключение рабочего освещения при нахождении в кабине людей, если по истечении 5 с после закрытия дверей кабины не началось ее движение.

6.6.3. Выключатели ручного действия освещения кабины и питания розетки на крыше кабины, если они необходимы, должны быть установлены в машинном помещении, а при его отсутствии - в запираемом шкафу по п.4.4.11.

В машинном помещении, общем для нескольких лифтов, на каждую кабину должен быть свой выключатель, расположенный поблизости от устройства по п.6.1.2.

6.6.4. При установке розеток для переносных ламп в помещении для размещения оборудования, на крыше кабины, в приямке или под кабиной напряжение их питания должно быть не более 42 В.

6.6.5. Напряжение питания электрических розеток для подключения электрического инструмента должно быть не более 250 В.

6.6.6. Шахта лифта должна быть оборудована стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 50 лк при закрытых дверях шахты.

Крайние аппараты освещения устанавливаются на расстоянии не более чем 0,5 м от самой верхней и самой нижней точек шахты.

Остекленную, огражденную сеткой или частично огражденную шахту допускается не оборудовать стационарной электрической осветительной аппаратурой, если наружное освещение обеспечивает требуемую освещенность внутри шахты.

6.6.7. Этажные площадки должны быть оборудованы стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 50 лк на уровне пола.

6.6.8. Проход к помещению, в котором размещено оборудование лифта, должен быть оборудован стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 50 лк на уровне пола.

6.6.9. Машинное помещение должно быть оборудовано стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 200 лк на уровне пола.

6.6.10. Блочное помещение должно быть оборудовано стационарной осветительной аппаратурой, обеспечивающей освещенность блока (блоков) не менее 100 лк.

6.6.11. Зоны размещения оборудования и его технического обслуживания должны быть оборудованы стационарной осветительной аппаратурой, обеспечивающей освещенность оборудования не менее 200 лк.

6.6.12. Шкаф по п.4.4.11, в котором размещено оборудование лифта, должен иметь стационарную осветительную аппаратуру, обеспечивающую освещенность оборудования не менее 200 лк.

6.6.13. Устройства управления по п.4.4.6 должны освещаться стационарной осветительной аппаратурой, обеспечивающей освещенность панели не менее 100 лк.

6.6.14. Кабина должна быть оборудована стационарным электрическим освещением, обеспечивающим уровень освещенности не менее 50 лк на аппаратах управления и на уровне пола.

6.6.14.1. Рабочее освещение кабины должно осуществляться не менее чем двумя параллельно включенными лампами.

6.6.14.2. Должен быть предусмотрен аварийный источник питания освещения кабины с автоматической подзарядкой, способный запитывать, как минимум, одну лампу мощностью 1 Вт в течение одного часа в случае прекращения питания рабочего освещения. При отказе питания рабочего освещения аварийное освещение кабины должно включаться автоматически.

6.6.15. Устройства стационарного электрического освещения кабины должны устанавливаться таким образом, чтобы исключить их повреждение при погрузке или разгрузке кабины.

 

 

 

 

7. ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ. ВМЕСТИМОСТЬ КАБИНЫ

 

7.1. Номинальная грузоподъемность лифта должна устанавливаться в зависимости от максимальной полезной площади и соответствовать табл.1

 

 

Таблица 1.

 

 

Номинальная грузоподъемность, кг

Полезная максимальная площадь кабины, м 2

100*

0,37

180**

0,58

225

0,70

300

0,90

375

1,10

400

1,17

450

1,30

525

1,45

600

1,60

630

1,66

675

1,75

750

1,90

800

2,00

825

2,05

900

2,20

975

2,35

1000

2,40

1050

2,50

1125

2,65

1200

2,80

1250

2,90

1275

2,95

1350

3,10

1425

3,25

1500

3,40

1600

3,56

2000

4,20

2500***

5,00

 

Для промежуточных значений нагрузки площадь определяется посредством линейной интерполяции.

 

 

 

 

 

 

 

 

           
Разместить сайт в каталоге
Разместить статью в каталоге