ПБ 10-157-97. 
ПБ 10-157-97

ПБ 10-157-97. ПБ 10-157-97
Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 
 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
РД 26-8-87 - Сварка хладостойких низколегированных сталей, применяемых в конструкциях, эксплуатирующихся при отрицательных температурах

 

 

 

Сварка ->  Подъемно-транспортное оборудование ->  ПБ 10-157-97 -> 

 

 

ПБ 10-157-97

 

Правила устройства и безопасной эксплуатации

кранов-трубоукладчиков

 

с изменениями N 1 (ПБИ 10-371(157)-00), утвержденными

постановлением Госгортехнадзора России от 21.07.2000 N43

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.2. Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, ремонту, реконструкции и эксплуатации трубоукладчиков, их узлов и механизмов, а также грузозахватных органов и приспособлений.

1.3. Настоящие Правила распространяются на:

1) гусеничные краны-трубоукладчики;

2) пневмоколесные краны-трубоукладчики;

3) съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы, троллейные подвески и т.п.).

1.4. Настоящие Правила не распространяются на трубоукладчики, не оснащенные стрелой и предназначенные для укладки труб бестраншейным способом.

1.5. Основные термины и определения, применяемые в целях использования настоящих Правил, приведены в приложении А. Перечень нормативной документации и международных стандартов, действующих в России, приведен в приложении Б. Разработку нормативной документации на краны-трубоукладчики должны осуществлять ведущие научно-исследовательские организации (приложение В.)

 

 

2. Проектирование

 

2.1. Общие требования.

2.1.1. Проектирование кранов-трубоукладчиков, их узлов, механизмов и приборов безопасности должны выполнять головные научно-исследовательские и специализированные организации, имеющие лицензию (разрешение) органов Госгортехнадзора РФ.

2.1.2. Проектирование кранов-трубоукладчиков, предназначенных для эксплуатации в районах с рабочей температурой до -40°С, должно производиться в исполнении У1, в районах с холодным климатом (с температурой от -60°С до +40°С) в исполнении УХЛ1(ХЛ*1) по ГОСТ 15150-69.

_____

*1 УХЛ - исполнение для работы в макроклиматическом районе с умеренно холодным климатом, ХЛ - исполнение для работы только в холодном климате.

 

Все элементы конструкции кранов-трубоукладчиков рассчитываются на нагрузки всего диапазона рабочих температур для соответствующего исполнения при перерывах в работе (эксплуатации в нерабочем состоянии), в том числе, когда краны-трубоукладчики остаются под нагрузкой длительное время, а также при их хранении и транспортировании в рабочем режиме с учетом всех диапазонов температур для соответствующего исполнения.

2.1.3. Грузоподъемность, габариты и другие параметры крана-трубоукладчика должны соответствовать техническому заданию на проектирование.

2.1.4. Конструкция крана-трубоукладчика должна обеспечивать собственную устойчивость крана-трубоукладчика без нагрузки на крюке на поперечном уклоне рабочей площадки 10 градусов в сторону противоположную стреле, при откинутом противовесе и максимально поднятой стреле с расчетным коэффициентом запаса собственной устойчивости не менее 1,15.

2.1.5. Расчет устойчивости крана-трубоукладчика следует производить в соответствии с нормативными документами, разработанными головными научно-исследовательскими организациями и согласованными с Госгортехнадзором России.

2.1.6. Конструкция механизмов кранов-трубоукладчиков должна обеспечивать:

– подъем (опускание) крюка;

– подъем (опускание) стрелы;

– увеличение (уменьшение) длины стрелы - для кранов-трубоукладчиков с телескопической стрелой;

– совмещение операций по изменению высоты подъема и вылета крюка; 

– совмещение операций подъема (опускания) крюка с увеличением (уменьшением) длины стрелы - для кранов-трубоукладчиков с телескопической стрелой;

– откидывание и придвижение противовеса с переменным вылетом. Допускается по требованию заказчика в механизме подъема и опускания груза предусматривать возможность быстрого (аварийного) опускания груза.

Механизмы подъема груза и изменения вылета и длины стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза и стрелы, а также изменение ее длины осуществлялось только от работающего двигателя.

2.1.7. Механизмы кранов-трубоукладчиков, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.

2.1.8. В узлах механизмов кранов-трубоукладчиков, передающих крутящий момент должны применяться шлицевые, шпоночные и болтовые соединения.

2.1.9. Болтовые, шпоночные и клиновые соединения кранов-трубоукладчиков должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения.

2.1.10. Легкодоступные находящиеся в движении части крана-трубоукладчика, которые могут быть причиной несчастного случая, должны быть закрыты прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями. Обязательно должны быть ограждены:

– зубчатые цепные и червячные передачи;

– муфты;

– тормоза грузоподъемных механизмов;

– карданные валы.

2.1.11. Стрела крана-трубоукладчика должна быть установлена с левой стороны по ходу машины. Крепление осей шарниров стрелы в проушинах должно исключать возможность их самопроизвольного выпадения и проворачивания в этих проушинах.

2.1.12. Металлоконструкции и металлические детали кранов-трубоукладчиков должны быть предохранены от коррозии.

В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях кранов-трубоукладчиков, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.

2.1.13. Блочные обоймы канатных полиспастов кранов-трубоукладчиков должны быть устроены так, чтобы было исключено самопроизвольное спадание и заклинивание каната между блоком и обоймой.

2.1.14. При применении сдвоенного полиспаста установка уравнительного блока или балансира обязательна.

2.1.15. Грузовой полиспаст гусеничного крана-трубоукладчика должен быть установлен так, чтобы его канаты имели возможность отклонения полиспаста от вертикали в поперечной и продольной плоскости на угол не менее 30 градусов.

2.1.16. Краны-трубоукладчики с гидроуправлением должны быть обеспечены автоматической остановкой и фиксацией механизмов подъема стрелы и груза, а также устройствами изменения длины стрелы при разрыве трубы или падении давления в системе гидропривода.

2.1.17. На кранах-трубоукладчиках с гидравлическим приводом механизмов от одного насоса через гидрораспределитель с параллельным подводом рабочей жидкости, должна быть исключена возможность одновременного включения этих механизмов.

2.1.18. Гидросистема кранов-трубоукладчиков должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50046 и обеспечивать возможность контроля давления в каждом рабочем контуре и возможность замены гидроагрегатов, шлангов, фильтров без слива рабочей жидкости из баков, а также в случаях предусмотренных техническим заданием, контроль температуры рабочей жидкости, ее уровня и загрязненности фильтров.

2.1.19. Предохранительные клапаны кранов-трубоукладчиков должны быть отрегулированы на давление, обеспечивающее проведение статических и динамических испытаний кранов-трубоукладчиков.

2.1.20. Коммуникации для подачи и слива рабочей жидкости должны быть устроены таким образом, чтобы исключалась утечка жидкости во время работы или бездействия механизмов. Применяемые в гидроприводе гибкие шланги должны быть надежны и защищены от возможных механических повреждений.

2.1.21. Краны-трубоукладчики должны быть оборудованы устройствами для буксировки.

2.1.22. За качество конструкторской документации и соответствие конструкции крана-трубоукладчика настоящим Правилам несет ответственность организация-разработчик проекта.

2.1.23. Проектирование кранов-трубоукладчиков и их узлов должно проводиться в соответствии с настоящими правилами. Отступление от правил допускается в отдельных случаях по согласованию с заказчиком и разрешению Госгортехнадзора России. Разрешение на отступление от правил может быть выдано на основании технического обоснования и заключения головной научно-исследовательской организации.

 

2.2. Грузозахватные органы.

2.2.1. Грузовые кованые и штампованные крюки должны изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ 2105 и других нормативных документов. Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков должны приниматься в зависимости от типа крюка и рода привода грузоподъемной машины по ГОСТ 6627 и ГОСТ 6628. Допускается применение других крюков кранов-трубоукладчиков грузоподъемностью более 20 т меньших размеров и массы при условии обеспечения возможности использования грузозахватных приспособлений (траверсы, захваты и т.п.). Предохранительные замки для однорогих крюков должны соответствовать требованиям ГОСТ 12840-80.

2.2.2. Крепление крюка должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки. Стопорение гайки штифтами, шплинтом или стопорными болтами не допускается.

2.2.3. На грузовых кованых и штампованных крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ 2105-75. Указанное требование не является обязательным для крюков импортных трубоукладчиков.

2.2.4. Крюки должны устанавливаться на траверсах для свободного их поворота в вертикальной плоскости.

 

2.3. Канаты.

2.3.1. Стальные канаты, применяемые на кранах-трубоукладчиках в качестве грузовых и стреловых, должны соответствовать действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия-изготовителя. Допускается применение канатов, изготовленных по ИСО 2408.

2.3.2. Крепление и расположение канатов на кранах-трубоукладчиках должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами конструкций или с канатами других полиспастов.

2.3.3. Петля на конце каната при креплении его на кране-трубоукладчике сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должна быть выполнена с применением:

– коуша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

– стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;

– путем заливки легкоплавким сплавом;

– или другим способом в соответствии с нормативной документацией.

Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.

2.3.4. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в табл. 1.

 

Таблица 1.

Число проколов каната прядями при заплетке

 

Диаметр каната, мм

Минимальное число проколов каждой прядью

До 15

4

От 15 до 28

5

От 28 до 60

6

 

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди).

 

Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны быть не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться на свободный конец каната.

 

2.3.5. Крепление каната к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок количество их должно быть не менее двух.

Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем не менее трех диаметров каната, не разрешается.

2.3.6. Выбор стальных канатов должен производиться по нормативной документации. При проектировании, а также перед установкой на кран-трубоукладчик, канаты должны быть проверены расчетом по формуле:

 

F > SZ

 

где            F - разрывное усилие каната в целом (Н), принимаемое по стандарту;

Z -минимальный коэффициент использования каната (минимальный коэффициент запаса прочности каната К = 2).

S - наибольшее натяжение ветви каната (Н), указанное в паспорте крана-трубоукладчика.

 

Если в сертификате или свидетельстве об испытании каната дано суммарное разрывное усилие, то усилие S должно быть определено умножением суммарного разрывного усилия на 0,83 (К=4).

 

2.4. Барабаны и блоки.

2.4.1. Минимальный диаметр барабанов, блоков и уравнительных блоков, огибаемых стальными канатами, определяется по формуле:

 

D > h  d; D > h  d; D > h  d,

 

где            d - диаметр каната, мм;

D, D, D - диаметры соответственно барабана, блока и уравнительного блока по средней линия навитого каната, мм;

h, h, h - коэффициенты выбора диаметров соответственно барабана, блока и уравнительного блока (h = 16, h = 16, h = 14-16).

 

2.4.2. Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при возможном низшем положении грузозахватного органа и стрелы на барабанах оставались навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

2.4.3. Гладкие барабаны и барабаны с канавками должны иметь реборды с обеих сторон. Реборды должны возвышаться над верхним слоем каната не менее чем на два его диаметра. При навивке каната на барабан должна быть обеспечена равномерная укладка каждого слоя.

2.4.4. Блоки стреловых и грузовых полиспастов должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока.

Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен быть не более 20% от диаметра каната.

2.4.5. На гусеничных кранах-трубоукладчиках грузовой полиспаст образуется между подвижной обоймой (подвеской крюка) и подвесной обоймой, подвешиваемой к оголовку стрелы на шарнирном устройстве, обеспечивающий поворот этой обоймы в любой вертикальной плоскости вдоль и поперек хода крана-трубоукладчика.

2.4.6. Изготовление блоков стрелового и грузового полиспастов из чугунного литья не допускается.

 

2.5. Тормоза и муфты.

2.5.1. Механизм подъема груза и изменения вылета стрелы крана-трубоукладчика должны быть снабжены тормозами нормально-закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода и автоматически замыкающимися при его выключении.

2.5.2. У механизмов подъема груза и изменения вылета с управляемыми муфтами включения механизмов должны применяться управляемые тормоза нормально закрытого типа, сблокированные с муфтой включения с целью предотвращения произвольного опускания груза или стрелы.

2.5.3. Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами, имеющими неразмыкаемую кинематическую связь с барабанами.

2.5.4. Тормоз механизма подъема груза и стрелы кранов-трубоукладчиков должен обеспечивать тормозной момент с учетом коэффициента запаса торможения не менее 1,75.

2.5.5. Тормоза механизмов подъема и изменения вылета крюка при применении винтовых пружин должны замыкаться усилием пружин сжатия, расположенных в гильзах или снабжены центрирующим стержнем.

2.5.6. Ходовой механизм крана-трубоукладчика должен оснащаться стояночным тормозом.

2.5.7. Тормоза механизмов подъема крана-трубоукладчика должен обеспечивать поддержание крюка и стрелы при действии в грузовом и стреловом полиспастах максимальных нагрузок в фиксированном по высоте и вылету положении.

2.5.8. Тормоз механизма подъема крюка должен оснащаться устройством, позволяющим в случае выхода из строя привода, произвести его отключение с целью опускания груза на землю.

 

2.6. Противовесы.

2.6.1. При применении на кранах-трубоукладчиках противовеса с переменным вылетом должна быть обеспечена их надежная фиксация как в конечном, так и в любом из промежуточных положений, в том числе на поперечных уклонах.

2.6.2. Противовес с переменным вылетом должен быть оснащен приводом, позволяющим откидываться и придвигаться на уклонах 10 градусов в сторону стрелы и противоположную сторону.

 

2.7. Приборы и устройства безопасности.

2.7.1. Краны-трубоукладчики должны быть оборудованы ограничителем для автоматической остановки:

а) крюковой обоймы в крайних положениях. Установка устройства автоматической остановки обоймы крюковой в крайнем нижнем положении производится по требованию заказчика, отраженному в техническом задании;

б) стрелы в крайнем поднятом ее положении.

2.7.2. Устройства для автоматической остановки, устанавливаемые на кране-трубоукладчике, должны включаться так, чтобы была обеспечена возможность движения механизма в обратном направлении.

2.7.3. Ограничитель остановки подъема обоймы крюковой в верхнем положении должен обеспечивать остановку механизмов таким образом, чтобы зазор между крюковой и стреловой обоймами или крюковой обоймой и блоками на оголовке стрелы составлял не менее 100 мм. Указанное расстояние регламентируется эксплуатационными документами.

2.7.4. Краны-трубоукладчики для предупреждения их опрокидывания должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (ограничителем грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10 %.

После действия ограничителя грузоподъемности должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.

Краны-трубоукладчики должны быть оснащены указателями фактической и допустимой нагрузки на крюке.

По требованию заказчика, отраженному в техническом задании, взамен указателей нагрузок, допускается установка ограничителя грузоподъемности, автоматически отключающего механизмы подъема и изменения вылета в случае подъема груза масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10%. После срабатывания ограничителя грузоподъемности должна сохраняться возможность опускания груза или включения других механизмов для уменьшения грузового момента.

2.7.5. Краны-трубоукладчики должны быть снабжены звуковым сигнальным прибором.

2.7.6. Кран-трубоукладчик должен быть оборудован устройством, предохраняющим стрелу от запрокидывания.

2.7.7. Кран-трубоукладчик должен быть оборудован устройством, исключающим пуск двигателя при включенной передаче. Пуск двигателя должен производиться из кабины.

2.7.8. Дополнительные устройства безопасности (креномеры и другие приборы и устройства) устанавливаются по специальному требованию заказчика, отраженному в техническом задании.

 

2.8. Механизмы и аппараты управления.

2.8.1. Аппараты управления крана-трубоукладчика должны быть выполнены и установлены таким образом, чтобы управление было удобным и не затрудняло наблюдение за грузозахватным органом и грузом.

2.8.2. Количество рычагов управления механизмами, место их размещения относительно продольной оси крановщика (машиниста) должны соответствовать проектам и нормативной документации. Зоны расположения рычагов должны соответствовать ГОСТ 27258.

2.8.3. Направление перемещения рычагов управления механизмами подъема и изменения вылета крюка и длины стрелы должно обеспечивать:

– при перемещении вперед (от себя) или вниз - опускание крюка и стрелы, а также увеличение длины стрелы;

– при перемещении назад (к себе) или вверх - подъем крюка и стрелы, а также уменьшение длины стрелы.

2.8.4. Рычаги управления крана-трубоукладчика должны отвечать требованиям ГОСТ 12.2.120.

2.8.5. Усилия на рычагах управления крана-трубоукладчика должны соответствовать ГОСТ 12.2.120.

 

2.9. Кабина и пульт управления.

2.9.1. Все краны-трубоукладчики должны быть оборудованы кабиной и пультом управления в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.120. В кабине должен быть обеспечен свободный доступ к расположенному в ней пульту управления и оборудованию.

2.9.2. Кабина управления и пульт управления крана-трубоукладчика должны быть расположены так, чтобы крановщик (машинист) мог наблюдать за зацепкой груза, а также за грузозахватным органом и грузом в зоне работы крана-трубоукладчика.

2.9.3. Конструкция кабины и ее расположение должны исключать, при работе крана-трубоукладчика, возможность удара груза или грузозахватного органа о кабину.

2.9.4. Кабина крана-трубоукладчика должна иметь сплошное ограждение со всех сторон и сплошное верхнее перекрытие, защищающее крановщика (машиниста) от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов. Световые проемы кабины должны быть выполнены из небьющегося (безосколочного) стекла.

2.9.5. Остекление кабины должно быть выполнено так, чтобы имелась возможность производить очистку стекол как изнутри, так и снаружи, или должно быть предусмотрено устройство для их очистки.

В кабинах кранов-трубоукладчиков следует устанавливать солнцезащитные щитки.

2.9.6. Дверь для входа в кабину может быть распашной или раздвижной и должна быть оборудована устройством для ее запирания.

2.9.7. Кабины должны быть оборудованы стационарным сидением для крановщика (машиниста), устроенным и размещенным так, чтобы можно было сидя управлять аппаратами и вести наблюдение за грузом. Должна быть предусмотрена возможность регулирования сидения по высоте и в горизонтальной плоскости для удобства обслуживания аппаратов управления.

2.9.8. Кабина крана-трубоукладчика должна быть выполнена и оборудована таким образом, чтобы в ней был обеспечен надлежащий температурный режим и обмен воздуха в соответствии с нормативной документацией. В кабине на пульте управления должны быть нанесены символы выполнения рабочих операций.

2.9.9. Специальные требования к кабине крана-трубоукладчика должны быть отражены в техническом задании.

 

2.10. Съемные грузозахватные приспособления.

2.10.1. Проектирование съемных грузозахватных приспособлений (стропов, захватов траверс, троллейных подвесов и т. п.) должно производиться специализированными организациями, имеющими разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора в соответствии с требованиями настоящих Правил и нормативных документов.

2.10.2. Проектирование и изготовление грузовых стропов общего назначения должно производиться в соответствии с требованиями нормативного документа "Стропы грузовые общего назначения, требования к устройству и безопасной эксплуатации" (РД-10-33-93) и ГОСТ 25573, утвержденных Госгортехнадзором России 20.10.93.

2.10.3. Расчет стропов из стальных канатов должен производиться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали (приложение 4).

При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90 градусов. При расчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть принят фактический угол.

При расчете стропов коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.

2.10.4. Расчет стропов из пеньковых, хлопчатобумажных канатов (лент) должен производиться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали. При этом коэффициент запаса прочности должен быть не менее 8.

2.10.5. Пеньковые и хлопчатобумажные канаты, применяемые для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 483, ГОСТ 1088 и другой нормативной документации.

2.10.6. Заплетка петли у пенькового или хлопчатобумажного каната должна иметь не менее двух полных и двух половинных пробивок и должна быть оклетнована.

2.10.7. Применение для изготовления стропов синтетических и других материалов допускается в соответствии с нормативной документацией.

 

 

 

3. Изготовление, реконструкция, ремонт кранов-трубоукладчиков и грузозахватных приспособлений

 

3.1. Изготовление.

3.1.1. Краны-трубоукладчики должны быть изготовлены в соответствии с техническим заданием, проектами, техническими условиями, государственными и отраслевыми стандартами, нормами и Правилами Госгортехнадзора России.

3.1.2. Краны-трубоукладчики и их узлы, механизмы и приборы безопасности должны изготовляться на предприятиях, располагающих техническими средствами и квалифицированными специалистами, обеспечивающими изготовление в полном соответствии с требованиями настоящих Правил, и имеющих разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора.

 

 

 

 

 

 

 

           
Разместить сайт в каталоге
Разместить статью в каталоге