ВСН 362-87 стр.15 Монтаж узлов и блоков

 

Между трубой из легированной стали и опорой или хомутом из углеродистой стали следует устанавливать алюминиевые прокладки (для защиты мест контакта от электрохимической коррозии).

9.21. На секциях трубопроводов опоры рекомендуется крепить заранее (до подъема и укладки секций) по снятой с натуры схеме расстановки опор с учетом их смещения в соответствии с п.п.9.14 и 9.15 настоящих ВСН.

9.22. Кронштейны, укрепляемые на колоннах и стенах, должны плотно прилегать к бетону или кирпичной кладке, с опорной поверхности которых должен быть удален слой штукатурки.

9.23. При необходимости предварительного крепления монтируемых трубопроводов на временных опорах и подвесках (трубопроводы сложной конфигурации, монтаж в стесненных условиях) их прочность должна соответствовать нагрузкам от массы закрепляемых на них трубопроводов. После установки всех узлов трубопровода и сварки монтажных стыков должны быть установлены постоянные опоры и подвески, а временные удалены.

 

Монтаж узлов и блоков

 

9.24. Укрупнительную сборку узлов и элементов трубопроводов в монтажные блоки перед установкой трубопроводов в проектное положение рекомендуется производить в случаях, предусмотренных ППР, а также, исходя из конкретных условий монтажа (при технической целесообразности). Габаритные размеры и масса собираемых монтажных блоков трубопроводов, а также типы механизмов и приспособлений для их сборки должны определяться ППР, а при его отсутствии — в каждом отдельном случае условиями монтажа.

9.25. Укрупнительную сборку трубопроводов рекомендуется производить на стендах с применением специальных приспособлений (кондукторов и центраторов).

9.26. Сборку узлов в блоки следует выполнять после контрольных замеров готовых узлов и проверки правильности расположения штуцеров оборудования в местах установки блока. При необходимости на узлах отрезают припуски или вваривают патрубки.

9.27. На готовом блоке должны быть закончены все сборочные и сварочные работы, произведены термическая обработка стыков (если она требуется по проекту) и контроль качества сварных швов. Приварка на трубы крепежных деталей для тепловой изоляции должна выполняться в процессе укрупнительной сборки блоков.

9.28. Перед установкой узлов трубопроводов в проектное положение должна проверяться чистота внутренних полостей на отсутствие в них загрязнений и посторонних предметов.

9.29. Такелажные работы при монтаже трубопроводов следует выполнять с применением монтажного оборудования, механизмов и приспособлений, предусмотренных ППР, а также с соблюдением требований ОСТ 36-100.3.09.-86.

9.30. Тали, блоки и другие грузоподъемные средства, применяемые при монтаже трубопроводов, разрешается крепить к деталям строительных конструкций. Возможность крепления (при отсутствии указаний в ППР) должна быть согласована с проектной организацией (заказчиком). Освобождение оборудования и трубопроводов от стропов следует производить после надежного их закрепления или установки в устойчивое положение.

9.31. Перед установкой в проектное положение наружные поверхности трубопроводов должны быть очищены от консервирующих смазок и покрытий, за исключением поверхностей, которые должны оставаться покрытыми защитными составами в процессе монтажа и эксплуатации.

Трубопроводы загрязненные, деформированные, с повреждением защитных покрытий и обработанных поверхностей и другими дефектами монтажу не подлежат до их устранения.

9.32. Узлы и блоки трубопроводов допускается присоединять только к оборудованию, закрепленному на опорах, без натяжения.

9.33. При установке в проектное положение узлы и блоки, а также трубы должны быть уложены не менее чем на две опоры и надежно закреплены от опрокидывания и разворота.

9.34. Устранение зазоров между торцами труб и смещений осей труб, возникших при прокладке трубопроводов, путем нагрева, натяжения или искривления оси трубопровода не допускается. При необходимости допускаются обрезка и вварка вставок.

9.35. Сварные стыки трубопроводов должны находиться на расстоянии не менее 50 мм от опор, а от трубопроводов пара и горячей воды, подконтрольных Госгортехнадзору, — не менее 200 мм. Фланцевые соединения трубопроводов рекомендуется располагать по возможности непосредственно у опор.

9.36. Смещение продольных швов двух соединяемых сварных труб должно приниматься в соответствии с требованиями п.5.65 настоящих ВСН. Трубопроводы из сварных труб с продольными швами следует укладывать так, чтобы эти швы на всем протяжении трубопроводов были доступны для осмотра.

9.37. При прокладке трубопроводов через стены, перекрытия и другие элементы зданий или строительных сооружений необходимо проверить наличие в них стальных гильз в соответствии с указаниями проекта. При отсутствии указаний в проекте рекомендуется использовать в качестве гильз отрезки труб внутренним диаметром на 10-20 мм больше наружного диаметра заключенного в них участка трубопровода, выступающие на 20-25 мм с обеих сторон пересекаемого трубопроводом элемента здания или сооружения.

9.38. Участки трубопроводов, заключенные в гильзы, не должны иметь стыков. Зазор между трубопроводом и гильзой следует заполнять с обеих ее концов асбестом или другим негорючим материалом, допускающим перемещение трубопровода в гильзе.

Трубопроводы со сварными стыками (секции), прокладываемые по проекту под строительными конструкциями в специальных гильзах, должны быть предварительно испытаны гидравлическим методом, а все сварные стыки проверены физическими методами контроля.

9.39. Обвязочные трубопроводы вертикального оборудования, присоединяемые к нему на высоких отметках, следует монтировать на этом оборудовании и изолировать, как правило, до подъема и установки его в проектное положение.

 

Монтаж компенсаторов и трубопроводной арматуры

 

9.40. Подготовка компенсаторов и арматуры к монтажу (приемка, проверка комплектности, расконсервация и т.д.) осуществляется в соответствии с общими требованиями, изложенными в разделах 3 и 9 настоящих ВСН.

9.41. Сильфонные, линзовые и сальниковые компенсаторы следует монтировать в собранном виде.

9.42. Осевые сильфонные, линзовые и сальниковые компенсаторы следует устанавливать соосно с трубопроводами.

Допускаемые отклонения от проектного положения присоединительных патрубков компенсаторов при их установке и сварке должны быть не более указанных в технических условиях на изготовление и поставку компенсаторов.

9.43. При установке линзовых, волнистых и сальниковых компенсаторов, а также арматуры направление стрелки на их корпусе должно совпадать с направлением движения вещества в трубопроводе.

9.44. При монтаже сильфонных и линзовых компенсаторов следует исключить скручивающие нагрузки относительно продольной оси и провисание под действием собственной массы и массы примыкающих трубопроводов, а также обеспечить защиту гибкого элемента от механических повреждений и попадания искр при сварке.

9.45. Монтажная длина сильфонных, линзовых и сальниковых компенсаторов должна быть принята по рабочим чертежам с учетом поправки на температуру наружного воздуха при монтаже.

9.46. Для компенсации температурных деформаций трубопроводов при монтаже П-образные, сильфонные, линзовые и сальниковые компенсаторы должны устанавливаться с растяжением (сжатием) на указанную в проекте величину. Если температура воздуха в момент монтажа отличается от принятой в проекте, то величину растяжения (сжатия) компенсатора следует увеличить (если в проекте указано растяжение) или уменьшить (если указано сжатие) на значение (мм):

 

,

 

где     температурный коэффициент линейного расширения металла трубопровода,°С, принимаемый для углеродистых и низколегированных сталей 0,012 и высоколегированных — 0,017;

 — расчетная длина участка трубопровода, м;

 — принятая в проекте температура воздуха в момент монтажа,°С;

 — фактическая температура воздуха в момент монтажа,°С.

 

9.47. Растяжение компенсаторов до монтажной длины следует производить с помощью приспособлений, предусмотренных конструкцией компенсатора или натяжными монтажными устройствами.

9.48. При подъеме строповку П-образного компенсатора следует производить в трех точках, а сильфонного и линзового — только за патрубки. Строповка за распорное приспособление не допускается.

9.49. При монтаже сальниковых компенсаторов должны быть обеспечены свободное перемещение подвижных частей и сохранность набивки.

9.50. Монтаж односекционных осевых сильфонных, линзовых, сальниковых и П-образных компенсаторов с приспособлениями для растяжения производят в такой последовательности (черт.15,а):

 

 

Черт.15. Последовательность операций (1-5) при монтаже компенсаторов:

 

а — П-образных, осевых сильфонных односекционных, линзовых и сальниковых с приспособлением для растяжки;

б — то же без приспособления для растяжки;

в — П-образного компенсатора при групповой прокладке.

 

а) компенсатор одной стороной присоединяется сваркой или на фланце к трубопроводу;

б) участок трубопровода с присоединенным компенсатором устанавливается в направляющих и скользящих опорах и закрепляется в неподвижной опоре.

 

Примечание.

В зависимости от условий монтажа (например, для П-образных компенсаторов) могут производиться сначала установка трубопровода в направляющих и скользящих опорах и закрепление его в неподвижной опоре, а затем присоединение к этому участку компенсатора;

 

в) с помощью распорных приспособлений компенсатор подвергается растяжению на проектную величину. Допускается производить предварительную растяжку компенсатора до его присоединения к трубопроводу;

г) участок трубопровода с другой стороны, свободно лежащий в направляющих и скользящих опорах, подтягивается к свободному стыку компенсатора и присоединяется к нему сваркой или на фланце;

д) присоединяемый участок трубопровода закрепляется в другой неподвижной опоре;

е) с компенсатора снимается устройство для предварительной растяжки.

9.51. Монтаж осевых сильфонных компенсаторов без приспособления для растяжения производят в такой последовательности (см. черт.15,б):

а) участок трубопровода с одной стороны от компенсатора устанавливается в направляющих и скользящих опорах и закрепляется в неподвижной опоре;

б) участок трубопровода с другой стороны от компенсатора устанавливается так, чтобы расстояние между торцами участков трубопровода равнялось монтажной длине компенсатора, и закрепляется в другой неподвижной опоре. Монтажная длина компенсатора должна быть равна его строительной длине (компенсатор разгружен) плюс предварительное натяжение (сжатие);

в) компенсатор присоединяется к одному из участков трубопровода;

г) с помощью монтажных приспособлений компенсатор подвергается растяжке и присоединяется к другому участку трубопровода;

д) монтажные приспособления снимаются.

9.52. При групповом расположении П-образных компенсаторов (см. черт.15,в) параллельно прокладываемых трубопроводов растяжку компенсаторов следует производить натяжением трубопровода в холодном состоянии. В этом случае растяжку П-образного компенсатора следует выполнять после окончания монтажа трубопровода, контроля качества сварных стыков (кроме замыкающего, используемого для натяжения) и закрепления трубопровода в неподвижных опорах.

9.53. Сварной стык, у которого следует производить растяжку компенсатора, указывают в проекте. Если такого указания нет, то во избежание снижения компенсационной способности компенсатора и его перекоса следует использовать стык, расположенный на расстоянии не менее 20 от оси симметрии компенсатора.

9.54. В качестве стяжного устройства для натяжения используют съемные или приварные хомуты с монтажными удлиненными шпильками и гайками.

9.55. При групповом расположении П-образных компенсаторов последовательность монтажа следующая:

а) участки трубопровода и П-образный компенсатор устанавливают на опоры. В зазор, оставленный для натяжения стыка, вставляется деревянная проставка шириной, равной величине растяжения;

б) компенсатор с помощью сварки обеими сторонами присоединяется к соответствующим участкам трубопровода;

в) участок трубопровода закрепляется в неподвижных опорах;

г) проставка удаляется, осуществляется предварительное натяжение компенсатора, стык соединяется сваркой;

д) монтажные приспособления удаляются.

9.56. Для трубопроводов тепловых сетей согласно требованиям СНиП 3.05.03-85 растяжение компенсатора натяжением следует выполнять одновременно с двух сторон в стыках, расположенных на расстоянии не менее 20 и не более 40 от оси симметрии компенсатора.

9.57. О растяжении (сжатии) компенсатора должен быть составлен акт по форме приложения 6 СНиП 3.01.01-85.

9.58. П-образные компенсаторы следует устанавливать с соблюдением общего уклона трубопровода, указанного в проекте.

9.59. Линзовые, волнистые и сальниковые компенсаторы рекомендуется устанавливать в узлах и блоках трубопроводов при их сборке, применяя при этом дополнительные жесткости для предохранения компенсаторов от деформации и повреждения во время транспортирования, подъема и установки. По окончании монтажа временно установленные жесткости удаляют.

9.60. При монтаже вертикальных участков трубопроводов следует исключить возможность сжатия компенсаторов под действием массы вертикального участка трубопровода. Для этого параллельно компенсаторам на трубопроводах следует приваривать по три скобы, которые срезают по окончании монтажа.

9.61. Для определения правильного положения арматуры, устанавливаемой на трубопроводе, необходимо руководствоваться указаниями каталогов, технических условий и рабочих чертежей. Положение осей штурвалов определяется проектом.

9.62. Трубопроводную арматуру надлежит монтировать в закрытом состоянии. Фланцевые и приварные соединения арматуры должны быть выполнены без натяжения трубопровода. Во время сварки приварной арматуры ее затвор следует открыть до отказа, чтобы предотвратить заклинивание его при нагревании корпуса.

 

Монтаж надземных межцеховых трубопроводов

 

9.63. Монтаж надземных межцеховых трубопроводов, прокладываемых по отдельно стоящим стойкам, одно- и многоярусным эстакадам, следует производить в соответствии с ППР секциями, длина которых определяется возможностью их транспортирования и установки в проектное положение, либо блоками (трубопроводными или комбинированными) .

 

Примечания:

1. Трубопроводный блок — это собранный до подъема и установки в проектное положение: прямой участок трубопровода (одна или несколько секций из труб) или П-образный компенсатор в пределах температурного блока; узел трубопровода с трубопроводной арматурой, линзовыми, сильфонными или сальниковыми компенсаторами, опорами и теплоизоляционным покрытием.

2. Комбинированный блок — это собранное до подъема пролетное строение металлической эстакады с установленными и закрепленными трубопроводными блоками. Виды монтажных блоков и степень их укрупнения определяются при разработке ППР.

 

9.64. Разбивку на блоки линий трубопроводов, прокладываемых по отдельно стоящим стойкам, а также вне контура поперечного сечения эстакад, следует производить исходя из следующей оптимальной длины блоков: для трубопроводов 150 и 400 мм — не более 36-40 м; для трубопроводов =200-400 мм — не более 60 м.

9.65. Укрупнительную сборку блоков следует производить на стационарных сборочных или монтажных площадках (непосредственно в монтажной зоне).

Сборочная площадка разграничивается на зоны: сборки, складирования материалов, движения грузоподъемных машин и транспортных средств.

Примерные схемы организации сборочных площадок приведены на черт.16 и 17.

 

 

Черт.16. Схема организации площадки для сборки трубопроводных блоков в зоне действия монтажных кранов:

 

а — зона сборки;

б — зона движения грузоподъемных и транспортных средств;

в — зона складирования;

1 — укрупняемые блоки;

2 — складируемые секции;

3 — эстакада;

4 — кран;

5 — шпалы.

 

 

Черт.17. Схема организации стационарной площадки для сборки блоков строительных конструкций и комбинированных блоков металлических форменных эстакад:

 

а — зона сборки;

б — зона движения грузоподъемных машин;

в — зона складирования;

г — зона движения автотранспорта и грузоподъемных машин;

1 — ферма;

2 — трубы;

3 — балки;

4 — связи;

5 — стойки;

6 — мостики и ограждения;

7 — подвески и опоры трубопроводов;

8 — изоляционные материалы.

 

 

Тип, размеры и место размещения сборочных площадок определяются ППР в зависимости от типов блоков, объемов работ, наличия грузоподъемных машин и транспортных средств и конкретных условий производства.

9.66. Укрупнительную сборку нетранспортабельных блоков строительных конструкций, а также трубопроводных блоков длиной более 40 м следует осуществлять только в зоне действия монтажного крана.

9.67. Приемку элементов строительных конструкций пролетных строений эстакад, укрупняемых в блоки, следует производить в соответствии с требованиями СНиП III-15-76 — по железобетонным эстакадам и СНиП III-18-75 — по металлическим эстакадам.

9.68. Трубопроводные и комбинированные блоки металлических эстакад следует устанавливать огрунтованными.

9.69. Трубопроводные блоки допускается складировать не более чем в три яруса в штабеля высотой не более 1,7 м. В ППР должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие устойчивость каждого отдельного блока и штабеля в целом.

9.70. Теплоизоляция трубопроводных блоков до установки на проектные отметки допускается (СНиП III-20-74) по согласованию с монтирующей трубопроводы организацией при обосновании экономической целесообразности и наличии необходимых условий.

9.71. Изоляция трубопроводов до их монтажа и испытания допускается с соблюдением требований, указанных в разделе II настоящих ВСН.

При теплоизоляции трубопроводных блоков в местах стыков трубопровода оставляются неизолированные участки длиной не менее 500 мм, а на концах блоков — не менее 250 мм и, как правило, кратной длине примененных теплоизоляционных изделий.

Разрывы теплоизоляции для строповки блоков оставляются только в случаях невозможности строповки в неизолированных местах (недостаточная длина стропов, недопустимые прогибы и т.д.).

9.72. Предварительные теплоизоляция и установка опор трубопроводных блоков, входящих в состав комбинированных блоков, производятся в соответствии с предусмотренным в ППР делением линий трубопроводов на блоки.

9.73. Предварительное закрепление трубопроводных блоков в комбинированных блоках следует осуществлять с помощью хомутов в местах опирания трубопровода на строительные конструкции, но не менее чем в двух точках.

9.74. Блоки всех видов, узлы и секции трубопроводов, изготовляемые за пределами монтажной площадки, должны маркироваться.

На готовых монтажных блоках необходимо указывать места строповки путем нанесения несмываемой краской условного знака.

9.75. При сборке трубопроводных блоков на монтажной площадке, а также во всех случаях при сборке комбинированных блоков качество их изготовления контролируется на промежуточной и заключительной стадиях сборки.

При промежуточном контроле качества выполняется проверка изделий, входящих в состав блока.

При заключительной проверке блоков производятся:

а) внешний осмотр блока для определения его комплектности и степени завершения сборочных, сварочных и других операций, а также наличия крепления и элементов жесткости;

б) контроль качества сварных швов;

в) проверка основных размеров блока;

г) проверка качества очистки внутренней полости трубопроводов, огрунтовки и окраски наружной поверхности, теплоизоляции и других видов антикоррозионной защиты.

9.76. Перевозку монтажных блоков следует осуществлять на специальных транспортных средствах: автомобильных и тракторных поездах, прицепах, санях с устройствами, обеспечивающими проектное опирание блоков и надежность их крепления при транспортировании. Выбор транспортных средств производится сопоставлением технико-экономических показателей возможных вариантов.

9.77. При перевозке уложенных в несколько рядов трубопроводных блоков высота штабеля должна быть не более 1,5 м и не более 3,8 м от уровня земли.

Трубопроводные блоки диаметром 500 мм и более при перевозке по грунтовым дорогам допускается укладывать в два ряда, по дорогам с твердым покрытием — в три. Перевозить блоки следует в сопровождении рабочих. Пребывание людей на транспортируемых блоках не допускается.

При перевозке блоков необходимо соблюдать ограничения скорости, предусмотренные ППР и правилами перевозки крупногабаритных грузов.

9.78. На монтажной площадке блоки следует размещать в зоне действия монтажных кранов, в местах, предусмотренных ППР.

Блоки укладывают на спланированных площадках с использованием жестких инвентарных переставных стеллажей, деревянных подкладок, а также других устройств и приспособлений. Расстояния между опорами должны соответствовать указанным в проекте.

9.79. Способ строповки блоков определяется ППР на основании расчетов и должен обеспечивать их устойчивое положение и цельность теплоизоляции при подъеме и установке блоков в проектное положение.

Для монтажа блоков применяют в соответствии с требованиями Госгортехнадзора, как правило, полуавтоматические или автоматические стропы, траверсы и захваты.

9.80. Комбинированные блоки следует стропить в узлах сопряжения конструкций не менее чем в четырех точках.

Запрещается строповка блоков за подъемные петли железобетонных конструкций.

9.81. Секции и блоки трубопроводов следует стропить не менее чем в двух точках по схеме, исключающей возникновение остаточных деформаций от прогибов при подъеме. При этом учитываются условия размещения трубопроводов на эстакаде, типы и количество монтажных кранов, монтажные параметры блоков, а также имеющаяся в наличии такелажная оснастка.

Строповку трубопроводных блоков с домонтажной теплоизоляцией следует осуществлять в местах разрывов теплоизоляции или с помощью монтажных полотенец (в случае применения жестких теплоизоляционных материалов).

9.82. Монтажную площадку следует разграничивать на зоны монтажа, движения и маневрирования монтажных кранов и транспортных средств, а в случае необходимости — на зоны складирования и укрупнительной сборки блоков.

Размеры и взаимное размещение зон определяются ППР и зависят от принятого метода и организации укрупнительной сборки и монтажа блоков.

9.83. Монтаж конструкций пролетных строений эстакад и трубопроводов следует выполнять с обеспечением устойчивости смонтированной части эстакады.

При сборке блоков на стационарных сборочных площадках или производственных базах монтажных организаций монтаж их рекомендуется осуществлять "с колес". Монтаж выполняется с помощью самоходных стреловых кранов. Тип крана выбирается исходя из монтажных параметров элементов конструкций и трубопроводов, принятого метода монтажа, наличия кранов и обосновывается технико-экономическим расчетом.

9.84. Перед монтажом блоков проверяется готовность под монтаж строительных конструкций стоек эстакад (для блоков строительных конструкций, комбинированных и трубопроводных блоков, прокладываемых по отдельно стоящим стойкам) и пролетных строений (для трубопроводных блоков) в соответствии с требованиями СНиП 3.05.05-84, СНиП III-18-75 и СНиП III-15-76. Составляется исполнительная схема, учитывающая отклонения отметок и положения в плане опорных конструкций эстакады. Исполнительные схемы составляются до установки и закрепления опор трубопроводов.

9.85. В комплекс работ по монтажу блоков входят: устройство подмостей, разбивка осей трубопроводов (для трубопроводных блоков), строповка, подъем и установка блока в проектное положение, крепление блока, расстроповка, сборка монтажных стыков, сварка стыков, испытание и приемка трубопроводов, заделка стыков теплоизоляцией.

Монтаж каждого температурного блока начинается только после окончания монтажа промежуточных анкерных стоек со сваркой всех соединений.

9.86. При прокладке трубопроводов, расположенных внутри контура поперечного сечения эстакады, монтаж трубопроводных блоков в зависимости от типов эстакад осуществляется несколькими методами:

а) предварительная укладка блоков внутри контура поперечного сечения эстакады до установки конструкций верхнего яруса (для сборочных железобетонных двухъярусных эстакад балочного типа);

б) заводка трубопроводных блоков в открытый торец эстакады (для всех типов эстакад);

в) заводка блоков внутрь контура через специально предусмотренный для этого проем в плоскости верхнего пояса эстакады (для металлических эстакад форменного типа).

9.87. Монтаж конструкций пролетных строений эстакады следует начинать от неподвижной (анкерной) стойки и вести в обе стороны от нее.

9.88. Временное крепление монтируемых элементов следует осуществлять болтами, струбцинами и другими инвентарными приспособлениями. Способы крепления определяются ППР.

9.89. Временные элементы жесткости строительных конструкций блоков, установленные на период транспортирования и монтажа, следует демонтировать только после полного закрепления блока в проектном положении.

 

Монтаж подземных трубопроводов и защита их от коррозии

 

9.90. Монтаж подземных трубопроводов следует производить, как правило, секциями, узлами и блоками, изготовленными на базах и заводах монтажных организаций.

9.91. Укладку трубопроводов в траншею или канал следует производить по технологии, предусмотренной ППР и исключающей возникновение остаточных деформаций в трубопроводах, нарушение целостности антикоррозионного покрытия и тепловой изоляции путем применения соответствующих монтажных приспособлений, правильной расстановки одновременно работающих грузоподъемных машин и механизмов.

9.92. Трубопроводы, прокладываемые в непроходных каналах, перед закрытием последних должны быть тщательно проверены, испытаны, окончательно закреплены на опорах и изолированы.

Каналы закрываются только после завершения всех работ и сдачи проложенных в них трубопроводов заказчику.

9.93. Опоры, устанавливаемые на дне лотков и каналов, не должны препятствовать стоку воды по дну лотка или канала.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *