РД 26-8-87 стр.2 Толщина основного металла

 

ТАБЛИЦА 4.

Основные и сварочные материалы для электрошлаковой сварки

Толщина основного металла,

мм

Марка основного металла

Форма подготовки кромок, ГОСТ 15164-78

Сварочные материалы

Термообработка

Минимальная температура эксплуатации,

0С

Примечание

Проволока

Флюс

От 16 до 120 включ.

16ГС

С1

Св-10Г2

ГОСТ 2246-70

Св-08ГС

ГОСТ 2246-70

Св-08Г2С

ГОСТ 2246-70

Св-08ГСМТ,

ГОСТ 2246-70

Св-10НЮ,

ТУ 14-1-2219-77

АН-8,

ГОСТ 9087-81

АН-22,

ГОСТ 9087-81

АН-9У,

ТУ ИЭС 291-80

Нормализация + высокий отпуск

Минус 40

Стандартная технология ЭШС,

ОСТ 26-291-79

09Г2С

Минус 70

От 45 до 100 включ.

16ГС

См. табл.7

Св-08ГС

ГОСТ 2246-70

Св-08Г2С

ГОСТ 2246-70

Высокий отпуск

Минус 40

ЭШС с РТЦ (водо-воздушное охлаждение), РТМ 26-238-81

От 45 до 60 включ.

09Г2С

Св-08Г2С

ГОСТ 2246-70

Минус 60

ЭШС с РТЦ (водяное охлаждение), РТМ 26-238-81

От 45 до 80 включ.

Св-10Г2

ГОСТ 2246-70

Минус 55

От 45 до 100 включ.

Св-10Г2

ГОСТ 2246-70

Св-08ГС

ГОСТ 2246-70

Св-08Г2С

ГОСТ 2246-70

Минус 40

От 45 до 60 включ.

20ЮЧ

Св-10Г2

ГОСТ 2246-70

От 45 до 100 включ.

Св-10НЮ,

ТУ 14-1-2219-77

Минус 30

От 36 до 50 включ.

09Г2СЮЧ

С1

Св-08ГЗЮ,

ТУ 14-1-4150-86

Минус 55

Стандартная технология ЭШС,

ОСТ 26-291-79

От 45 до 120 включ.

16ГС

См. табл.7

Св-08ГС

ГОСТ 2246-70

Нормализация + высокий отпуск

Минус 40

ЭШС с зональной нормализацией, ОСТ 26-17-017-85

09Г2С

Св-08ГС

ГОСТ 2246-70

Св-08Г2С

ГОСТ 2246-70

Минус 55

Св-10НЮ,

ТУ 14-1-2219-77

Минус 70

 

 

 

4. СВАРОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

4.1. Для выполнения сварочных работ может применяться оборудование любого типа, обеспечивающее получение заданных настоящим документом режимов сварки, надежность в работе, простоту обслуживания и контроль режимов в процессе работы.

 

4.2. Колебания напряжения питающей сети, к которой подключено сварочное оборудование, допускаются в пределах ± 5%.

 

4.3. Рекомендуется применять стандартное сварочное оборудование:

1) для ручной дуговой сварки – источники питания постоянного тока с крутопадающими внешними характеристиками ВД-306, ВД-502 и др.;

2) для сварки в защитных газах – полуавтоматы А-547у, А-1230м, ПДГ-305, ПДГ-508, А-1197 и другие, автоматы АДГ-502, АДГ-601 и другие в комплекте с источниками питания;

3) для автоматической сварки под флюсом – автоматы ТС-17М-1, ТС-35, АДФ-500,
АДС-1000-4, АДФ-1002 и другие, самоходные и подвесные аппараты АБС, А-1416, А-384нк и другие;

4) для электрошлаковой сварки – самоходные рельсовые автоматы типа А-535, А-1170-2,
А-820к, А-612, А-645, А-1304 и другие.

 

4.4. Более подробные рекомендации по выбору оборудования приведены в РТМ 26-27-70 “Сварка электродуговая ручная и автоматическая под флюсом сосудов и аппаратов из углеродистых и низколегированных повышенной прочности сталей”, РТМ 26-17-034-84 “Сварка автоматическая и ручная химнефтеаппаратуры из высоколегированныъх и хромоникельмолибденовых коррозионностойких сталей”, РД 26-17-051-85 “Полуавтоматическая сварка в защитных газах нефтехимической аппаратуры из углеродистых и низколегированных сталей”.

 

 

 

5. КВАЛИФИКАЦИЯ СВАРЩИКОВ

 

5.1. К выполнению сварочных работ допускаются сварщики, прошедшие обучение и аттестованные в соответствии с требованиями “Правил аттестации сварщиков”, утвержденных Госгортехнадзором СССР 22 июня 1971 года. Недипломированные сварщики могут производить сварку деталей и узлов внутренних устройств сосудов и аппаратов, за исключением приварки этих деталей к корпусам. Завод-изготовитель должен гарантировать необходимое качество сварных швов.

5.2. Прихватка и сварка должны выполняться сварщиками, имеющими квалификацию не ниже 3-го разряда.

 

 

 

6. ПОДГОТОВКА И СБОРКА ДЕТАЛЕЙ ПОД СВАРКУ

 

6.1. Типы сварных швов и конструктивные элементы подготовки кромок, а также размеры выполненных сварных швов должны соответствовать требованиями ГОСТ 5264-80, ГОСТ 11534-75, ГОСТ 14771-76, ГОСТ 16037-80, ГОСТ 23518-79, ГОСТ 8713-79, ГОСТ 11533-75, ГОСТ 15164-78.

 

6.2. Подготовка деталей под сварку выполняется в соответствии с требованиями ОСТ 26-291-79, ОСТ 26-01-82-77 “Сварка в химическом и нефтяном машиностроении. Основные положения и технология” и принятой на заводе технологии.

 

6.3. Все подготовленные под сварку кромки должны быть зачищены от ржавчины, загрязнений, окалины до металлического блеска на ширину не менее 20 мм (для электрошлаковой сварки – от 30 до 50 мм) от границ кромок в каждую сторону.

 

6.4. Для прихваток следует применять ручную или полуавтоматическую сварку в защитных газах с использованием сварочных материалов, приведенных в табл. 1 и 2.

 

6.5. При сборке соединений под полуавтоматическую и автоматическую сварку прихватки рекомендуется ставить сл стороны, противоположной первому проходу.

 

6.6. Не допускается наличие на прихватках пор, подрезов, наплывов, трещин; дефектные прихватки должны удаляться.

 

6.7. Перед сваркой прихватки и кромки свариваемых элементов должны быть тщательно очищены от брызг, шлака и загрязнений.

 

6.8. Обязательно следует применять технологические пластины для обеспечения необходимого качества шва при начале и окончании сварки, если швы начинаются от свободных кромок элементов. Технологические пластины должны иметь толщину, равную толщине свариваемого металла, длину не менее 60 мм и аналогичный химический состав.

 

6.9. Приварку временных технологических креплений (гребенок, скоб, прижимов и т.д.) в процессе сборки производить с применением сварочных материалов, предназначенных для сварки данной марки стали.

 

6.10. Удаление временных креплений (скоб, гребенок и т.п.) производится пневмозубилом, кислородной, плазменной или воздушно-дуговой резкой (переменным током).

 

 

 

7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СВАРКЕ

 

7.1. Общие положения

7.1.1. При выборе способов сварки следует предусматривать преимущественное применение ее механизированных методов как наиболее экономичных.

 

7.1.2. Сварку следует производить только после приемки качества сборки ОТК.

7.1.3. При выполнении сварки следует соблюдать следующие требования:

1) для уменьшения деформации конструкций наиболее предпочтительной является
Х-образная разделка кромок и симметричное положение слоев;

2) при многослойной сварке швов стыковых не допускается совмещение кратеров в одном сечении;

3) в случае обрыва дуги перед возобновлением сварки кратер шва и прилегающий к нему участок шва на расстоянии от 10 до 15 мм должны быть очищены от шлака. При этом зажигание дуги производится на расстоянии от 10 до 15 мм от кратера ранее выполненного шва;

4) в случае получения прожогов при выполнении корневого шва их рекомендуется удалять механическим, газоплазменным или газоэлектрическим способом. Если по условиям сборки прихватки необходимо ставить со стороны наложения первого шва, то сварку разрешается производить только по качественно выполненным прихваткам.

7.1.4. В процессе сварки должен осуществляться систематический контроль производственным мастером по сварке, технологом цеха и работниками ОТК в соответствии с технологическим процессом и ОСТ 26-291-79.

 

7.2. Ручная дуговая сварка

7.2.1. Ручная дуговая сварка применяется для выполнения работ во всех пространственных положениях. Ориентировочные режимы сварки приведены в табл.5.

 

ТАБЛИЦА 5.

Сварочный ток при ручной дуговой сварке в нижнем положении

Диаметр электродов, мм

Сварочный ток, А

3

4

5

6

80-120

130-200

170-250

210-280

 

7.2.2. При сварке швов в положениях, отличных от нижнего, сварочный ток должен быть уменьшен на 10-20% по сравнению с приведенными в табл.5. Сварку этих швов рекомендуется выполнять электродами диаметром не более 4 мм.

7.2.3. Угловые швы следует выполнять в один проход при катете не более 8 мм. При большем катете сварку надо производить в два и более проходов.

7.2.4. Ширина шва, выполняемого за один проход, выбирается по ширине разделки, но не более чем от 20 до 25 мм.

7.2.5. При сварке вертикальных стыков деталей высота каждого слоя (валика) не должна превышать 4-5 мм.

7.2.6. При сварке горизонтальных стыков деталей высота валика должна быть от 3 до 5 мм, ширина не более 10 мм.

7.2.7. При двусторонней сварке стыковых соединений, работающих под давлением, выполнение шва с обратной стороны производится после воздушно-дуговой строжки или подрубки корня шва.

7.2.8. С целью уменьшения сварочных напряжений и деформаций сварку рекомендуется выполнять обратно-ступенчатым способом. При этом длина ступени должна быть не более длины шва, выполненного одним электродом.

7.2.9. Сварку стыков большой протяженности рекомендуется выполнять одновременно по всей длине участками (блоками) длиной от 1 до 2 м. Число сварщиков должно быть равно количеству участков, на которые разбит шов, при сварке с одной стороны и удвоенному количеству участков при сварке одновременно с обеих сторон. При выполнении швов одним или двумя сварщиками сварка производится также блоками по направлению от середины к концам.

 

7.3. Сварка в защитных газах

7.3.1. Сварка в защитных газах выполняется на постоянном токе обратной полярности.

7.3.2. Ориентировочные режимы сварки в нижнем положении приведены в табл.6.

7.3.3. Сварку вертикальных швов при толщине металла до 3 мм включительно следует производить сверху вниз, а при толщине металла свыше 3 мм – снизу вверх.

7.3.4. При сварке однослойных стыковых швов и первого слоя многослойных швов горелку вдоль шва рекомендуется перемещать поступательно без поперечных колебаний при зазоре от 0 до 0,5 мм и возвратно-поступательно с поперечными колебаниями при зазоре свыше 0,5 мм. Второй и следующие проходы выполняются только с поперечными колебаниями.

7.3.5. Количество проходов по ширине шва в каждом слое шва должно устанавливаться с учетом ширины разделки кромок соединения: при ширине менее 20 мм слой следует выполнять за один проход; при ширине более 20 мм количество проходов в слое следует увеличивать.

 

ТАБЛИЦА 6.

Ориентировочные режимы сварки в защитных газах

Толщина стенки,

мм

Номер прохода сварки

Диаметр электродной проволоки,

мм

Сварочный ток,

А

Напряжение дуги,

В

Вылет электрода,

мм

Расход защитного газа,

л/мин

Скорость сварки,

м/ч

От 1 до 2 включ.

1

0,8

50-110

17-19

6-10

8-10

10-15

Св. 2 “ 4 ”

1

1,0

50-170

20-22

7-12

8-12

10-15

От 5 “ 6 ”

1

1,2

110-180

21-23

8-12

10-12

10-15

“ 6 “ 8 “

1

1,4

240-300

24-28

10-14

12-16

15-20

2

1,4

260-320

24-28

10-14

12-16

12-16

“ 8 “ 12 “

1

1,6

240-300

24-30

12-18

14-20

20-25

2

1,6

260-350

26-30

12-18

14-20

18-22

“ 10 и более

1

2,0

240-320

26-30

14-20

16-24

25-30

2

2,0

300-400

28-32

14-20

16-24

20-25

Последующие

2,0

340-380

30-36

14-20

16-24

20-25

 

Примечание. При сварке в положениях, отличных от нижнего, значения режимов сварки снижаются на 10-30%.

 

7.3.6. При сварке жестких конструктивных элементов большой толщины первый валик рекомендуется выполнять выпуклым швом проволокой диаметром 1,2 мм во избежание образования в нем трещин.

7.3.7. При односторонней сварке корневой шов допускается сваривать аргонодуговой сваркой с применением любой из проволок, приведенных в настоящем руководящем документе.

7.3.8. По окончании сварки обрывать дугу следует после заплавления кратера шва, кратер первого прохода швов стыковых соединений с разделкой кромок при сварке проволокой диаметром от 1,4 до 2,0 мм следует выводить на кромку основного металла.

7.3.9. Подробные технологические рекомендации по сварке в защитных газах приведены в РД 26-17-051-85.

 

7.4. Автоматическая сварка под флюсом

7.4.1. Автоматическая сварка под флюсом должна производиться на постоянном токе обратной полярности.

7.4.2. Автоматическая сварка под флюсом рекомендуется для сварки изделий с толщиной стенки до 100 мм.

7.4.3. Для автоматической сварки преимущественно рекомендуется применять типы сварных швов С4, С7, С15, С16, С18, С19, С21, С32 по ГОСТ 8713-79.

7.4.4. Если в процессе изготовления аппаратов имеется возможность применения общей или местной высокотемпературной термообработки (нормализация 920 ± 10 0С) сварка может выполняться на высокопроизводительных режимах с использованием сварочной проволоки марки Св-08ГА, Св-08ГС.

7.4.5. В случае невозможности применения высокотемпературной термообработки автоматическую сварку под флюсом выполняют с ограничением погонной энергии, приведенной в табл.3.

7.4.6. При необходимости проведения термообработки руководствоваться РТМ 26-44-82 “Термическая обработка нефтехимической аппаратуры и ее элементов”.

7.4.7. Режимы автоматической сварки следует устанавливать, руководствуясь погонной энергией, приведенной в табл.3.

7.4.8. При выполнении сварки с ППМ следует руководствоваться инструкцией ВСИ 375-77 ММСС СССР.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *