РД 15-73-94 стр.3 2

 

з) проверять выдачу соответствующих инструкций обслуживающему персоналу, а также наличие этих инструкций на рабочих местах;

и) проверять правильность ведения технической документации при эксплуатации и ремонте котлов вагонов-цистерн, их рабочего и конструктивного оборудования, кузовов специализированных вагонов и контейнеров;

к) участвовать в обследованиях и технических освидетельствованиях котлов вагонов-цистерн и специальных контейнеров, проводимых органами Госгортехнадзора.

 

8.5. В случаях выявления неисправностей, а также нарушений настоящих Правил и инструкций при эксплуатации специализированных вагонов и контейнеров ответственный за контроль должен принять меры по устранению обнаруженных неисправностей или нарушений, а в случае необходимости потребовать вывода специализированного вагона и контейнера из эксплуатации.

 

8.6. Специалист предприятия, ответственный за контроль технического состояния и безопасной эксплуатации специализированных вагонов и контейнеров, имеет право:

– представлять руководству предприятия (организации), а также руководству железной дороги (по месту приписки специализированных вагонов и контейнеров) предложения по устранению причин, порождающих аварийные происшествия и инциденты;

– при выявлении среди обслуживающего персонала лиц, не прошедших обучение, а также лиц, показавших неудовлетворительные знания, потребовать отстранения их от обслуживания специализированных вагонов и контейнеров;

– представлять руководству предприятия предложения по привлечению к ответственности специалистов и лиц обслуживающего персонала, нарушающих правила и инструкции.

 

8.7. Ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию специализированных вагонов и контейнеров предприятия (цеха, участка) должна быть возложена приказом на специалиста, которому подчинен персонал, обслуживающий специализированные вагоны и контейнеры. Фамилия, имя, отчество, номер и дата приказа о назначении ответственного лица должны быть сообщены в региональный орган Госгортехнадзора России.

 

8.8. Лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию специализированных вагонов и контейнеров, должно обеспечить:

– содержание специализированных вагонов и контейнеров в исправном состоянии;

– обслуживание специализированных вагонов и контейнеров обученным и аттестованным персоналом;

– выполнение обслуживающим персоналом инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию специализированных вагонов и контейнеров;

– проведение своевременных ремонтов и подготовку специализированных вагонов и контейнеров к техническому освидетельствованию;

– обслуживающий персонал инструкциями, а также периодическую проверку его знаний;

– своевременное устранение выявленных неисправностей.

 

8.9. Лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию специализированных вагонов и контейнеров, обязано:

а) осматривать специализированные вагоны и контейнеры: в порожнем состоянии перед погрузкой; в груженом состоянии после загрузки; в груженом и порожнем состоянии перед предъявлением специализированных вагонов и контейнеров железнодорожной станции для перевозки;

б) при предъявлении специализированных вагонов и контейнеров к перевозке на основании результатов осмотра должен выдать работникам станции и вагонных депо железной дороги свидетельство по форме согласно приложению 2 о технической исправности вагона или контейнера, включая его арматуру, гарантирующее безопасность перевозки конкретного опасного груза;

в) ежедневно проверять записи в журнале с росписью в нем;

г) проводить работу с персоналом по повышению его квалификации;

д) участвовать в технических освидетельствованиях котлов вагонов-цистерн, специальных контейнеров (резервуаров), кузовов специализированных вагонов и контейнеров;

е) хранить паспорта специализированных вагонов и контейнеров, их техническое описание и инструкции предприятия-изготовителя по их эксплуатации. Вносить в эту документацию необходимые записи и изменения;

ж) вести учет наработки циклов загрузки специализированных вагонов и контейнеров.

 

 

 

 

9. ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ, РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ АВАРИЙНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ

 

 

9.1. Порядок ликвидации последствий аварийных происшествий и инцидентов

 

9.1.1. Об аварийном происшествии или инциденте при перевозке опасных грузов сменный персонал предприятий магистрального железнодорожного транспорта или локомотивная бригада должны сообщить дежурному по отделению железной дороги, а сменный персонал предприятий промышленного железнодорожного транспорта — в местные органы Госгортехнадзора России.

Сообщение должно содержать сведения об обстоятельствах аварийного происшествия или инцидента, наименовании груза и номер аварийной карточки, количестве опасного груза, его расположении в составе, а на электрифицированных участках — сведения о необходимости снятия напряжения.

 

9.1.2. Об аварийном происшествии оперативно-распорядительный отдел службы перевозок должен незамедлительно проинформировать региональные органы Госгортехнадзора России.

Региональные органы Госгортехнадзора обязаны передать информацию об аварийном происшествии в центральный аппарат Госгортехнадзора России по форме согласно приложению 5.

 

9.1.3. В зависимости от тяжести последствий дежурный персонал отделений и управлений железных дорог должен вызвать с предприятия-грузоотправителя, грузополучателя или ближайшего предприятия, расположенного вблизи места аварии, аварийно-спасательную службу для ликвидации последствий аварийного происшествия, а если причинен вред жизни и здоровью людей, — бригаду скорой медицинской помощи. Если в зоне аварийной ситуации возникла угроза населению или заражения местности, дежурный по отделению дороги обязан сообщить об этом в комиссию по чрезвычайным ситуациям, другим причастным организациям.

 

9.1.4. Предприятия-грузоотправители (грузополучатели) должны иметь бригады, укомплектованные квалифицированными специалистами и рабочими, обученными способам и мерам ликвидации аварий при перевозке опасных грузов.

 

9.1.5. В планах проведения аварийно-спасательных работ на отделениях железных дорог и в управлениях железных дорог должны быть предусмотрены мероприятия по ликвидации аварий, намечены станции, на которых при необходимости могут перегружаться вагоны с опасными грузами.

 

9.1.6. Руководитель восстановительных работ совместно со специалистами причастных и заинтересованных организаций должен:

– определить характер очага поражения;

– оценить обстановку, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;

– выявить количество человек, подвергшихся воздействию опасных веществ, и организовать оказание им медицинской помощи;

– разработать план ликвидации происшедшего заражения;

– рассчитать количество сил и средств, необходимых для ликвидации последствий аварий, и порядок их использования;

– поставить задачи отдельным спецподразделениям и установить очередность работ;

– определить способы нейтрализации утраченных опасных грузов;

– организовать контроль за полной нейтрализацией местности, объектов внешней среды, техники и транспорта;

– организовать медицинское обеспечение и принять другие меры безопасности для участвующих в ликвидации последствий и проживающего вблизи населения.

Общее руководство за соблюдением требований безопасности осуществляет руководитель работ по ликвидации последствий аварийного происшествия.

 

9.1.7. Все меры первой помощи людям и действия по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами должны осуществляться с учетом свойств этих грузов и соблюдением мер предосторожности, указанных в аварийной карточке на данный опасный груз.

 

9.1.8. Слив и выгрузка опасных грузов из поврежденных вагонов, контейнеров или тары на грунт, в водоемы запрещаются. Эти операции могут быть допущены только в исключительных случаях при наличии разрешения местных органов исполнительной власти и территориальных органов Минприроды России с последующим обезвреживанием мест сброса опасных грузов.

 

9.1.9. К восстановительным работам подразделения МПС России (восстановительные поезда, дистанции пути, энергоучастки и др.) могут приступить после устранения спецподразделениями угрозы жизни и здоровью людей в зоне аварии.

 

9.1.10. Возможность возобновления движения поездов через зону, в которой произошло аварийное происшествие, определяется работниками органов, производящих устранение последствий аварий после проведения анализов, характеризующих состояние окружающей среды.

 

 

9.2. Порядок расследования аварийных происшествий и инцидентов

 

9.2.1. Расследование аварийных происшествий и инцидентов при перевозке опасных грузов магистральным и промышленным железнодорожным транспортом, а также несчастных случаев должно проводиться в соответствии с "Инструкцией по техническому расследованию и учету аварий на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях и объектах".

 

 

9.3. Учет аварийных происшествий и инцидентов при перевозке опасных грузов по железным дорогам

 

9.3.1. Аварийные происшествия и инциденты учитываются на предприятиях магистрального (отделения дороги, управления дороги и МПС России) и промышленного железнодорожного транспорта в специальном журнале по форме согласно приложению N 3 "Инструкции по техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях и объектах".

 

9.3.2. Управления железной дороги ежемесячно представляют сведения о состоянии безопасности, аварийных происшествиях и инцидентах с опасными грузами в местные органы Госгортехнадзора России (инспекциям по надзору на железнодорожном транспорте).

 

 

10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ИЗДАННЫХ В ИХ РАЗВИТИЕ

 

10.1. За несоблюдение настоящих Правил виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

 

Основные термины и определения

 

Аварийные происшествия (аварии) при перевозке опасных грузов на железнодорожном транспорте — случаи нарушения безопасности перевозок опасных грузов, в результате которых:

– произошел взрыв опасного груза в вагоне (независимо от последствий);

– произошло возгорание или высвобождение из вагона или контейнера опасного груза с тяжелыми последствиями;

– погибли люди, причинен вред их здоровью;

– производилась эвакуация населения и (или) обслуживающего персонала из зоны аварий;

– нанесен ущерб окружающей среде, произошло загрязнение источников водоснабжения;

– поврежден до степени исключения из эксплуатации подвижной состав, предназначенный для перевозки опасных грузов.

Безопасное место на станции — участок путевого развития в границах станции, установленный техническо-распорядительным актом станции, наиболее удаленный от главных путей, промышленных, общественных, жилых зданий и сооружений, подвижного состава, занятого людьми, животными и опасными грузами, оборудованный средствами пожаротушения и подъездной автомобильной дорогой.

Вагон-цистерна — вагон, кузовом которого является котел (емкость), предназначенный для перевозки и хранения газообразных, жидких и других веществ.

Вид опасности груза — признак, характеризующий особенность проявления опасного свойства груза в транспортном процессе, присущего одному из классов (подклассов) опасности.

Визуальный осмотр — выявление дефектов, неисправностей или неработоспособности в узлах и деталях (механические повреждения, трещины, свищи, коррозия и т. д.) без применения технических средств.

Грузоотправитель — предприятия, организации, которые представляют груз для перевозки и именуются отправителем в перевозочных документах.

Грузополучатель — организации или предприятия, которые получают груз.

Деповской ремонт (ДР) — обязательный вид ремонта, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой и (или) ремонтом отдельных узлов и деталей.

Зона аварии — зона, занятая поврежденным подвижным составом, развалом, россыпью, розливом груза, увеличенная по периметру на дополнительную полосу шириной не менее 15 метров, в пределах которой проводятся спасательно-восстановительные работы при строжайшем соблюдении всех необходимых мер предосторожности.

Инцидент — сходы, столкновения подвижного состава с опасными грузами, отцепки вагонов с этими грузами от поездов в пути следования по техническим и коммерческим неисправностям, возгорание или утечка (просыпание) опасного груза из вагона или контейнера без тяжелых последствий.

Испытание на герметичность — испытание котла при фактическом внутреннем давлении, равном максимальному рабочему давлению, но составляющем не менее 20 кПа (0,2 кгс/см2).

Капитальный ремонт (КР) — обязательный вид ремонта, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой и (или) ремонтом любых его узлов и деталей, включая базовые.

Конструктивное оборудование котла — элементы усиления, крепления и придания устойчивости, расположенные снаружи или внутри котлов.

Контейнер — единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок.

Котел — емкость (для помещения и удержания грузов), на корпусе которой смонтированы детали и узлы рабочего и конструктивного оборудования.

Маркировка — определение см. по ГОСТ 17527-86, ГОСТ 14192-77.

Опасные грузы — вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей.

Опасная зона — зона, в пределах которой имеется угроза поражения от взрыва, пожара, отравления, ожогов.

Перевозка опасного груза — совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.

Подвижной состав — железнодорожные вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов.

Рабочее оборудование котла — устройства налива, слива, вентиляции, безопасности, подогрева и теплоизоляции, а также измерительные приборы.

Серийный номер ООН — порядковый номер наиболее часто перевозимых опасных грузов, присвоенный Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов.

Специализированные вагоны — к специализированным вагонам относят вагоны разных типов, имеющие специальную конструкцию (особые формы кузова, устройство, оборудование и приспособления), предназначенные для перевозки одной или нескольких групп грузов, близких по своим свойствам и предъявляющих особые требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки.

Тара — емкость для упаковки и транспортировки опасных грузов.

Текущий ремонт — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности вагона и состоящий в замене и (или) ремонте отдельных узлов и деталей.

Техническое обслуживание — комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности вагонов, находящихся в составах или транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки их от состава или группы вагонов.

Транспортное наименование груза — наименование груза по номенклатуре ИЮПАК или техническое наименование в соответствии с нормативно-технической документацией.

Транспортный пакет — определение см. по ГОСТ 21391-84.

Транспортное средство — подвижной состав, с помощью которого осуществляются перевозки опасных грузов.

Упаковочный комплект — средство или комплекс средств, обеспечивающее защиту опасного груза от повреждения и потерь, охрану жизни и здоровья людей, защиту окружающей среды от загрязнения в процессе перевозки.

Участники перевозки — юридические и физические лица, участвующие в перевозке опасных грузов: транспортные и экспедиторские организации и предприятия, грузоотправитель, грузополучатель, организация, осуществляющие охрану и (или) сопровождение груза в процессе транспортирования.

Экипажная часть вагона — рама вагона, автосцепное устройство, тормозное оборудование, тележки и колесные пары.

 

 


Приложение 2

(форма)

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО №_______

 

о техническом состоянии вагона (контейнера) для перевозки опасных грузов

 

Настоящее свидетельство подтверждает, что вагон

(контейнер) №_______________ построен______________________________________________ ,

(дата и место постройки)

 

капитальный ремонт и техническое освидетельствование котла (сосуда)

или кузова _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

(дата, место или условный номер вагоноремонтного предприятия, а

для вагонов-цистерн, кроме этого, указать дату и место производства

технического освидетельствования котла)

 

деповской ремонт и техническое освидетельствование котла (сосуда)

или кузова _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

(дата, место или условный номер вагоноремонтного предприятия, а для

вагонов-цистерн, кроме этого, указать дату и место производства

технического освидетельствования котла)

 

по техническому состоянию кузова, котла (сосуда), включая рабочее и

конструктивное оборудование, исправен и гарантируется безопасная

перевозка _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

(наименование опасного груза и номер по списку ООН)

 

железнодорожным транспортом.

 

Место печати "______"_____________ 19____ г.

(дата)

 

(__________________)(___________________)

(подпись)                              (Ф. И. О.)

(руководитель службы, цеха, участка,

ответственный за техническое состояние

вагона или контейнера)

 

__________________________________________________________________________________

Действительно на одну перевозку.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

(форма)

 

Место углового штампа предприятия,

организации с указанием полного

юридического названия

и почтового адреса

 

УДОСТОВЕРЕНИЕ №______

о производстве капитального, деповского ремонта, технического освидетельствования котла (кузова), рабочего и конструктивного оборудования вагона (контейнера) для опасных грузов

 

Настоящее удостоверение выдано_____________________________________________________

 __________________________________________________________________________________

(указывается название предприятия, организации)

 в том, что вагону № ________________________________________________________________

 __________________________________________________________________________________

(указываются номер вагона, контейнера по номерации МПС России, год и место постройки)

 

 род вагона (контейнера)___________________________________, номер

 модели_______________________, который используется для перевозок

 __________________________________________________________________________________

(наименование опасного груза)

 произведен _____________________ капитальный ремонт и техническое

 (дата)

 освидетельствование котла (резервуара) или кузова вагона

 (контейнера)_______________________________________________________________________

 __________________________________________________________________________________

(указать вид технического освидетельствования и давление испытания на прочность)

 произведен _______________________ деповской ремонт и техническое

 (дата)

 освидетельствование котла или кузова вагона (контейнера) ________

 __________________________________________________________________________________

(указать вид технического освидетельствования и давление испытания  на герметичность)

 

 Ремонт кузова, котла вагона (контейнера), включая рабочее и

 конструктивное оборудование, выполнен в полном объеме и удовлетворяет

 требованиям нормативно-технической документации.

 

 Место печати "____"________________19____г.

 (дата)

 (______________________)(_________)

 (подпись)                             (Ф. И. О.)

 (руководитель службы, цеха, участка,

 вагоноремонтного предприятия,

 производившего ремонт)

Примечание. Удостоверение составляется предприятием, производившим ремонт, в двух экземплярах, один выдается владельцу вагона (контейнера) или вагоноремонтному предприятию (производящему ремонт экипажной части), другой остается на предприятии (в организации), производившем ремонт.

 

 

 

 

 

Приложение 4

(форма)

 

АКТ №_______

технической экспертизы нового вагона для опасных грузов

 

составлен _________________________________________________ ж. д.

 __________________________________________________________________________________

(вагоноремонтное предприятие и наименование железной дороги)

 __________________________________________________________________________________

(число, месяц, год)

 

Вагон, заводской номер ______________________. Завод-изготовитель

__________________________________________________________________________________

Наименование вагона, для какого опасного груза предназначен ____________________________

__________________________________________________________________________________

Номер проекта _____________________________________________________________________

Технические условия ________________________________________________________________

Модель вагона _____________________________________________________________________

Тип вагона ________________________________________________________________________

Грузоподъемность, т ________________________________________________________________

Масса вагона (тара), т _______________________________________________________________

Нагрузка:

от оси колесной пары на рельсы, кН (тс) _________________________________________

на один погонный метр пути, кН/м (тс/м) _________________________________________

Скорость конструкционная, км/час ____________________________________________________

Габарит ___________________________________________________________________________

База вагона, мм _____________________________________________________________________

Длина, мм: ________________________________________________________________________

по осям сцепления автосцепок__________________________________________________

по осям концевых балок рамы___________________________________________________

Высота от уровня верха головок рельса, максимальная, мм ________________________________

Количество осей, шт_________________________________________________________________

Модель 4-осной тележки ____________________________________________________________

Тип автосцепки и марка стали ________________________________________________________

Наличие переходной площадки _______________________________________________________

Наличие ручного тормоза ____________________________________________________________

Наличие стояночного тормоза ________________________________________________________

Тип воздухораспределителя __________________________________________________________

Тип регулятора рычажных передач ____________________________________________________

Тип авторежима ____________________________________________________________________

Тип поглощающего аппарата _________________________________________________________

Объем котла (кузова), м3,

полный _____________________________________________________________________

полезный ___________________________________________________________________  

Диаметр котла внутренний, мм________________________________________________________

Длина котла наружная, мм ___________________________________________________________  

Толщина стенок котла (обечайка и днище_______________________________________________

Габаритные размеры кузова (наружные, внутренние______________________________________

Высота центра тяжести вагона, мм:

порожнего ___________________________________________________________________

груженого ___________________________________________________________________

Удельный объем, м3/т _______________________________________________________________

Количество верхних люков (штук) _____________________________________________________

Наличие уклона котла к нижнему сливному прибору______________________________________

Условное рабочее давление в котле (по регулировке предохранительного клапана), МПа (кгс/см2)

__________________________________________________________________________________

Давление, создаваемое в котле при испытании сжатым воздухом на

герметичность, МПа (кгс/см2) ___________________________________________________  

Давление, создаваемое в котле при гидравлическом испытании, МПа (кгс/см2) _______________  

Материал котла (кузова), _____________________________________________________________

сертификат №__________________, кем выдан, когда_____________________________________

Материал рамы, сертификат № ___________________, кем выдан, когда

__________________________________________________________________________________

Количество секций котла, шт. ________________________________________________________

Наличие парообогревательной рубашки ________________________________________________

Толщина изоляции, мм_______________________________________________________________

Наличие теневой защиты ____________________________________________________________

Наличие предохранительного клапана, заводской номер, модель, регулировочное давление, дата и место его испытания,номер удостоверяющего документа __________________________________________

__________________________________________________________________________________

Наличие предохранительно-впускного клапана, модель, заводской номер, регулировочное давление, дата и место испытания, номер удостоверяющего документа_____________________________________

__________________________________________________________________________________

Способ налива и слива (погрузки, разгрузки) ____________________________________________

Количество лестниц, шт.:

наружных ___________________________________________________________________

внутренних __________________________________________________________________

Калибровочный тип ________________________________________________________________

Максимально допустимая температура загруженного продукта, °С __________________________

__________________________________________________________________________________

Дата, место нанесения внутреннего и (или) наружного защитного покрытия, материал защитного покрытия и номер документа,удостоверяющего качество покрытия____________________________________

__________________________________________________________________________________

Дата место гидравлического испытания котла на прочность и номер документа, удостоверяющего прочностные характеристики _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Проверена комплектность (в комплект вагона входят индивидуальные ЗИПы по техническим условиям на конкретный тип вагона)

__________________________________________________________________________________

(перечислить комплектность)

К комплекту приложена эксплуатационная документация:

Технический паспорт _______________________________________________________________

(номер)

Техническое описание и инструкции по эксплуатации вагона _____________________________

__________________________________________________________________________________

Паспорт сосуда (№), работающего под давлением, с приложением к нему чертежей общего вида вагона-цистерны, котла и расчета его на прочность ____________________________________________

__________________________________________________________________________________

Паспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации на предохранительный клапан (или другие устройства безопасности), №_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Технической экспертизой на основе нормативно-технических документов установлено: вагон соответствует требованиям ГОСТ,техническим условиям на конкретный тип вагона и рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

 

Место печати (_____________) _____________

(подпись)       (Ф. И. О.)

Начальник вагоноремонтного завода, депо

_______________________ ________________

(подпись)                   (Ф. И. О.)

Приемщик вагонов

_______________________ ________________

(подпись)                 (Ф. И. О.)

Владелец вагона

Примечание. Акт составляется в трех экземплярах: первый остается на предприятии (организации), производившем техническую экспертизу, второй и третий передаются владельцу вагона; второй экземпляр хранится в паспорте на вагон, третий передается в МПС России для получения разрешения на курсирование вагона по путям общего пользования.

 

 


 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *