ВСН 013-88 стр.3 12.2. Прирасположении нижней границы вечной мерзлоты не глубже 10 м применяются…

 

11.15. При производстве теплоизоляционных работ необходимо соблюдать требования по технике безопасности, установленные нормативными документами на применение и производство работ с использованием указанных материалов, а также общие требования, изложенные в СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия".

11.16. Отходы производства пенополиуретановых изделий (полуцилиндров, скорлуп и покрытий трубопроводов) следует зарывать в специально отведенных местах на глубину 2 м (не менее). Сжигание отходов пенополиуретановых изделий допускается только в печах, оборудованных устройством улавливания вредных газов, образующихся при горении СО, СН, НСl и др.

 

 

12. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕCКАЯ ЗАЩИТА

 

12.1. Электрохимическую защиту трубопроводов осуществляют в соответствии с проектом.

 

Сооружение анодных заземлителей на мерзлых грунтах

 

12.2. При расположении нижней границы вечной мерзлоты не глубже 10 м применяются свайные анодные заземлители, соединение которых в единую электрическую цепь осуществляют воздушной линией электропередачи; при расположении нижней границы вечной мерзлоты ниже 200 м выполняют таликовое глубинное анодное заземление с применением солевой обработки мерзлых грунтов и растепления.

Во всех остальных случаях применяют обычные глубинные заземлители, и технология их монтажа должна отвечать требованиям ВСН 009-88.

12.3. После окончания монтажа анодного заземления проверяющего сопротивление, величина которого предусматривается проектом.

При талых грунтах на поверхности земли сопротивление заземления необходимо измерять по трехэлектродной схеме. Если грунты на поверхности земли мерзлые, сопротивление заземлителей оценивают по данным измерений сопротивления цепи "заземлитель-трубопровод" или цепи "заземлитель-заземлитель".

12.4. Протяженные проекторы можно укладывать в одну траншею с трубопроводом с помощью специального устройства, оборудованного стойками для барабана с намотанным на него протектором и направляющей кассетой. Барабан с протектором допускается подвешивать к крюку трубоукладчика. Протектор укладывают после спуска трубопровода в траншею.

Засыпку уложенного протектора производят грунтом, не содержащим крупных и мерзлых включений размером более 50 мм.

12.5. Протектор подсоединяют к трубопроводу через контрольно-измерительные пункты, с помощью которых проверяют качество монтажа и эффективность защиты от коррозии, путем измерения электродного потенциала протектора, сопротивления цепи "протектор-трубопровод" и разность потенциалов "протектор-трубопровод". Измерения выполняют не менее, чем через две недели после засыпки трубопровода.

12.6. При строительстве многониточной системы трубопроводов средства защиты на первых нитках вводятся по пусковому комплексу, обеспечивающему электрохимическую защиту до ввода средств защиты очередной нитки. Пусковой комплекс должен включать установки катодной защиты, сооружаемые в пределах до 10 км от компрессорных или насосных станций и автономные средства защиты между этими установками.

12.7. Электрохимическую защиту очередных ниток трубопроводов допускается осуществлять с помощью поляризованных электрических перемычек в точках дренажа ранее установленных средств защиты.

 

13. СООРУЖЕНИЕ ЛИНИЙ СВЯЗИ И ЛЭП

 

13.1. Технологическая связь на магистральных трубопроводах обеспечивается в соответствии с проектом. Целесообразность строительства кабельных линий связи (КЛС) должна быть в каждом случае обоснована технико-экономическим расчетом.

13.2. В комплекс радиорелейной линии (РРЛ) технологической связи трубопровода входят следующие сооружения:

— подъездные дороги к площадкам РРЛ;

— площадки РРЛ;

— антенно-мачтовые сооружения;

— помещение для аппаратуры РРЛ;

— аппаратура РРЛ;

— источники электропитания;

— система УКВ радиосвязи.

13.3. Подъездные дороги к площадкам РРЛ должны обеспечивать проезд к ним строительной техники, а в дальнейшем — использоваться для эксплуатации.

13.4. Строительство подъездных дорог должно быть экономически обосновано в сравнении с другими видами транспортировки (аэросани, вертолет и т.д.) оборудования.

13.5. Площадки РРЛ располагаются вдоль трубопровода в соответствии с проектом. Размер площадок РРЛ определяют в основном высотой антенно-мачтовых сооружений. Планировку площади производят подсыпкой насыпного грунта.

13.6. Центральным и анкерным фундаментом для антенно-мачтовых сооружений и аппаратуры радиорелейной линии связи является стальной свайный фундамент с ростверком.

13.7. Установку свай осуществляют в соответствии с требованиями разд.7 настоящих ВСН.

13.8. Нагружать буроопускные сваи допускается только после их окончательного вмерзания в грунты основания.

13.9. Для уменьшения пучинистого воздействия грунта на сваи последние в зоне деятельного слоя обрабатываются специальной смазкой (пушечным маслом).

13.10. Для повышения долговечности свай следует предусматривать противокоррозионные мероприятия.

13.11. Сборку мачты выполняют на площадке РРЛ в соответствии с "Инструкцией по монтажу сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения"  .

13.12. Сборку секций мачты и поворотной рамы для крепления антенн производят в соответствии с чертежами, поставляемыми с каждой партией мачт.

13.13. Антенны до закрепления на поворотной раме должны быть предварительно проверены пробником и сориентированы по азимуту в соответствии с проектом. Подъем мачты РРЛ осуществляют способом падающей стрелы.

13.14. Для бесперебойной работы РРЛ должна быть создана система гарантированного электропитания.

13.15. Установку опор (свай) для ЛЭП осуществляют буроопускным способом.

13.16. После установки опоры (сваи) на проектную отметку по глубине проверяют ее расположение в плане по вертикали, после чего опору (сваю) расклинивают в устье скважины деревянными клиньями в проектном положении.

 

 

14. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

14.1. Все мероприятия по охране окружающей среды при строительстве магистральных трубопроводов должны быть выполнены в соответствии с разд.1З СНиП III-42-80 и проектом.

14.2. Трассовые строительно-монтажные работы должны выполняться преимущественно в зимний строительный сезон при промерзании деятельного слоя на глубину, исключающую разрушение мохорастительного покрова строительной техникой.

14.3. Движение транспортной и строительной техники круглогодично допускается только по постоянным дорогам, а в зимний период — по специально подготовленным зимним технологическим дорогам.

14.4. При прокладке трубопроводов следует сохранять температурный и влажностный режим вечномерзлых грунтов.

14.5. Для предотвращения протаивания вечномерзлых грунтов следует максимально сохранять мохово-растительный покров и восстанавливать его путем высева злаков в пределах нарушенных участков.

14.6. При строительстве дорог с грунтовым основанием на вечномерзлых грунтах отсыпку полотна дороги следует осуществлять пионерным способом "от себя", не допуская езды транспорта за пределами отсыпанного полотна. Грунт для полотна дороги следует отсыпать непосредственно на мохово-растительный покров.

14.7. Для предотвращения эрозионных процессов при прокладке трубопровода следует стремиться к сохранению естественной сети местного стока, а в случае ее нарушения следует производить восстановление стока.

14.8. Для предотвращения развития эрозии при необходимости в траншеях на склонах, крутизна которых более 3°, следует устраивать замки из слабофильтрующего грунта, препятствующие течению воды вдоль траншеи и возникновению эрозионного выноса. На склонах, лишенных растительности, или на склонах с нарушенным растительным покровом следует проводить фиторекультивацию — залужение откосов быстрорастущими злаковыми растениями с развитой корневой системой (овсяница, красная, лисозвост луговой и др.).

14.9. При прокладке трубопроводов на склонах (если в этом есть необходимость) должно производиться закрепление откосов в соответствии с требованиями проекта.

14.10. При производстве работ в летний период следует применять строгие противопожарные мероприятия, в том числе не допускать при работе на сухих торфяниках применения открытого огня, не разводить костры и не сжигать порубочные остатки; разведение открытого огня допускается только в специально оборудованных местах в соответствии с правилами противопожарной безопасности.

14.11. При проектировании и строительстве трубопровода необходимо учитывать пути миграции животных, максимально сохранять районы зимних и летних пастбищ.

14.12. Запрещается устраивать складирование труб и материалов, возводить временные поселки строителей и выполнять другие строительные и вспомогательные работы на участках оленьих пастбищ.

14.13. Для восстановления нормального режима водотоков следует предусматривать:

— биологическую рекультивацию речных пойм, нарушенных строительством;

— планировку береговых откосов и берегоукрепление;

— расчистку русел реки от наносов, вызванных строительными работами.

14.14. Для восстановления нормального гидрологического режима территории и естественного стока поверхностных вод, а также для исключения подпора воды вдоль трассы трубопровода при необходимости в местах переходов трубопровода через естественные препятствия осуществляют строительство водопропускных сооружений.

14.15. После окончания строительно-монтажных работ с трассы трубопровода должны быть удалены остатки труб, строительных, горюче-смазочных материалов.

 

 

15. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

 

15.1. При строительстве магистральных трубопроводов, кроме CНиП III-4-80, следует руководствоваться:

"Правилами техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов", утвержденными Миннефтегазстроем в 1981 году;

"Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации установок потребителей (ПТЭ и ПТБ)", утвержденными Главгосэнергонадзором в 1984 году;

"Правилами устройства электроустановок потребителей", М., Энергоатомиздат, 1985.

15.2. Лица, направляемые на работу в районы вечной мерзлоты, для определения пригодности к работе в условиях сурового климата должны пройти предварительный медицинский осмотр.

15.3. Рабочие перед началом зимнего строительного сезона должны пройти обучение по правилам техники безопасности, в том числе по правилам ориентации на местности в местах производства работ, по оказанию доврачебной помощи при обморожении.

15.4. В местах производства работ должны быть средства и оборудование для обогрева рабочих.

15.5. Рабочие места сварщиков в трассовых и базовых условиях следует оборудовать средствами защиты от ветра, атмосферных осадков (укрытие, переносные щиты, тенты и т.д.).

15.6. В летний период работающие должны быть обеспечены защитными и отпугивающими средствами от гнуса (сетки Павловского, химические вещества -диэтилтулоамид, бензамин и др.) и проинструктированы о порядке пользования ими.

15.7. Строительная организация обязана осуществлять регулярную связь с ближайшей метеорологической станцией и своевременно оповещать свои подразделения о предстоящей перемене погоды (пурга, ураганный ветер, снегопад и т.д.).

15.8. В каждой группе, работающей вдали от других групп, руководитель работ (прораб, мастер) должен назначать старшего, знающего специфические условия районов производства работ. Старший группы должен принимать меры по обеспечению безопасности всей группы в случае плохой погоды или при других неблагоприятных условиях.

15.9. Каждая группа машин с рабочими, направляемая в дальний рейс, должна быть обеспечена необходимым инструментом, инвентарем, запасом продуктов, рацией, палаткой с каркасом, обогревательным прибором, аптечкой, пеньковыми канатами, сигнальными ракетами, запасом топлива, карманными электрическими фонарями.

15.10. Во время пурги находящиеся в пути машины должны остановиться. Между отдельными машинами автоколонны следует натянуть пеньковый канат для пользования им во время перехода от одной машины к другой.

15.11. Толщину льда на действующей ледовой переправе следует измерять:

а) зимой один раз в 10 дней, при пересечении фарватера с быстрым течением — один раз в неделю;

б) осенью и весной — ежедневно.

15.12. При выполнении работ, связанных с электроподогревом грунта, прогреваемую площадь следует ограждать, устанавливать на ней предупредительные сигналы, в ночное время освещать. Расстояние между ограждением и контуром прогреваемого участка должно быть не менее 3 м.

На участках прогреваемой площади, находящихся под напряжением, пребывание людей не допускается.

15.13. При перекладке трубопровода от места монтажа на берму траншеи рабочим запрещается находиться между траншеей и трубопроводом.

15.14. Трасса действующего трубопровода и его сооружений в границах зоны производства работ должна быть обозначена знаками, особенно на углах поворота, в местах пересечения со строящимися коммуникациями.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *