СП 109-34-97. 
6. Монтаж трубной плети газопровода в защитном кожухе

СП 109-34-97. 6. Монтаж трубной плети газопровода в защитном кожухе
Сооружение переходов под автомобильными и железными дорогами

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 
 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
СО 34.21.530-99 - Методические указания по обследованию строительных конструкций производственных зданий и сооружений тепловых электростанций

 

 

 

Сварка ->  Нефтегазодобывающее оборудование ->  СП 109-34-97 -> 

 

 

1 - режущая головка;

2 - расширительное кольцо;

3 - защитный кожух;

4 - вал режущей головки;

5 - площадки;

6, 13 - редукторы;

7 - виртовая тележка;

8 - коробка передач;

9, 15 - электродвигатели;

10 - винтовой домкрат;

11 - ковшовый элеватор;

12 - тележка;

14 - редуктор механизма подачи;

16 - домкратный агрегат;

17, 18 - вставки;

19 - металлический шпунт;

20 - горизонтальная направляющая рама;

21 - рама для установки;

22, 23 - тележки рамы;

24 - тележка шнекового транспортера;

25 - рама шнекового транспортера;

26 - шнеки.


 

 

5.22. При прокладке защитных кожухов в устойчивых грунтах методом горизонтального бурения режущая головка размещается на уровне кромки ножевой секции.

При прокладке защитных кожухов в неустойчивых грунтах режущая головка размещается внутри ножевой секции на расстоянии до 450 мм кромки ножа. В этом случае установка ГБ - 1721 работает как установка по продавливанию.

5.23. Бестраншейная прокладка установкой ГБ - 1721 производится методом последовательного наращивания и проталкивания звеньев защитного кожуха длиной по 12 м. При этом методе работы необходимо проводить в следующем порядке.

На участке перехода по обе стороны насыпи отрывают рабочий и приемный котлованы. Длина рабочего котлована должна быть на 4-5 м больше длины проталкиваемого звена защитного кожуха. Конструкция упорной стенки - см. п.5.19. Около передней стенки на дне котлована следует выкопать приямок для производства сварочных работ при наращивании защитного кожуха.

Рабочий орган размещается в инвентарной секции и приводится в действие самостоятельным электродвигателем, установленным на площадке. Транспортировка грунта из забоя осуществляется шнековым транспортером, состоящим из безопорного шнека, размещенного в желобе. Для удаления из рабочего котлована грунта, доставленного шнековым транспортером, используется скребковый элеватор.

Подача защитного кожуха осуществляется одновременно с разработкой грунта в забое. Механизм подачи защитного кожуха состоит из передвижной рамы, опирающейся роликами на направляющие рельсы горизонтальной рамы, и шести гидродомкратов двухстороннего действия, приводимых в действие гидравлическим агрегатом с электрическим двигателем. Каждый из этих домкратов может развивать нажимное усилие 1150 кН.

Передвижная рама передает нажимные усилия гидродомкратов на торец звена защитного кожуха. Кроме того, эта рама является базой для основных узлов механизмов транспортировки грунта из забоя.

Для передачи реакции нажимных усилий на грунт используются переходник, нажимные патрубки и инвентарная упорная стенка шириной 0,7 м и длиной 5 м. Чтобы снизить сопротивление трения и обеспечить некоторый зазор между защитным кожухом и грунтом, на переднем конце защитного кожуха установлено расширительное кольцо. Кроме того, в образовавшийся зазор подается насосом смазка (тиксотропный раствор).

Звено прокладываемого защитного кожуха передвигается по горизонтальной направляющей раме на опорных роликовых тележках. Прокладка защитного кожуха может осуществляться звеньями длиной по 6, 10,5 или 11,8 м. Для этого установка ГБ-1721 укомплектована сменными патрубками длиной по 0,75 и 6 м. Патрубки изготовлены из толстостенных труб диаметром 1420 мм. Питание всех установленных на ГБ-1721 двигателей осуществляется от передвижной электростанции мощностью 75- 100 кВт.

5.24. Установка ГБ -1721 имеет следующую техническую характеристику:

Техническая характеристика ГБ-1721

Диаметр прокладываемого защитного кожуха, мм............ 1720

Максимальная длина перехода, м......................................... 60

Максимальное усилие подачи, кН........................................ 7000

Средняя скорость проходки, м/ч........................................... 2,0

Мощность двигателя, кВт...................................................... 72

Масса установки (без электростанции), т............................. 63.

 

6. Монтаж трубной плети газопровода в защитном кожухе

 

6.1. Сварка трубной плети газопровода осуществляется непосредственно на участке строительства перехода из одиночных труб или секции труб, сваренных на трубосварочных базах. Трубы могут быть без изоляции или с изоляцией (заводской или базовой).

Сварка стыков плети на месте строительства перехода выполняется в неповоротном положении, как правило, ручной дуговой сваркой.

Сборку и сварку стыка проводят следующим образом. Сначала трубы или секции укладывают на инвентарные лежки и зачищают их кромки до металлического блеска. Затем при помощи внутреннего центратора собирают стыки с установлением технологического зазора.

При сварке газозащитными электродами типа ВСЦ зазор принимается равным 2,3-3 мм, а при сварке электродами с фтористокальциевым покрытием типа УОНИ-13/55 - 3-3,5 мм. После установления зазора и окончательного закрепления его положения центратором выполняют прихватку стыкуемых кромок труб. Длина прихватки 80-100 мм при толщине не менее 4 мм. Прихватка является частью корневого слоя шва и должна обеспечивать полный провар корня шва без пор и трещин.

После наложения прихваток на первом стыке осуществляют сварку первого слоя по всему периметру стыка. Затем центратор снимают и переставляют на другой стык для его центровки. Наложение второго и последующих слоев проводится по схеме "снизу-вверх". Каждый слой шва очищают от шлака и брызг металла шлифовальными машинками.

6.2. Все сваренные стыки трубной плети газопровода перед нанесением на нее изоляции и размещением в защитном кожухе подвергают контролю рентгеновским способом.

6.3. На наружную поверхность трубной плети наносят изоляционное покрытие в соответствии с проектом.

Очистку поверхности труб выполняют электроинструментом с металлическими щетками или портативными приспособлениями. На очищенную поверхность плети наносят грунтовку, а затем изоляционное защитное покрытие усиленного типа. Полимерные ленты рекомендуется наносить с помощью портативных приспособлений. Для предохранения изоляционного покрытия от механических повреждений при монтаже плети в защитном кожухе на нее накладывают защитный оберточный материал.

6.4. На трубной плети в пределах защитного кожуха монтируются опорно-направляющие кольца в соответствии с п. 3.24.

6.5. Футляр для кабеля связи изготовляется из стальной трубы диаметром 50 мм с толщиной стенки 3,5 мм (ГОСТ 8732-58), размещается в верхней части плети и прикрепляется капроновыми канатами (рис.6.1).

 

Рис. 6.1. Футляр для кабеля связи:

1 - футляры,

2 - деревянная пробка;

3 - кабель связи;

4 - защитный кожух;

5 - дорога;

6 - вытяжная свеча.

 

В футляр прокладывается проволочка диаметром 3-5 мм для протаскивания через него кабеля связи. Трубы футляров для кабеля свариваются между собой встык и изолируются.

6.6. Укладка трубной плети в защитный кожух осуществляется путем протаскивания ее с помощью кранов-трубоукладчиков и трактора (рис. 6.2.) в следующем технологическом порядке:

– плеть на монтажных полотенцах поднимается кранами - трубоукладчиками и перемещается в створ траншей;

– к плети присоединяется канат, который другим концом через защитный кожух прикреплен к трактору-тягачу;

– головная часть плети вводится в защитный кожух, а вся плеть приводится в соосное с защитным кожухом положение;

– продольным перемещением кранов-трубоукладчиков и трактором-тягачом плеть протаскивается в защитный кожух до выхода ее головной части на необходимую величину.

Протаскивание плети в защитный кожух рекомендуется производить в холодное время дня (утром).

 

Рис. 6.2. Схема прокладки трубной плети в защитном кожухе:

 

1 - трубная плеть;

2 - краны - трубоукладчики;

3 - защитный кожух;

4 - автомобильная дорога;

5 - канат;

6 - трактор - тягач

 

6.7. При укладке плети в защитный кожух не допускается повреждение изоляции.

Трубная плеть должна иметь опоры на дне рабочего и приемного котлованов на протяжении не менее 8 м с каждой стороны перехода.

В качестве опор могут быть использованы мешки с песком, расположенные один от другого с интервалом 1 м.

6.8. После размещения трубной плети в защитном кожухе проверяют сплошность изоляционного покрытия.

Сущность метода состоит в катодной поляризации построенного перехода и оценке переходного сопротивления по смещению разности потенциала "труба - земля" и силе поляризующего тока, вызывающей его смещение. Оценку переходного сопротивления осуществляют путем расчета по результатам измерения смещения потенциала при заданной силе тока на участке перехода определенной длины.

Для оценки переходного сопротивления используют передвижную исследовательскую лабораторию электрохимической защиты (ПЭЛ.ЭХЗ).

6.9. После проверки изоляции производят испытание на прочность и герметичность гидравлическим способом в два или три этапа в зависимости от категории участка.

6.10. По окончании работ по прокладке плети в защитном кожухе выполняют монтаж манжет, вытяжной свечи и другие работы, предусмотренные проектом перехода.

6.11. При открытом способе прокладки трубную плеть, изоляцию, опоры и манжеты предварительно устанавливают в защитном кожухе и опускают в рабочий котлован.

6.12. Перед засыпкой конца защитного кожуха все металлические наружные части, которые будут находиться в грунте, изолируют, а части на поверхности покрывают масляной краской.

6.13. Рабочий и приемный котлованы засыпают бульдозером с подбивкой грунта под трубопроводом и в пазухах, устраивая грунтовый валик по оси газопровода. Затем засыпают отводной трубопровод и свечи.

6.14. Испытание переходов категории В и примыкающих участков категории 1 производят в соответствии с СП 111-34-96 в три этапа:

I этап - испытание участка категории В после его укладки давление 1,5 Рраб. (но не более минимального dтек.) в течение 6 ч.;

II этап - испытание участков категории В с примыкающими участками категории 1 давлением 1,25 Рраб. в течение 12 ч.;

III этап - испытание всего перехода совместно со всем участком газопровода.

6.15. Испытание переходов категории 1 (прокладываемых в кожухе) производят в два этапа:

I этап - испытание давлением 1,5 Рраб. (но не более минимального dтек.) в течение 6 ч.;

II этап - одновременное испытание перехода со всем участком газопровода.

 

7. Открытый способ строительства переходов без защитного кожуха под автомобильными дорогами низкой категории

 

7.1. Прокладка газопровода без защитного кожуха применяется на пересечениях автомобильных дорог низкой категории (грунтовые дороги и дерево-грунтовые с малой интенсивностью движения) и выполняется из труб с утолщенной стенкой.

7.2. При открытом способе строительства переходов могут применяться два способа организации работ:

1) с временным перекрытием движения транспорта по дороге с устройством объезда;

2) с краткосрочным перекрытием движения без устройства объезда.

7.3. Прежде чем приступить к выполнению работ по укладке газопровода открытым способом, необходимо:

– установить ограждения;

– установить предупреждающие, запрещающие и предписывающие дорожные знаки;

– осуществить мероприятия по защите подземных и надземных коммуникаций.

7.4. Объезд устраивается силами и средствами трубопроводостроительного подразделения.

7.5. Работы по строительству перехода с устройством объезда выполняются в следующей последовательности:

– геодезическая разбивка трассы;

– сварка трубной плети (рекомендуется из изолированных труб);

– контроль качества сваренных стыков;

– изоляция стыков и контроль качества;

– разработка траншеи на прилегающих участках;

– устройство объезда;

– рытье траншеи на переходе дороги;

– укладка трубной плети в траншею;

– засыпка трубной плети с восстановлением насыпи.

7.6. После укладки плети необходимо на ее концах установить инвентарные заглушки во избежание засорения полости труб.

7.7. Гидростатическое испытание перехода производится, как правило, совместно с участком газопровода, в состав которого входит переход через дорогу.

7.8. Работы по строительству перехода без устройства объезда выполняются в последовательности, изложенной в п. 7.5., с той лишь разницей, что продолжительность работ должна быть сокращена. С этой целью работы ведутся с использованием большего количества производственных ресурсов. Кроме того, рекомендуется работы выполнять в выходные дни или в ночное время.

 

8. Производственный контроль качества выполнения строительно-монтажных работ

 

8.1. Целью производственного контроля качества выполнения строительно-монтажных работ (СМР) при строительстве переходов являются предупреждение и исключение брака и дефектов в процессе выполнения СМР, недопущение накопления дефектов, а также повышение личной ответственности исполнителей (приложение 2).

8.2. Производственный контроль качества всех видов СМР выполняется, как правило, исполнителями работ - прорабами и мастерами. Приемочный контроль производится представителями технадзора с оформлением актов скрытых работ.

8.3. Контроль подготовительных работ включает в себя:

– наличие ППР (прораб, мастер) - ППР по составу должен соответствовать СНиП 3.01.01-85* и должен быть согласован с организациями, эксплуатирующими дороги, через которые будут сооружаться переходы;

– ширина полосы отвода (мастер) - соответствие проекту;

– расстояние между параллельными нитями газопроводов (мастер) - соответствие его СН 452-73, табл. 2 (15 м или иное расстояние, обоснованное проектом);

– наличие створных знаков (прораб, мастер) - не менее двух с каждой стороны в пределах видимости;

– соответствие закрепи оси перехода рабочим чертежам (прораб, мастер) - допустимые отклонения:

по вертикали - не более 5% глубины заложения;

по горизонтали - не более 1% длины кожуха;

– планировка площадки под рабочий и приемный котлованы (прораб, мастер) - соответствие ППР.

8.4. Контроль земляных работ при бестраншейной и открытой прокладке кожуха заключается в следующем:

– определение размеров котлована (прораб, мастер) - для газопровода диаметром 1420 мм. Данные приведены в табл. 8.1.

 

Таблица 8.1.

Длина котлована, м

Ширина котлована, м

Глубина котлована (м) при глубине заложения кожуха, (м)

Рельсовая направляющая рама установки

Уголковая направляющая рама установки

2

3

4

5

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10-12

5

2,2

3,2

4,2

5,2

2,2

3,2

4,2

5,2

 

Для обеспечения спуска рабочих в котлован наименьшая ширина между кожухом (конструкцией) должна быть не менее 0,7 м;

– определение ширины траншеи по дну при открытом способе прокладки (прораб, мастер) - с вертикальными стенками без креплений:

1,5 D при укладке плетями или отдельными секциями;

D + 0,8 м при укладке отдельными трубами;

– проверка крутизны откосов котлованов и траншей (прораб, мастер) - наибольшая крутизна должна соответствовать данным, приведенным в табл.5.1.

Крутизна откосов котлованов и траншей глубиной более 5 м при грунтах, не предусмотренных табл. 5.1., должна устанавливаться проектом;

– проверка крепления стенок котлованов и траншей (прораб, мастер) - стенки следует крепить в соответствии с данными табл. 8.2.

 

Таблица 8.2.

Грунтовые условия

Глубина траншеи, котлована, м

Щиты ограждения

Грунты, связанные естественной влажностью, при отсутствии или незначительном притоке грунтовых вод

До 3

Свыше 3

До 5

С просветами

Сплошные

Грунты песчаные и другие с повышенной влажностью

Любая

Сплошные

 

При возведении крепи верхняя ее часть должна выступать над бровкой выемки не менее, чем на 15 см. Установку крепи выполнять по методу сверху вниз;

– определение размеров монтажных приямков (мастер) - приямок должен иметь минимальные размеры, м: 1,0´(D+1,2)´0,7 (длина, ширина, глубина).

8.5. Контроль качества сварочно-монтажных работ (прораб) должен производиться в соответствии со СНиП III-42-80* (Раздел 4. Контроль сварных соединений).

8.6. Контроль качества проведения предварительного испытания плети (прораб) должен производиться в соответствии со СНиП III-42-80* (Раздел 11. Испытание трубопроводов).

8.7. Контроль качества изоляционных работ (прораб) должен включать:

– контроль повреждений заводского изоляционного покрытия кожуха и труб;

– контроль восстановления поврежденных участков изоляционного покрытия кожуха и труб;

– контроль качества изоляции сварных стыков, кожуха и труб (см. СНиП III-42-80*).

8.8. Контроль качества монтажа опорно-направляющих колец плети (мастер) должен устанавливать соответствие конструкции проекту и ТУ, расстояния между опорами проекту.

8.9. Электрический контакт между кожухом и трубной плетью не допускается.

8.10. Контроль глубины заложения участков газопроводов под железными дорогами (прораб, мастер) - глубина заложения должна быть не менее 2 м от подошвы рельса до верхней образующей защитного кожуха, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 0,5 м от дна кювета, лотка водоотводных канав или дренажа.

8.11. Контроль глубины заложения участков газопровода под автодорогами (прораб, мастер) - глубина заложения должна приниматься не менее 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного кожуха, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 0,4 м от дня кювета, водоотводных канав или дренажа.

8.12. Контроль качества проведения испытания участка газопровода (II этап), см. п. 8.6 настоящего Свода Правил.

8.13. Контроль качества засыпки траншеи и котлованов (прораб, мастер) - присыпка производится мелкозернистым грунтом, засыпаются и подбиваются приямки и пазухи одновременно с обеих сторон, а затем плеть засыпается тем же грунтом на 0,2 м выше верха труб с обеспечением сохранности изоляции. Грунт в пределах дорожной насыпи отсыпается слоями и уплотняется.

Последующая засыпка производится любым грунтом без крупных включений (размером 200 мм и более). Обратная засыпка траншей, на прилегающих к дороге участках, может выполняться без уплотнения грунта, но с отсыпкой валика, размеры которого определяются с учетом естественной осадки грунта.

8.14. Завершающим этапом контроля качества выполнения СМР по сооружению переходов магистральных газопроводов через железные и автомобильные дороги является оформление исполнительной документации (прораб), которая представляется двумя следующими актами, приведенными в приложениях 3 и 4 (правильность оформления актов по всем установленным в них позициям).

8.15. В местах пересечения или сближения газопровода с железными дорогами, где исходя из условий рельефа местности в случае повреждения газопровода возможно создание взрывопожароопасной обстановки, угрожающей безопасности движения поездов, следует устанавливать, по решению проектных организаций, устройства системы автоматического газового контроля (САГК).

 

9. Техника безопасности

 

9.1. Строительно-монтажные и специальные строительные работы при строительстве переходов - подготовительные, земляные, погрузочно-разгрузочные, сварочно-монтажные, изоляционные, укладочные, по очистке полосок и испытания участков газопроводов и другие, в том числе по обслуживанию общестроительных и других машин и оборудования, должны выполняться в соответствии с действующими основополагающими в этой области документами РФ - Конституцией и законами, государственными стандартами системы стандартов безопасности труда (ССБТ), нормативными общегосударственными документами, нормативными документами Госстроя России (СНиП, ГОСТ, СП, РДС), документами субъектов РФ (ТСН), производственно-отраслевыми нормативными документами (СТП и СТО), а также документами Минздрава России, Госгортехнадзора России, надзорных организаций за безопасным производством СМР в газовой, трубопроводной, энергетической, автостроительной и других отраслях.

Применительно к строительству указанных переходов основополагающими нормативными документами являются:

СНиП III-4-80*. Техника безопасности в строительстве;

СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ;

РД 102-011-89. Охрана труда. Организационно-методические документы. М. ВНИИСТ, 1989.

Кроме того, по технике безопасности при строительстве переходов магистральных газопроводов через железные и автомобильные дороги рекомендуются следующие документы:

ВСН 013-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты М., ВНИИСТ 1989, стр. 29-31;

ВСН 006-89. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка. М.. ВНИИСТ, 1989, стр. 205-214;

ВСН 008-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция. М., ВНИИСТ, 1989, стр.51;

ВСН 011-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытания. М., ВНИИСТ, 1989, стр. 87-88.

9.2. Правила техники безопасности, относящиеся к строительству переходов магистральных газопроводов через железные и автомобильные дороги, следующие:

9.2.1. На время сооружения перехода в его зоне для безопасного производства работ устанавливаются ограждения и вывешиваются предупредительные знаки, которые должны быть видны в любое время суток.

9.2.2. При эксплуатации машин горизонтального бурения и для продавливания защитного кожуха корпуса их должны быть заземлены.

9.2.3. Машины, материалы и оборудование около котлована располагаются за пределами призмы обрушения грунта.

9.2.4. При опускании в котлован оборудования или труб нахождение рабочих под грузом не допускается.

9.2.5. Спуск рабочих в котлован допускается только по переносным инвентарным лестницам. Откосы котлована должны иметь крутизну, указанную в ППР, или крепи стенок.

9.2.6. На рабочих местах в котловане должно применяться электроосвещение, рассчитанное на напряжение не более 12 В. Приямки для размещения рабочих под трубой должны иметь размеры, указанные в ППР.

9.2.7. Площадка работы машиниста установки горизонтального бурения должна быть надежно защищена.

9.2.8. Площадка (место) работы машиниста установки горизонтального бурения должна быть защищена на случай аварии арматуры высокого давления.

9.2.9. Как при горизонтальном бурении, так и при продавливании защитного кожуха скорость его подачи следует уменьшать по мере возрастания сопротивления грунта.

9.2.10. Между машинистом крана - трубоукладчика и машинистом установки горизонтального бурения или продавливания, а также между рабочими должна быть установлена надежная сигнализационная связь.

9.2.11. Перед началом работ машинист-оператор должен:

– проверить наличие защитных ограждений движущихся частей;

– проверить исправность электрооборудования;

– проверить исправность гидроприводов;

– осмотреть состояние всех узлов установки;

– устранить замеченные неисправности.

9.2.12. Перед началом работы машинист-оператор установки для продавливания кожуха должен проверить:

– исправность гидропривода;

– арматуру высокого давления;

– состояние упорной стенки;

– состояние нажимных штанг и другого оборудования.

9.2.13. После осмотра установки машинист-оператор обязан проверить действие всех механизмов на холостом ходу.

9.2.14. Начинать бурение необходимо на первой скорости. Переходить на более высокие скорости шнека можно только после проверки исправности установки.

9.2.15. Во время работы установки необходимо следить за количеством грунта, поступающего из защитного кожуха.

9.2.16. По окончании смены машинист-оператор обязан:

– установить рычаги управления в нейтральное положение;

– отключить электродвигатели и принять меры, исключающие пуск посторонними лицами;

– произвести осмотр всей установки и замеченные неисправности устранить, а о крупных - сообщить механику (прорабу).

 


приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

           
Разместить сайт в каталоге
Разместить статью в каталоге