СП 108-34-97 стр.7 13. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ПРИЕМКАРАБОТ

 

13. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ПРИЕМКА РАБОТ

 

13.1. Контроль качества работ на всех этапах строительства подводного перехода газопровода от начала и до их завершения осуществляется различными способами, средствами и приборами в зависимости от места и времени проведения контроля в технологическом процессе, характера работ. объема и охвата контролируемых параметров, периодичности использования средств измерения. Методы и объемы контроля по основным видам работ (земляные работы, укладка трубопровода и др.) и требования по контролю приведены в соответствующих разделах настоящего Свода Правил.

13.2. На всех этапах строительства осуществляется входной контроль поступающих материалов, изделий, конструкций, труб и др., а также технической документации на эти материалы, с составлением соответствующих актов входного контроля.

13.3. В процессе производства работ работниками службы контроля Подрядчика осуществляется пооперационный технологический контроль, преимущественно с помощью измерительной аппаратуры или техническим осмотром. Результаты пооперационного контроля фиксируются в общих или специальных журналах работ и других документах, предусмотренных в данной организации, в соответствии с требованиями настоящего Свода Правил по строительству.

13.4. При завершении строительства объектов на переходе или отдельных его этапов, а также выполнении скрытых работ осуществляется приемочный контроль, по результатам которого принимается документированное решение о пригодности объекта к эксплуатации, необходимости переделки (устранения) недостатков или возможности выполнения последующих работ.

С целью обеспечения инструментального контроля за состоянием крупных (более 200 м) подводных переходов после их строительства в местах размещения крановых узлов целесообразна установка камер пуска и приема внутритрубных устройств, контролирующих полость трубы (дефектоскопов — снарядов кабельного типа или др.). Конструкция таких камер должна определяться проектом.

Результаты приемочного контроля фиксируются в актах освидетельствования скрытых работ, актах промежуточной приемки ответственных конструкций, актах испытания трубопроводов на прочность и герметичность и других документах, предусмотренных действующими нормативами в соответствии со СНиП III-42-80* “Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ”, СНиП 3.01.04-87 “Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения”.

13.5. Приемка в эксплуатацию законченного строительством подводного перехода газопровода производится на основании приемо-сдаточной документации, предъявляемой генподрядчиком вначале рабочей комиссии, а затем государственной приемочной комиссии.

Приемо-сдаточная документация состоит из материалов, указанных в Приложении 2 настоящего Свода Правил и соответствующих требованиям СНиП 3.01.04-87:

– различные списки, перечни, ведомости, справки, паспорта, сертификаты (п.3.5. “а” и “В” СНиП);

– исполнительная проектная документация (п.3.5. “б” СНиП);

– исполнительная производственная документация (п.3.5 “г”, “д”. “е”, “ж”, “з”, “к” СНиП).

По окончании работы рабочей комиссии приемо-сдаточная документация передается Заказчику (дирекции строящегося объекта).

 

14. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЕРЕХОДОВ

 

14.1. Все мероприятия по охране окружающей среды при строительстве подводных переходов должны быть выполнены в проекте в соответствии с требованиями:

– Закона “Об охране окружающей среды” (от 11.12.91 г., № 2061-1);

– положения “О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФ” (от 23.12.93 г., № 1362);

– постановления Правительства “О плане действия правительства РФ по охране окружающей среды на 1994-1995 годы”(от 18.05.94г. № 496); СНиП III 42-80;

– ВСН 014-89 “Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды”;

– ВСН 010-88 “Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы”;

– РД 51-2-95 “Регламент выполнения экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации подводных переходов магистральных газопроводов”;

– постановлений местных органов власти по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов в регионах;

– мероприятий и требований, разработанных в ПОС и ППР;

– пунктов данного нормативного документа.

14.2. Строительная организация, выполняющая строительство подводного перехода газопровода, несет ответственность за соблюдение решений по охране окружающей среды, предусмотренных проектом.

Персональная ответственность за выполнение мероприятий, связанных с защитой водоема от загрязнения, и соблюдение требований рыбнадзора и других органов возлагаются на руководителя строительства подводного перехода.

14.3. До начала строительства подводного перехода рабочие и инженерно-технический персонал должны пройти экологический инструктаж по соблюдению требований охраны окружающей среды при выполнении строительно-монтажных работ, изложенных в проекте и соответствующих нормативных документах.

14.4. Строительно-монтажные работы на участках трассы газопровода “Север-1” должны выполняться преимущественно в зимний сезон в условиях промерзания деятельного слоя на глубину, исключающую разрушение растительного покрова строительной техникой (см. гл. 2; 4.1; 4.3; 4.7).

Движение транспортной и строительной техники круглогодично допускается только по постоянным дорогам, а в зимний период — по специально подготовленным зимним технологическим дорогам.

14.5. Строительно-монтажные площадки, городки строителей, вспомогательные сооружения и другие объекты должны располагаться за пределами водоохранной зоны и других охраняемых зон.

14.6. При оборудовании строительно-монтажной площадки необходимо предусматривать специальные зоны для технического оборудования, мойки, заправки машин и механизмов. Расположение этих зон должно исключать:

– нарушение направлений поверхностного стока воды;

– нарушение почвенно-растительного покрова (в районах многолетней мерзлоты);

– разлив горюче-смазочных материалов, смол и других материалов;

– загрязнение территории отходами производства;

– попадание сточных вод, топлива, масла в проточную воду;

– возгорание растительности и торфяников из-за работы неисправных технических средств.

При техобслуживании, заправке, ремонте плавучих средств запрещается загрязнение водоемов остатками топлива, масел и обтирочными материалами.

14.7. Плодородный слой почвы на площади, занимаемой береговой траншеей, строительно-монтажной площадкой, а также в местах движения тяжелой гусеничной техники должен быть снят и складирован для использования его в последующем при рекультивации земель.

14.8. При производстве подводных земляных работ земснарядами запрещается использовать пульпопроводы с неисправными уплотнениями и шарнирами, способствующими утечке части пульпы в места, не отведенные для отвалов. С грунторазрабатывающих средств в воду не должны попадать топливо, масло, производственные и бытовые отходы.

14.9. Разработанный грунт удаляется путем рефулирования по пульпопроводу или в шаландах со складированием в подводные и береговые отвалы, расположение которых проектные организации согласовывают с региональными организациями речного флота, рыбного хозяйства и другими заинтересованными ведомствами.

14.10. Границы отвала грунта при производстве подводных земляных работ должны быть точно обозначены. Сброс грунта за пределами установленных границ не допускается.

14.11. При складировании грунта в береговые отвалы должно быть исключено попадание его в водоемы при колебаниях уровня воды, поверхностных стоках, волнении и других явлениях. Местами складирования грунта на береговых участках могут служить овраги, болота, малопригодные для сельскохозяйственных работ пойменные участки, намечаемые по согласованию с землепользователями.

При необходимости складирования грунта на территории низких пойм необходимо устраивать защитные береговые дамбы, исключающие утечку грунта (пульпы) в реку. Для снижения загрязнения водной среды и потерь грунта под действием течения при разработке траншей на урезах земснарядами с выгрузкой грунта на берег устраиваются временные перемычки (дамбы) и затоны (ковши) для захода разгружающих шаланд.

14.12. При выполнении берегоукрепительных работ и планировке берегового откоса запрещается сталкивать растительный грунт и строительные отходы в русло реки.

14.13. При разработке подводных траншей с использованием буровзрывных работ следует использовать методы ослабления гидроударных волн (короткозамедленное взрывание зарядов, воздушно-пузырьковые экраны, специальные конструкции зарядов и др.), снижающие ущерб, наносимый гидрофауне.

Выполнение взрывных работ при устройстве подводных траншей необходимо согласовывать с местными органами рыбоохраны, охраны окружающей среды и другими заинтересованными организациями.

На время нереста рыб подводные взрывные и земляные работы запрещаются.

14.14. На каждом этапе строительства подводного перехода строительная и принимающая работы организации должны следить за выполнением требований по охране окружающей природной среды и, в случае их нарушения, фиксировать в соответствующих актах и предписаниях.

Акты приемки работ могут быть подписаны только при условии выполнения всех. предусмотренных проектом природоохранных мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Перечень нормативных документов, используемых для изысканий, проектирования и строительства трубопроводов через водные преграды

 

1. СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" Правила проектирования, Госстрой РФ, 1985.

2. СНиП III-42-80* "Правила производства и приемки работ. Магистральные трубопроводы". Госстрой РФ. 1981.

3. СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты".

4. СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения".

5. СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения". Минстрой РФ, 1997.

6. ВСН 004-88 "Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация". Миннефтегазстрой, 1989.

7. ВСН 006-89 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Конструкция и балластировка". Миннефтегазстрой, 1989.

9. ВСН 008-88 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция". Миннефтегазстрой. 1989.

10. ВСН 010-88 "Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы". Миннефтегазстрой, 1989.

11. ВСН 011-88 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытание". Миннефтегазстрой, 1989.

12. ВСН 012-88 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ" ч.1 и 2. Миннефтегазстрой, 1989.

13. ВСН 013-88 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты". Миннефтегазстрой, 1989.

14. ВСН 014-89 "Строительство магистральных трубопроводов. Охрана окружающей среды". Миннефтегазстрой, 1989.

15. ВСН 163-83 "Учет деформаций речных русел и берегов водоемов в зоне подводных переходов магистральных трубопроводов". Госкомгидромет — Миннефтегазстрой, 1985.

16. СП 101-34-96 "Выбор труб для сооружения магистральных газопроводов.

17. СП 103-34-96 "Подготовка строительной полосы".

18. СП 104-34-96 "Производство земляных работ".

19. СП 105-34-96 " Производство сварочных работ и контроль качества сварных соединений".

20. СП 106-34-96 "Укладка газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях".

21. СП 107-34-96 "Балластировка, обеспечение устойчивости положения газопроводов на проектных отметках".

22. СП-111-34-96 "Очистка полости и испытание газопроводов".

23. Правила плавания по внутренним судоходным путям Российской Федерации. ,

24. "Единые правила безопасности при взрывных работах".

25. "Правила техники безопасности при производстве подводно-технических работ на реках и водохранилищах".

26. "Единые правила безопасности труда на водолазных работах".

27. "Правила техники безопасности при производстве дноуглубительных работ и обслуживании специальных механизмов и устройств на дноуглубительных работах".

 

 

Приложение 2

Классификация водных преград по условиям и сезонности строительства переходов на трассе газопровода Ямал-Европа

Водные преграды (реки, озера, водохранилища) на трассе газопровода Ямал-Европа имеют большое региональное различие по климатическим, геологическим, гидрологическим и другим условиям, определяющим сроки, способы и технологию строительства подводных переходов газопроводов.

Применительно к выбору конструкций переходов газопроводов и способам их строительства все реки в границах данной трассы можно классифицировать по определенным признакам, принимая во внимание следующее:

1. Параметры рек (все участки трассы):

ширина

Малые реки                                                    30 — 70 м

Средние реки                                                 70 — 150 м

Крупные реки                                                более 150 м

Деление рек по ширине русла принято, исходя из опыта работ с применением подводно-технических и плавучих средств.

2. Судоходность рек (“Север-II”, “Север-III”, “Центр-I”, “Центр-II”), позволяющая использовать на них при строительстве плавучую землеройную технику (земснаряды, краны), транспортные средства (шаланды, баржи) и контрольно-вспомогательный флот (водолазные боты, катера, завозни и пр.), имеющие осадку корпуса 1-3 м и требующие запасы по глубине под днищем от 1 до 2 м.

3. Разнотипность русловых процессов рек (все участки трассы), сложность и многообразие крупных русловых форм (протоков, стариц, пойм, излучин и др.), требующие изучения многовариантных решений при выборе конструкций перехода (однониточный, многониточный, подводный, надземный, подземный).

4. Полная или частичная ранняя промерзаемость русел рек (преимущественно “Север-I”, “Север-II”) в границах переходов при глубине до 2 м, влияющая на сезонность и круглогодичность работ и требующая выполнения строительства переходов, как правило, в зимний период с применением специальной ледорезной техники или буровзрывных работ.

5. Наличие в береговой и урезной частях русла многолетнемерзлых грунтов (“Север-I”, “Север-II”), требующих применения специальных способов и средств для их разработки, сохранения, замены, рекультивации грунтов. Все виды работ на этих участках должны выполняться в зимний период.

6. Наличие в русловой части мерзлых линз (“Север-I”, “Север-II”), затрудняющих использование средств гидромеханизации при разработке подводных траншей и требующих применения специальных способов и средств по их разработке.

7. Наличие на ряде рек (“Север-II”, “Центр-I” и др.) тяжелых глинистых, скальных, мерзлых грунтов, требующих изменения конструкций переходов и применения при их строительстве экологически небезопасных буровзрывных работ или нетрадиционных способов строительства, включая способ наклонно-направленного бурения.

8. Застроенность намечаемых участков рек (“Север-III”, “Центр-I”, “Центр-II” и др.) трубопроводами различного назначения, наличие на них значительных искусственно вызванных русловых и береговых деформаций, приведших к значительному изменению режимов водного потока и экологической обстановки.

9. Расположение намечаемых для переходов участков рек вблизи или на заповедных (“Север-I” и др.), или охраняемых государством зонах, требующих обеспечения необходимой экологической безопасности для таких районов.

Некоторые природно-климатические условия шести регионов, пересекаемых реками данной трассы, и производственные особенности выполнения работ на переходах, с учетом выше указанных особенностей рек, приведены в табл. 1 настоящего приложения.

 

 

Таблица 1.

Классификация водных преград по условиям и сезонности строительства переходов

Распределение водных преград по участкам трассы газопровода

Природно-климатические данные территорий

Особенности разработки грунтов

Сезонность разработки траншей

Растительность

Среднеянварская температура воздуха

Берега

Русло

Поймы

1

2

3

4

5

6

7

"Север-I"

Тундра с мохово-лишайниковой растительностью и болотами

-25° С

Распространение многолетнемерзлых грунтов с температурой -5 ¸ 3 °С

Зимой с использованием БВР

Зимой со льда. Использование БВР при наличии линз мерзлых грунтов в таликах или промерзании рек до дна

Зимой с использованием БВР

"Север — II"

Тундра и лесотундра с редколесьем, болотами и хвойными лесами

-20° С

Островное распространение многолетнемерзлых грунтов с температурой 0,1 ¸ + 0,1°С

В теплое время года

Навигационный период

Сухие участки в летнее время.

Обводненные и заболоченные участки при необходимости целесообразно разрабатывать с наступлением зимы при промерзании поверхности до 20-30 см, позволяющей прохождение строительной техники

"Север — III"

"Центр — I"

"Центр — II"

Хвойные (сосновые) и березовые леса

-10¸-15°С

Имеются участки с галечниками и валунами в русле рек (Печора, Сухона, Волга и др.)

В теплое время года

Навигационный период

В теплое время года

"Запад"

Хвойные (сосновые), лиственные леса и низинные болота

-5° С

Легко разрабатываемые грунты

Работы выполняются в теплое время года. При необходимости выполнения работ в зимнее время разработка траншей производится при промерзании поверхности

После ледохода и до образования ледяного покрова толщиной менее 10 см

Обводненные, заболоченные и низинные участки при необходимости могут разрабатываться зимой при определенных условиях и технических средствах

 

 

Примечания:

1. В зимнее время береговые участки и поймы могут разрабатываться с использованием буровзрывных работ (БВР) при промерзании поверхности на глубину более 30-40 см. При глубине промерзания до 20-30 см мерзлый слой разрабатывается ковшом экскаватора.

2. На несудоходных реках траншеи в руслах рек разрабатываются легкими и средними земснарядами с глубиной осадки до 1,5 м. В зимнее время легкие земснаряды типа ПМТ-100 могут работать со льда.

3. На судоходных реках Ямальского Севера (Морды-Яха и др.) подводные траншеи в подрусловых и урезных таликах могут разрабатываться в летнее время без выполнения каких-либо работ на берегах.

4. Скальные породы, встречающиеся на реках участков трассы “Север-II” и “Центр-I”, разрабатываются с применением буровзрывных работ.

 

Приложение 3

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ ГАЗОПРОВОДОВ

 

Исполнительная производственная документация на строительство подводных переходов газопроводов составляется в процессе их сооружения строительной и другими заинтересованными организациями в целях подтверждения:

– факта выполнения работ;

– требуемого уровня их качества, соответствия проекту и нормативной документации;

– участия конкретных исполнителей (организаций, подразделений или лиц) в работах на переходе;

– возможности продолжения последующих работ.

Типовая исполнительная документация на строительство подводных переходов формируется на основе СНиП 3.01.04-87 “Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения”, СНиП III-42-80* “Правила производства и приемки работ. Магистральные трубопроводы”, ВСН 012-88 “Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемки работ” и ВСН 010-88 “Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы”

Состав документации:

1. Акт на закрепление границ подводно-технических работ;

2. Акт на геодезическую подготовку строительства подводного перехода;

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *