СП 108-34-97. 
Таблица 4.2.

СП 108-34-97. Таблица 4.2.
Сооружение подводных переходов

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 
 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
РД 34.10.125-94 - Инструкция по контролю сварочных материалов и материалов для дефектоскопии.

 

 

 

Сварка ->  Нефтегазодобывающее оборудование ->  СП 108-34-97 -> 

 

 

При одновременном использовании на переходе нескольких разных механизмов могут быть приняты различные способы извлечения грунта, а также раздельные или смешанные схемы транспортирования и складирования грунта в отвалы.

4.5.5. Для разработки мягких грунтов используются землесосные снаряды, эжекторные и гидромониторные установки, а для разработки тяжелых грунтов (глин) - черпаковые земснаряды, КСУ и экскаваторы.

При разработке траншей в мерзлых и скальных породах или тяжелых глинах, находящихся, как правило, под слоем наносных грунтов, должны удаляться сначала легкие наносные грунты (при большой их толщине), а затем, после предварительного рыхления, твердые породы (рис.4.3.).

Таблица 4.2.

Некоторые показатели основных технических средств для подводной разработки грунта

Механизмы

Рекомендуемая группа разработки грунтов по СНиП

Производительность по извлечению грунта, м3

Максимальная глубина разработки, м

Способ рабочего перемещения

Рыхлитель

Землесосные снаряды типа:

 

 

 

 

 

"Крым"

I-VI

800

25

На тросах

Фреза

"Апшерон"

I-VI

800

35

На тросах

Фреза

"Подводник-2

I-VI

300

25

На тросах

Фреза

ТЗР-151

I-IV

130

15

На тросах

Фреза

ТЗР-251

I-IV

200

20-25

На тросах

Фреза

ПМТ-100

I-IV

60

13

На тросах

Гидравлический

ДГС-150

I-IV

50

20

На тросах

Гидравлический

Гидромониторы

I-IV

9

20

-

Гидравлический

Ковшовые земснаряды типа: многочерпаковый

 

 

 

 

 

"Селигер"

I-VII

120

20

Свайный

Ковши

"Балхаш"

III-VII

100

23

Свайный

Ковш

"Подводник-1

I-VII

110

20

Свайный

Ковш,

Пневмоударник

"Подводник-3

I-VII

90

18

Свайный

Ковш

Плавучий кран "Ганц"

III-V

20

20

На тросах

Грейфер

Канатно-скреперная установка (КСУ)

V-VI

20

40

На тросах

Ковш

 

Примечание.

Емкость ковшей КСУ составляет 1-1,5 м3. Использование КСУ не рекомендуется на илах, текучепластичных грунтах, тяжелых суглинках и глинах; при дальности скреперования более 150 м и глубине траншеи более 3 м.

 

Рис. 4.3. Схема разработки предварительно разрыхленного взрывами мерзлого (скального) грунта с помощью экскаватора на понтоне:

 

1 - трактор-тягач;

2- отвал разработанного грунта, разрыхленного взрывом;

3 - траншея;

4 - смотровые люки на понтоне;

5 - экскаватор фирмы "Като" с удлиненной рукоятью;

6 - страховочные тросы;

7 - понтонная переправа ПП-90 со смещенной средней секцией;

8 - гашевые тросы;

9 - разрыхленный взрывом грунт

 

4.5.6. Разработка подводных траншей земснарядами производится одновременно со сбросом грунта на дно реки (водоема) по рефулеру, с отвозом и укладкой грунта в подводные отвалы шаландами или транспортированием его на берег пульпопроводами. Способ удаления грунта определяется ПОС в соответствии с требованиями и согласованиями всех заинтересованных организаций и сроками производства работ и уточняется в ППР.

4.5.7. В качестве основных средств для транспортирования грунта при разработке траншеи в зависимости от расположения и удаленности отвалов, учета требований судоходных организаций, природоохранных и других органов следует принимать шаланды или пульпопроводы. Тип и количество шаланд, длина пульпопровода определяются типами земснарядов, дальностью транспортировки грунта, объемами его разработки и другими условиями.

4.5.8. При эксплуатации плавучего пульпопровода необходимо соблюдать следующие требования:

– пульпопровод до начала работы должен быть испытан на максимальное рабочее давление и надежность работы;

– на поворотах более 15° и в концевой части пульпопровод необходимо надежно закрепить якорями;

– секции плавучего пульпопровода в местах фланцевых или других соединений должны быть надежно соединены во избежание протечек пульпы в воду.

4.5.9. Удаление разработанного землесосными снарядами грунта по пульпопроводам должно осуществляться в подводные отвалы или береговые карты намыва (рис.4.4.). Способ удаления грунта согласовывается с землепользователями, рыбоохранными, судоходными и другими заинтересованными организациями. Конкретные условия удаления грунта в гидроотвалы разрабатываются в ППР.


а

 

б

в

Рис. 4.4. Конструкция береговых отстойников для складирования разработанного земснарядами грунта;

 

а - схема намыва грунта и береговые карты (гидроотвалы);

б - поперечный разрез гидроотвала; в - поперечный разрез отстойника;

 

1 - плавучий пульпопровод;

2 - перекачивающая грунтонасосная установка;

3 - магистральный пульпопровод;

4 - разводящий пульпопровод;

5 - пруд-отстойник для грунта;

6 - дамба обвалования;

7 - канава для отвода фильтрационной воды;

8 - водосбросной колодец;

9 - водосбросной трубопровод;

10 - отстойник для сильнозагрязненной воды

 

 

4.5.10. Транспортирование извлеченного из-под воды ковшовыми земснарядами грунта в подводные отвалы может производиться с использованием самоходных саморазгружающихся шаланд (табл. 4.3.) и барж-площадок.

Вместимость шаланд составляет 100-400 м и, как правило, должна быть больше половины часовой производительности земснаряда. Осадка шаланд при полной загрузке и малых глубинах не должна превышать осадку земснаряда в рабочем состоянии.

 

Таблица 4.3.

Плавучие средства для транспортирования грунта

 

Тип судна

Грузоподъемность, т

Размеры судна, м

Осадка с грузом, м

Скорость хода с грузом, км/ч

длина

ширина

высота

Шаланда самоходная саморазгружающаяся (проект 711).

150

39

8,3

7,05

1,73

8

Шаланда самоходная саморазгружающаяся ("Гидроклапп")

400

51

9,0

12,00

3,00

14

 

4.5.11. Загрузку шаланд черпаковым земснарядом можно производить либо поочередно с обоих бортов земснаряда без прекращения его работы на время смены или перемещения шаланды, либо с одного борта в случае недостаточной глубины или при работе в стесненных условиях. Во всех случаях потери времени на замену и перемещение шаланд должны быть минимальными.

4.5.12. Процесс загрузки шаланд и транспортировки ими грунта должны быть организованы так, чтобы исключить или свести к минимуму простои земснаряда в ожидании подхода или перестановки шаланды.

Необходимое число шаланд n определяют по формуле.

 

,                                               (4.4)

 

Где      Wo - фактическая производительность земснаряда, м/ч;

Q - вместимость шаланды, м3;

L1, L2 - расстояние соответственно от земснаряда до места отвала грунта и обратно, км;

V1,V2 - скорость хода шаланды соответственно от земснаряда до места отвала грунта и обратно, км/ч;

Кр - коэффициент разрыхления грунта;

to - время разгрузки шаланды, ч.

 

4.5.13. Засыпка подводных траншей допускается местным грунтом, если в проекте не предусмотрены особые требования к грунту. Засыпка траншей в зависимости от принятых в ПОС и ППР технологий работ и техники может выполняться путем (п.4.5.6):

– рефулирования грунта земснарядами по пульпопроводу;

– сброса грунта саморазгружающимися шаландами;

– сброса грунта из барж путем выгрузки его грейфером (рис.4.5.) или перекачивания грунта из барж грунтососами;

– сброса грунта с баржи-площадки бульдозером;

– сталкивания грунта с береговых отвалов бульдозером.

4.5.14. При засыпке подводных траншей необходимо учитывать унос сбрасываемого грунта течением за пределы траншеи и поступление донных наносов, переносимых в траншею потоком. Объем уносимого потоком грунта при сбросе его в воду и заносимости траншеи донными наносами определяются расчетами в проекте с учетом характеристики грунта и режима водного потока и уточняются в ППР на основе анализа конкретных условий на реке перед началом строительства перехода. Ориентировочно объем уносимого грунта принимается в пределах 10-20% от общего объема засыпки траншеи на переходе.

Объем засыпки траншеи необходимо планировать с учетом этих двух факторов - уноса и заносимости.

Рис. 4.5. Схема засыпки подводной траншеи с плавучей площадки:

 

1 - плавкран;

2 - папильонажный трос;

3 - папильонажный якорь;

4 - экскаватор-драглайн;

5 - перемещаемый грунт;

6 - бульдозер;

7 - плавучая площадка;

8 - буксирный катер;

9 - становой якорь;

10 - становой трос;

11 - засыпаемая траншея;

12 - уложенный трубопровод

 

4.5.15. Сброс грунта в траншею при ее засыпке можно осуществлять при погружении концевого звена пульпопровода в воду в целях снижения уноса его и загрязнения водной среды.

4.6. Земляные работы на переходах в зимнее время.

4.6.1. Необходимость проведения земляных работ на переходах в зимнее время может обусловливаться трудностью подъезда к месту строительства перехода при сильной обводненности территории в летнее время, сжатыми сроками строительства перехода, невозможностью использования летнего варианта строительства перехода из-за легкой ранимости почвенно-растительного слоя в северных регионах (тундровой и лесотундровой зонах).

4.6.2. Технология и организация земляных и подводно-технических работ в зимних условиях определяется, в основном, характеристикой водной преграды, ледовой обстановкой и температурным режимом донных грунтов и должна быть изложена в проекте и уточнена в ППР.

4.6.3. Строительно-монтажные работы на переходах в условиях Крайнего Севера выполняются в зимний строительный сезон при промерзании деятельного слоя на глубину, исключающую разрушение растительного покрова строительной техникой, движение которой допускается по специальным подготовленным зимним технологическим дорогам.

4.6.4. При строительстве дорог с насыпным грунтовым основанием на многолетнемерзлых грунтах отсыпку полотна дороги следует осуществлять пионерным способом “от себя”, не допуская выезда техники и транспорта за пределы отсыпанного полотна. Грунт для полотна дороги следует отсыпать непосредственно на мохово-растительный покров или на снежный покров с предварительным выравниванием снежных бугров.

4.6.5. Промораживание плохо замерзающих участков территории на переходах в границах строительных площадок осуществляют уплотнением растительного покрова гусеничной техникой с давлением ее на грунт не более 0,025 МПа (0,25 кг/см2 и удалением на полосе отвода снега с последующим его складированием и разравниванием за пределами рабочей полосы.

4.6.6. При разработке подводных траншей в зимнее время требуется выполнение следующих дополнительных работ:

– нарезание ледорезной машиной прорезей в ледовом покрове или рыхление льда механическим способом с последующим удалением его с целью создания майн (свободной ото льда поверхности воды) для перемещения в них либо непосредственно земснарядов, либо их рабочей стрелы (при работе земснарядов со льда);

– предохранение от намораживания пульпы на стенки рефулера и его замерзания;

– подготовка земснарядов и землеройной техники для работы в зимних условиях;

– поддержание несущей способности льда путем его дополнительного намораживания для обеспечения движения техники и земснарядов по льду.

4.6.7. Период производства земляных работ при разработке подводной траншеи в зимних условиях определяется состоянием и продолжительностью сохранения ледового покрова, а также требованиям к его прочности.

Выполнение работ на льду, связанных с установкой оборудования, размещением материалов, движением транспортных средств и техники, производится после определения его несущей способности в соответствии с требованиями ППР и Правил техники безопасности.

4.6.8. На урезных и пойменных участках подводных переходов перед началом земляных работ в зимнее время, при необходимости промораживания грунта, должен быть удален снег с полосы будущей траншеи.

4.6.9. В случае невозможности устройства подводной траншеи полного профиля в летний период, допускается частичная разработка траншеи в зимнее время со льда с доработкой ее перед укладкой трубопровода зимой средствами малой механизации (грунтососами и гидромониторами).

4.6.10. Подводные земляные работы в зимних условиях допускается выполнять:

– малыми земснарядами, работающими в прорези льда (на воде);

– грунторазрабатывающими устройствами и механизмами, установленными на льду (гидромониторами, грунтососами, экскаваторами);

– канатно-скреперными установками (КСУ).

4.6.11. При использовании канатно-скреперных установок хвостовой блок для обеспечения обратного хода ковша устанавливают на противоположном берегу или вмораживают в лед.

В месте выхода ковша и тросов из воды устраивают майны, которые поддерживают во время выполнения работ в незамерзающем состоянии специальным оборудованием или способом, указанным в ППР.

4.6.12. При подготовке пульпопровода земснаряда к работе в зимних условиях необходимо обеспечить его гибкость без нарушения герметичности стыков, а также возможность перемещения его при движении земснаряда.

Для перемещения по льду пульпопровод устанавливают на санные полозья, которые рекомендуется располагать в местах шарнирных соединений.

4.6.13. Для защиты пульпопровода от промерзания необходимо применять следующие меры:

– пульпопроводы необходимо укладывать с уклоном для обеспечения быстрого сброса воды и пульпы в пониженные места самотеком;

– шаровые соединения пульпопровода должны быть очищены от грязи и смазаны зимней смазкой;

– по окончании работы земснаряда, а также при длительных остановках его, пульпопровод следует освобождать от пульпы и промывать чистой водой.

4.6.14. В тундровой и лесотундровой зонах (участки газопроводов “Север-1” и “Север-2”) на малых водотоках, не имеющих судоходства (озера, старицы, реки), подводные траншеи следует разрабатывать преимущественно в зимнее время, а на судоходных реках (типа Морды-Яха и некоторых других) разработку подводных траншей в руслах рек и на береговых урезах рекомендуется проводить в летний период, без выполнения каких-либо работ на берегу.

4.6.15. Разработка подводных траншей на участках трассы газопроводов “Север-1” и “Север-2” значительно усложняется при наличии в русле мерзлых и многолетнемерзлых грунтов, часто представленных в форме линз различных размеров в подрусловых таликах.

Рыхление линз производится буровзрывным, механическим или другим способом, а разработка их - экскаватором (при малых глубинах) или канатно-скреперной установкой.

4.6.16. При разработке траншей в зимний период на береговых и пойменных участках переходов газопровода Ямал-Европа (участки “Запад”, “Центр-1”, “Центр-2” и частично “Север-3”) в условиях сезонного промерзания грунтов на глубину до 30-40 см рыхление их производится механическим способом (гибромолотом, бульдозером-рыхлителем и др.).

4.6.17. При промерзании грунтов свыше 40 см и на участках с многолетнемерзлым грунтом (участки “Север-1”, “Север-2”) разработка береговых и пойменных траншей перехода производится с применением буровзрывной технологии.

4.6.18. Основные технологические требования по выполнению буровзрывных работ должны быть разработаны в проекте, согласованы с органами охраны природы и уточнены при подготовке проекта производства на буровзрывные работы (ППБР) с учетом техники безопасности, изложенной в “Единых правилах безопасности при взрывных работах”.

4.6.19. Выбор способа разработки береговых и подводных траншей в мерзлых грунтах взрывами определяется гидрологическими особенностями места строительства перехода, объемом взрывных работ, сроками их проведения с учетом времени года, характером и мощностью слоя залегаемых наносов и мерзлых грунтов, способом извлечения их из траншеи и требованиями органов рыбоохраны.

4.6.20. Разработка мерзлых грунтов под водой и на береговых участках перехода производится с применением скважинных, шпуровых, накладных, кумулятивных и комбинированных зарядов. Скважинные заряды применяются при глубине разработки пород более 1 м, шпуровые - при глубине разработки от 0,5-1,0 м и накладные - при глубине разработки до 0,5 м.

4.6.21. Шпуровые и накладные заряды могут применяться для доработки траншей до проектного профиля, дробления негабаритов, подработки траншеи и выполнения других незначительных по объему работ.

4.6.22. Для взрыва мерзлых грунтов в подводных условиях должны использоваться водоустойчивые взрывчатые вещества типа аммонита N6 ЖВ, аммонала скального N3, акватола М-15, граммонала и др., способных сохранять свои свойства в течение необходимого времени пребывания их под водой.

Вид взрывчатого вещества и средств взрывания принимается в соответствии с требованиями ППБР, выполняемым специализированной организацией по проведению подводных взрывных работ.

4.6.23. Перед укладкой в траншею изолированной нитки газопровода на береговых и пойменных участках перехода производят обязательную очистку траншеи от снега.

4.6.24. На урезных и пойменных участках смерзающийся в отвале грунт перед засыпкой трубопроводов разрыхляют механическим или буровзрывным способом с применением шпуровых зарядов.

При засыпке трубопровода в траншее мерзлым грунтом сверху выполняется валик из разрыхленного грунта.

Во избежание заноса траншей снегом и смерзания грунта в отвале время разработки траншеи должно соответствовать времени укладки и засыпки трубопровода.

4.7. Контроль качества выполнения земляных работ.

4.7.1. Технология выполнения земляных работ при строительстве переходов газопроводов через водные преграды определяется проектными решениями и требованиями действующих нормативных документов, предъявляемых к соответствующим видам работ, технологическим операциям и техническим средствам (п. 1.3.).

4.7.2. Для обеспечения качества земляных работ непосредственно исполнителями (бригадирами, мастерами, прорабами и специальными контролерами) осуществляется операционный и приемочный контроль, который заключается в, систематическом наблюдении и проверке соответствия выполняемых работ требованиям проектной и нормативной документации.

4.7.3. Недоборы по глубине и ширине разрабатываемой траншеи не допускаются, а предельные параметры не должны превышать величин, указанных в табл. 14 и 15 СНиП 3.02.01-87.

4.7.4. При разработке подводных траншей на судоходных реках и водоемах производится непрерывный контроль их параметров (ширины, глубины, откосов) путем измерения их приборами (эхолотами, профилографами), установленными на борту специальных судов. В отдельных случаях контроль с помощью приборов может производиться эпизодически, через каждые 2-4 часа работы земснаряда.

На малых реках контроль этих параметров производится эхолотами, лотами или наметками с лодки или катера. В случае отступлений производится их доработка.

Перед началом земляных работ Подрядной строительной организацией проверяется глубина дна реки или водоема в створе перехода и сверяется с проектными данными. Готовая траншея сдается представителю Заказчика перед укладкой в нее газопровода.

4.7.5. Качество выполненных земляных работ определяется путем сравнения проектно-технической документации по переходу, требований ППР и фактических данных, полученных в процессе контрольных промеров параметров траншей с помощью измерительной аппаратуры, специальной оснастки, а также водолазами.

При несоответствии фактических параметров траншей указанным в проекте производится их доработка и исправление до начала последующих производственных операций (работ), входящих в общий цикл строительства перехода.

Контрольные промеры с поверхности воды выполняются при волнении не более двух баллов.

4.7.6. Операционный контроль качества разработки траншей на береговых и пойменных участках перехода газопровода включает проверку:

– соответствия фактической оси траншеи ее проектному положению;

– отметок и ширины полосы отвода для работы экскаваторов и другой наземной техники;

– параметров траншеи и соответствия их проектным данным;

– толщины слоя подсыпки и присыпки трубопровода мягким грунтом;

– толщины слоя засыпки и обвалования трубопровода грунтом;

– местоположения и размеров отвалов;

– рельефа дна реки (водоема) в местах удаления отвалов.

4.7.7. Расстояние от разбивочной оси до стенки траншеи по дну на сухих участках перехода должно быть не менее половины проектной ширины траншеи и не превышать ее более чем на 20 см, а на обводненных и заболоченных урезах и пойме - более чем на 40 см.

4.7.8. Соответствие фактических отметок дна траншеи проектным проверяется инструментально через сеть опорных реперов. Фактические отметки дна траншеи в любой точке не должны превышать проектные и могут быть менее их на величину до 10 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

           
Разместить сайт в каталоге
Разместить статью в каталоге