РД 153-39.4-056-00 стр.11 Основныеэкологические требования к эксплуатации объектов МН

 

13.1.14 Организация отчетности по вопросам природопользования и природоохранной деятельности ОАО МН и филиалов проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии с требованиями Компании.

13.1.15 Должностные лица предприятий МН и организаций, физические лица, по вине которых произошли экологические нарушения, несут дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

13.1.16 В случае возникновения существенных разногласий с контролирующими природоохранными органами, а также с органами местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды на МН, по инициативе предприятий МН может быть организован экологический аудит предприятий МН с привлечением независимых аудиторов, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

 

Основные экологические требования к эксплуатации объектов МН

 

13.1.17 Все работы по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту объектов магистральных нефтепроводов должны выполняться в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации и ее субъектов.

13.1.18 На объектах МН должен быть обеспечен инструментальный контроль за соблюдением разрешенных объемов на выбросы, сбросы, за размещением производственных и бытовых отходов, а также, при необходимости, за другими возможными вредными техногенными воздействиями на окружающую среду.

13.1.19 Природоохранная деятельность предприятий МН при использовании земель, сельскохозяйственных и лесных угодий должна определяться Земельным законодательством РФ, Лесным кодексом Российской Федерации, Положением об управлении государственным контролем за использованием и охраной земель.

13.1.20 Сельскохозяйственные земли, лесные угодья, нарушенные или загрязненные нефтью в процессе эксплуатации, ремонта трубопроводных объектов или аварийных разливов нефти, должны быть приведены в пригодное (по назначению) состояние.

13.1.21 Подрядчики, работающие на трубопроводных объектах МН, должны иметь соответствующие лицензии на выполняемые ими виды работ и соблюдать требования по охране окружающей среды.

13.1.22 Мероприятия по ликвидации последствий возможных аварий включают в себя:

— разработку и согласование с местными природоохранными и другими заинтересованными органами мероприятий по ликвидации последствий аварии;

— организацию сбора разлитой нефти;

— организацию производственного экологического контроля за состоянием нарушенных компонентов окружающей природной среды;

— определение компенсационных выплат за ущерб, нанесенный окружающей природной среде аварией;

— организацию отбора арбитражных проб при разногласиях с контролирующими природоохранными органами;

— организацию работ по восстановлению (рекультивации) земельных угодий.

 

Производственный экологический контроль

 

13.1.23 В соответствии с Федеральным Законом Об охране окружающей природной среды в организациях, эксплуатирующих магистральные нефтепроводы, должен быть организован производственный экологический контроль за состоянием окружающей природной среды.

13.1.24 Порядок организации производственного экологического контроля определяется в соответствии с разрешениями на выбросы, сбросы вредных веществ на размещение отходов с требованиями природоохранных организаций исполнительной власти, а также с положениями, разработанными и утвержденными организациями МН на основе Федерального Закона Об охране окружающей природной среды. Периодичность и объем инструментального аналитического контроля за состоянием природной среды должен быть согласован c природоохранными организациями органов исполнительной власти.

13.1.25 Лаборатории ОАО МН, осуществляющие инструментальный аналитический контроль, должны иметь соответствующую область аккредитации и выполнять анализы по методикам, внесенным в государственный реестр. В случае отсутствия в ОАО МН собственных лабораторий, анализы могут выполняться сторонними организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности.

 

13.2 Охрана труда

 

13.2.1 Порядок организации работы по обеспечению безопасных условий труда на предприятиях и подразделениях магистрального нефтепроводного транспорта определяется законодательством о труде РФ, общегосударственными и отраслевыми нормативными документами в области охраны труда, а также Системой организации работ по охране труда и промышленной безопасности на нефтепроводном транспорте, действующей в Компании.

13.2.2 Основным принципом деятельности организаций Компании в области охраны труда является признание приоритета жизни и здоровья работников.

13.2.3 Основным направлением работ по охране труда в организациях Компании является планомерное осуществление комплекса организационно-технических мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда на всех уровнях производства, что реализуется:

— обеспечением безопасной эксплуатации производственного оборудования, безопасности производственных процессов и технологий;

— обеспечением работающих необходимыми санитарно-бытовыми устройствами, помещениями и надлежащим их содержанием;

— обеспечением работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты, в т.ч. термостойкой одеждой, выполняющих огневые работы;

— установлением единого порядка организации и проведения инструктажей работающих безопасным методам и приемам труда;

— укреплением трудовой и производственной дисциплины, в т.ч. в вопросах соблюдения правил и норм по охране труда всеми категориями работников — от исполнителей до руководителей работ.

13.2.4 Общее руководство и ответственность за организацию работы по охране труда в ОАО МН, филиалах и структурных подразделениях возлагается на генерального директора ОАО МН.

Непосредственное руководство организацией работы по охране труда в ОАО МН возлагается на главного инженера.

Методическое руководство и координация работ по охране труда в ОАО МН, филиалах и структурных подразделениях возлагается на руководителя службы охраны труда ОАО МН.

Ответственность за организацию работ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда по направлениям деятельности организации возлагается на руководителей соответствующих служб и отделов этой организации.

13.2.5 Обязанности руководителей и должностных лиц ОАО МН, филиалов и их подразделений в области охраны труда по направлениям их деятельности должны быть отражены в должностных инструкциях, положениях об отделах и службах. Должностные инструкции и положения разрабатываются руководством организации на основе требований нормативных и руководящих документов с учетом существующей структуры, штатов и функций.

13.2.6 Контроль за состоянием охраны труда в ОАО МН и его филиалах магистральных нефтепроводов должен быть направлен на получение информации об условиях труда работающих, выявление отклонений от требований стандартов по безопасности труда (ССБТ), норм и правил органов государственного надзора и контроля, другой нормативной документации по охране труда, проверку выполнения службами и подразделениями своих обязанностей в области охраны труда, на принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.

13.2.7 Для осуществления контроля за состоянием охраны труда в организациях должны создаваться комиссии производственного контроля (КПК).

Порядок организации и деятельность КПК осуществляется в соответствии с Положением о КПК в ОАО МН.

13.2.8 С целью определения соответствия фактического состояния условий труда требованиям правил и норм безопасности, принятия необходимых мер по устранению выявленных несоответствий должна проводиться санитарно-техническая паспортизация объектов МН

Паспортизации подлежат объекты, на которых возможны воздействия опасных и вредных факторов на работающих. Перечень объектов, подлежащих паспортизации, определяется службой охраны труда совместно с руководителями филиалов и структурных подразделений и утверждается главным инженером ОАО МН.

Паспортизация осуществляется в порядке, установленном в организации и в соответствии с требованиями РДС 39-055-85.

13.2.9 В подразделениях ОАО МН должна проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда. При аттестации оцениваются условия труда, определяются и регламентируются степень вредности, опасности, тяжести и напряженности труда на конкретных рабочих местах. Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией с учетом изменения условий труда, но не реже одного раза в 5 лет.

13.2.10 Аттестация рабочих мест в подразделениях ОАО МН проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

13.2.11 На основе положений, установленных Системой стандартов безопасности труда (ССБТ), и других нормативных документов, в ОАО МН должны разрабатываться стандарты организации по безопасности труда.

В документах по вопросам безопасности труда на уровне организации излагаются требования по:

— организации работ по обеспечению безопасности труда;

— планированию работ по безопасности труда;

— порядку стимулирования работы по обеспечению безопасности труда;

— организации обучения и инструктажа работающих по безопасности труда;

— организации контроля за безопасностью труда;

— порядку надзора за объектами повышенной опасности;

— порядку аттестации персонала, обслуживающего объекты повышенной опасности;

— методам оценки работы по обеспечению безопасности труда в подразделениях и службах;

— порядку проведения анализа причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

— организации работы по обеспечению пожарной безопасности;

— порядку проведения нормоконтроля конструкторской и технологической документации на полноту изложения требований безопасности труда;

— методам и порядку проведения измерений для оценки безопасности труда;

— организации контроля за внедрением и соблюдением стандартов по охране труда;

— обеспечению, эксплуатации, уходу и содержанию средств защиты работающих на производстве;

— организации и проведению обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников.

13.2.12 Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, применяемые в подразделениях ОАО МН, должны иметь сертификат соответствия. Требования к испытаниям, эксплуатации и уходу за средствами индивидуальной и коллективной защиты определяются соответствующими стандартами и техническими условиями.

13.2.13 В ОАО МН должны разрабатываться инструкции по охране труда.

Инструкция по охране труда учитывает специфику организации, технологии производства в ОАО МН, применяемого оборудования и средств защиты работающих.

Инструкции по охране труда могут разрабатываться на основе типовых и должны соответствовать требованиям трудового законодательства Российской Федерации, стандартов СБТ, Положения о порядке разработки, утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда.

13.2.14 Инструкция по охране труда — основной документ по охране труда для персонала на рабочем месте. Инструкция является нормативным документом, требования которого обязательны для работающих.

13.2.15 Инструкции по охране труда (в соответствии с профессией или выполняемой работой) должны находиться на рабочих местах. Все рабочие места должны быть обеспечены плакатами по охране труда, знаками безопасности, аптечками.

13.2.16 Обучение работников безопасным методам труда должно проводиться во всех подразделениях ОАО МН независимо от характера, сложности и степени опасности производства, а также от стажа работы, образования и квалификации работников по данной профессии или должности.

13.2.17 Порядок обучения и виды инструктажа работников безопасным методам работы, организация проведения проверки знаний рабочих и специалистов по вопросам безопасности труда на предприятии должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.0.004, Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России и нормативных документов по безопасности труда.

13.2.18 Для более глубокого усвоения и закрепления знаний правил и норм безопасности при выполнении часто повторяющихся работ и операций проводится повторный (периодический) инструктаж по безопасному ведению работ: для рабочих, занятых в основном производстве, — через каждые 3 месяца работы, для рабочих, не связанных с производством (уборщиков, подсобных рабочих и др.), — через 6 месяцев.

Перечень профессий рабочих, с которыми инструктаж должен проводиться не реже одного раза в 6 месяцев, определяется руководителем ОАО, эксплуатирующего МН.

13.2.19 Руководители и специалисты ОАО и его отделений, специалисты служб охраны труда, а также иные должностные лица, связанные с деятельностью, которая может вызвать производственную травму, профессиональные заболевания или снижение работоспособности работника, обязаны не реже одного раза в 5 лет повышать свою квалификацию по охране труда в республиканских или отраслевых учебных центрах согласно действующей НТД.

13.2.20 Оснащение производственного оборудования и трубопроводных объектов предприятий приспособлениями, приборами, предусмотренными средствами безопасности, улучшающими условия труда и повышающими его безопасность, должно осуществляться на предприятиях в соответствии с нормативами.

13.2.21 Персонал подразделений ОАО МН должен обеспечиваться средствами индивидуалэной защиты, спецодеждой, спецпитанием и другими предусмотренными средствами согласно установленным в организации перечнем и нормам.

13.2.22. О каждом несчастном случае работники ОАО МН обязаны сообщить руководителю. Расследование и учет несчастных случаев осуществляется в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

Расследование несчастных случаев должно осуществляться комиссией, результаты расследования оформляются актом. В акте указываются причины и обстоятельства несчастного случая, виновные лица и необходимые меры по предотвращению подобных случаев.

13.2.23 Работники ОАО МН всех уровней, нарушающие законодательство о труде, правила и нормы охраны труда, не выполняющие свои должностные обязанности и предписания органов государственного надзора и контроля, приказы и распоряжения руководства организации, несут ответственность в установленном законом порядке.

 

13.3 Управление промышленной безопасностью

 

13.3.1 Трубопроводные объекты ОАО МН относятся к категории опасных производственных объектов.

Опасным производственным объектом при транспортировании нефти является магистральный нефтепровод в составе:

— линейная часть магистрального нефтепровода;

— НПС, ПНБ, ППН, ССН;

— пункты сдачи, перевалки, налива нефти на другой вид транспорта;

— другие опасные производственные объекты, входящие в состав МН, согласно Закону О промышленной безопасности опасных производственных объектов.

13.3.2 Организация работ по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации магистрального нефтепровода осуществляется на основании Федерального Закона О промышленной безопасности опасных производственных объектов, Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263 и других действующих правовых актов и нормативных документов.

13.3.3 Система управления промышленной безопасностью производственных объектов магистральных нефтепроводов должна предусматривать:

— идентификацию опасных производственных объектов;

— лицензирование деятельности по эксплуатации;

— организацию эксплуатации МН с соблюдением требований нормативных документов;

— непрерывный контроль (мониторинг) состояния безопасности объектов;

— оценку состояния безопасности объектов и прогноз его изменения;

— выработку методов и планов поддержания безопасности объектов в пределах норм или допустимых рисков и реализацию этих планов;

— поддержание в готовности систем управления и оповещения, сил и средств по ликвидации аварий и их последствий на МН, взаимодействие с формированиями МЧС России;

— взаимодействие с органами государственного надзора и контроля;

— обязательное страхование рисков ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;

— разработку деклараций безопасности объектов МН.

13.3.4 Организация функционирования системы управления промышленной безопасностью на объектах МН возлагается на руководство ОАО МН, филиалов ОАО МН и их подразделений, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

 

13.4 Охрана объектов магистральных нефтепроводов

 

13.4.1 Охрана особо важных и режимных объектов магистральных нефтепроводов осуществляется подразделениями ведомственной военизированной охраны (ВВО) и службой безопасности (СБ) согласно установленному перечню в соответствии с Законом РФ О ведомственной охране.

Ответственность за состояние служебной деятельности подразделений ведомственной военизированной охраны и службы безопасности несут руководители ОАО МН, начальник службы безопасности и ведомственной военизированной охраны.

13.4.2 Деятельность, численность, оснащенность ведомственной военизированной охраны регламентируется Положением о ВВО и включает обеспечение охраны объектов МН, контроль за проведением пожарно-профилактической работы, поддержанием противопожарного режима на охраняемых объектах. Деятельность СБ регламентируется Федеральным Законом О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации.

13.4.3 Основными задачами ОАО МН по обеспечению охраны и безопасности функционирования объектов магистральных нефтепроводов являются:

— организация охраны нефтеперекачивающих станций, перевалочных нефтебаз и других жизненно важных объектов магистральных нефтепроводов;

— обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов;

— внедрение в систему охраны новых эффективных инженерно-технических средств охраны, поддержание их в исправном состоянии;

— проведение проверок несения службы дежурными нарядами и комплексных обследований объектов охраны, устранение выявленных недостатков.

13.4.4 Система охраны трубопроводных объектов должна оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО) в соответствии с проектом, перечень которых в общем виде включает:

— периметральное ограждение территории;

— охранно-пожарную сигнализацию;

— периметральное освещение;

— охранное освещение площадок;

— выделение запретных зон;

— контрольно-пропускные (проездные) пункты;

— охранную сигнализацию по периметру ограждения;

— оснащение постов охраны в соответствии с выполняемыми задачами;

— постовую, телефонную связь и сигнализацию.

13.4.5 Оснащение объектов МН инженерно-техническими средствами охраны, их состав, порядок эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, ведение служебной документации регламентируются отраслевыми и ведомственными документами.

13.4.6 Для обеспечения четких и согласованных действий дежурных нарядов, команд охраны разрабатывается план охраны объекта на основе положения по охране объектов МН.

13.4.7 Защита экономических и коммерческих интересов ОАО МН осуществляется специальной службой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководители охраняемых объектов обязаны обеспечивать поддержание средств охраны в исправности, своевременно организовывать их профилактическое обслуживание и ремонт.

13.4.8 Руководителям ОАО МН, его филиалов совместно с местной администрацией и территориальными органами МВД и ФСБ России надлежит систематически осуществлять комплексное обследование объектов особой важности и разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасности каждого из них.

 


Приложение А

(Справочное)

 

Перечень нормативных документов, на которые имеются ссылки в настоящих правилах

 

1. Закон РФ “Об обеспечении единства измерений” принят Верховным Советом от 01.06.93
№ 4872-1, редакция от 02.06.93.

2. Закон РФ “Об охране окружающей природной среды” Указ Президента № 2060-1 от 19.12.91.

3. Закон РФ “ О недрах” от 21.02.92 № 2395-1 редакция от 10.01.99.

4. Закон РФ “Об экономической экспертизе” от 23.11.95 № 174-ФЗ, редакция от 15.04.98.

5. Закон РФ “Об отходах производства и потребления” № 89-ФЗ от 24.06.98.

6. Закон РФ “О промышленной безопасности опасных промышленных объектов” от 21.07.97
№ 116-ФЗ.

7. Закон РФ "О связи" принят Гос. Думой РФ 20 01.95.

8. Закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30.03.99 № 52-ФЗ.

9. Закон РФ “О ведомственной охране ” одобрен Советом Федерации от 31.03.99 № 77-ФЗ.

10. Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” от 11.03.92 № 2487-I.

11. Водный кодекс РФ, утв. Указом Президента РФ № 167-ФЗ от 18.11.95.

12. Земельный кодекс РСФСР № 1103-1 от 24.04.91.

13. Основы лесного законодательства РФ от 06.03.93 № 4613-1.

14. ГОСТ 8.346-79. Резервуары стальные горизонтальные. Методы и средства поверки.

15. ГОСТ 9.602-89. Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии.

16. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

17. ГОСТ 17.0.0.04-90. Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения.

18. ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.

19. ГОСТ 9965-76. Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия.

20. ГОСТ 22782.0-81. Электрооборудование взрывозащищенное. Общие технические требования и методы испытаний.

21. ГОСТ Р 51164-98. Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии.

22. СНиП 2.04.05-91*. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

23. СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования.

24. СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов.

25. СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства.

26. СНиП 3.01.04-87. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения.

27. СНиП 3.04.03-85. Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии. Правила производства и приемки работ.

28. СНиП 3.05.05-84. Технологическое оборудование и технологические трубопроводы.

29. СНиП 3.05.05—85. Электротехнические устройства.

30. СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений и РДС.

31. СНиП II-89-80*. Генеральные планы промышленных предприятий. 1995.

32. СНиП III-18-75. Металлические конструкции.

33. СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы, Правила производства и приемки работ.

34. СП 11-102-97. Инженерно-экологические изыскания для строительства. Введены 15.08.97. Госстрой России, М., 1997.

35. Единые правила безопасности при взрывных работах (ПБ 13-01-92). Утв. постановлением Госгортехнадзора России от 24.02.92 с изменениями от 1995 г.

36. Правила безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов. — М.: Недра, 1989.

37. Правила пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов (ВППБ 01-05-99) (зарегистрированы ГУ ГПС МВД РФ, введены с 01.08.99).

38. Правила охраны магистральных трубопроводов. Утв. Минтопэнерго, 1992.

39. Правила капитального ремонта подземных трубопроводов (РД 39-00147105-015-98). — Уфа: ИПТЭР, 1998.

40. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. — АО “Энергосервис”, 1994.

41. Правила эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП). Утв. Главгосэнергонадзором 31.03.92 с изменениями и дополнениями от 30.09.93 № 42-6/8-ЭТ и от 14.11.94 № 42-6/34-ЭТ.

42. Правила устройства электроустановок (ПУЭ, 6-е издание).

43. Правила технической эксплуатации первичных сетей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. – М.: Госкомсвязи России, 1998.

44. Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. — М.: Изд. Юридическая литература, 1978.

45. МИ 1823-87. Вместимость стальных вертикальных цилиндрических резервуаров. Методика выполнения измерения геометрическим и объектным методами. — Казань: ВНИИР, 1987.

46. Методические указания по разработке правил и инструкций по охране труда Утв. Минтруда России от 01.07.93 № 129 с изменениями и дополнениями от 28.03.94.

47. Нормы на электрические параметры каналов тональной частоты магистральной и внутризоновых первичных сетей. – М.: Минсвязи России, 1996.

48. Нормы на электрические параметры цифровых каналов и трактов магистральной и внутризоновых первичных сетей. – М.: Минсвязи России, 1996.

49. Положение о порядке подготовки и аттестации работников опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России (РД 04-265-99). Утв. приказом от 11.01.99 № 2.

50. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.99 № 279.

51. Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Утв. постановлением Правительства РФ 22.09.93 № 942 в редакции от 11.06.96 № 698.

52. ПР 50.2.006-94. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения. — ВНИИМС Госстандарта РФ, 1994.

53. РД 08-183-98. Порядок оформления и хранения документации, подтверждающей безопасность величины разрешенного рабочего давления при эксплуатации объекта магистрального трубопровода Утв. постановлением Госгортехнадзора России № 8 от 11.02.98.

54. РДС 39-055-85. ССБТ в нефтяной промышленности санитарно-техническая паспортизация на объектах нефтяной промышленности. Утв. приказом МНП от 03.10.85 № 570, введен с 01.03.86.

55. Система организации работ по охране труда и промышленной безопасности на нефтепроводном транспорте (СОРОТ). — Москва, АК “Транснефть”, 2000.

56. ТУ 39-1623-93. Нефть российская, поставляемая для экспорта.

 


Приложение Б

(Рекомендуемое)

 

Термины и определения

 

1. Магистральный нефтепровод

Единый имущественный производственный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов и связанных с ними насосных станций, хранилищ нефти и других технологических объектов, предназначенных для транспортировки нефти от пунктов её приемки до пунктов сдачи потребителям или для перевалки на другой вид транспорта

2. Объект магистрального нефтепровода

Технологический комплекс (часть магистрального нефтепровода), включающий трубопроводы, здания, основное и вспомогательное оборудование, установки и другие устройства, обеспечивающие его безопасную и надежную эксплуатацию

3. Линейная часть магистрального нефтепровода

Совокупность участков нефтепровода, соединяющих нефтеперекачивающие станции между собой либо с приемо-сдаточными пунктами и сооружений, входящих в состав нефтепровода.

К сооружениям линейной части магистрального нефтепровода относятся: собственно трубопровод, переходы через естественные и искусственные препятствия, линии электропередач и технологической связи, установки электрохимической защиты трубопровода от коррозии, устройства энергоснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты, сооружения линейной службы эксплуатации, противопожарные средства, противоэрозионные сооружения, вдольтрассовые дороги

4. Охранная зона магистрального нефтепровода

Территория вдоль трассы нефтепроводов и вокруг их технологических объектов, необходимая для обеспечения безопасности эксплуатации указанных нефтепроводов и объектов, на которой устанавливаются особые условия землепользования в порядке, определяемом правительством Российской Федерации

5. Технический коридор

Территория, по которой проходит нефтепровод или система параллельно проложенных трубопроводов и коммуникаций, ограниченная с двух сторон охранными зонами

6. Трасса нефтепровода

Положение оси нефтепровода, определяемое на местности ее проекцией в горизонтальной плоскости

7. Подземный переход магистрального нефтепровода

Участок подземного нефтепровода при переходе через искусственную или естественную преграды

8. Подводный переход магистрального нефтепровода

Участок нефтепровода, проложенного через реку или водоем шириной в межень более 25 м

9. Воздушный переход магистрального нефтепровода

Участок надземного нефтепровода, проложенного через искусственные или естественные преграды.

Примечание: к воздушным переходам относятся: балочный, вантовый, гибкий переходы

10. Камеры пуска-приема очистных и диагностических устройств

Устройства с технологической обвязкой нефтепроводов и запорной арматурой для пуска и приема технических устройств в потоке нефти

11. Нефтеперекачивающая станция магистрального нефтепровода

Комплекс сооружений и устройств для приема и перекачки нефти по одному магистральному нефтепроводу

12. Перевалочная нефтебаза

Комплекс сооружений, входящий в состав магистрального нефтепровода, предназначенный для приема с магистрального нефтепровода, хранения и отгрузки нефти на другие виды транспорта

13. Пункт подогрева нефти магистрального нефтепровода

Комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающий подогрев нефти, перекачиваемой по магистральному нефтепроводу с целью снижения вязкости

14. Станция смешения нефти

Комплекс сооружений, входящий в состав магистрального нефтепровода, предназначенный для приема разных сортов нефти, их компаундирования и перекачки по магистральному нефтепроводу

15. Резервуарный парк

Комплекс взаимосвязанных резервуаров для выполнения технологических операций приема, хранения и перекачки нефти

16. Приемо-сдаточный пункт нефти

Пункт по учету количества и качества товарной нефти

17. Эксплуатация магистрального нефтепровода

Совокупность процессов приема, перекачки, сдачи нефти, технического обслуживания, диагностики и ремонта объектов магистрального нефтепровода

18. Прием (сдача) нефти

Процесс передачи нефти между предприятиями в соответствии с действующими положениями

19. Перекачка

Процесс перемещения жидкостей по трубопроводу с помощью насосных установок

20. Техническое обслуживание магистрального нефтепровода

Комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности объектов магистрального нефтепровода

21. Ремонт (оборудования)

Комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности, ресурса оборудования и сооружений магистрального нефтепровода

22. Капитальный ремонт (оборудования)

Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования и сооружений с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые

23. Средний ремонт (оборудования)

Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса оборудования и сооружений с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемый в объеме, установленном нормативно-технической документацией

24. Текущий ремонт (оборудования)

Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования и сооружений и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей

25. Ремонт по техническому состоянию (оборудования)

Ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными нормативной документацией, а объем и момент начала ремонта определяется техническим состоянием оборудования и сооружений

26. Техническая диагностика

Область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объекта

27. Техническое диагностирование

Определение технического состояния объекта. Включает: контроль технического состояния; поиск места и определение причин отказа (неисправности); прогнозирование технического состояния

28. Контроль технологического процесса

Проверка соответствия характеристик, режимов и других показателей технологического процесса установленным требованиям (нормативам)

29. Техническое состояние

Состояние оборудования и сооружений, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями его параметров, установленных технической документацией на объект

30. Контроль технического состояния

Проверка соответствия значений параметров оборудования и сооружений требованиям технической документации и определение на этой основе одного из заданных видов технического состояния в данный момент времени

31. Внутритрубная диагностика

Комплекс работ, обеспечивающий получение информации о дефектах и особенностях трубопровода с использованием внутритрубных инспекционных снарядов, в которых реализованы различные виды неразрушающего контроля; определение на основе этой информации наличия и характера дефектов; определение безопасных режимов эксплуатации трубопровода или необходимости его ремонта с точной локализацией мест проведения

32. Дефекты трубопровода

Потенциально опасные отклонения геометрического или конструктивного параметра, толщины стенки или показателя качества металла трубы (или сварного шва), выходящие за рамки требований действующих нормативных документов, возникшие при изготовлении трубы, строительстве или эксплуатации нефтепровода

33. Неопасный дефект

Дефект, не требующий изменения режима эксплуатации или проведения ремонта МН. Прочность трубы соответствует нормативной.

34. Опасный дефект

Дефект, требующий изменения режима эксплуатации или проведения ремонта МН. Прочность трубы ниже нормативной

35. Дефектный участок нефтепровода

Участок нефтепровода, содержащий один и более дефектов

36. Внутритрубный инспекционный снаряд (ВИС)

Устройство, перемещаемое внутри трубы потоком перекачиваемого продукта, снабженное средствами контроля и регистрации данных о дефектах и особенностях стенки трубопровода сварных швов и их местоположения.

 

ВИС имеют следующие функциональные разновидности:

скребок-калибр — скребок, оборудованный мерными калибровочными дисками, предназначенный для предварительного определения минимального проходного сечения трубопровода;

снаряд-профилемер — инспекционный снаряд, предназначенный для измерения внутреннего проходного сечения и радиусов поворота трубы;

снаряд-дефектоскоп — инспекционный снаряд, предназначенный для определения наличия и измерения параметров дефектов и особенностей стенки трубопровода и сварных швов

37. Периодичность внутритрубной инспекции

Временной интервал между двумя последовательными обследованиями ВИС участка МН по определенным типам дефектов

38. Запасовка

Процесс ввода ВИС в камеру пуска в “стартовое” положение.

Запуск снаряда в трубопровод обеспечивает поток перекачиваемого продукта

39. Очистной скребок

Внутритрубный снаряд, предназначенный для очистки внутренней полости и стенок трубопровода от отложений, загрязнения и посторонних предметов

40. Автоматизированная система

Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций

41. Сеть связи общего пользования

Составная часть взаимоувязанной сети связи РФ, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано

42. Ведомственные сети связи

Сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сети электросвязи общего пользования.

43. Магистральная ведомственная первичная сеть

Часть ведомственной первичной сети, обеспечивающая соединение между высшим звеном управления (Компании) и основными звеньями управления (ОАО МН), а также последних между собой

44. Производственно-технологическая связь

Связь, предоставляемая по ведомственной сети связи, для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами

45. Линия передачи

Совокупность линейных трактов, систем передачи и (или) типовых физических цепей, имеющих общие линейные сооружения, устройства их обслуживания и одну и ту же среду распространения сигналов в пределах действия устройств обслуживания

46. Система передачи

Комплекс технических средств, обеспечивающих образование линейного тракта, типовых групповых трактов и каналов передачи первичной сети

47. Диспетчерская связь (канал)

Избирательная и групповая громкоговорящая связь, предоставляемая оперативно-техническому персоналу, организующему транспорт нефти

48. Оператор связи

Физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической связи. Документом, дающим право, является выданная Госкомсвязи России лицензия

49. Надежность МН

Свойство МН выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования

50. Исправное состояние МН

Состояние МН, при котором он соответствует всем требованиям нормативной и конструкторской документации

51. Работоспособное состояние МН

Состояние МН, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативной и конструкторской документации

52. Авария на МН

Авария на объекте МН – внезапный вылив или истечение нефти в результате полного разрушения или частичного повреждения трубопровода, его элементов, резервуаров, оборудования и устройств, сопровождаемые одним или несколькими событиями.

53. Инцидент на МН

Отказ или повреждение оборудования технических устройств, применяемых на объектах, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на объектах МН

54. Опасный производственный объект

Магистральный нефтепровод с его объектами в границах эксплуатации ОАО МН, предназначенный для приема, хранения и перекачки нефти

55. Риск или степень риска

Сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события

56. Оценка риска

Процесс определения степени риска анализируемой опасности для здоровья человека, имущества или окружающей среды. Оценка риска включает в себя анализ частоты, анализ последствий и их сочетание

57. Приемлемый риск

Риск, уровень которого допустим и обоснован, исходя из экономических и социальных соображений

58. Охрана окружающей среды

Комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой и неживой природы

59. Охрана труда

Система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда

60. Инструкция

Нормативный документ, содержащий указания о порядке выполнения работ, эксплуатации оборудования и инструмента, пользования средствами защиты и т.п.

61. Нормативный документ

Принятый в установленном порядке документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. К нормативным документам относятся стандарты, нормы, правила, своды правил, регламенты, технологические инструкции, руководства по эксплуатации, положения и иные документы, соответствующие основному определению (в соответствии с ГОСТ Р 1.0-92)

62. ОАО МН

Юридическое лицо, предприятие, эксплуатирующее МН или его участок. Региональная управляющая организация системы МН (оператор магистральных нефтепроводов)

63. Оператор системы нефтепроводного транспорта (магистрального нефтепровода)

Организация, осуществляющая эксплуатацию системы магистрального нефтепроводного транспорта (магистрального нефтепровода). Центральная управляющая организация системы МН

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *