СП 12-135-2003 стр.11 Требования безопасности во время работы

 

б) убедиться в наличии и исправности защитных кожухов и щитков, ограждающих движущиеся части бетононасосной установки, проверить визуально исправность манометров, предохранительных клапанов и защитного заземления;

в) проверить место приемки бетона, исправность механизмов и металлоконструкций бетоновода и других составных частей бетононасоса. Замковые соединения бетоновода перед подачей бетонной смеси следует очистить, плотно закрыть и зафиксировать. Трубы бетоновода не должны иметь трещин, разрывов или вмятин. Над трубопроводами, уложенными в местах прохода людей или проезда транспорта, должны быть оборудованы соответствующие мостики.

5.21.9. Выполнение работ не допускается при следующих нарушениях требований безопасности:

а) наличии неисправностей, указанных в инструкции завода-изготовителя по эксплуатации бетононасоса, при которых не допускается его эксплуатация;

б) несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) бетононасоса;

в) недостаточной освещенности и захламленности рабочего места и подходов к нему;

г) отсутствии или неисправности связи с бетонщиками.

Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и лицу, ответственному за содержание бетононасосной установки в исправном состоянии.

 

Требования безопасности во время работы

 

5.21.10. Во время работы бетононасосной установки машинист обязан:

а) принять бетон в приемную воронку или приемный бункер бетононасоса из выпускного лотка автобетоносмесителя или бадьи для бетона;

б) контролировать исправность всех механизмов установки;

в) следить за давлением в системе бетононасоса и поддерживать связь с бетонщиками;

г) не допускать в системе бетононасоса давление, величина которого превышает паспортные данные;

д) прекратить приемку бетонной смеси в приемный бункер в случае образования пробки в бетоноводе до удаления пробки.

5.21.11. Осмотр и техническое обслуживание бетононасоса в процессе его эксплуатации допускается производить только при выключенных приводах его механизмов и сниженном давлении до атмосферного в системе бетоновода.

Отсоединение бетоновода от бетононасоса или отсоединение отдельных звеньев бетоновода допускается только после его освобождения от бетонной смеси посредством реверсирования двигателя бетононасоса.

5.21.12. Очистку, техническое обслуживание или ремонт смесителя, шиберного устройства или бетонотранспортных цилиндров следует производить после выключения привода смесителя и бетононасоса. Поршни бетонотранспортных цилиндров и поворотная труба шибера при этом должны быть установлены в крайних положениях.

5.21.13. Во время приемки бетона машинист обязан:

а) руководить подъездом автосамосвала или автобетоносмесителя к загрузочному бункеру или к приемной воронке;

б) после приемки бетона очистить кузов самосвала при помощи лопаты с длинной ручкой;

в) очистить решетку загрузочного бункера от бетона и вывесить трафарет "Бетон не выгружать!".

5.21.14. Загружать бетон следует после подачи машинистом предупредительного сигнала и поступления обратного сигнала от бетонщика.

5.21.15. В случае образования пробки в бетоноводе во время подачи бетонной смеси необходимо откачать смесь из трубопровода в приемный бункер посредством реверсирования двигателя бетононасоса. При неэффективности этого метода пробку следует удалять подачей сжатого воздуха.

5.21.16. Удаление пробки в бетоноводе сжатым воздухом допускается при условии:

а) наличия защитного щита у выходного отверстия бетоновода;

б) нахождения работающих на расстоянии не менее 10 м от выходного отверстия бетоновода;

в) подачи воздуха в бетоновод равномерно и неинтенсивно;

г) недопущения в пневмосистеме бетоновода давления, величина которого превышает паспортные данные.

5.21.17. При невозможности удаления пробки машинисту следует освободить бетоновод от бетонной смеси, простукиванием найти место нахождения пробки в бетоноводе, отсоединить закупоренное звено и заменить его.

5.21.18. Промывать бетононасос и бетоновод следует после освобождения системы от бетонной смеси, заполнения ее водой из водопровода или емкости и слива воды путем реверсирования двигателя бетононасоса.

5.21.19. При перебазировке и установке бетононасоса на новое место машинист обязан:

а) совместно с руководителем работ убедиться в отсутствии опасных производственных факторов на месте установки машины (строящихся зданий, работающих машин и механизмов, откосов котлованов и траншей);

б) установить машину на ровной горизонтальной площадке и закрепить ее, поставив на выносные опоры и подложив противооткатные башмаки, если машина на колесах, и выровнять клиньями, если машина на полозьях;

в) установить коммутирующую аппаратуру (рубильник). Бетононасос к сети должен подсоединять дежурный электромонтер. Запрещается машинисту самостоятельно подключать бетононасос к электросети и к сети заземления;

г) забить стержни инвентарного заземляющего устройства.

Машинистам запрещается самостоятельно подключать к сети и отключать бетононасос, подсоединять защитное заземление и систему связи или сигнализации.

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

5.21.20. При обнаружении неисправности бетононасоса во время его работы, осмотра или опробования работу следует приостановить до устранения неисправностей.

После устранения неисправностей в журнале машины должна быть сделана запись об имевшихся неисправностях и полноте их устранения.

5.21.21. При появлении на корпусе бетононасоса электрического напряжения следует выключить главный рубильник, повесить на нем табличку "Не включать — работают люди!" и немедленно вызвать дежурного электромонтера для устранения неисправности.

 

Требования безопасности по окончании работы

 

5.21.22. По окончании работы машинист обязан:

а) выключить электропитание, снизить давление в бетоноводе до атмосферного и отключить подачу воды;

б) отсоединить головные секции бетоновода, промыть из резинового шланга приемный и промежуточный бункеры;

в) очистить (промыть) бетоновод от остатков бетонной смеси;

г) сообщить руководителю работ и ответственному за содержание установки в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

 

5.22. Машинистов бетоносмесителей передвижных (автобетоносмесителелей) ТИ РО 022-2003

 

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, "Правил дорожного движения Российской Федерации" — собрание законодательства Российской Федерации, 2000, 318, ст. 1985 и предназначена для машиниста бетоносмесителя передвижного при выполнении работ по ее управлению и обслуживании согласно профессии и квалификации (далее машиниста).

 

Общие требования безопасности

 

5.22.1. Мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузового автомобиля и профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

5.22.2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;

разрушающиеся конструкции;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

эмоциональные перегрузки.

5.22.3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемыми работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

5.22.4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5.22.5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;

быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

5.22.6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

 

 

Требования безопасности перед началом работы

 

5.22.7. Перед началом работы машинист обязан:

а) иметь при себе удостоверение на право управления базовым автомобилем, получить путевой (маршрутный) лист и пройти предрейсовый медицинский осмотр;

б) иметь при себе удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и талон технического паспорта автомашины, получить наряд-задание на выполнение работы и маршрут движения (место загрузки сухой или жидкой бетонной смесью и место работы автобетоносмесителя);

в) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

5.22.8. После получения наряда-задания у непосредственного руководителя работ машинист обязан:

а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей, комплекта инструмента;

б) в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние базового автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;

в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправить автомобиль топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;

г) после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами. Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши, опилок или песка;

д) проверить исправность бетоносмесительного агрегата;

е) проверить работоспособность двигателя и его исправность на холостом ходу, а также осветительные и контрольно-измерительные приборы, проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;

ж) предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности базового автомобиля.

5.22.9. Машинист не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправности механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация базового автомобиля;

б) наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях несущей рамы и бетоносмесителя;

в) отсутствии первичных средств пожаротушения.

Обнаруженные нарушения должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них непосредственному руководителю работ и лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автобетоносмесителя.

 

Требования безопасности во время работы

 

5.22.10. Перед загрузкой сухой смеси или готовой бетонной смеси машинист должен убедиться, что выпускное отверстие бункера бетонного узла совпадает по вертикали с горловиной бетоносмесителя.

5.22.11. По прибытии на объект, указанный в путевом листе, машинист обязан:

а) явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) совместно с руководителем работ убедиться в отсутствии опасных производственных факторов на месте разгрузки бетонной смеси (от строящихся зданий, работающих машин и механизмов, откосов котлованов и траншей, коммуникаций и линий электропередачи);

в) условиться с бетонщиками о системе звуковых и знаковых сигналов во время разгрузки бетонной смеси;

г) определить с руководителем работ место слива воды после промывки барабана автобетоносмесителя.

5.22.12. При разгрузке смеси машинист обязан установить автобетоносмеситель на горизонтальной, с ровным покрытием, площадке, имеющей подъездные пути. Вокруг автобетоносмесителя должен быть обеспечен свободный проход не менее 1 м. После направления лотка бетоновода в место выгрузки машинист включает обратное вращение барабана бетоносмесителя и отпускает бетонную смесь в необходимом количестве.

5.22.13. При установке и перемещении автобетоносмесителя вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) машинист обязан соблюдать минимальные расстояния от основания выемок до ближайшей опоры автобетоносмесителя, приведенные ниже в таблице

 

Таблица.

 

Минимальные расстояния от основания выемки до ближайшей опоры машины

 

Глубина

выемки, м

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры автобетоносмесителя, м, при грунте

песчаном

супесчаном

суглинистом

глинистом

1

1,5

1,25

1,00

1,00

2

3,0

2,40

2,00

1,50

3

4,0

3,60

3,25

1,75

4

5,0

4,40

4,00

3,00

5

6,0

5,30

4,75

3,50

 

5.22.14. При выполнении работы машинист обязан:

а) содержать кабину управления и бетоносмесительный агрегат в чистоте, не оставлять в барабане бетонную смесь;

б) не допускать перевозки бетонной смеси в количестве, превышающем грузоподъемность автобетоносмесителя;

в) не оставлять автобетоносмеситель с работающим двигателем без присмотра;

г) не начинать движение автобетоносмесителя и подачу бетона при нахождении людей на подножках и верхней его площадке.

5.22.15. При остановке и стоянке автобетоносмесителя на неосвещенных участках дороги, в темное время суток или других условиях недостаточной видимости (тумане) машинист обязан включить габаритные или стояночные огни.

5.22.16. При перемещении автобетоносмесителя своим ходом по дороге общего пользования машинист обязан выполнять правила дорожного движения.

5.22.17. Барабан автобетоносмесителя следует промывать на специально отведенных местах. После промывки барабана сливать воду следует в емкость для отстоя воды и отделения щебня.

5.22.18. Работать в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное ведение работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

5.22.19. Работа должна быть остановлена при возникновении следующих неисправностей:

а) появлении трещин или деформаций в металлоконструкциях несущей рамы и смесительного агрегата;

б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;

в) падении давления в шинах;

г) появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других признаков неисправности двигателя или смесительного агрегата;

д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;

е) отсутствии на машине штатных средств пожаротушения;

ж) отсутствии наряда-допуска на работу вблизи ЛЭП.

5.22.20. В случае воспламенения топлива на автобетоносмесителе машинист обязан прекратить доступ топлива к очагу огня и гасить пламя огнетушителем, землей, песком или брезентом. Запрещается заливать горящее топливо и электропроводку водой.

 

Требования безопасности по окончании работы

 

5.22.21. По окончании работы машинист обязан:

а) промыть барабан и очистить автобетоносмеситель от бетона;

б) поставить автобетоносмеситель на место стоянки;

в) выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

г) затормозить автомобиль, установить передачу в нейтральное положение;

д) сдать путевой лист и о всех замеченных во время работы неполадках сообщить руководителю работ или лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автобетоносмесителя.

 

5.23. Машинистов бурильно-крановых самоходных машин ТИ РО-023-2003

 

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, а также межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт, "Правил дорожного движения Российской Федерации" — собрание законодательства Российской Федерации, 2000, 318, ст. 1985 и предназначена для машиниста бурильно-крановой самоходной машины при выполнении работ по ее управлению и обслуживании согласно профессии и квалификации (далее машиниста).

 

Общие требования безопасности

 

5.23.1. Мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузового автомобиля и профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

5.23.2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;

разрушающиеся конструкции;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

эмоциональные перегрузки.

5.23.3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемыми работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

5.23.4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5.23.5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;

быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

5.23.6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

 

Требования безопасности перед началом работы

 

5.23.7. Перед началом работы машинист обязан:

а) иметь при себе удостоверение на право управления базовым автомобилем, талон технического паспорта на автомашину, путевой (маршрутный) лист, удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и пройти предрейсовый медицинский осмотр;

б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;

в) получить у непосредственного руководителя работ наряд-задание на выполнение работы и маршрут движения.

5.23.8. После получения наряда-задания у непосредственного руководителя работ машинист обязан:

а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструмента;

б) для обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние машины, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;

в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку машины топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;

г) после заправки машины топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами. Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши, опилок или песка;

д) проверить работоспособность двигателя на холостом ходу и его исправность, а также осветительных и контрольно-измерительных приборов и рулевого управления;

е) предъявить машину ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности машины.

5.23.9. Машинист не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправности механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация базового автомобиля;

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *