ПБ 10-157-97 стр.7  

 

 

в _____________________________________________________________________________

(регистрирующий орган)

 

В паспорте пронумеровано _________ страниц, и прошнуровано

 

всего ________ листов, в том числе чертежей на ______ листах.

 

Место ________________________________

печати (должность регистрирующего лица)

 

“____” _______________ 19 ___ г.

 

 

Приложение 5

(к ст. 3.1.20, 5.3.9)

 

Нормы браковки канатов грузоподъемных машин

 

1. Браковка канатов грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, должна проводиться согласно инструкции по эксплуатации грузоподъемной машины, составленной с учетом требований ИСО 4309.

При отсутствии в инструкции по эксплуатации соответствующего раздела браковку канатов грузоподъемной машины проводят согласно настоящему приложению.

Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рис 1…3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

з) повреждение в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

 

2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с таблицей 1.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

 

 

 

Таблица 1.

 

Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, отбраковываются

 

Число несущих проволок в наружных прядях

Типовые примеры конструкций канатов

Тип

свивки

ГОСТ на канат

Группа классификации(режима) механизма

М1, М2, М3 и М4

М5, М6, М7 и М8

Крестовая свивка

Односторонняя свивка

Крестовая свивка

Односторонняя свивка

на участке длиной

6d

30d

6d

30d

6d

30d

6d

30d

n < 50

6х7(6/1)

 

 

2

4

1

2

4

8

2

4

6х7(1+6)+1х7(1+6)

ЛК-О

3066-80

6х7(1+6)+1 о.с.

ЛК-О

3069-80

8х6(0+6)+9 о.с.

ЛК-О

3097-80

51 < n < 75

6х19(9/9/1)*

 

 

3

6

2

3

6

12

3

6

6х19(1+9+9)+1 о.с.

ЛК-О

3077-80

6х19(1+9+9)+7х7(1+6)*

ЛК-О

3081-80

76 < n < 100

18х7(1+6)+1 о.с.

ЛК-О

7681-80

4

8

2

4

8

16

4

8

101 < n < 120

8х19(9/9/1)*

 

 

5

10

2

5

10

19

5

10

6х19(12/6/1)

 

 

6х19(12/6+6F/1)

 

 

6x25FS(12/12/1)*

 

 

6х19(1+6+6/6)+7х7(1+6)

ЛК-Р

14954-80

6х19(1+6+6/6)+1 о.с.

ЛК-Р

2688-80

6х25(1+6; 6+12)+1 о.с.

ЛК-З

7665-80

6х25(1+6; 6+12+7х7(1+6)

ЛК-З

7667-80

121 < n < 140

8х16(0+5+11)+9 о.с.

ТК

3097-80

6

11

3

6

11

22

6

11

141 < n < 160

8х19(12/6+6F/1)

 

 

6

13

3

6

13

26

6

13

8х19(1+6+6/6)+1 о.с.

ЛК-Р

7670-80

161 < n < 180

6х36(14/7+7/7/1)*

 

 

7

14

4

7

14

29

7

14

6х30(0+15+15)+7 о.с.

ЛК-О

3083-80

6х36(1+7+7/7+14)+1 о.с.*

ЛК-РО

7668-80

6х36(1+7+7/7+14)+7х7(1+6)*

ЛК-РО

7669-80

181 < n < 200

6х31(1+6+6/6+12)+1 о.с.

 

 

8

16

4

8

16

32

8

16

6х31(1+6+6/6+12)+7х7(1+6)

 

 

6х37(1+6+15+15)+1 о.с.

ТЛК-О

3079-80

201 < n < 220

6х41(16/8+8/8/1)*

 

 

9

18

4

9

18

38

9

18

221 < n < 240

6х37(18/12/6/1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18х19(1+6+6/6)+1 о.с.

ЛК-Р

3088-80

241 < n < 260

 

 

 

10

21

5

10

21

42

10

21

261 < n < 280

 

 

 

11

22

6

11

22

45

11

22

281 < n < 300

 

 

 

12

24

6

12

24

48

12

24

300 < n

 

 

 

0,04n

0,08n

0,02n

0,04n

0,08n

0,16n

0,04n

0,08n

 

 Примечания:

 1. n -число несущих проволок в наружных прядях каната;

2. d — диаметр каната в мм.

3. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.

4. Расчет числа видимых обрывов для канатов прядевой конструкции определяется по приведенным формулам. При этом полученное значение округляется до целого в большую сторону.

5. Для канатов с неодинаковыми диаметрами внешних проволок в наружных прядях класс конструкции в таблице понижен и отмечен звездочкой.

6. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой характерно появление значительного числа обрывов проволоки внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения (см. п. 5 настоящего приложения).

 

 

Рис.1. Обрывы и смещение проволок каната крестовой свивки

 

Рис.2. Сочетание обрывов проволок с их износом:

а — в канате крестовой свивки;

б — в канате односторонней свивки.

 

Рис.3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:

а — в нескольких прядях каната;

б — в двух прядях в сочетании с местным износом.

 

 3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 4) или коррозии (рис. 5) на 7 % или более по сравнению с номинальным диаметром, канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок

 

  

Рис. 4. Износ наружных проволок каната крестовой свивки:

 

а — небольшие лыски на проволоках;

б — увеличенная длина лысок на отдельных проволоках;

в — удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок;

г — лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната;

д — интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40%)

 

 

Рис. 5. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:

 

а — начальное окисление поверхности;

б — общее окисление поверхности;

в — заметное окисление;

г — сильное окисление;

д — интенсивная коррозия  

 

 

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% у нераскручивающихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6.).

 

Рис. 6. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

 

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок, число обрывов, как признак браковки, должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

 

Таблица 2.

 

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *