СП 42-102-2004 стр.3 Определение необходимой величины балластировки

 

Определение необходимой величины балластировки

5.92. Для обеспечения проектного положения газопроводов на подводных переходах, на участках прогнозного обводнения, на периодически обводняемых участках применяются следующие виды балластировки:

– пригрузы из высокоплотных материалов (железобетон, чугун и др.);

– минеральный грунт обратной засыпки, закрепляемый нетканым синтетическим материалом (НСМ); — анкерные устройства.

5.93. При балластировке газопровода пригрузами из высокоплотных материалов (железобетон, чугун и др.) расстояния между ними должны быть, как правило, не более определяемых формулой (20)

                                    (20)

Здесь нагрузка от упругого отпора газопрвода qИЗГ при изгибе газопровода в вертикальной плоскости определяется по формулам (21) и (22)

для выпуклых кривых                                  (21)

для вогнутых кривых              (Н/м).                       (22)

Значения коэффициента надежности устойчивого положения для различных участков газопровода принимаются по таблице 13.

 

Таблица 13.

Коэффициент надежности по материалу при-груза принимается: для железобетонных грузов и мешков с цементно-песчаной смесью — 0,85; для чугунных грузов — 0,95. Вес пригруза принимается по соответствующим стандартам или ТУ.

5.94. При балластировке газопровода грунтом обратной засыпки, закрепляемым нетканым синтетическим материалом (НСМ), высота грунта, закрепляемого в траншее НСМ (расстояние от оси трубы до верха закрепляемого НСМ грунта), должна быть, как правило, не менее величины, определяемой формулой (23)

                                          (23)

где

 

 

Здесь          ;

k — безразмерный коэффициент, численно равный внешнему диаметру трубы, м. Значения cp, φ, ρp и е принимаются по результатам инженерных изысканий по трассе газопровода. Допускается определение этих величин по соответствующей нормативно-технической документации.

5.95. При балластировке газопровода анкерными устройствами расстояния между ними должны быть, как правило, не более определяемых формулой(24)

 

 (м).                              (24)

 

Здесь коэффициент условий работы уса анкерного устройства принимается:

при

при

несущая способность анкера Фа, Н, определяется расчетом или по результатам полевых испытаний согласно СНиП 2.02.03; коэффициент надежности анкера γma принимается равным 1,4 при определении несущей способности анкера расчетом и 1,25 при определении несущей способности анкера по результатам полевых испытаний статической нагрузкой.

 

Определение пролетов надземных газопроводов

5.96. Расстояние между опорами надземных газопроводов, укладываемых на опоры с обеспечением компенсации температурных удлинений (например, путем установки П-образных, Q-образных или линзовых компенсаторов), должно удовлетворять условиям: — статической прочности; — предельно допустимому прогибу; — динамической устойчивости. В случае необходимости удовлетворения всех условий расстояние между опорами принимается наименьшим из определенных по этим условиям. Конструкции опор надземных газопроводов, прокладываемых по вечномерзлым, пучинистым, просадочным, набухающим или насыпным грунтам, устраивают так, чтобы позволять восстанавливать проектное положение газопроводов, а величины пролетов в этих случаях принимают с коэффициентом 0,9. Расстояния между неподвижными опорами рекомендуется принимать согласно таблице 14.

 

Таблица 14.

 

5.97. При определении величин пролетов различают средние и крайние пролеты (рисунок 4). Средние пролеты не должны, как правило, отличаться друг от друга более чем на 20 %. Расстояние между опорами крайнего пролета составляет 80 % расстояния между опорами среднего пролета.

 

 

Рисунок 4.

1 — средний пролет,

2 — крайний пролет,

3 — компенсатор;

4 — подвижная опора,

5 — неподвижная опора

 

5.98. Величина среднего пролета газопровода из условия статической прочности, которое должно удовлетворяться во всех случаях, определяется по формуле (25)

 

      (25)

 

где                                                    (26)

 

при этом в выражении для q из нагрузок снеговой vs и гололедной vi  принимается одна — большая.

5.99. Для газопроводов, в которых возможно образование конденсата при их отключении, величина среднего пролета не превышает величины

 (м),                                       (27)

здесь qопределяется по формуле (26);

ψ — по таблице 15 в зависимости от диаметра газопровода и его уклона.

 

Таблица 15.

 

5.100. Величина среднего пролета газопровода из условия динамической устойчивости (расчет на резонанс) не превышает величины:

 (м),                                        (28)

здесь из нагрузок снеговой vs и гололедной vi, принимается одна — большая.

Значение коэффициента kс принимается по таблице 16 в зависимости от числа пролетов.

 

Таблица 16.

 

Расчет на динамическую устойчивость выполняется только для надземных газопроводов, прокладываемых на открытых участках трассы. При прокладке надземных газопроводов по стенам зданий и сооружений расчет на динамическую устойчивость не требуется.

5.101. Нагрузками, действующими на опоры газопроводов, являются.

– вертикальные;

– горизонтальные вдоль оси газопровода;

– горизонтально перпендикулярные оси газопровода.

Вертикальная нагрузка Ав определяется по формуле (29)

 (Н) ,             (29),

где  Н/м;

Lлев, Lпр — величины пролетов слева и справа от рассматриваемой опоры;

при этом в выражении для qв из нагрузок снеговой vs и гололедной vi принимается одна — большая.

Горизонтальные нагрузки вдоль оси газопровода определяются по формулам (30) и (31):

на подвижные опоры:

 

                                                                    (30),

 

где 0,3 — коэффициент трения металла о металл; на неподвижные опоры:

 

              (31),

где       —суммы продольных горизонтальных усилий, действующих на промежуточные подвижные опоры на участках от неподвижной опоры до компенсаторов слева и справа;

          NK —отпор компенсатора, определяемый по правилам строительной механики с учетом гибкости отводов и поперечных перемещений на участках 40 dc от угла поворота. Индекс 1 относится к большей величине

          слева или справа от рассчитываемой неподвижной опоры.        

Горизонтальная нагрузка, перпендикулярная оси трубопровода, определяется по формуле(32)

                                                     (32)

 

 

6. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГАЗОПРОВОДОВ ИЗ МЕДНЫХ ТРУБ

 

6.1. Проектирование газопроводов из медных труб должно отвечать требованиям СНиП 42-01 с учетом рекомендаций СП 42-101 и настоящего СП.

6.2. Соединение медных труб между собой осуществляется капиллярной пайкой твердым припоем через медные соединительные детали.

6.3. Для крепления газопровода предусматривают медные (латунные) опоры. При применении стальных опор между газопроводом и опорой необходимо устанавливать резиновую прокладку (рисунок 5). Рекомендуемые расстояния между опорами определяются по таблице 17.

 

Таблица 17.

Расстояние от соединительной детали до опоры составляет не менее 50 мм.

 

6.4. Для присоединения запорной арматуры и измерительных приборов к медному газопроводу следует предусматривать латунные переходные детали (рисунок 6). Опоры для крепления запорной и измерительной арматуры устанавливают с двух сторон от арматуры на расстоянии не более 0,8 м между ними. Расстояние от соединительной латунной детали до опоры медного газопровода составляет не более 0,1 м. Непосредственное присоединение медных труб к стальным, латунным, бронзовым деталям трубопроводной арматуры и измерительных приборов не рекомендуется.

6.5. Внутри зданий и сооружений допускается прокладка медных газопроводов в штрабе стены, прикрытой хорошо вентилируемыми щитами. Заполнение свободного пространства в штрабе, в которой проложен газопровод, не допускается.

 

 

 

Рисунок 5. Опоры для крепления медных газопроводов

а — из медной (латунной ленты),

б — стальные с хомутом и резиновой прокладкой,

в — стальные с резиновой прокладкой

 

 

1

Рисунок 6. Присоединение запорной арматуры к медному газопроводу

 

6.6. При прокладке медных газопроводов предусматривают возможность компенсации тепловых удлинений и деформаций, которые могут возникнуть в результате оседания здания. Компенсация линейных удлинений медных газопроводов может быть выполнена путем соответствующей прокладки с использованием естественной самокомпенсации или путем установки компенсаторов. Компенсаторы могут быть в виде гнутых труб или в виде соединений из дуг и отводов. Примеры правильной и неправильной прокладки газопровода показаны на рисунке 7.

6.7. Медные трубопроводы не рекомендуется подвешивать к другим трубопроводам и сами они тоже не могут быть опорой для других трубопроводов.

 

7. СТРОИТЕЛЬСТВО

 

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ТРУБ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ

 

7.1. Входной контроль труб и соединительных деталей производят в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01 и положениями настоящего раздела.

7.2. При входном контроле труб и соединительных деталей проводится проверка:

– соответствия проекту;

– наличия и содержания сертификатов заводов-изготовителей на трубы и фасонные части;

– соответствия требованиям ГОСТ (ТУ) — внешним осмотром и измерениями геометрических размеров;

– наличия и содержания технических паспортов заводов-изготовителей (ЦЗЗ, ЦЗМ) на соединительные детали и монтажные узлы;

– наличия и содержания сертификатов заводов-изготовителей (или паспортов, актов, если изоляция труб выполнена в базовых условиях строительно-монтажных организаций), на изоляционное покрытие труб (для стальных труб);

– наличия протоколов проверки качества физическими методами контроля сварных стыков соединительных деталей, изготовленных в базовых условиях строительно-монтажных организаций (для стальных труб).

7.3. Внешнему осмотру и измерениям на соответствие требованиям ГОСТ (ТУ) рекомендуется подвергать не менее 10 % партии труб или соединительных деталей (но не менее одной трубы, соединительной детали) и при обнаружении брака проводят проверку их удвоенного количества. Визуальный и измерительный контроль производят в соответствии с РД 03-606.

Рисунок 7. Прокладка газопроводов с соблюдением правил естественной компенсации

а — правильная прокладка газопровода;

б — неправильная прокладка газопровода;

в — правильная прокладка ответвления газопровода;

г — неправильная прокладка ответвления газопровода

При обнаружении при повторной проверке хотя бы одного бракованного изделия вся партия труб (соединительных деталей) забраковывается.

7.4. Допустимые отклонения от геометрических размеров трубы или соединительной детали (толщина стенки по периметру, наружный диаметр, овальность) принимаются в соответствии с ГОСТ (ТУ) на эти изделия.

 

Стальные трубы

7.5. Трубы с трещинами, не выправляемыми вмятинами и недопустимыми коррозионными повреждениями забраковываются.

7.6. Внешнему осмотру изоляционного покрытия подвергается каждая труба партии изолированных труб.

При обнаружении внешним осмотром отдельных повреждений изоляционного покрытия трубы площадью более 10 % или нескольких повреждений общей площадью более 20 % труба полностью переизолируется механизированным способом.

По решению заказчика или генерального подрядчика, кроме внешнего осмотра изоляционного покрытия труб, при входном контроле может производиться приборная проверка изоляции по ГОСТ 9.602.

7.7. При внешнем осмотре соединительных деталей проверяются наличие вмятин, забоин, заусениц, трещин, коррозионных повреждений, расслоения металла, раковин и качество резьбы, а также соответствия геометрических размеров требованиям ГОСТ (ТУ).

При наличии трещин, сквозных отверстий, раковин, неполной или забитой резьбы, отклонения геометрических размеров от требований ГОСТ (ТУ), невыправляемых вмятин соединительные детали забраковываются.

 

Медные трубы

7.8. Каждая партия медных труб сопровождается документом о качестве (сертификатом) завода-изготовителя (или копией, заверенной владельцем), подтверждающим их соответствие требованиям ГОСТ 617. Документ о качестве (сертификат) содержит следующие данные:

– товарный знак или товарный знак и наименование предприятия-изготовителя;

– условное обозначение медных труб;

– результаты испытаний труб на герметичность;

– результаты испытаний механических свойств;

– номер партии и дату изготовления;

– массу партии.

Маркировка медных труб производится в соответствии с 4.11. Документ о качестве, сопровождающий импортные медные трубы, переводится на русский язык с указанием фирмы-производителя, условного обозначения медных труб или их химического состава, механических свойств, состояния поставки и проведенных испытаний на герметичность.

7.9. Каждая партия соединительных деталей сопровождается документом о качестве (сертификатом) завода-изготовителя (или копией, заверенной владельцем сертификата), подтверждающим их соответствие требованиям технических условий. Документ о качестве (сертификат) содержит следующие данные:

– товарный знак или товарный знак и наименование предприятия-изготовителя;

– условное обозначение соединительных деталей;

– результаты испытаний деталей на герметичность;

– результаты испытания механических свойств;

– номер партии и дату изготовления;

– количество деталей.

В документе о качестве (сертификате) указывается наличие у предприятия-изготовителя разрешения Госгортехнадзора России на право производства соединительных деталей газопроводов или прилагается копия разрешения. Маркировка соединительных деталей производится в соответствии с 4.13.

7.10. При поступлении медных труб и соединительных деталей на склад строительной организации проводят входной контроль качества. При входном контроле проверяют внешний вид всех труб и деталей, а также величины диаметров
D1 D3 и размеров L1 L3 соединительных деталей — 5 % партии, но не менее 3 шт. согласно приложению Д и таблице 5.

7.11. Поверхность труб и соединительных деталей должна быть ровная и гладкая, без трещин, расслоений, пузырей, раковин и надрывов. Допускаются отдельные следы от формующего и калибрующего инструмента, если они не выводят размеры за пределы допусков. Наружная и внутренняя поверхности труб и соединительных деталей очищаются в случае загрязнения. Внешний осмотр деталей проводят визуально без применения увеличительных приборов.

7.12. В случае получения неудовлетворительных результатов хотя бы по одному показателю (внешнему виду или размерам) трубы и детали к производству работ не допускаются.

7.13. По результатам входного контроля составляют протокол.

7.14. При входном контроле материалов (припоев, кислот, щелочей) проверяют наличие и соответствие документов о качестве (сертификатов).

 

ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ ТРУБ, ДЕТАЛЕЙ И МАТЕРИАЛОВ

Стальные трубы

7.15. Транспортировка труб для строительства газопроводов производится автомобилями с прицепами-роспусками, находящимися в технически исправном состоянии, имеющими надежную сцепку прицепа с автомобилем, предохранительный щит для защиты кабины водителя от продольного перемещения труб, крепежные устройства, оборудованные турникетными кониками. Прицеп-роспуск оборудуется поворотным турникетом.

7.16. При транспортировке изолированных труб коники автомобиля и прицепа оборудуются специальными ложементами с полукруглыми выемками, охватывающими не менее 1/3 периметра трубы. Шаг выемок должен исключать соприкосновение труб друг с другом. Каждый ложемент может использоваться не более чем на два смежных диаметра изолированных труб. Ложементы рекомендуется изготавливать из дерева. Выемки обиваются войлоком или мягким эластичным материалом и не должны иметь углов и выступов, вызывающих повреждения изоляционного покрытия трубы. Ширина ложемента, измеренная вдоль оси трубы, должна быть не менее ширины основания коников.

7.17. Неизолированные трубы транспортируются в брикетах, увязанных проволокой.

7.18. Изолированные трубы укладываются на трубовозы в ложементы. При транспортировке труб в несколько рядов, каждый ряд укладывается в ложементы, отделяемые от нижнего ряда мягкими прокладками (резина, войлок и т.п.).

7.19. Размеры загруженного трубовоза должны быть по ширине не более 2,5 м, по высоте — не более 3,8 м. Погрузочная высота коников автомобиля и прицепа должна быть на одном уровне. Свес труб за коники прицепа должен быть, как правило, не более 2 м.

7.20. Для предотвращения продольного перемещения трубы закрепляются стопорными стальными канатами с обоих концов. При перевозке изолированных труб под стопорные канаты рекомендуется подкладывать мягкие прокладки. Канаты должны быть в натянутом положении.

7.21. Погрузку и разгрузку труб производят автокранами. Для погрузки и разгрузки изолированных труб диаметром до 168 мм применяют мягкие полотенца типа ПМ.

7.22. Сбрасывать изолированные трубы с автомашины или скатывать их по слегам не рекомендуется.

7.23. Для складирования соединительные детали заводского (ЦЗЗ, ЦЗМ) изготовления рекомендуется упаковывать в деревянные ящики весом не более 80 кг, выстланные влагонепроницаемой бумагой. Каждую неокрашенную деталь следует покрывать антикоррозионной смазкой и заворачивать в промасленную бумагу. При перевозке ящиков необходимо принять меры по защите от атмосферных осадков.

7.24. Перевозку трубных заготовок и соединительных деталей на объект строительства рекомендуется производить в деревянных контейнерах, к которым прикрепляется бирка с указанием транспортируемых узлов и деталей.

7.25. Хранение труб и трубных заготовок в базовых условиях предусматривают в открытых складах или под навесом. Стеллажи для хранения сооружают на ровной горизонтальной площадке и оборудуют поперечными вертикальными упорами, исключающими самопроизвольное скатывание труб. При складировании изолированных труб поверхность поперечных упоров, обращенная к трубам, должна иметь эластичные прокладки. Высота стеллажей должна быть, как правило, не более 3 м.

7.26. При складировании в базовых условиях изолированных труб их нижний и последующие ряды укладывают на ложементы, отвечающие требованиям настоящего раздела, располагаемые на неизолированных концах труб. Высота штабеля в стеллажах для всех диаметров труб не должна превышать, как правило, 2 м.

7.27. Трубы каждого диаметра рекомендуется укладывать в отдельный стеллаж.

7.28. Соединительные детали в базовых условиях хранят в закрытых складах.

7.29. При хранении труб и соединительных деталей в базовых условиях предусматривают меры по защите от атмосферных осадков и подтопления дождевыми или талыми водами.

7.30. В трассовых условиях трубы размещают на открытой ровной площадке. Изолированные трубы рекомендуется укладывать неизолированными концами на лежки или мягкие насыпные земляные валы.

 

Медные трубы

7.31. Упаковка труб для транспортировки производится в соответствии с требованиями ГОСТ 617. Упаковка соединительных деталей для транспортировки должна отвечать требованиям технических условий изготовителя.

7.32. Трубы и соединительные детали транспортируют всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида.

7.33. Трубы и соединительные детали хранятся в закрытом помещении при температуре наружного воздуха от минус 40°С до плюс 40°С и защищаются от механических повреждений, воздействия влаги и активных химических веществ в соответствии с ТУ 5130-001-05480358.

7.34. Припои хранятся в сухом, закрытом помещении при температуре от минус 40°С до плюс 40°С и защищаются от воздействия прямых солнечных лучей, влаги, механических повреждений в соответствии с ТУ 48-3650-10, ТУ 48-21-663.

 

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ СВАРЩИКОВ И ПАЯЛЬЩИКОВ

Стальные газопроводы

7.35. К производству сварочных работ допускаются сварщики, аттестованные в соответствии с РД 03-495.

7.36. Перед допуском к работе (дуговой и газовой сваркой) сварщик должен, как правило, сварить допускной стык в следующих случаях: — если впервые приступает к работе на предприятии; — при перерыве в работе более двух календарных месяцев, — при сварке труб, изготовленных из марок стали, отличающихся от ранее свариваемых данным сварщиком своими свойствами по свариваемости; — если применяют новые для данного сварщика марки сварочных материалов (электродов, сварочной проволоки, флюсов); — при изменении технологии сварки.

7.37. Вид сварки, технология производства сварочных работ и пространственное положение допускного стыка (поворотный или неповоротный) должны соответствовать выполняемым сварщиком при строительстве объекта.

7.38. Контроль и оценку качества допускного стыка осуществляют внешним осмотром, радиографическим контролем и механическими испытаниями в соответствии с требованиями СНиП 42-01, предусмотренными для контрольных стыков.

7.39. При неудовлетворительных результатах контроля допускного стыка: — внешним осмотром — стык бракуется и дальнейшему контролю не подлежит; — физическим методами или механическими испытаниями — проверку следует повторить на удвоенном числе стыков. В случае получения неудовлетворительного результата хотя бы в одном стыке сварщик должен пройти дополнительную практику по сварке, после чего сварить новый допускной стык, подлежащий испытаниям в соответствии с требованиями настоящего раздела.

7.40. Результаты проверки качества допускных стыков физическими методами и механическими испытаниями следует оформлять протоколами.

 

Медные газопроводы

7.41. К пайке внутренних газопроводов из медных труб допускаются: — паяльщики труб не ниже 4-го разряда; — паяльщики не ниже 5-го разряда, согласно «Общероссийскому классификатору профессий рабочих» ОК 016-94, аттестованные в установленном порядке.

7.42. Перед допуском к работе по пайке газопроводов из медных труб каждый рабочий должен выполнить допускные паяные соединения в количестве не менее 3 шт. (рисунок 8). Допускные соединения паяют из труб и соединительных деталей одного из диаметров, используемых при строительстве. Образцы клеймят личным клеймом паяльщика (резиновым оттиском) или карандашом-маркером.

7.43. Контроль образцов осуществляют: — внешним осмотром — на полноту и отсутствие видимых трещин галтели паяного соединения согласно требованиям
ГОСТ 19249; — испытаниями на статическое растяжение двух образцов — для определения механических свойств паяного соединения; — испытаниями на «распай» одного образца — для определения площади пропая.

7.44. До проведения испытания на статическое растяжение измеряют наружный диаметр Dl и внутренний диаметр D2 медной трубы и вычисляют площадь поперечного сечения трубы по формуле (33)

                                            (33)

7.45. Испытания на статическое растяжение производят на разрывных машинах или универсальных испытательных машинах, соответствующих ГОСТ 7855. Допускается концы образцов сплющить для удобства проведения испытаний. Образец нагружают равномерно и непрерывно до разрушения, в момент разрушения определяют максимальную нагрузку Р и место разрушения: по основному материалу или по пайке. По окончании испытания рассчитывают показатель прочности σввременное сопротивление разрыву (предел прочности) по формуле (34)

                                                          (34)

Качество пайки считается удовлетворительным, если величина σв ≥ 280 МПа.

7.46. При применении метода «распая» нагревают паяное соединение до температуры плавления припоя и разъединяют детали. Измеряют диаметр поверхности пайки D1 Рассчитывают площадь каждого паяного шва по формуле (35)

                                                              (35)

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8. Допускное соединение

 

Примечание. Размер l определяется типом разрывной машины

 

Затем определяют площадь «непропая». Качество пайки считается удовлетворительным, если площадь «непропая» составляет менее 5 % для каждого шва.

7.47. Результаты контроля образцов регистрируются в журнале испытаний и оформляются
протоколами (приложения Ж и И).

7.48. При неудовлетворительных результатах контроля образцов:

            – внешним осмотром — образцы бракуются и дальнейшему контролю не подлежат;

            – механическими испытаниями или методом «распая» — проверку следует повторить на удвоенном числе образцов.

В случае получения неудовлетворительных результатов повторного контроля хотя бы одного образца, паяльщик должен пройти дополнительное обучение по пайке, после чего выполнить пайку допускных образцов, подлежащих испытаниям в соответствии с вышеприведенными требованиями.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *