ПБ 05-580-03. 
Предупреждение самовозгорания породных отвалов

ПБ 05-580-03. Предупреждение самовозгорания породных отвалов
Правила безопасности при обогащении и брикетировании углей (сланцев).

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 
 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
РД 26-8-87 - Сварка хладостойких низколегированных сталей, применяемых в конструкциях, эксплуатирующихся при отрицательных температурах

 

 

 

Сварка ->  Горнодобывающее оборудование ->  ПБ 05-580-03 -> 

 

 

Предупреждение самовозгорания породных отвалов

 

682. Основными способами предупреждения самовозгорания породных отвалов являются:

а) снижение содержания горючих веществ в отвальной массе за счет улучшения технологии выемки угля и его обогащения;

б) создание плотных воздухонепроницаемых отвалов путем послойного складирования пород, их переслаивания и уплотнения, заливания или засыпки нижних пористых частей отвалов негорючими материалами.

683. Для предотвращения распространения горения со смежного горящего отвала на закладываемый или действующий не горящий отвал на сопряжении отвалов устраивается пожарный барьер.

Пожарный барьер создается проиливанием отвальной массы на сопряжении отвалов глинистой пульпой с отношением Т:Ж = 1:6-1:8 по объему через инъекторы, размещаемые по сетке 1,5г1,5 м, или траншеи глубиной 1,5-2,5 м. Ширина барьера принимается равной 5 м.

Пожарный барьер может отсыпаться из негорючих материалов, в качестве которых могут использоваться глины, песок, охлажденная зола котельных установок.

684. Предупреждение самовозгорания плоских отвалов независимо от места их расположения осуществляется в соответствии с технологическими схемами формирования плоских породных отвалов с профилактикой самовозгорания. Пожаробезопасные параметры плоских породных отвалов устанавливаются проектом.

685. Предупреждение самовозгорания плоского отвала при комбинированном отвалообразовании, когда плоский отвал формируется с примыканием к негорящему или потушенному террикону, а доставка породы на него осуществляется рельсовым транспортом террикона в сочетании с ее переспуском по решеткам (металлическим листам), достигается применением мер, рекомендованных для плоских отвалов; при этом одновременное выполнение работ на одной из сторон террикона по перепуску породы и ее планированию не допускается.

686. Предупреждение самовозгорания терриконов и хребтовидных отвалов осуществляется периодическим зашламовыванием их нижнего пористого пояса (1/5 высоты) породой мелких классов, смываемой с верхней и средней частей отвалов, или засыпкой этого пояса негорючими материалами.

 

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

 

7.4.3. Тушение горящих породных отвалов

 

687. Тушение горящих породных отвалов в зависимости от характера горения осуществляется в соответствии с технологическими схемами тушения породных отвалов.

688. Отвал считается потушенным, когда температура пород на глубине до 2,5 м от поверхности не превышает 80°С.

 

Разборка породных отвалов

 

689. Разборка породных отвалов допускается слоями (ярусами) в нисходящем порядке после прекращения их эксплуатации и производится с помощью бульдозеров, экскаваторов, прицепных тракторных и самоходных скреперных агрегатов и гидромониторов.

Разборка породных отвалов прямым забоем в откос от основания не допускается.

Скреперные установки допускается применять при разборке не горящих, в том числе и потушенных, отвалов при отсутствии спекания их пород и обеспечении эффективного пылеподавления.

Буровзрывные работы для рыхления отвальной массы и дробления негабаритных кусков при разборке отвалов должны производиться по проекту, составленному в соответствии с требованиями Единых правил безопасности при взрывных работах, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 30.01.01 N 3, зарегистрированным Минюстом России 07.06.01 г., регистрационный N 2743.

690. Разборка отвала бульдозерами производится горизонтальными слоями. После понижения отвала до высоты 25-30 м допускается разборка наклонными (до 15°) слоями.

Погрузка породы в транспортные средства осуществляется бульдозерами в сочетании с беззатворными бункерами, эстакадами и с помощью экскаваторов.

Транспортирование породы к месту погрузки или нового складирования допускается осуществлять самоходными и прицепными колесными скреперами.

691. При разборке отвала экскаваторами высота уступов не должна превышать 4 м.

692. При комбинированном способе разборки породных отвалов после послойного понижения высоты до 12-15 м с помощью бульдозеров дальнейшая разборка производится экскаваторами с непосредственной погрузкой породы в транспортные средства.

693. Охлаждение нагретых пород и понижение высоты отвала при его разборке осуществляются в соответствии с технологическими схемами тушения породных отвалов.

 

Контроль теплового состояния породных отвалов

 

694. В целях обнаружения возможных очагов самовозгорания и своевременного принятия мер по предупреждению самовозгорания пород производится контроль теплового состояния отвалов (температурная съемка).

На действующих не горящих отвалах замеры температур проводятся трижды в год (май, июль, сентябрь). При обследовании теплового состояния породных отвалов точки замеров температур располагаются через каждые 20 м; на терриконах и хребтовидных отвалах - на откосах, на расстоянии 10 м от вершины; на плоских отвалах - на горизонтальной части, в 2-3 м от откоса. Дополнительные точки замеров размещаются в предполагаемых (видимых) очагах самовозгорания. Замеры температур проводятся на глубине 0,5 м от поверхности.

Не допускается, чтобы температура пород отдельных участков превышала температуру окружающих пород более чем на 5°С или была выше 45°С.

695. На действующих горящих отвалах замеры температур проводятся дважды в год (май, сентябрь), а на недействующих горящих - один раз в год (сентябрь). Замеры температур проводятся на глубине 0,5 м от поверхности.

Результаты замеров температур используются для определения выбросов вредных веществ в соответствии с методическим руководством по выявлению источников загрязнения атмосферы, производству замеров выбросов вредных веществ на объектах угольной промышленности.

696. Перед началом работ по тушению или разборке горящих породных отвалов производятся температурные съемки, при которых замеры температур проводятся на глубине 0,1; 0,5; 1,5 и 2,5 м от поверхности.

697. Работы по тушению и разборке породных отвалов производятся при систематическом контроле температуры пород разбираемого слоя. Температура пород, перемещаемых бульдозером или разбираемых экскаватором, не должна превышать 80°С.

698. Температурные съемки разрешается производить только после обследования поверхности рабочих мест щупами в целях обнаружения трещин, пустот и т.п. Обнаруженные опасные участки должны быть оконтурены предупредительными знаками.

Запрещается проведение температурных съемок на породных отвалах в зоне отсыпки во время работы откатки, а также во время атмосферных осадков и при обледенении откосов.

 

Определение механической защитной зоны породных отвалов

 

699. Механической защитной зоной является территория, примыкающая к проектному (для остановленных - фактическому) контуру отвала.

700. Ширина механической защитной зоны для любой точки контура отвала (кроме точек хвостовой части террикона) при разности высотных отметок от 10 до 28 м постоянна и равна 20 м, при разности высотных отметок более 28 м - определяется по формуле

 

B = 2,5H - 50, (1)

 

где

Н - разность высотных отметок между верхней и нижней точками откоса, м.

 

Граница механической защитной зоны строится для каждого отвала, при этом в области взаимной накладки зон принимают контур зоны, более удаленный от отвала.

701. Механическая защитная зона может быть уменьшена только для негорящих недействующих породных отвалов с углами откосов не более 36° и коэффициентом запаса устойчивости откосов не ниже 1,3 при условии, что после остановки или тушения прошло не менее трех лет. В этом случае ширина механической защитной зоны должна быть не ниже значения, определяемого по формуле:

 

В = H(0,3 + 0,5ctg ά1 - 0,5ctg ά), (2)

 

где

ά1 - угол откоса отвала после длительного выветривания, град;

ά - фактический угол откоса отвала, град.

 

Углы откосов определяются по продольному и поперечному разрезам отвала.

Для защиты прилегающей к породному отвалу территории от ливневых потоков, стекающих с откосов, и от скатывающихся отдельных кусков отвальной массы по контуру рекомендуемой зоны отсыпается дамба высотой до 2 м. Между дамбой и откосом отвала оборудуется водоотводная канава для стока атмосферных вод.

Решение об уменьшении ширины механической защитной зоны принимается специальной комиссией в составе представителей технической дирекции организации и территориального органа Госгортехнадзора России и оформляется актом.

 

Погрузочно-разгрузочные работы

 

702. Железнодорожные вагоны перед погрузкой продуктов обогащения (брикетирования) должны осматриваться снаружи и внутри. Для спуска и подъема людей необходимо использовать переносные лестницы (стремянки).

703. Подача брикетов на погрузку в железнодорожные вагоны должна соответствовать требованиям технологического процесса.

Брикеты перед погрузкой в вагоны должны быть охлаждены до температуры не более 45°С.

704. В местах погрузки должны быть предусмотрены защитные барьеры от кусков, падающих между вагоном и обслуживающим персоналом. Защитный барьер не должен препятствовать работе люкоподъемников, открыванию и закрытию люков при ручной разгрузке.

705. Запрещается во время работы экскаватора пребывание людей (включая и обслуживающий персонал) в радиусе действия ковша.

706. При эксплуатации бульдозеров на объектах (угольных складах, породных отвалах и т.п.) условия безопасной работы должны определяться инструкциями, утвержденными главным инженером (техническим руководителем) организации, разработанными в соответствии с требованиями настоящих Правил, и инструкцией по безопасным методам работы бульдозериста в угольных организациях.

707. Штабеля топлива должны располагаться таким образом, чтобы их подошва была не ближе 2,5 м от головок крайних к штабелям рельсов железнодорожных путей и 1,5 м от бровки автодороги. При необходимости установки между штабелем и железнодорожными путями машин для производства погрузочных и штабелевочных работ расстояние между ними должно быть увеличено с таким расчетом, чтобы машины во всех положениях и при поворотах верхних тележек не приближались к путям ближе чем на 2 м, считая от головки ближнего рельса.

708. Штабелевание и особенно отгрузка топлива из штабеля должны производиться без образования крутых откосов во избежание обрушения или сползания топлива. При кратковременном образовании крутых откосов запрещается приближаться к ним как по верху штабеля, так и снизу. Крутые откосы следует обрушивать бульдозерами или грейферными кранами.

У укрытых откосов штабеля должны быть установлены предупреждающие знаки безопасности.

709. Погрузочно-разгрузочные работы с применением экскаваторов, бульдозеров и автотранспорта проводятся в соответствии с паспортом погрузочно-разгрузочных работ, утвержденным главным инженером организации. При этом должны быть определены места погрузки и разгрузки, требования к дорогам и площадке, подготовительные работы, места и способы прокладки кабелей, освещение рабочего места, порядок работы механизмов и ответственные за проведение работ, должна быть определена сигнализация.

710. Погрузка, разгрузка и транспортирование агрессивных жидкостей и баллонов с газом должны производиться в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России.

 

Обслуживание бункеров

 

711. Для предотвращения смерзания угля нижняя часть бункера должна иметь теплоизоляцию и обогрев. Если климатические условия исключают возможность смерзания углей, то утепление и отопление необязательно.

712. Очистка бункеров от угля должна производиться с помощью механических и пневматических средств. Во время работы работник обязан очищать бункер от угля только сверху, устранять завалы и зависания угля можно с помощью вибраторов, пневматических устройств и другого оборудования.

713. Перед спуском работников в бункер ответственный за безопасность работ обязан измерить концентрацию метана, остановить погрузочно-разгрузочные механизмы, выключить электрический ток, проверить отсутствие напряжения, вывесить плакаты "Не включать! В бункере люди".

714. При очистке бункеров и углеприемных ям необходимо включить сигнал, запрещающий подачу железнодорожных вагонов, предварительно поставив в известность дежурного по станции.

715. До начала работы работники обязаны проверить наличие и исправность инструмента, специальных приспособлений (тросы и предохранительные пояса должны быть испытаны и промаркированы), противогазов, решеток, люков, настилов, лестниц, ограждений. О всех замеченных неполадках необходимо сообщить лицу технического надзора.

716. При спуске в бункер работник должен иметь на себе предохранительный пояс с канатом, закрепленным на прочной опоре.

717. Канат должен находиться в натянутом состоянии. Если уголь завис на одной стенке бункера, то спуск работников на глубину более 1 м от верхнего уровня не допускается, при этом веревка от пояса работающего привязывается со стороны, противоположной зависшему углю.

718. Запрещается снижение уровня угля в бункере ниже 1/3 его высоты, а при футеровке бункера металлом он должен быть загружен полностью. Работы по очистке бункеров и устранению зависания угля должны производиться специально обученными работниками в присутствии лиц технического надзора.

719. Запрещается: привязывать канат к оборудованию, которое может прийти в движение, а также к местам, не предусмотренным планом организации работ; спускаться в бункер в отсутствие второго работающего и лица технического надзора; работать при неисправных осветительных устройствах, спускаться в бункер с огнеопасными материалами, очищать выпускные отверстия снизу; хранить на верхней площадке посторонние предметы.

720. Перед пуском механизмов при загрузке бункеров машинист конвейера обязан проверить:

– состояние питателей;

– уровень заполнения силосных башен соответственно требованиям эксплуатации;

– исправность электроприводов и пусковой аппаратуры;

– исправность ограждений погрузочно-разгрузочных устройств;

– исправность переходных мостиков;

– состояние и действие сигнализации;

– работу на холостом ходу конвейера питателя, исправность приводных и натяжных устройств.

О всех неполадках машинист должен доложить лицу технического надзора.

721. Запрещается во время работы механизмов:

– ремонтировать и смазывать приводные натяжные барабаны, ролики конвейера;

– становиться на ограждения решеток над проемами бункеров;

– перегонять разгрузочную тележку при наличии угля на ленте;

– устранять буксование ленты путем подсыпания шлака и песка;

– допускать скопление угля и пыли на рабочем месте;

– производить работы вблизи движущихся и вращающихся частей механизмов;

– загружать бункера, находящиеся в ремонте.

 

VIII. Фабричный транспорт

 

Железнодорожный и автомобильный транспорт

 

722. При эксплуатации железнодорожных путей и автомобильных дорог, принадлежащих организациям, места пересечения с пешеходными дорожками, а также участки, приближенные к зданиям и сооружениям, следует оборудовать необходимыми предупреждающими знаками, запрещающими хождение по железнодорожным путям, ограждениями и сигнальными устройствами в соответствии с требованиями инструкции по сигнализации на железных дорогах и правил эксплуатации автомобильных дорог.

723. В местах пересечения железнодорожных путей с пешеходными дорожками и автомобильными дорогами должны быть оборудованы переходы и переезды.

724. Устройство переездов должно производиться с учетом действующих СНиП. На постоянных железнодорожных путях должны быть оборудованы типовые переезды. Переезды на временных железнодорожных путях должны обеспечивать безопасность движения транспорта и иметь:

а) ширину проезжей дороги: не менее 7,5 м - для автосамосвалов грузоподъемностью до 10 т при однополосном движении, не менее 10 м - при двух полосном движении;

б) горизонтальную площадку или уклон до 10%о; перелом профиля устраивается на расстоянии 5 м от крайнего рельса; уклоны дорог на подходах к переезду не должны превышать 50%о;

в) сплошной настил;

г) угол пересечения не менее 45°;

д) типовые предупредительные знаки;

е) габаритные ворота для электрифицированных путей;

ж) на расстоянии не менее длины тормозного пути в обе стороны от переезда должны быть установлены сигнальные знаки "С", указывающие на обязательную подачу свистка машинистом локомотива.

725. Пешеходные дорожки должны быть устроены в наиболее удобных местах и обеспечивать безопасный проход. В местах переходов через пути должны быть уложены настилы на уровне головки рельса.

726. Габариты железнодорожных путей и верхнее строение пути всегда должны быть свободными от угля и посторонних предметов.

727. При использовании электровозной тяги для маневровых работ в местах погрузки и разгрузки угля должны быть вывешены предупредительные знаки о наличии высокого напряжения.

728. Контактные провода, входящие в помещения приемки и погрузки, должны быть оборудованы секционными разъединителями с заземляющими ножами, позволяющими выключать напряжение.

На территории промышленной площадки подвеска контактного провода должна осуществляться в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации железных дорог.

729. Каждый работник, заметивший опасность для жизни людей или движения, должен подать сигнал остановки поезду или маневровому составу.

Неохраняемые переезды на участках с автоблокировкой должны оборудоваться автоматической переездной сигнализацией.

730. Нормальное положение автоматических шлагбаумов переезда - открытое, а неавтоматических - закрытое. Все охраняемые переезды должны освещаться и иметь прямую телефонную связь с ближайшим дежурным по станции или диспетчером.

731. Провоз и перегон по переездам особо тяжелых, негабаритных грузов и машин допускается с разрешения главного инженера (технического руководителя) организации под наблюдением дорожного мастера и представителя службы (участка) электрификации, если переезд расположен на электрифицированном участке пути.

732. Все работы, связанные с пересечением железнодорожных путей линиями электропередачи, связи, нефтепроводами, водопроводами и другими надземными и подземными устройствами, допускаются по специальному проекту, разработанному организацией, производящей работы, и утвержденному в установленном порядке. Указанный проект должен быть согласован с главным инженером (техническим руководителем) организации, в которой производятся работы, и с владельцами путей.

733. Устройства путевого заграждения (сбрасывающие башмаки или стрелки, поворотные брусья) при заграждающем их положении не должны допускать выхода подвижного состава с путей, на которых они установлены.

При обнаружении неисправностей железнодорожных путей, угрожающих безопасности движения, должны быть ограждены опасные места и приняты меры по устранению неисправностей.

Остановка железнодорожных вагонов должна производиться только с помощью локомотива или маневрового устройства и специальных башмаков.

Для ведения погрузочно-разгрузочных работ должны применяться локомотивы или маневровые устройства с дистанционным или автоматическим управлением (электротолкатели, тягачи и др.). На действующих объектах применение лебедок с автоматическим и дистанционным управлением допускается по согласованию с территориальными органами Госгортехнадзора России.

734. Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обеспечении безопасности движения.

Запрещается:

а) приступать к работам до ограждения сигналами мест производства работ, опасных для следования подвижного состава;

б) снимать сигналы, ограждающие места работ до полного их окончания, а также до проверки состояния пути, контактной сети и соблюдения габаритов путей.

Места производства работ, опасные для следования подвижного состава, должны ограждаться сигналами с обеих сторон как на однопутных, так и на двух- и многопутных участках дорог независимо от того, ожидается поезд или нет.

Перед началом путевых ремонтных работ руководитель обязан проинструктировать рабочих по безопасности производства этих работ и указать места, куда рабочие должны уходить во время прохода поездов, а также предупредить дежурного по станции и согласовать с ним условия работы.

735. Скорость движения поездов на железнодорожных путях устанавливается администрацией организации в зависимости от применяемого подвижного состава, верхнего строения и профиля пути, а также местных условий.

736. На перегонах (межстанционных, межпостовых) и блоках-участках допускается наличие только одного поезда.

737. На электрифицированных путях запрещается передвижение кранов с поднятой стрелой, кроме случаев производства крановых работ по наряду-допуску и при отключенных устройствах контактной сети.

738. Отвальные железнодорожные пути должны заканчиваться предохранительными упорами, ограждаемыми сигналами, освещаемыми в темное время суток или окрашенными светоотражающей краской.

739. Порядок размещения на нерабочей части отвальных тупиков (путей) кранов, путепередвигателей, путевых механизмов и их ограждений устанавливается инструкцией, согласованной с территориальным органом Госгортехнадзора России.

Запрещается занимать улавливающие и предохранительные тупики подвижным составом.

740. Загрузка вагонов (думпкаров) производится согласно паспорту погрузочных работ. Односторонняя, сверхгабаритная загрузка, а также загрузка, превышающая грузоподъемность вагонов (думпкаров), не допускается.

741. При остановке состава вагонов на уклоне тормоза должны быть зажаты, а под колеса подложены тормозные башмаки.

Отцепленные вагоны должны быть надежно заторможены для предохранения самопроизвольного ухода их под уклон.

742. Включать вагоны для перевозки людей в составы грузовых поездов запрещается. Допускается перевозка рабочих, занятых на путевых работах, в специально предназначенном для этой цели вагоне, включенном в ремонтный поезд, а также в путевых машинах в соответствии с разработанной в организации инструкцией.

743. Подача и передвижение железнодорожных составов в процессе погрузки (разгрузки) должны производиться только по разрешающим сигналам оператора погрузочно-разгрузочного устройства.

744. При работе на руководящих уклонах свыше 60%о подвижной состав должен быть оборудован быстродействующими тормозами (электропневматическими или другими). Работа подвижного состава на участках путей с уклоном от 40 до 60%о допускается только при достаточном тяговом и тормозном их обеспечении, определяемом тяговыми и тормозными расчетами.

745. Работа хозяйственных поездов, не оборудованных быстродействующими тормозами, на уклонах от 40 до 60%о разрешается с применением дополнительного локомотива, с соблюдением требований специально разработанных мероприятий.

746. При эксплуатации тяговых агрегатов допускается производить погрузку без отцепки локомотива от состава на уклонах до 60%о, обращенных в сторону тупика, при условии обеспечения трогания состава с места. Разгрузку состава допускается производить на уклонах до 40%о включительно.

747. Маневры на станционных путях должны производиться по указанию только дежурного по станции или маневрового диспетчера, а на участках, оборудованных электрической централизацией, - поездного диспетчера.

748. Площадки приемных и погрузочных устройств должны быть оборудованы предупредительной звуковой и световой сигнализацией, оповещающей о перемещении железнодорожных транспортных средств.

Сигнализация о перемещении железнодорожных вагонов должна автоматически включаться перед включением маневрового устройства (лебедки) и быть четко слышимой и видимой в местах перехода через железнодорожные пути и на площадках погрузки (разгрузки) угля, а также вдоль всего железнодорожного состава. При постановке вагонов локомотивом сигнал о начале движения дает старший рабочий.

Выключение сигнализации осуществляется при полной остановке транспортных средств. Рабочие приемных и погрузочных устройств должны твердо знать содержание предупредительных сигналов.

Площадки приемных устройств и погрузки должны быть оборудованы светофором. Перед началом производства погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ необходимо включить красный сигнал светофора, запрещающий подачу железнодорожных вагонов локомотивом.

749. Рабочие, постоянно занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны иметь жилеты оранжевого цвета.

750. Эксплуатация автомобильного транспорта осуществляется в соответствии с правилами дорожного движения и другими нормативными документами в части, не противоречащей настоящим Правилам.

751. При проведении капитального ремонта и последующей эксплуатации в сроки, предусмотренные заводом-изготовителем, должно проводиться техническое диагностирование узлов, деталей и агрегатов большегрузных автосамосвалов, влияющих на безопасность движения.

752. Скорость и порядок движения автомобилей устанавливается главным инженером (техническим руководителем) организации с учетом местных условий.

753. Движение на дорогах должно регулироваться стандартными знаками, предусмотренными правилами дорожного движения.

Инструктирование по технике безопасности водителей проводится администрацией фабрики и руководством автохозяйства. При приеме на работу и после практического ознакомления с маршрутами движения с водителями должны провести инструктаж с записью в журнале.

754. При погрузке угля в автомобили экскаваторами должны выполняться следующие условия:

а) ожидающий погрузки автомобиль должен находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

б) находящийся под погрузкой автомобиль должен быть в пределах видимости машиниста экскаватора;

в) находящийся под погрузкой автомобиль должен быть заторможен;

г) погрузка в кузов автомобиля должна производиться только сзади или сбоку, перенос экскаваторного ковша над кабиной запрещается;

д) высота падения груза должна быть минимальной и во всех случаях не превышать 3 м;

е) нагруженный автомобиль может следовать к пункту разгрузки только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.

Не допускается односторонняя или сверхгабаритная загрузка, а также превышающая проектную грузоподъемность автомобиля.

755. Кабина автомобиля должна быть накрыта специальным защитным козырьком, обеспечивающим безопасность водителя при погрузке. При отсутствии защитного козырька водитель автомобиля обязан выйти из кабины и находиться за пределами максимального радиуса действия ковша экскаватора (погрузчика).

756. При работе на линии запрещается:

а) движение автомобиля с поднятым кузовом;

б) движение задним ходом более 30 м в пунктах погрузки;

в) переезд кабелей, уложенных по почве и не огражденных специальными предохранительными устройствами;

г) перевозка посторонних людей в кабине без разрешения администрации организации;

д) выход из кабины автомобиля до полного подъема или опускания кузова;

е) остановка автомобиля на уклоне и подъеме.

В случае остановки автомобиля на уклоне или подъеме вследствие технической неисправности водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.

Во всех случаях при движении автомобиля задним ходом должен подаваться звуковой сигнал.

757. Очистка кузова от налипшей и намерзшей угольной массы должна производиться в специально отведенном месте с применением механических средств.

758. Погрузочно-разгрузочные пункты должны иметь необходимый фронт для маневровых операций автомобилей, бульдозеров, тракторов, автопоездов и оборудованы предупреждающими знаками.

Разгрузочные площадки должны иметь предохранительную стенку (вал) высотой не менее половины диаметра колеса самого большого по грузоподъемности автомобиля.

Запрещается наезжать на предохранительный вал.

 

Конвейеры и элеваторы

 

759. Эксплуатация конвейерных лент должна производиться в соответствии с документацией заводов-изготовителей и норм безопасности на конвейерные ленты для опасных производственных объектов.

760. Движущиеся части конвейеров (приводные, натяжные, отклоняющиеся барабаны, натяжные устройства, каналы и блоки натяжных устройств, ременные и другие передачи, муфты и т.п., а также опорные ролики и ролики нижней ветви ленты), к которым возможен доступ обслуживающего персонала, должны быть ограждены от попадания в них людей и посторонних предметов.

761. Участки лент, набегающие на барабан, должны быть ограждены по длине не менее чем на 1 м. Участки движения ленты, не закрытые специальными кожухами, должны быть ограждены перилами на высоту не менее 0,9 м от уровня пола по всей длине конвейера.

762. Конвейеры ленточные, скребковые, пластинчатые и другие должны быть оборудованы устройствами для безопасной эксплуатации, позволяющими:

а) аварийно останавливать привод конвейера с любого места по всей длине конвейера со стороны обслуживания;

б) обеспечивать перед пуском автоматическую подачу звукового сигнала длительностью не менее 5 с, хорошо слышимого по всей длине конвейера;

в) выполнять местную блокировку, предотвращающую пуск конвейера с пульта управления и рабочего места.

763. Ленточные конвейеры должны иметь:

а) датчики бокового схода ленты, отключающие привод конвейера при сходе ленты в сторону более 10% ее ширины или подающие сигнал оператору пульта управления (при длине конвейера более 50 м);

б) центрирующие устройства, предотвращающие сход ленты в сторону на расстояние более 10% ее ширины (при длине конвейера менее 20 м центрирующие устройства не требуются);

в) устройство для очистки ленты и барабанов от налипшего материала;

г) устройство реле скорости, отключающее привод конвейера при снижении скорости ленты до 75% номинальной;

д) блокировку отключения всех конвейеров, транспортирующих груз на остановившийся конвейер;

е) сбрасыватели на холостой ветви ленты перед натяжным барабаном;

ж) средства уборки просыпей на вновь проектируемых организаций;

з) блокировку на остановку конвейера при переполнении разгрузочной течки.

764. Загрузочные и перегрузочные узлы конвейеров, транспортирующих высушенный уголь, должны иметь аспирационные укрытия.

765. Пластинчатые и скребковые конвейеры должны иметь по всей длине защитные борта, закрывающие ролики и края пластин. Винтовые конвейеры (шнеки) должны быть полностью закрыты.

766. Места подвески контргрузов и канаты натяжных устройств конвейеров должны быть ограждены на высоту не менее 2 м сеткой с размером ячейки не более 50г50 мм и оборудованы грузоподъемными механизмами для обслуживания грузов.

В зонах прохода у канатов натяжных станций канаты должны быть заключены в трубы или иметь другое надежное ограждение на случай разрыва каната.

767. Все наклонные конвейеры и элеваторы с углом наклона более 6° должны быть оборудованы тормозными или стопорными устройствами, исключающими обратный ход механизма после его остановки.

При углах наклона более 10° ленточные конвейеры длиной более 100 м должны быть оборудованы уловителями ленты при разрыве заводского изготовления. Срок оснащения конвейеров ловителями устанавливается по согласованию с территориальными органами Госгортехнадзора России.

768. Скорость движения конвейерной ленты для ручной выборки породы и посторонних предметов не должна превышать 0,4 м/с. Ширина этих лент должна быть не более 1,2 м. Расстояние от уровня обслуживающей площадки до уровня ленты устанавливается в пределах 0,7-0,9 м. Рабочие места выборщиков должны быть ограждены бортами от ленты. При ширине ленты 0,8 м и более выборщики должны располагаться по обе стороны ленты в шахматном порядке на расстоянии не менее 1 м друг от друга.

769. Проход через ленточные конвейеры разрешается по переходным мостикам шириной не менее 0,8 м, оборудованным перилами высотой не менее 1 м. В местах прохода под конвейерами необходимо устанавливать защитные полки для предохранения людей от возможного поражения кусками угля, падающего с ленты, или другие защитные средства по согласованию с техническим надзором, но выступающие за габариты конвейера не менее чем на 1 м.

770. Для перехода через конвейеры в необходимых местах должны устанавливаться постоянные металлические переходные мостики со ступеньками и поручнями. Мостики должны размещаться друг от друга на расстоянии не более 50 м в производственных помещениях и не более 100 м - в галереях, на эстакадах.

При расположении нижней ветви ленты на высоте более 0,7 м от уровня пола необходимо ограждать ленту и нижние ролики или устанавливать перила высотой не менее
1 м вдоль става конвейера.

771. В конвейерных галереях расстояние от наиболее выступающих частей конвейеров до нижних поверхностей выступающих строительных конструкций (коммуникаций) должно быть не менее 0,6 м. В проходе для людей не должно быть выступающих частей.

772. Ширина проходов*(27) для обслуживания должна быть не менее 0,7 м для конвейеров всех видов (кроме пластинчатых), а на объектах, спроектированных с 1975 г.: не менее 0,75 м - для конвейеров всех видов (кроме пластинчатых); не менее 1 м - для пластинчатых конвейеров; не менее 1 м - между параллельно установленными конвейерами; не менее 1,2 м - между параллельно установленными пластинчатыми конвейерами.

773. Для вновь проектируемых и реконструируемых объектов на приводных и натяжных станциях конвейеров должны предусматриваться грузоподъемные средства.

774. Расстояние между стеной и конвейером с неходовой стороны должно быть не менее 0,4 м.

775. На объектах, спроектированных после 1975 г., высота прохода вдоль конвейеров должна быть не менее:

2,1 м - для конвейеров с постоянными рабочими местами, установленных в производственных помещениях;

2 м - для конвейеров, не имеющих постоянных рабочих мест, установленных в производственных помещениях;

1,9 м - для конвейеров, установленных в галереях, тоннелях и эстакадах. При этом потолок не должен иметь острых выступающих частей.

776. Для безопасного движения людей по наклонным галереям с углом наклона более 7° на полу должны укладываться трапы с планками, прикрепленными через 0,4-0,5 м, и устанавливаться металлические поручни вдоль става конвейера.

777. Лестницы переходных мостиков, площадок для обслуживания конвейеров должны иметь угол наклона к горизонту:

не более 45° при постоянной эксплуатации;

не более 60° при эксплуатации один-два раза в смену;

90° при эксплуатации не более одного раза в смену.

Ширина лестниц должна быть не менее 0,7 м. Допускается изготовлять вертикальные лестницы шириной от 0,4 до 0,6 м.

Применение вертикальных лестниц допускается только в случае невозможности размещения маршевых лестниц.

Вертикальные лестницы высотой более 2 м должны иметь ограждения в виде дуг со стороны спины рабочего, перемещающегося по лестнице.

Лестницы должны быть ограждены поручнями высотой не менее 1 м.

Настилы переходных мостиков и площадки должны быть выполнены из материалов, не допускающих скольжения.

778. Запрещается:

а) находиться людям на конвейере, переходить через конвейеры при отсутствии специальных устройств, использовать конвейеры для перевозки людей, инструментов, оборудования;

б) очищать и ремонтировать на ходу приводные натяжные барабаны, поддерживающие и отклоняющие ролики ленточных конвейеров, а также устранять буксование лент;

в) эксплуатировать конвейер при неисправных очистителях, в случае трения ленты о неподвижные части роликоопор, галерей и става конвейера, при неисправных стыках и порывах ленты, движении ленты по просыпи угля, отсутствии свыше 10 % поддерживающих роликов, при неисправных роликах и отсутствии очистителя внутренней стороны ленты или сбрасывателя перед натяжным барабаном;

г) убирать просыпи из-под ленты при работающем конвейере.

779. Проверка срабатывания датчиков схода ленты, реле скорости, аварийных остановок, контроля забивания течек должна производиться по графикам и инструкциям, утвержденным главным инженером (техническим руководителем) организации.

780. Элеваторы должны иметь защитное ограждение на 2 м от пола на каждой отметке, а также через каждые 1,5 м ограждения для улавливания ковшовой цепи при ее разрыве.

781. Запрещается эксплуатация элеваторов, не оснащенных датчиками скорости.

782. Все площадки монтажных проемов должны быть оборудованы устройствами для зацепа предохранительных поясов и приспособлениями для подъема грузов на площадки.

783. Подъем, монтаж и демонтаж тяжелого и крупногабаритного оборудования относятся к работам с повышенной опасностью и должны выполняться по письменному наряду-допуску на производство работ повышенной опасности в присутствии ответственного руководителя работ.

784. Предохранительные решетки монтажных проемов должны быть укреплены на шарнирах, открываться внутрь зданий и быть постоянно закрытыми на запор. На решетках вывешиваются плакаты "Не открывай без предохранительного пояса".

785. На всех площадках монтажных проемов, оборудованных стационарными грузоподъемными механизмами, должны быть установлены кнопки подачи звуковых сигналов и кнопки для аварийной остановки грузоподъемного механизма. На всех площадках должна быть вывешена таблица шифров сигналов и указано место зацепа предохранительных поясов.

786. Подвесные канатные дороги должны отвечать требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог.

 

 

 

 

 

 

 

 

    Рейтинг@Mail.ru   Каталог популярных сайтов           
Разместить сайт в каталоге
Разместить статью в каталоге