ПБ 03-428-02. 
Таблица 4.

ПБ 03-428-02. Таблица 4.
Правила безопасности при строительстве подземных сооружений.

      Стройка - Главная Написать нам
 
 
ПК Инфоплюс-смета Сварка - документы Бизнес-планы Исследования Тендеры  
 
 

 

 

 

 

Случайно выбранные документы:
РД 34.03.213 - Инструктивные материалы по технике безопасности

 

 

 

Сварка ->  Горнодобывающее оборудование ->  ПБ 03-428-02 -> 

 

 

При строительстве коммунальных тоннелей допускается зарядка аккумуляторных батарей непосредственно на электровозе, находящемся в сопряжении ствола с тоннелем или в стволе. Такие работы разрешается производить при условии разработки специального регламента, входящего в состав ППР, в котором предусматриваются дополнительные меры безопасности (кратность воздухообмена, контроль за содержанием сероводорода, вытяжной вентилятор и т.д.) при одновременной зарядке не более одной батареи.

 

8.5.46. Во время зарядки батареи аккумуляторного электровоза крышка батарейного ящика должна быть снята, а пробки элементов должны быть открыты. Батарейный ящик может быть закрыт крышкой только после прекращения газовыделения из аккумуляторных сосудов, но не раньше чем через час после окончания зарядки. Перед выдачей аккумуляторной батареи в зарядной должна быть проверена изоляция ее от корпуса батарейного ящика. Сопротивление изоляции одной батареи должно быть не менее 10 кОм. Запрещается ставить под зарядку неисправные или загрязненные аккумуляторные батареи.

 

8.5.47. Запрещается работа на локомотивах при неисправности буферов, сцепных устройств, тормозов, песочниц, освещения, сигнальных и блокировочных устройств, неисправности электрооборудования и средств защиты.

Каждый локомотив должен быть обеспечен домкратом или самоставом, башмаками, комплектом инструментов, а также калиброванными электропредохранителями.

 

8.5.48. Случаи схода подвижного состава с рельсов должны расследоваться лицом технического надзора для определения и устранения причин.

Работа по подъему и постановке на рельсы подвижного состава должна выполняться под руководством лица технического надзора.

 

8.5.49. Канатная откатка, в том числе бесконечным канатом, должна применяться в соответствии с ППР. Лебедка должна быть надежно укреплена. Вокруг лебедки должен быть свободный проход для обслуживающего персонала шириной не менее 0,7 м.

 

8.5.50. При откатке бесконечным канатом расстояние между вагонетками должно быть не менее 5 м. Конструкция прицепного устройства должна исключать возможность его скольжения по канату.

 

8.5.51. При канатной откатке для сцепления вагонеток между собой, а также для прикрепления их к канату должны применяться сцепки и прицепные устройства, не допускающие произвольного расцепления.

 

8.5.52. Кольца, тяги, сцепки вагонеток и прицепные устройства для бесконечной и электровозной откаток должны рассчитываться не менее чем на 6-кратный запас прочности, а прицепные устройства при концевой откатке - не менее чем на 10-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке.

 

 

8.6. Самоходные машины с двигателями внутреннего сгорания

в подземных выработках

 

8.6.1. Порядок эксплуатации и обслуживания машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), в том числе пунктов заправки машин и их отстоя, должен определяться ППР.

 

8.6.2. К управлению машинами с ДВС должны допускаться лица, прошедшие обучение при учебно-курсовых комбинатах и получившие удостоверение на право управления машинами в подземных условиях.

8.6.3. Перевозка людей допускается только на специально предусмотренных для этой цели машинах и прицепах к ним заводского изготовления. Автоприцепы должны быть оснащены тормозными устройствами и световой сигнализацией сзади.

 

8.6.4. Машины должны передвигаться по выработкам со скоростью, обеспечивающей безопасность людей и оборудования, но не выше 20 км/ч. При разминовке машин скорости их должны быть снижены до 10 км/ч. Скорость движения машин на участках, где проводятся какие-либо работы, не должна превышать 5 км/ч.

На прямолинейных участках горизонтальной выработки длиной более 500 м максимальная скорость груженых и порожних машин может быть увеличена до 40 км/ч. При этом скорость движения машин выше 20 км/ч устанавливается главным инженером организации по согласованию с территориальными органами госгортехнадзора.

Движение машин задним ходом разрешается на расстояние не более 200 м. Подача машин задним ходом в зоне, где выполняются какие-либо работы, должна производиться только по команде лиц, выполняющих эти работы.

Допускается челночная схема движения машин при наличии дублирующих органов системы управления, предусмотренных заводом-изготовителем.

 

8.6.5. Свободный проход для людей и проезжая часть в откаточных выработках должны быть разграничены указателями. В выработках, где допускается скорость движения машин выше 20 км/ч, и в наклонных выработках устройство пешеходных дорожек должно исключать наезд на них машин установкой отбойных брусьев, поднятием пешеходных дорожек и т.п.

 

8.6.6. Полотно дороги в выработках должно быть ровным. В тех случаях, когда почва выработок сложена из неустойчивых пород, склонных при движении машин к образованию неровностей, дороги должны устраиваться с твердым покрытием.

 

8.6.7. В выработках, по которым движутся самоходные машины, должны быть установлены типовые дорожные знаки, регламентирующие движение. Схема установки знаков утверждается главным инженером организации.

 

8.6.8. При двухстороннем движении в выработке свет фар должен быть таким, чтобы исключать ослепление машинистов встречного транспорта (включением ближнего света, подфарников).

 

8.6.9. Необходимость освещения выработок, в которых эксплуатируются самоходные машины, определяется главным инженером организации с учетом местных условий.

 

8.6.10. Все машины, работающие в поземных горных выработках, должны иметь номер и быть закреплены за определенными лицами.

 

8.6.11. На машинах должны быть установлены кабины или козырьки, предохраняющие машиниста от падающих кусков горной породы и вместе с тем обеспечивающие достаточный обзор.

При применении погрузочно-доставочного оборудования в действующих выработках с закрепленной кровлей или кровлей из устойчивых пород устанавливать кабины или козырьки необязательно. При этом расстояние от сиденья машиниста до наиболее выступающей части кровли должно быть не менее 1,3 м.

8.6.12. Машина должна быть загружена таким образом, чтобы при движении исключалось выпадение из кузова кусков горной массы или других транспортируемых материалов.

 

8.6.13. Буксировка неисправных машин в подземных выработках должна производиться только с помощью жесткой сцепки длиной не более 1 м.

Запрещается оставлять самоходные машины без осуществления мер против самопроизвольного их движения. При всех временных остановках самоходных машин в пути габаритные фонари выключать запрещается.

 

8.6.14. Каждая машина с ДВС должна быть оснащена автономной установкой пожаротушения.

 

8.6.15. На каждую машину должен быть заведен журнал осмотра машины, контроля за эксплуатацией нейтрализатора, анализов выхлопных газов. Журнал заполняется согласно инструкциям по эксплуатации оборудования.

 

8.6.16. В период эксплуатации машины с ДВС осуществляется контроль за ее техническим состоянием с записью в журнале:

а) ежесменно перед началом работы машинист проверяет техническое состояние машины (с опробованием работы отдельных устройств). Если какое-либо устройство, обеспечивающее безопасность работ, неисправно, машину эксплуатировать запрещается;

б) не реже одного раза в неделю механик участка или по его поручению другое лицо, имеющее достаточную квалификацию, производит контроль технического состояния каждой машины, работающей на участке. Машину, не прошедшую еженедельный профилактический осмотр, эксплуатировать запрещается.

Ежесменный осмотр машин, предназначенных для перевозки людей, должен производиться лицом технического надзора. О допуске машины для перевозки людей должна быть сделана запись в журнале.

 

8.6.17. На применение в шахте каждого типа машин с ДВС должно быть получено разрешение Госгортехнадзора России. Разрешение дается по представлению организацией сведений о соответствии машин данного типа требованиям, предъявляемым к их эксплуатации настоящими Правилами.

 

8.6.18. Для получения разрешения на каждый тип машин, применяемых на подземных работах, должны быть представлены следующие сведения:

а) перечень серийных отечественных марок топлива, допустимых для использования при подземной эксплуатации двигателя;

б) правила контроля и регулировки двигателя, обеспечивающие наименьшую вредность отработавших газов;

в) правила технической эксплуатации машин, в том числе порядок и сроки проведения текущих и капитальных профилактических осмотров и ремонтов в зависимости от количества отработанных моточасов или пробега в километрах;

г) инструкция по эксплуатации нейтрализаторов;

д) изменения во всех областях рабочих режимов двигателя до и после газоочистки (количество и температура отработавших газов, концентраций в них окиси углерода, окислов азота, альдегидов и твердого фильтрата). Указанные данные представляются в виде графиков или таблиц.

 

8.6.19. Самоходная машина должна быть оборудована:

а) прибором, находящимся в поле зрения машиниста и показывающим скорость движения машины;

б) звуковой сигнализацией;

в) счетчиком моточасов или пробега в километрах;

г) осветительными приборами (фарами, стоп-сигналом, габаритными по ширине сигналами).

Транспортная машина должна быть оборудована задним стоп-сигналом, включающимся при торможении, а также фарами заднего освещения и автоматическим звуковым сигналом, включающимся при движении задним ходом.

На погрузочно-доставочных, доставочных машинах и тракторах с постоянной скоростью движения на каждой передаче, буровых каретках и других малоподвижных машинах устанавливать указатели скорости и стоп-сигналы необязательно.

 

8.6.20. В подземных условиях допускается применение дизельного топлива с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 50 °С и содержанием серы не более 0,2% по весу.

 

8.6.21. Зазоры между наиболее выступающей частью транспортного средства и крепью выработки или размещенным в выработке оборудованием должны приниматься в зависимости от назначения выработок и скорости передвижения машины:

– в выработках, предназначенных для транспортировки породы, - не менее 1,2 м со стороны прохода для людей и 0,5 м с противоположной стороны. При устройстве в выработке пешеходной дорожки выше проезжей части не менее 0,3 м и шириной 0,8 м или при устройстве ниш через 25 м зазор со стороны свободного прохода для людей может быть уменьшен до 1 м. Ниши должны устраиваться высотой 1,8 м, шириной 1,2 м, глубиной 0,7 м;

– в выработках, предназначенных для погрузки породы и доставки ее к транспортной выработке, в выработках, находящихся в проходке, при скорости движения машин до
10 км/ч и при исключении возможности нахождения в таких выработках людей, не связанных с работой машин, - не менее 600 мм с каждой стороны.

Во всех случаях высота свободного прохода по всей ширине выработки должна быть не менее 1,8 м от почвы выработки.

В начале выработок, по которым при движении самоходных транспортных средств проход людей не предусмотрен, должны быть вывешены освещенные запрещающие знаки.

 

8.6.22. В подземных условиях допускаются к применению двигатели, в отработавших газах которых на любом допускаемом режиме концентрация вредных компонентов не превышает величин, указанных в табл.4.

Таблица 4.

 

Наименование

Содержание по объему, %

до газоочистки

после газоочистки

Окись углерода

0,2

0,08

Окислы азота в пересчете на NO2

0,08

0,08

Альдегиды в пересчете на акролеин

-

0,001

 

Показатели до газоочистки в процессе эксплуатации не проверяются и приведены только для заводов-изготовителей.

Дымность определяется по действующим нормативным документам и на режиме свободного ускорения, коэффициент  не должен превышать 40%.

Окись углерода должна определяться при температуре отработавших газов за каталитическим нейтрализатором не менее 250 °С.

 

8.6.23. Все машины с дизельными ДВС должны быть оборудованы двухступенчатой системой очистки выхлопных газов (каталитической и жидкостной), а машины с бензиновыми двигателями - каталитическими нейтрализаторами.

На машинах с дизельными ДВС, эксплуатируемых при отрицательных температурах, допускается установка только каталитических нейтрализаторов. Нейтрализаторы должны иметь пробоотборные трубки, предусмотренные конструкцией нейтрализаторов или установленные эксплуатирующей их организацией.

 

8.6.24. В период эксплуатации состав неразбавленных отработавших газов каждого дизельного двигателя проверяется после газоочистки на холостом ходу лабораторным анализом не реже одного раза в месяц на окись углерода и окислы азота.

Машины, выделяющие вредные газы в концентрациях, превышающих предельно допустимые, должны быть сняты с эксплуатации. Анализ выхлопных газов должен быть произведен перед началом эксплуатации двигателя в подземных условиях, после каждого ремонта, регулировки двигателя или продолжительного (более двух недель) перерыва в работе или при заправке топливом новой марки.

Анализы на окислы азота необходимо производить лабораторным методом по действующим методическим указаниям в этой области.

 

8.6.25. Запрещается эксплуатация машин с ДВС в тупиковых выработках, опасных по газу и пыли.

 

8.6.26. Состав рудничной атмосферы в основных местах работы машин с ДВС должен определяться лабораторным анализом на окись углерода и окислы азота (у кабины машиниста) не реже одного раза в месяц. В каждом пункте в период работы наибольшего количества машин отбирается не менее двух проб с перерывом 5 мин.

 

8.6.27. Запрещается устройство в подземных выработках гаражей и складов горючего и смазочных материалов.

 

8.6.28. Регулировка двигателей на машинах, находящихся в эксплуатации, должна производиться в специально отведенных для этой цели выработках. Выхлопные газы во время регулировки должны отводиться непосредственно на исходящую струю.

 

8.6.29. На устройства по регулированию топливной аппаратуры должны быть установлены пломбы, гарантирующие сохранение принятых максимальной цикловой подачи топлива и угла опережения впрыска. Пломба ставится лицом, допустившим машину к эксплуатации.

По окончании планового ремонта и проверки двигателя пломбы и маркировки топливной аппаратуры должны быть восстановлены. При нарушенной пломбе и маркировке топливной аппаратуры двигатель должен быть снят с эксплуатации и направлен на контрольную проверку регулировок.

 

8.6.30. Машины с бензиновыми двигателями могут применяться только на свежей струе без заезда в тупиковые выработки. Применение этилированного бензина запрещается.

 

8.6.31. Запрещается использовать бензин на подземных работах для каких-либо других целей, кроме заправки машин с ДВС.

 

8.6.32. Содержание окиси углерода и окислов азота в отработавших газах бензиновых двигателей машин с ДВС до и после нейтрализатора контролируется лабораторным анализом перед допуском в подземные выработки, а также в процессе эксплуатации в подземных условиях в сроки, предусмотренные п.8.6.24 настоящих Правил.

Проверка двигателя производится на режимах холостого хода, при равномерном движении с частичной нагрузкой двигателя и при равномерном движении с полной нагрузкой двигателя.

 

8.6.33. После регулировки топливной аппаратуры и системы зажигания регулируемые органы (положение иглы главной дозирующей системы, винтов холостого хода и распределителя зажигания) фиксируются так, чтобы предотвратить произвольное нарушение регулировки посторонними лицами, и пломбируются.

 

8.6.34. Нейтрализаторы отработавших газов, устанавливаемые на автомобили, должны иметь эффективность не менее 70% на входе при достижении температуры отработавших газов 300 °С.

 

8.6.35. Работа каждой машины с карбюраторным двигателем должна учитываться в километрах пробега и в моточасах. После каждых 250 моточасов работы двигателя или 2500 км пробега должен производиться планово-предупредительный ремонт в объеме, предусмотренном заводом-изготовителем.

После 2600 моточасов работы двигатель снимается с машины независимо от его технического состояния. Срок службы капитально отремонтированного двигателя 1600 моточасов.

Моторесурс дизельного двигателя определяется исходя из условий его эксплуатации и гарантированных сроков, установленных заводом-изготовителем, до капитального ремонта и после него. При этом вредные компоненты в отработавших газах не должны превышать показателей, указанных в табл.4 настоящих Правил.

 

 

 


9. МОНТАЖ ПОСТОЯННЫХ УСТРОЙСТВ

 

9.1. Общие требования

 

9.1.1 Монтаж оборудования постоянных устройств подземных сооружений следует производить после окончания строительных работ и составления соответствующих актов сдачи-приемки под монтаж сооружений, помещений в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, Правил устройства электроустановок (ПУЭ), а также ПОС и ППР, стандартов, технических условий и инструкций заводов-изготовителей.

 

9.1.2. В соответствии с настоящими Правилами должны быть обеспечены: электропитание временных нагрузок, освещение, вентиляция и водоснабжение; температурно-влажностный режим в сдаваемых под монтаж сооружениях и помещениях.

9.1.3. В сдаваемых под монтаж сооружениях и помещениях должны быть закончены все строительные работы, должна быть произведена первичная отделка, установлены закладные детали, проложены внутренние коммуникации, подготовлены монтажные проемы в перекрытиях и стенах для подачи крупногабаритного оборудования.

Перед сдачей объекта в постоянную эксплуатацию необходимо демонтировать все временные линии электроснабжения и электрооборудования.

 

9.1.4. При монтаже постоянных устройств одновременно силами нескольких организаций следует руководствоваться указаниями п.1.2.9 настоящих Правил.

 

9.1.5. В ППР должны быть разработаны способы по транспортировке крупногабаритного и тяжеловесного оборудования, перемещению его по сооружениям и помещениям, установке на фундамент.

При перемещении, подъеме и установке крупногабаритного оборудования на фундаменты должны предусматриваться меры, предупреждающие его опрокидывание.

 

9.1.6. Крепление стропов, тросов при подъеме оборудования следует производить с помощью специальных приспособлений и в местах, указанных заводом-изготовителем.

 

9.1.7. При производстве монтажных работ следует применять нормокомплекты специальных инструментов, механизмов и приспособлений по видам работ, допущенных к применению в подземных выработках.

 

 

9.2. Электромонтажные работы

 

9.2.1. В помещениях трансформаторных подстанций, где осуществляется монтаж аккумуляторных батарей, пайка пластин и заливка банок электролитом, должны быть задействованы системы постоянной вентиляции и постоянного освещения, в доступных местах установлены емкости с растворами для нейтрализации кислот. Запрещается курение в аккумуляторном помещении и пользование открытым огнем.

 

9.2.2. При монтаже оборудования должна быть исключена возможность самопроизвольного или случайного его включения.

 

9.2.3. При прокладке постоянных кабельных линий в тоннелях и на станциях необходимо соблюдать требования инструкций по прокладке кабелей и утвержденных технических условий заводов-изготовителей.

 

9.2.4. Размотка кабеля с барабана разрешается только при наличии тормозного устройства.

 

9.2.5. Погрузка и выгрузка барабанов с кабелем должны производиться грузоподъемными механизмами, их перемещение - на специальных транспортных средствах.

 

9.2.6. Прокладка кабелей по стенам с приставных лестниц не допускается.

 

9.3. Монтаж санитарно-технических устройств

Узлы и детали из труб для санитарно-технических систем должны транспортироваться на объекты в контейнерах или пакетах.

9.4. Монтаж эскалаторов

 

9.4.1. Монтаж эскалаторов следует производить в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по безопасной эксплуатации эскалаторов, учитывая указания и инструкции заводов-изготовителей.

 

9.4.2. Установленные в проектное положение элементы конструкции эскалатора должны быть закреплены так, чтобы обеспечивалась их устойчивость.

 

9.4.3. При спуске зон эскалаторов и деталей по наклонному ходу следует применять лебедки с ручным и механическим тормозными устройствами, обеспечивающими необходимое регулирование скорости спуска.

 

9.4.4. До монтажа лестничного полотна должна быть произведена наладка механической части аварийного и рабочих тормозов эскалаторов.

 

9.4.5. Во время обкатки эскалаторов запрещается нахождение на них посторонних лиц.

 

 

9.5. Монтаж затворов

 

9.5.1. Монтаж затворов следует производить в соответствии с ППР и инструкциями завода-изготовителя.

 

9.5.2. Доставку деталей затвора к месту монтажа следует производить:

– на строящихся линиях метрополитена глубокого заложения подвижными единицами метрополитена или строительно-монтажных организаций;

– на линиях мелкого заложения через проемы в своде сооружений в районе камеры затвора.

 

9.5.3. Сборку затвора следует производить на месте монтажа на подготовленной площадке.

 

9.5.4. Во время установки затвора на место и до его закрепления в камере не должны находиться посторонние лица.

 

9.5.5. Затворы в перегонных тоннелях после их монтажа и бетонировки должны находиться в открытом состоянии и закреплены.

 

 

9.6. Монтаж сосудов, работающих под давлением

 

Монтаж сосудов, работающих под давлением, должен производиться в соответствии с действующими нормативными документами по их безопасной эксплуатации.

 

 

9.7. Монтаж устройств связи, радиовещания и телевидения

 

При монтаже постоянных устройств связи радиовещания, в том числе громкоговорящего оповещения (ГГО), и телевидения следует руководствоваться требованиями соответствующих строительно-технологических норм.

9.8. Монтаж устройств АТДП

 

Монтаж устройств автоматики, телемеханики движения поездов (АТДП) следует производить в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов по устройству автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте.

 

 

 

10. УКЛАДКА ПУТИ И УСТАНОВКА КОНТАКТНОГО РЕЛЬСА

 

10.1. Путевая база, предназначенная для комплектации, хранения материалов и выполнения работ по сварке рельсов, сборке стрелочных переводов, съездов, упоров, а также других подготовительных и текущих работ, должна сооружаться в соответствии с проектом, согласованным с органами государственного надзора.

 

10.2. Внутрибазовые подкрановые пути и территория базы должны располагаться на площадке или уклонах не более 1,5+, а в стесненных условиях - не более 2,5+.

 

10.3. Соединительные железнодорожные пути между базой и станцией примыкания должны располагаться на уклонах не более 15+ и иметь устройства, защищающие пути станции примыкания от аварийного выхода вагонов (поворотный брус, улавливающие тупики или сбрасывающие стрелки).

 

10.4. Организация проездов для автотранспорта, проходов для работающих, площадок, предназначенных для складирования материалов, должна осуществляться в соответствии с разделом 3 настоящих Правил.

 

10.5. Шпалы деревянные и железобетонные укладываются в штабеля. Пакеты деревянных шпал укладываются рядами в ленточные штабеля. Годные и негодные шпалы складируются отдельно.

Железобетонные шпалы укладываются в штабеля с соблюдением горизонтальных рядов. Между рядами шпал должны быть уложены прокладки толщиной 40-50 мм на расстоянии примерно 50 см от концов шпал.

Высота ленточного штабеля деревянных и железобетонных шпал должна быть не более 5 м.

 

10.6. Рельсы укладываются на подошву в штабель пирамидальной формы высотой не более 2 м. Каждый верхний ряд штабеля по количеству рельсов должен быть меньше нижнего ряда (на один от каждого края). Между рядами рельсов должны быть уложены прокладки. Ширина штабеля должна обеспечивать вертикальный захват рельсов кранами без подтаскивания.

 

10.7. Контактные рельсы укладываются аналогично в штабель высотой не более 1,5 м, при этом расстояние между прокладками в каждом ряду не должно превышать 2 м.

 

10.8. Выгрузка и погрузка металлических деталей скрепления, поставляемых без тары, должны производиться с применением магнитной плиты. Допускается выгрузка и погрузка небольших количеств деталей скреплений вручную.

 

10.9. При длительном хранении накладки, подкладки укладываются в штабеля высотой не более 1,5 м, остальные скрепления (болты, шайбы и др.) должны находиться в специальной таре.

 

 

 

 

 

 

 

    Рейтинг@Mail.ru   Каталог популярных сайтов           
Разместить сайт в каталоге
Разместить статью в каталоге