Свойства и применение холодного асфальтобетона

Холодный асфальтобетон

Холодный асфальтобетон изобрели в Европе почти 100 лет назад, в России он появился только с началом XXI в. Потребители оценили преимущества технологии укладки холодного асфальта, возможность монтажа при морозах. Описание, свойства, характеристики этого материала делают его популярным.

Описание и свойства холодного асфальта

Материал во многом похож на традиционный асфальтобетон. Основу обоих составляет битум, только для холодного асфальта он густеет медленно или со средней скоростью. В составе прочный щебень особой кубовидной формы — до половины объема, отсев, порошок минералов. Грани, которые имеются у камешков, позволяют им плотно прилегать один к другому.

Холодный асфальт
Холодный асфальт.

Добавление большого количества пластификаторов (22-30%) препятствует битуму застывать. Структурное взаимодействие связующих компонентов холодного асфальтобетона настолько слабое, что случайно возникшие связи разрушаются при незначительном усилии. Это способствует тому, что готовые смеси могут сохранять технические свойства длительное время.

Соответствующий по классу и вязкости битум подбирают в зависимости от предполагаемого способа и времени хранения холодного асфальта. Расфасованный в полиэтиленовые мешки не теряет характеристик до 2 лет, а сохраняемый в буртах — до 12 месяцев. Рыхлое состояние материала позволяет перевозить его на большие расстояния и не бояться, что он придет в негодность.

Чтобы все составляющие части холодной асфальтобетонной смеси превратились в монолитное покрытие, должно произойти испарение углеводородов из добавок. В этом коренное отличие от горячего асфальта, который набирает прочность при остывании горячей массы.

При хранении насыпью сверху образуется плотная корка, которая при размешивании пропадает. Свойства материала при этом не теряются, его можно использовать. После укладки образуется поверхность из полимерного состава, которая остается рыхлой, пока ее не уплотнить. Вес 1 кубометра свежего асфальта составляет от 1,1 т до 1,5 т.

Горячий асфальт при морозе укладывают, нагревая минимум до +80°С, холодный достаточно довести до +5°С. Однако такие достоинства имеют и обратную сторону. Материал слишком рыхлый, пористый, легко насыщается водой. Производители работают над устранением недочетов, основное направление инноваций — заменить битум отходами нефтепереработки.

Виды холодного асфальта

Создание качественного покрытия требует применения соответствующих марок материала. Его свойства проявляются при подготовке, укладке и дальнейшей эксплуатации. Если нарушить технологию, предусмотренную для марки холодной асфальтобетонной смеси, покрытия преждевременно изнашиваются и разрушаются.

Классификация учитывает несколько показателей:

  • содержание щебня;
  • процент песка;
  • остаточная пористость.

Вид обозначается буквами с индексом «х», что значит холодный. Значок «А» используется только для горячего асфальта. Виды холодного:

  • Бх — содержится 40-50% щебня;
  • Вх — от 30 до 40%;
  • Гх — минимально допустимое содержание щебня — 30%;
  • Дх — вместо гравия 70% песка, каменной крошки.

Последняя марка характеризуется хрупкостью, поэтому сфера применения ограничивается садово-парковыми дорожками.

В обозначении имеются также цифры «1» или «2», которые указывают на компоненты и плотность. Оба класса холодного асфальта содержат песок, битум, щебень, минеральный порошок. Если имеется отсев, используется индекс «2». Все варианты отличаются пористостью.

Производство холодного асфальта

Существует 2 технологии приготовления холодных асфальтобетонных смесей: горячая и без нагрева компонентов. При первом способе все составляющие вначале проходят сушку в специальном барабане. Одновременно они прогреваются до +110°С, подаются на дозатор. После взвешивания необходимая часть минеральных заполнителей поступает в смеситель.

К сухой растворной смеси добавляют подогретый порошок из минералов. Все компоненты смешиваются с добавлением битума, количество которого по сравнению с горячим асфальтом меньше на 10-15%. Это позволяет уменьшить слеживаемость в условиях продолжительного хранения. Незадолго до окончания технологического процесса вводят модификаторы, которые улучшают сохранность материала. Смесь выгружают на площадку и быстро перемешивают погрузчиком, охлаждая до +25°С. После этого фасуют или отвозят для хранения в буртах.

Приготовление без подогрева проще. После дозирования песка и щебня сырье направляется в смеситель, где оно перемешивается с добавлением минерального порошка. Вводят модифицированную эмульсию битума. Все смешивается в течение примерно 20 минут, затем холодную асфальтобетонную смесь выгружают для расфасовки или хранения в отвалах.

Применение и укладка холодного асфальта

Материал используется в дорожном строительстве и владельцами дачных участков, загородных домов. Сфера применения:

  • ямочный ремонт дорожного полотна;
  • отмостка зданий;
  • садовые дорожки;
  • асфальтирование приусадебных участков и подъездов;
  • предупредительные и регламентные работы на дорогах.
Укладка холодного асфальта
Укладка холодного асфальта.

Пока применение холодного асфальтобетона ограничено частными участками, тротуарами, ямочным ремонтом и дорогами с незначительной нагрузкой. На магистралях с интенсивным движением использование рискованно: покрытие слишком пластичное. При резком торможении или старте машин оно быстро разрушается.

Чтобы провести работы, достаточно владеть некоторыми знаниями технологии, что позволит сделать укладку холодного асфальта своими руками. Соблюдение правил гарантирует, что поверхность будет прочной, а сооружение прослужит долго.

Начинают с подготовки поверхности: убирают все ненужное с площадки. Когда заделывается яма, удаляют камни, пыль, оставляют плотные стенки, в которых ничего не шатается и не отваливается. Очищают от снега, воды, листьев, влажные поверхности высушивают строительным феном. Если яма глубокая, рекомендуется на дно щебень уложить, укладывание холодного асфальта провести слоем рекомендуемой толщины.

Для ямочного ремонта дорог, где холодный асфальт подвергается высоким продольным нагрузкам, рекомендуется предварительное грунтование углублений. Самая совершенная технология дополнительно предполагает вначале прогревание. Днище и вертикальные стенки обрабатывают битумом или его эмульсией, расходуя до 0,5 л на 1 м². Грунтовка входит во все поры и трещины, обеспечивая максимальное сцепление. Грунтование и прогрев необязательны, чаще просто очищают поверхность и наносят асфальт.

Слой не должен быть больше 6 см, иначе его будет трудно уплотнить. Если заделывается яма, формируют возвышение до 1,5 см, трамбуют. Такая высота предохранит от просадки, если попадет колесо автомобиля. Если это подъезд к гаражу, достаточно будет несколько раз проехать по колейной дорожке. Уплотнение материала также достигается ручной трамбовкой или катком.

Несколько сложнее применение холодных асфальтобетонных смесей, когда температура опускается ниже 0°С. Предварительно материал выдерживают в теплом помещении 2 суток, чтобы он стал эластичным. Перед самым употреблением рыхлят и разогревают горелкой, то же проделывают с выбоиной. При таких условиях материал заполняет мельчайшие полости, качество сцепления высокое.

Author: alexpv212121

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *